СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ




В настоящее время человечество столкнулось с про­тиворечиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы их обеспечить. Богатства природы, ее способность поддерживать разви­тие общества и возможности ее самовосстановления ока­зались небезграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущим поколениям человечества. Например, согласно многочисленным компьютерным моделям развития обще­ства, разведанных энергоресурсов человечеству хватит не более, чем на 110-120 лет.

Выход из сложившегося положения возможен только в рамках устойчивого (стабильного социально-экономичес­кого) развития, восстанавливающего естественные экоси­стемы до уровней, гарантирующих их стабильность.


^дселения должны обеспечивать достаточный и га-
яос\ Единый материальный уровень жизни для всех.
Энергообе­спеченность, кВт-ч/чел Продолжитель­ность жизни, лет ВНП на душу населения, долл. США на душу на- селения, долл. /че л.
муж. жен.
  70,6 77,7 17 500
7 420 69,4 75,9  

 

Окончание табл. 6.1
Страна Энергообе­спеченность, кВт-ч/чел Продолжитель­ность жизни, лет ВНП на душу населения, долл. США на душу на- селения, долл. /чел.
муж. жен.
Франция   70,6 78,1  
Страны бывш. СССР   68,0 74,4 4 780
Аргенти­ на   66,7 73,3  
Пакистан   53,4 51,7  
Кения   53,7 58,2  

 

Г.

устойчивым развитием следует понимать гло- р^^фавляемое развитие всего мирового сообщества сохранения биосферы и существования челове- с непрерывного развития. Устойчивым может

мировое сообщество в целом, ибо биосфера и $. - единый организм планеты Земля. н°о(.-#^ЧИВое развитие - это такое развитие, при кото- V/ 1[?четворение нужд нынешнего поколения проис- Р°М ущемления возможностей будущих поколений 1^рять свои потребности. В социально устойчивом запасы капитала, уровень технологий и числен-

* ' (управлении. ИJJU-U,C^bUiVl иирсли,ца iv jrv/iuii n.uumj

общества, определенного в 1987 г. Междуна- |)а311Ц^1 комиссией по окружающей среде (МКООР), в ка- ^^Ч/^девых и лимитирующих параметров в экологи- 1е( ^.фере принимаются уровни удельного (на душу feCI4|l .ft и единицу валового национального продукта ^требления энергии и других ресурсов, а также М) }р,1бросов, сбросов и отходов, а также показатели 8ыХ<Ц/ц атмосферы, вод, территорий.

^^Лгой стороны, основным показателем качества жиз- ' ^^ка является продолжительность его жизни, ко- гх свою очередь, зависит от объема валового внут- ^рьг^ продукта на душу населения в стране и его энер- V'yjeHHOCTH (табл. 6.1).

Ю Таблица 6.1.

^стеристика некоторых стран по некоторым АЧ^-яателям устойчивого развития (на 1990 г.)

S?


Как видно из табл. 6.1, продолжительность жизни на­селения различных по уровню развития стран пропорцио­нальна удельным показателям ВНП и энергообеспеченно­сти. Ряд стран с более высоким уровнем энергообеспечения, таких как Норвегия - 25 083 кВт • ч/чел, Швеция - 17 130, Исландия - 18 221 характеризуются еще более высокой продолжительностью жизни населения (75-78 лет). Таким образом, при повышении энергообеспеченности страны, возрастает ВНП, что приводит к улучшению качества и продолжительности жизни людей.

За последние 100 лет постепенно сформировалось в масштабах всей планеты понимание того, что необходи­мо коренным образом изменять свое отношение к биосфе­ре и ее ресурсам, пора начинать борьбу за их сохранение и восстановление. В противном случае человек, как био­логический вид, может просто исчезнуть с лица земли.

Были разработаны программные международные до­кументы, которые должны обеспечить устойчивость гло­бального социально-экономического развития и сохране­ния качеств окружающей среды, ее ресурсов. Это, пре­жде всего, «Повестка дня на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992), а также ряд Конвенций и Протоколов по защите и охране окружающей среды.


Необходимость устойчивого развития актуальна и для нашей республики, экономика которой долгое время яв­лялась составной частью экономики бывшего СССР, име­ла и имеет чрезвычайно высокую зависимость от поста­вок энергоносителей, сырья и иных жизненно важных производственных ресурсов из других стран и, прежде всего, из России.

Большая роль в государственной политике в области охраны окружающей среды и энергосбережения отводит­ся формированию целостной системы планирования со­ответствующих мероприятий.

Наиболее масштабными в этом плане на сегодняш­ний день является Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Бела­русь на период до 2020 г. (НСУР-2020).

НСУР-2020 разработана в соответствии с Законом Рес­публики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь».

Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методоло­гических подходах «Повестки дня на XXI век», опреде­ленных Конференцией ООН по окружающей среде и раз­витию (Рио-де-Жанейро, 1992). НСУР-2020 учла измене­ния, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглаше­ния, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассам­блеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на выс­шем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.

В НСУР-2020 дальнейшее развитие получили основ­ные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Ре­спублики Беларусь, таких как Основные направления социально-экономического развития Республики Бела­русь на период до 2010 г., Комплексный прогноз научно- технического прогресса на 2001-2020 гг., Программа раз­вития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Респу­блики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые про­граммы.

В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономиче­ского и экологического развития как равноценных взаи­модополняющих составляющих в едином сбалансирован­ном комплексе «человек - окружающая среда - эконо­мика».

Учитывая опыт реализации НСУР-97, «Повестку дня на XXI век», Итоговые документы Всемирного саммита в Йоханнесбурге, национальная стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития:

• человек - цель прогресса; уровень человеческого развития - мера зрелости общества, государства, его со­циально-экономической политики;

• повышение уровня благосостояния нации, преодо­ление бедности, изменение структур потребления;

• приоритетное развитие систем здравоохранения, об­разования, науки, культуры - важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста произво­дительной, творческой активности народа, эволюции на­родного хозяйства;


• улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;

• переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;

• усиление взаимосвязи экономики и экологии, фор­мирование эколого-ориентированной экономической си­стемы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости эко­систем;

• рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновляемых и мак­симально возможное уменьшение потребления невозоб­новляемых ресурсов, расширение использования вторич­ных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

• развитие международного сотрудничества и соци­ального партнерства в целях сохранения, защиты и вос­становления экосистем;

• экологизация мировоззрения человека, систем обра­зования, воспитания, морали с учетом новых цивилиза­ционных ценностей;

• ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реа­лизации решений;

• повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и граждан­ского общества.

Указанные принципы служат идейными ориентира­ми, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.

Переход к устойчивому развитию потребует скоорди­нированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях будет определя­ющей.

В соответствии со Стратегией развития энергетиче­ского потенциала Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров № 1180 и рассчитан­ной на период до конца 2020 года, энергоемкость ВВП к 2020 году планируется снизить на 60 % по отношению к уровню 2005 года.

Поставленные цели планируется обеспечить за счет совершенствования организационно-экономической поли­тики энергосбережения, повышения коэффициента по­лезного использования энергоносителей на всех стадиях производства (преобразования), транспортировки и потреб­ления, увеличения в топливном балансе республики до­ли местных ТЭР, вторичных энергоресурсов, возобновля­емых источников энергии.

В частности, планируется разработать новые и совер­шенствовать существующие экономические механизмы, стимулирующие повышение энергоэффективности ис­пользования ТЭР при выпуске продукции (товаров, работ и услуг) и определяющие меры ответственности за нера­циональное потребление ресурсов. Также предполагается совершенствовать механизмы, методики и качество про­ведения обязательных и добровольных энергетических аудитов потребителей ТЭР, совершенствовать тарифную политику для стимулирования экономии энергоресурсов, включая планомерную ликвидацию перекрестного суб­сидирования и внедрение системы дифференцированных тарифов на потребленную энергию для промышленных предприятий и населения.

Повышение коэффициента полезного использования энергоносителей будет обеспечиваться, в первую очередь, за счет внедрения новых энергоэффективных технологий во всех отраслях экономики. Так, в сфере производства электрической и тепловой энергии будут внедряться па­рогазовые, газотурбинные и газопоршневые парогазовые блоки с коэффициентом полезного действия не менее 57 %,


модернизироваться существующее оборудование со сниже­нием удельного расхода топлива на производство электро­энергии на 10 % к 2015 году и на 15 % - к 2020 году.

В системе теплоснабжения будут снижены потери в те­пловых сетях до 8 % путем экономически целесообразного перевода существующих источников теплоснабжения на когенерационную основу, созданы технологии низкотем­пературного комбинированного теплоснабжения с количе­ственным и качественно-количественным регулированием тепловой нагрузки с децентрализацией пиковых тепловых мощностей, а также комплексы технологического обору­дования с использованием тепловых насосов в системах теплоснабжения.

Предполагается оптимизировать схемы теплоснабже­ния за счет ликвидации длинных теплотрасс, передать нагрузки от ведомственных котельных на ТЭЦ, оснастить здания индивидуальными тепловыми пунктами по не­зависимой схеме. Эффективность работы водоподготови­тельного оборудования будет повышена за счет внедре­ния новых безреагентных способов водоподготовки.

В промышленности удельные затраты на производ­ство продукции планируется снизить на 15-20 % путем разработки и реализации оптимальных схем энергоснаб­жения промышленных объектов на базе сочетания пер­вичных энергоносителей, максимального использования ВЭР всех уровней с передачей их тепловых излишков для теплоснабжения объектов, находящихся в коммуналь­ной собственности, и жилья. Так, планируется создать эффективные автоматизированные печи различных ти­пов с КПД не менее 50 % (нагревательные, закалочные, обжиговые, отопительные) с максимальной утилизацией тепловых ВЭР, высокоэффективные сушильные агрегаты на базе использования инфракрасных излучателей раз­личных типов, высокоэффективные моечные агрегаты с использованием воды, нагретой в контактных водонагре­вателях и ультразвуковых излучателях, и пр.

В жилищно-коммунальном хозяйстве предполагается оснастить водозаборы современным энергоэффективным насосным оборудованием с автоматизированными систе­мами управления, утилизировать отходы водоочистных сооружений за счет создания биогазовых установок, опти­мизировать режимы водоснабжения городов и поселков для снижения потребления электроэнергии, обеспечить термомодернизацию жилых домов для доведения удельно­го расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт*ч/м2 в год после капитального ремонта и реконструкции зданий. Планируется массово внедрять индивидуальные устройства автоматизированного регули­рования и учета тепловой энергии в квартирах, энергоэф­фективное освещение в местах общего пользования, коге- нерационные установки с использованием коммунальных отходов, использовать местные виды ТЭР не менее 900 тыс. т у. т. к 2012 году, снизить к 2020 году удельный расход топлива на производство теплоэнергии на 5 %, ис­пользовать в 2020 году коммунальные отходы и осадки сточных вод с замещением 80-100 тыс. т у. т.

В строительстве и производстве стройматериалов будет освоен выпуск строительных материалов на базе новейших энергосберегающих технологий, а также с ис­пользованием зольных остатков бурых углей и горючих сланцев. К 2015 году планируется обеспечить строитель­ство не менее 60 % энергоэффективных жилых домов с удельным расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт-ч/м2 для многоэтажных зданий и зданий средней этажности (от 4 до 9 этажей) и 90 кВт*ч/м2 для зданий малой этажности (от 1 до 3 этажей).

В сельском хозяйстве предполагается внедрить в круп­ных сельскохозяйственных организациях и перерабаты­вающих организациях энергоустановки на местных ви­дах топлива, использовать солому в энергетических целях



в объеме до 230 тыс. т у. т, модернизировать зерносушил­ки с укомплектованием их теплогенераторами на местных видах топлива, построить локальные биогазовые комплек­сы в сельхозорганизациях, занимающихся разведением крупного рогатого скота, свиней и птицы, модернизиро­вать животноводческие комплексы с переходом на новые энергоэффективные технологии.

В лесном хозяйстве будут созданы новые производства по изготовлению древесных гранул (пеллет), древесного брикета, внедрено оборудование для заготовки топлив­ной щепы из неделовой древесины, древесных отходов.

В пищевой промышленности планируется внедрить технологии утилизации барды с получением биогаза и его последующим использованием в качестве топлива в котельных, построить станции очистки сточных вод с внедрением новых технологий для получения биогаза, спроектировать и внедрить устройства для утилизации тепла канализационных стоков в жилых домах и адми­нистративных зданиях.

Во всех отраслях планируется снизить потери воды в водопроводных сетях и непроизводительные расходы электроэнергии на перекачку воды, внедрить современные пластиковые трубопроводы, энергоэффективное оборудо­вание в производстве сжатого воздуха и холода, создать взаимосвязанный комплекс технологических подсистем в объединенной системе централизованного теплоснаб­жения и централизованного холодоснабжения крупных потребителей тепла и холода. Также предполагается вне­дрить энергоэффективные системы освещения во всех отраслях экономики, жилищно-коммунальном секторе, использовать к 2020 году не менее 2 млн т биодизельного топлива и топливного этанола с внедрением технологий по адаптации двигателей внутреннего сгорания для рабо­ты на бензинах с содержанием этанола более 10 %.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: