В настоящее время человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы их обеспечить. Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможности ее самовосстановления оказались небезграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущим поколениям человечества. Например, согласно многочисленным компьютерным моделям развития общества, разведанных энергоресурсов человечеству хватит не более, чем на 110-120 лет.
Выход из сложившегося положения возможен только в рамках устойчивого (стабильного социально-экономического) развития, восстанавливающего естественные экосистемы до уровней, гарантирующих их стабильность.
^<Гдселения должны обеспечивать достаточный и га- |
яос\ Единый материальный уровень жизни для всех. |
|
Окончание табл. 6.1
|
Г.
устойчивым развитием следует понимать гло- р^^фавляемое развитие всего мирового сообщества сохранения биосферы и существования челове- с непрерывного развития. Устойчивым может
мировое сообщество в целом, ибо биосфера и $. - единый организм планеты Земля. н°о(.-#^ЧИВое развитие - это такое развитие, при кото- V/ 1[?четворение нужд нынешнего поколения проис- Р°М ущемления возможностей будущих поколений 1^рять свои потребности. В социально устойчивом запасы капитала, уровень технологий и числен-
|
* ' (управлении. ИJJU-U,C^bUiVl иирсли,ца iv jrv/iuii n.uumj
общества, определенного в 1987 г. Междуна- |)а311Ц^1 комиссией по окружающей среде (МКООР), в ка- ^^Ч/^девых и лимитирующих параметров в экологи- 1е( ^.фере принимаются уровни удельного (на душу feCI4|l .ft и единицу валового национального продукта ^требления энергии и других ресурсов, а также М) }р,1бросов, сбросов и отходов, а также показатели 8ыХ<Ц/ц атмосферы, вод, территорий.
^^Лгой стороны, основным показателем качества жиз- ' ^^ка является продолжительность его жизни, ко- гх свою очередь, зависит от объема валового внут- ^рьг^ продукта на душу населения в стране и его энер- V'yjeHHOCTH (табл. 6.1).
Ю Таблица 6.1.
^стеристика некоторых стран по некоторым АЧ^-яателям устойчивого развития (на 1990 г.)
S?
Как видно из табл. 6.1, продолжительность жизни населения различных по уровню развития стран пропорциональна удельным показателям ВНП и энергообеспеченности. Ряд стран с более высоким уровнем энергообеспечения, таких как Норвегия - 25 083 кВт • ч/чел, Швеция - 17 130, Исландия - 18 221 характеризуются еще более высокой продолжительностью жизни населения (75-78 лет). Таким образом, при повышении энергообеспеченности страны, возрастает ВНП, что приводит к улучшению качества и продолжительности жизни людей.
За последние 100 лет постепенно сформировалось в масштабах всей планеты понимание того, что необходимо коренным образом изменять свое отношение к биосфере и ее ресурсам, пора начинать борьбу за их сохранение и восстановление. В противном случае человек, как биологический вид, может просто исчезнуть с лица земли.
|
Были разработаны программные международные документы, которые должны обеспечить устойчивость глобального социально-экономического развития и сохранения качеств окружающей среды, ее ресурсов. Это, прежде всего, «Повестка дня на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992), а также ряд Конвенций и Протоколов по защите и охране окружающей среды.
Необходимость устойчивого развития актуальна и для нашей республики, экономика которой долгое время являлась составной частью экономики бывшего СССР, имела и имеет чрезвычайно высокую зависимость от поставок энергоносителей, сырья и иных жизненно важных производственных ресурсов из других стран и, прежде всего, из России.
Большая роль в государственной политике в области охраны окружающей среды и энергосбережения отводится формированию целостной системы планирования соответствующих мероприятий.
Наиболее масштабными в этом плане на сегодняшний день является Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020).
НСУР-2020 разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».
Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). НСУР-2020 учла изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.
|
В НСУР-2020 дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь, таких как Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Комплексный прогноз научно- технического прогресса на 2001-2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы.
В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек - окружающая среда - экономика».
Учитывая опыт реализации НСУР-97, «Повестку дня на XXI век», Итоговые документы Всемирного саммита в Йоханнесбурге, национальная стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития:
• человек - цель прогресса; уровень человеческого развития - мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;
• повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;
• приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры - важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;
• улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
• переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
• усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;
• рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновляемых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновляемых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
• развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
• экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;
• ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;
• повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.
Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.
Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях будет определяющей.
В соответствии со Стратегией развития энергетического потенциала Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров № 1180 и рассчитанной на период до конца 2020 года, энергоемкость ВВП к 2020 году планируется снизить на 60 % по отношению к уровню 2005 года.
Поставленные цели планируется обеспечить за счет совершенствования организационно-экономической политики энергосбережения, повышения коэффициента полезного использования энергоносителей на всех стадиях производства (преобразования), транспортировки и потребления, увеличения в топливном балансе республики доли местных ТЭР, вторичных энергоресурсов, возобновляемых источников энергии.
В частности, планируется разработать новые и совершенствовать существующие экономические механизмы, стимулирующие повышение энергоэффективности использования ТЭР при выпуске продукции (товаров, работ и услуг) и определяющие меры ответственности за нерациональное потребление ресурсов. Также предполагается совершенствовать механизмы, методики и качество проведения обязательных и добровольных энергетических аудитов потребителей ТЭР, совершенствовать тарифную политику для стимулирования экономии энергоресурсов, включая планомерную ликвидацию перекрестного субсидирования и внедрение системы дифференцированных тарифов на потребленную энергию для промышленных предприятий и населения.
Повышение коэффициента полезного использования энергоносителей будет обеспечиваться, в первую очередь, за счет внедрения новых энергоэффективных технологий во всех отраслях экономики. Так, в сфере производства электрической и тепловой энергии будут внедряться парогазовые, газотурбинные и газопоршневые парогазовые блоки с коэффициентом полезного действия не менее 57 %,
модернизироваться существующее оборудование со снижением удельного расхода топлива на производство электроэнергии на 10 % к 2015 году и на 15 % - к 2020 году.
В системе теплоснабжения будут снижены потери в тепловых сетях до 8 % путем экономически целесообразного перевода существующих источников теплоснабжения на когенерационную основу, созданы технологии низкотемпературного комбинированного теплоснабжения с количественным и качественно-количественным регулированием тепловой нагрузки с децентрализацией пиковых тепловых мощностей, а также комплексы технологического оборудования с использованием тепловых насосов в системах теплоснабжения.
Предполагается оптимизировать схемы теплоснабжения за счет ликвидации длинных теплотрасс, передать нагрузки от ведомственных котельных на ТЭЦ, оснастить здания индивидуальными тепловыми пунктами по независимой схеме. Эффективность работы водоподготовительного оборудования будет повышена за счет внедрения новых безреагентных способов водоподготовки.
В промышленности удельные затраты на производство продукции планируется снизить на 15-20 % путем разработки и реализации оптимальных схем энергоснабжения промышленных объектов на базе сочетания первичных энергоносителей, максимального использования ВЭР всех уровней с передачей их тепловых излишков для теплоснабжения объектов, находящихся в коммунальной собственности, и жилья. Так, планируется создать эффективные автоматизированные печи различных типов с КПД не менее 50 % (нагревательные, закалочные, обжиговые, отопительные) с максимальной утилизацией тепловых ВЭР, высокоэффективные сушильные агрегаты на базе использования инфракрасных излучателей различных типов, высокоэффективные моечные агрегаты с использованием воды, нагретой в контактных водонагревателях и ультразвуковых излучателях, и пр.
В жилищно-коммунальном хозяйстве предполагается оснастить водозаборы современным энергоэффективным насосным оборудованием с автоматизированными системами управления, утилизировать отходы водоочистных сооружений за счет создания биогазовых установок, оптимизировать режимы водоснабжения городов и поселков для снижения потребления электроэнергии, обеспечить термомодернизацию жилых домов для доведения удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт*ч/м2 в год после капитального ремонта и реконструкции зданий. Планируется массово внедрять индивидуальные устройства автоматизированного регулирования и учета тепловой энергии в квартирах, энергоэффективное освещение в местах общего пользования, коге- нерационные установки с использованием коммунальных отходов, использовать местные виды ТЭР не менее 900 тыс. т у. т. к 2012 году, снизить к 2020 году удельный расход топлива на производство теплоэнергии на 5 %, использовать в 2020 году коммунальные отходы и осадки сточных вод с замещением 80-100 тыс. т у. т.
В строительстве и производстве стройматериалов будет освоен выпуск строительных материалов на базе новейших энергосберегающих технологий, а также с использованием зольных остатков бурых углей и горючих сланцев. К 2015 году планируется обеспечить строительство не менее 60 % энергоэффективных жилых домов с удельным расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт-ч/м2 для многоэтажных зданий и зданий средней этажности (от 4 до 9 этажей) и 90 кВт*ч/м2 для зданий малой этажности (от 1 до 3 этажей).
В сельском хозяйстве предполагается внедрить в крупных сельскохозяйственных организациях и перерабатывающих организациях энергоустановки на местных видах топлива, использовать солому в энергетических целях
в объеме до 230 тыс. т у. т, модернизировать зерносушилки с укомплектованием их теплогенераторами на местных видах топлива, построить локальные биогазовые комплексы в сельхозорганизациях, занимающихся разведением крупного рогатого скота, свиней и птицы, модернизировать животноводческие комплексы с переходом на новые энергоэффективные технологии.
В лесном хозяйстве будут созданы новые производства по изготовлению древесных гранул (пеллет), древесного брикета, внедрено оборудование для заготовки топливной щепы из неделовой древесины, древесных отходов.
В пищевой промышленности планируется внедрить технологии утилизации барды с получением биогаза и его последующим использованием в качестве топлива в котельных, построить станции очистки сточных вод с внедрением новых технологий для получения биогаза, спроектировать и внедрить устройства для утилизации тепла канализационных стоков в жилых домах и административных зданиях.
Во всех отраслях планируется снизить потери воды в водопроводных сетях и непроизводительные расходы электроэнергии на перекачку воды, внедрить современные пластиковые трубопроводы, энергоэффективное оборудование в производстве сжатого воздуха и холода, создать взаимосвязанный комплекс технологических подсистем в объединенной системе централизованного теплоснабжения и централизованного холодоснабжения крупных потребителей тепла и холода. Также предполагается внедрить энергоэффективные системы освещения во всех отраслях экономики, жилищно-коммунальном секторе, использовать к 2020 году не менее 2 млн т биодизельного топлива и топливного этанола с внедрением технологий по адаптации двигателей внутреннего сгорания для работы на бензинах с содержанием этанола более 10 %.