Основу законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:
• Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55);
• Кодексы Республики Беларусь: о земле, о недрах, водный, лесной и др.;
• Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об обращении с отходами», «О животном мире», «О растительном мире», «Об охране озонового слоя», «Об охране атмосферного воздуха», «О радиационной безопасности населения», «О питьевом водоснабжении», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и др.;
• «Налоговый кодекс Республики Беларусь. Гл. 19. Особенная часть»;
• Декреты и Указы Президента Республики Беларусь;
• Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
• Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь;
• Концепция развития теплоснабжения в Республике Беларусь на период до 2020 года,;
• Национальная стратегия устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г;
• Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь и др.
Предотвращение чрезвычайных ситуаций регулируют законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О перевозке опасных грузов».
Систему экологического законодательства консолидирует Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
Задачами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды являются обеспечение безопасного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды; регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов; сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы; охрана естественных богатств, природного окружения, ландшафтов и других природных комплексов.
|
Объектами природы, подлежащими охране, являются как вовлеченные, так и неиспользуемые напрямую либо в данный промежуток времени виды природных ресурсов, к которым относятся климатические ресурсы, атмосфера (включая озоновый слой); земля и ее недра, почва; воды (поверхностные, подземные, почвенная влага); растительный и животный мир в их видовом разнообразии во всех сферах обитания и произрастания; типичные и редкие ландшафты, а также иные природные объекты - как компоненты экологических систем в биосфере.
Законодательство в области охраны окружающей среды определяет права и обязанности организаций, учреждений, общественных объединений и граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; компетенцию специально уполномоченных государственных и иных органов в области охраны окружающей среды; лимиты на пользование природными ресурсами; платежи за пользование природными ресурсами; экологические требования к хозяйственной и иной деятельности; особенности контроля и надзора в области охраны окружающей среды, а также ответственность при
родопользователей за нарушение природоохранного законодательства.
|
За нарушение законодательства об охране природы предусмотрена уголовная, административная, имущественная и дисциплинарная ответственность. К нарушителям могут применяться различные санкции: лишение свободы, штраф, возмещение причиненного вреда, прекращение права пользования природными ресурсами и др.
Предприятия, организации, отдельные физические лица несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный окружающей среде и здоровью человека.
Основным законом в области рационального использования ТЭР является Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении». Настоящим законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц, в сфере энергосбережения и устанавливаются их правовые основы. В законе, кроме того, отражены основные направления энергосбережения, а также определяются мероприятия по его проведению, предусматривается экономическое стимулирование этой деятельности.
Закон устанавливает также ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении.
Закон Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» регулирует отношения, связанные с использованием возобновляемых источников энергии для получения электрической энергии, ее дальнейшим потреблением, а также с производством установок по использованию возобновляемых источников энергии.
В законе закреплен перечень полномочий государственных органов в сфере использования возобновляемых источников энергии. Определены права и обязанности производителей данного вида энергии.
|
Регламентирован порядок установления цен на возобновляемые источники энергии и тарифов на энергию, производимую из таких источников.
Предусмотрен ряд мер экономического стимулирования для производителей возобновляемой энергии. В частности, в сфере ценообразования — применение дифференцированных повышающих коэффициентов к тарифам на энергию, приобретаемую государственными энергоснабжающими организациями.
Кроме стимулирования мер в области повышения энергоэффективности, законодательством предусмотрены и меры административного воздействия. Например, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях определены штрафы, налагаемые на должностных лиц:
• за нарушение правил рационального использования ТЭР при проектировании, строительстве новых, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, модернизации существующих предприятий, зданий и сооружений; при создании и модернизации оборудования, транспортных средств, машин и механизмов; при внедрении в производство новых технологий, оборудования и материалов (ст. 91);
• нерациональное использование ТЭР, выразившееся в их перерасходе относительно нормативного (ст. 92).
Важным направляющим документом в области эффективного использования энергоресурсов и энергосбережения явилась Директива Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства». Для реализации основных задач Директивы разработан План мероприятий, в соответствии с которым энергоемкость ВВП должна снизиться к 2010 г. на 31 %, к 2015 г. - на 50 % и к 2020 г. - на 60 %. Планируется к 2012 г. использовать 25 % местных видов топлива в общем энергетическом балансе страны.
В развитие этих основополагающих документов принимаются соответствующие постановления Совета Министров
Республики Беларусь, государственные, отраслевые программы по охране окружающей среды, энергосбережению и эффективному использованию ТЭР.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 248 от 22.02.2010 утверждены меры по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на период до 2012 г. Среди этих мероприятий следует отметить следующие:
- повсеместное внедрение энерготехнологических установок на энергоемких производствах страны;
- введение в эксплуатацию энергоисточников, работающих на местных видах топлива, суммарной тепловой мощностью 569,5 МВт;
- замена 2 220 км тепловых сетей в однотрубном исчислении, из них 370 км сетей горячего водоснабжения;
- замена и установка ежегодно не менее 3 000 единиц рабочего насосного оборудования, частотно-регулируемых электроприводов;
- к 2013 г. полное оснащение мест общего пользования жилищного фонда устройствами автоматического управления освещением;
- выпуск не менее 1 млн энергосберегающих ламп в год с техническими характеристиками, обеспечивающими их работоспособность не менее года.
Кроме того, основные направления охраны окружающей среды и энергосбережения регламентируются международными, межгосударственными и государственными нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами (ТИПА), утвержденными специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, а также отраслевыми и локальными ТИПА.
К ТИПА в области природопользования, охраны окружающей среды и энергосбережения относятся технические регламенты, технические кодексы установившейся
практики (ТКП), государственные, межгосударственные и международные стандарты, строительные нормы и правила (СНиП), строительные нормы Беларуси (СНБ), санитарные правила и нормы (СанПиН), гигиенические нормативы (ГН), руководящие документы (РД), правила, инструкции и др. Например, в 2010 г. на территории республики начал действовать новый стандарт СТБ 1770-2009 «Энергосбережение. Основные термины и определения», который обеспечит применение единых терминов и их однозначное толкование. В целом в Беларуси разработано 129 ТИПА, обеспечивающих комплексный подход к установлению требований к ТЭР, энергопотребляющей продукции, теплоизоляции зданий и сооружений, материалам, средствам учета и контроля, использованию отходов производства, вторичных и возобновляемых источников энергии. Более 80 из этих документов гармонизированы с международными и европейскими требованиями. 6.4. УПРАВЛЕНИЕ, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В области охраны окружающей среды осуществляется государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции. |
Президент Республики Беларусь, являясь главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь, реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение государственных экологических программ и крупных природоохранных мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов государственного управления, осуществляет международное сотрудничество в этой области.
Местные исполнительные и распорядительные органы - областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты — несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение государственных экологических программ и иных природоохранных мероприятий; разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их выполнение, обеспечивают их материально-техническое снабжение.
Общий государственный надзор за соблюдением законодательства осуществляется Прокуратурами Республики Беларусь. Споры, возникающие при рассмотрении дел по нарушению законодательства, разрешаются судами в установленном законодательством порядке.
Республиканским органом государственного управления и контроля является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Главные его задачи
определены Положением о министерстве, которое утверждено Советом Министров Республики Беларусь:
• разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
• комплексное управление природоохранной деятельностью в республике, координация работы в этом направлении других республиканских органов государственного управления и юридических лиц;
• организация государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;
• осуществление международного сотрудничества.
К иным специально уполномоченным государственным органам, наделенным правами государственного контроля за состоянием окружающей среды в рамках своей компетенции, являются:
• Министерство здравоохранения;
• Министерство по чрезвычайным ситуациям;
• Министерство лесного хозяйства;
• Министерство внутренних дел;
• Управление делами Президента Республики Беларусь;
• Государственный таможенный комитет;
• Департамент по гидрометеорологии Минприроды;
• Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии.
Основная роль в организации энергосбережения и энергоэффективности принадлежит государственным структурам управления.
Структура управления энергосбережением в республике включает:
• Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации;
• областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием ТЭР;
• Координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов;
• Экспертный совет при Департаменте по энергоэффективности;
• Государственные предприятия Белэнергосбережение и Белинвестэнергосбережение;
• Отделы по энергосбережению или ответственные за энергосбережение в местных исполнительных и распорядительных органах власти, министерствах и ведомствах.
Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь - это государственный орган по надзору и контролю за обеспечением соблюдения законодательства по рациональному использованию топлива, электрической и тепловой энергии. Его основными задачами являются:
• проведение государственной политики в сфере энергосбережения, регулирование деятельности, направленной на эффективное использование и экономию ТЭР на предприятиях и в организациях республики;
• осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии организациями независимо от собственности и подчиненности.
В соответствии с этими задачами Департамент по энергоэффективности организовывает разработку и реализацию мер по энергосбережению, участвует в реализации инвестиционной политики исходя из приоритетных направлений экономики страны. Он также разрабатывает критерии оценки эффективности использования ТЭР на территориальном и отраслевом уровне, принимает участие в разработке республиканских, отраслевых и территориальных топливно-энергетических балансов, осуществляет и другие функции, предусмотренные законодательством.
Основополагающим правовым документом для реализации политики энергосбережения в стране является Закон «Об энергосбережении», который устанавливает правовые основы отношений юридических и физических лиц в этой сфере. В соответствии с этим законом источниками финансирования мероприятий по энергосбережению являются средства республиканского и местных бюджетов, республиканских фондов энергосбережения, юридических и физических лиц, инновационных фондов министерств и ведомств, кредиты.
6.5. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ НА ПРЕДПРИЯТИИ