НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ




Основу законодательства Республики Беларусь в об­ласти охраны окружающей среды и природопользования составляют:

• Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55);

• Кодексы Республики Беларусь: о земле, о недрах, водный, лесной и др.;

• Законы Республики Беларусь «Об охране окружа­ющей среды», «О государственной экологической экспер­тизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об обращении с отходами», «О животном мире», «О рас­тительном мире», «Об охране озонового слоя», «Об охра­не атмосферного воздуха», «О радиационной безопасности населения», «О питьевом водоснабжении», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и др.;

• «Налоговый кодекс Республики Беларусь. Гл. 19. Особенная часть»;

• Декреты и Указы Президента Республики Беларусь;

• Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;

• Концепция энергетической безопасности Республи­ки Беларусь;

• Концепция развития теплоснабжения в Республи­ке Беларусь на период до 2020 года,;

• Национальная стратегия устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на пери­од до 2020 г;

• Стратегия развития энергетического потенциала Рес­публики Беларусь и др.

Предотвращение чрезвычайных ситуаций регулиру­ют законы «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера»,


«О промышленной безопасности опасных производствен­ных объектов», «О перевозке опасных грузов».

Систему экологического законодательства консоли­дирует Закон Республики Беларусь «Об охране окружаю­щей среды».

Задачами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды являются обеспечение безо­пасного для жизни и здоровья людей состояния окружаю­щей среды; регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов; сохранение природных ресурсов, генетического фонда жи­вой природы; охрана естественных богатств, природного окружения, ландшафтов и других природных комплексов.

Объектами природы, подлежащими охране, являются как вовлеченные, так и неиспользуемые напрямую либо в данный промежуток времени виды природных ресур­сов, к которым относятся климатические ресурсы, атмо­сфера (включая озоновый слой); земля и ее недра, почва; воды (поверхностные, подземные, почвенная влага); рас­тительный и животный мир в их видовом разнообразии во всех сферах обитания и произрастания; типичные и редкие ландшафты, а также иные природные объекты - как компоненты экологических систем в биосфере.

Законодательство в области охраны окружающей сре­ды определяет права и обязанности организаций, учреж­дений, общественных объединений и граждан по обеспе­чению условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; компетенцию специально уполномо­ченных государственных и иных органов в области охраны окружающей среды; лимиты на пользование природными ресурсами; платежи за пользование природными ресур­сами; экологические требования к хозяйственной и иной деятельности; особенности контроля и надзора в области охраны окружающей среды, а также ответственность при­
родопользователей за нарушение природоохранного зако­нодательства.

За нарушение законодательства об охране природы предусмотрена уголовная, административная, имуществен­ная и дисциплинарная ответственность. К нарушителям могут применяться различные санкции: лишение свобо­ды, штраф, возмещение причиненного вреда, прекраще­ние права пользования природными ресурсами и др.

Предприятия, организации, отдельные физические лица несут полную материальную ответственность за ущерб, при­чиненный окружающей среде и здоровью человека.

Основным законом в области рационального исполь­зования ТЭР является Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении». Настоящим законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юри­дических и физических лиц, в сфере энергосбережения и устанавливаются их правовые основы. В законе, кроме того, отражены основные направления энергосбереже­ния, а также определяются мероприятия по его проведе­нию, предусматривается экономическое стимулирование этой деятельности.

Закон устанавливает также ответственность за нару­шение законодательства об энергосбережении.

Закон Республики Беларусь «О возобновляемых ис­точниках энергии» регулирует отношения, связанные с использованием возобновляемых источников энергии для получения электрической энергии, ее дальнейшим по­треблением, а также с производством установок по ис­пользованию возобновляемых источников энергии.

В законе закреплен перечень полномочий государ­ственных органов в сфере использования возобновляе­мых источников энергии. Определены права и обязан­ности производителей данного вида энергии.

Регламентирован порядок установления цен на воз­обновляемые источники энергии и тарифов на энергию, производимую из таких источников.


Предусмотрен ряд мер экономического стимулирова­ния для производителей возобновляемой энергии. В част­ности, в сфере ценообразования — применение дифферен­цированных повышающих коэффициентов к тарифам на энергию, приобретаемую государственными энергоснаб­жающими организациями.

Кроме стимулирования мер в области повышения энергоэффективности, законодательством предусмотре­ны и меры административного воздействия. Например, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях определены штрафы, налагаемые на должностных лиц:

• за нарушение правил рационального использова­ния ТЭР при проектировании, строительстве новых, рас­ширении, реконструкции, техническом перевооружении, модернизации существующих предприятий, зданий и со­оружений; при создании и модернизации оборудования, транспортных средств, машин и механизмов; при внедре­нии в производство новых технологий, оборудования и материалов (ст. 91);

• нерациональное использование ТЭР, выразившееся в их перерасходе относительно нормативного (ст. 92).

Важным направляющим документом в области эф­фективного использования энергоресурсов и энергосбере­жения явилась Директива Президента Республики Бе­ларусь «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства». Для реализа­ции основных задач Директивы разработан План меро­приятий, в соответствии с которым энергоемкость ВВП должна снизиться к 2010 г. на 31 %, к 2015 г. - на 50 % и к 2020 г. - на 60 %. Планируется к 2012 г. использо­вать 25 % местных видов топлива в общем энергетиче­ском балансе страны.

В развитие этих основополагающих документов прини­маются соответствующие постановления Совета Министров

Республики Беларусь, государственные, отраслевые про­граммы по охране окружающей среды, энергосбережению и эффективному использованию ТЭР.

Постановлением Совета Министров Республики Бела­русь № 248 от 22.02.2010 утверждены меры по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на период до 2012 г. Среди этих мероприятий следует отметить следующие:

- повсеместное внедрение энерготехнологических уста­новок на энергоемких производствах страны;

- введение в эксплуатацию энергоисточников, рабо­тающих на местных видах топлива, суммарной тепловой мощностью 569,5 МВт;

- замена 2 220 км тепловых сетей в однотрубном ис­числении, из них 370 км сетей горячего водоснабжения;

- замена и установка ежегодно не менее 3 000 единиц рабочего насосного оборудования, частотно-регулируемых электроприводов;

- к 2013 г. полное оснащение мест общего пользо­вания жилищного фонда устройствами автоматического управления освещением;

- выпуск не менее 1 млн энергосберегающих ламп в год с техническими характеристиками, обеспечивающи­ми их работоспособность не менее года.

Кроме того, основные направления охраны окружаю­щей среды и энергосбережения регламентируются между­народными, межгосударственными и государственными нормативными правовыми актами, техническими норма­тивными правовыми актами (ТИПА), утвержденными спе­циально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, а также отраслевыми и локальными ТИПА.

К ТИПА в области природопользования, охраны окру­жающей среды и энергосбережения относятся техниче­ские регламенты, технические кодексы установившейся


практики (ТКП), государственные, межгосударственные и международные стандарты, строительные нормы и пра­вила (СНиП), строительные нормы Беларуси (СНБ), са­нитарные правила и нормы (СанПиН), гигиенические нор­мативы (ГН), руководящие документы (РД), правила, инст­рукции и др. Например, в 2010 г. на территории республики начал действовать новый стандарт СТБ 1770-2009 «Энергосбере­жение. Основные термины и определения», который обе­спечит применение единых терминов и их однозначное толкование. В целом в Беларуси разработано 129 ТИПА, обеспечивающих комплексный подход к установлению требований к ТЭР, энергопотребляющей продукции, те­плоизоляции зданий и сооружений, материалам, средствам учета и контроля, использованию отходов производства, вторичных и возобновляемых источников энергии. Более 80 из этих документов гармонизированы с международ­ными и европейскими требованиями. 6.4. УПРАВЛЕНИЕ, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В области охраны окружающей среды осуществляет­ся государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль. Государственное управление в области охраны окру­жающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Ми­нистерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными ор­ганами, иными специально уполномоченными республи­канскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депу­татов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Президент Республики Беларусь, являясь главой го­сударства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряже­ния по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Непо­средственно или через создаваемые им органы осущест­вляет контроль за соблюдением природоохранного зако­нодательства.

Правительство - Совет Министров Республики Бела­русь - осуществляет исполнительную власть в Республи­ке Беларусь, реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение государственных эко­логических программ и крупных природоохранных ме­роприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов государственного управ­ления, осуществляет международное сотрудничество в этой области.

Местные исполнительные и распорядительные орга­ны - областные, районные, городские, поселковые, сель­ские исполнительные комитеты — несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение государственных экологиче­ских программ и иных природоохранных мероприятий; разрабатывают и утверждают местные программы охра­ны природы, организуют их выполнение, обеспечивают их материально-техническое снабжение.

Общий государственный надзор за соблюдением зако­нодательства осуществляется Прокуратурами Республи­ки Беларусь. Споры, возникающие при рассмотрении дел по нарушению законодательства, разрешаются судами в установленном законодательством порядке.

Республиканским органом государственного управле­ния и контроля является Министерство природных ре­сурсов и охраны окружающей среды. Главные его задачи


определены Положением о министерстве, которое утверж­дено Советом Министров Республики Беларусь:

• разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рацио­нального использования природных ресурсов;

• комплексное управление природоохранной деятель­ностью в республике, координация работы в этом направ­лении других республиканских органов государственно­го управления и юридических лиц;

• организация государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;

• осуществление международного сотрудничества.

К иным специально уполномоченным государственным органам, наделенным правами государственного контро­ля за состоянием окружающей среды в рамках своей компетенции, являются:

• Министерство здравоохранения;

• Министерство по чрезвычайным ситуациям;

• Министерство лесного хозяйства;

• Министерство внутренних дел;

• Управление делами Президента Республики Бела­русь;

• Государственный таможенный комитет;

• Департамент по гидрометеорологии Минприроды;

• Комитет по земельным ресурсам, геодезии и карто­графии.

Основная роль в организации энергосбережения и энер­гоэффективности принадлежит государственным струк­турам управления.

Структура управления энергосбережением в республи­ке включает:

• Департамент по энергоэффективности Государствен­ного комитета по стандартизации;

• областные и Минское городское управления по над­зору за рациональным использованием ТЭР;

• Координационный межведомственный совет по энер­госбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов;

• Экспертный совет при Департаменте по энергоэф­фективности;

• Государственные предприятия Белэнергосбережение и Белинвестэнергосбережение;

• Отделы по энергосбережению или ответственные за энергосбережение в местных исполнительных и распоря­дительных органах власти, министерствах и ведомствах.

Департамент по энергоэффективности Государствен­ного комитета по стандартизации Республики Беларусь - это государственный орган по надзору и контролю за обе­спечением соблюдения законодательства по рациональ­ному использованию топлива, электрической и тепловой энергии. Его основными задачами являются:

• проведение государственной политики в сфере энер­госбережения, регулирование деятельности, направленной на эффективное использование и экономию ТЭР на пред­приятиях и в организациях республики;

• осуществление государственного надзора за рацио­нальным использованием топлива, электрической и те­пловой энергии организациями независимо от собствен­ности и подчиненности.

В соответствии с этими задачами Департамент по энергоэффективности организовывает разработку и реа­лизацию мер по энергосбережению, участвует в реализа­ции инвестиционной политики исходя из приоритетных направлений экономики страны. Он также разрабатывает критерии оценки эффективности использования ТЭР на территориальном и отраслевом уровне, принимает участие в разработке республиканских, отраслевых и территори­альных топливно-энергетических балансов, осуществляет и другие функции, предусмотренные законодательством.


Основополагающим правовым документом для реа­лизации политики энергосбережения в стране является Закон «Об энергосбережении», который устанавливает правовые основы отношений юридических и физических лиц в этой сфере. В соответствии с этим законом источ­никами финансирования мероприятий по энергосбере­жению являются средства республиканского и местных бюджетов, республиканских фондов энергосбережения, юридических и физических лиц, инновационных фондов министерств и ведомств, кредиты.

6.5. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ НА ПРЕДПРИЯТИИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: