ЭКОНОМИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ




6.6.1. Финансирование и экономический механизм
природопользования и энергосбережения

Финансирование природоохранной деятельности в стране осуществляется из различных источников. В ка­честве таковых выступают средства республиканского и местных бюджетов, государственных целевых фондов охраны природы, юридических и иных лиц, кредиты бан­ков и иностранные инвестиции. Общие затраты на охра­ну окружающей среды составляют в республике пример­но 2 % от ВВП. Кроме того, около 1 % ВВП расходуется на преодоление последствий катастрофы на ЧАЭС.

Экономический механизм природопользования осно­ван на принципе «загрязнитель платит». Он включает в себя финансирование деятельности по охране окру­жающей среды и рациональному природопользованию, ее экономическое стимулирование, плату за природо­пользование, а также возмещение вреда в связи с нега­тивными изменениями окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности. Экономические ин­струменты охраны окружающей среды и природопользо­вания могут быть следующими:


1. Рыночно-ориентированные инструменты:

• природно-ресурсные платежи и платежи за загряз­нение среды;

• рыночные цены на природные ресурсы;

• механизм купли-продажи прав на загрязнение при­родной среды;

• залоговая система;

• интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей (в том числе на рынках реци- клируемых отходов);

• методы прямых рыночных переговоров.

2. Финансово-кредитные инструменты:

• формы и инструменты финансирования природоох­ранных мероприятий;

• кредитный механизм охраны окружающей среды, займы, субсидии и пр.;

• режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

• экологические и ресурсные налоги;

• система страхования экологических рисков.

В настоящее время основным механизмом экономи­ческого регулирования охраны окружающей среды вы­ступает плата за природопользование. Она включает платежи за использование природных ресурсов, а также платежи за вредное воздействие на окружающую среду (экологический налог). Экологический налог взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод в естественные водоемы, размеще­ние отходов, ввоз на территорию страны озоноразрушаю­щих веществ или продукции, в которой они содержатся. Именно посредством экологических платежей (налогов), вносимых предприятиями-загрязнителями, на практи­ке осуществляется реализация принципа «загрязнитель платит». Кроме того, данные платежи играют важную стимулирующую роль, нацеливая предприятие на при­родоохранную реконструкцию и модернизацию производ­ства. А на уровне общества они позволяют формировать фонды финансирования природоохранных мероприятий.

Из рыночных инструментов заслуживает внимания залоговая система, представляющая собой установлен­ные законодательным путем или в результате доброволь­ных соглашений платежи, которые собираются при по­купке потенциально опасных товаров и возвращаются при обратном поступлении использованной продукции. Этот механизм может применяться как своеобразная га­рантия высокого уровня рециклирования самой продук­ции или ее упаковки. Рыночные интервенции проводят­ся, как правило, в виде субсидирования рыночных цен, например на сырье, являющееся результатом переработ­ки отходов. Необходимость в таком субсидировании и поддержке производителей возникает тогда, когда суще­ствующие на рынке цены не покрывают затрат по реци­клированию.

С целью обеспечения экономической заинтересован­ности субъектов хозяйственной деятельности в выпол­нении установленных лимитов природопользования за их превышение вводятся повышающие коэффициенты к ставкам экологического налога. Так, за использование природных ресурсов сверх лимита налог увеличивается в 10 раз, за сверхлимитные выбросы или сбросы - в 15 раз, за сверхлимитное размещение производственных отхо­дов - в 5 раз.

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды предусматривает установление льгот по налогооб­ложению за внедрение малоотходных, энерго- и ресурсо­сберегающих технологий, использование отходов в каче­стве вторичного сырья, осуществление других природо­охранных мероприятий, а также льготное кредитование, ускоренную амортизацию оборудования, предназначен­ного для охраны окружающей среды.


По мере развития рыночных отношений роль экономи­ческих методов регулирования природоохранной деятель­ности будет возрастать. На ближайшее пятилетие плани­руется реализовать ряд мер по ее экономическому стиму­лированию, повышению эффективности природоохранных затрат, возмещению экономического ущерба, причиненно­го окружающей среде и здоровью населения в результате природопользования. Такими мерами являются разработ­ка экономических методов стимулирования использования вторичных ресурсов; внедрение системы государственных субсидий для экологических проектов; внедрение метода ускоренной амортизации основных фондов объектов при­родоохранного назначения; уточнение методик расчета эко­логического налога; подготовка нормативной и методи­ческой документации по обязательному экологическому страхованию.

Законодательством Республики Беларусь предусма­тривается система финансовой поддержки деятельности, направленной на реализацию политики повышения энер­гоэффективности и энергетической безопасности страны. Основными элементами этой системы являются:

• льготное кредитование банками мероприятий по энергосбережению;

• финансирование мероприятий по энергосбережению на безвозвратной и возвратной основе. Источниками фи­нансирования в этом случае являются средства инноваци­онного фонда государственного производственного объе­динения электроэнергетики «Белэнерго», инновационных фондов министерств и ведомств, собственные средства субъектов хозяйствования, фонда «Энерго- и ресурсосбе­режение», республиканского и местных бюджетов, ре­спубликанского бюджетного фонда «Энергосбережение», привлеченные средства международных финансовых ор­ганизаций;

• совершенствование дифференцированной тарифной политики по объемам и времени потребления, способам определения количества потребляемых ресурсов и т. д.;

• премирование. Согласно законодательству респуб­лики, данная форма стимулирования энергосбережения допускается в учреждениях и организациях, финанси­руемых из государственного бюджета;

• использование лизинговых механизмов при обустрой­стве объектов энергосберегающим оборудованием, прибо­рами учета и регулирования потребления воды, теплоты и газа;

• применение метода ускоренной амортизации на энергосберегающее оборудование с целью его быстрой окупаемости;

• обеспечение таможенных льгот на импорт современ­ного высокоэффективного энергосберегающего оборудова­ния, бытовой техники и энергоэкономичных строительных материалов и конструкций, не производимых в республи­ке, и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: