6.6.1. Финансирование и экономический механизм
природопользования и энергосбережения
Финансирование природоохранной деятельности в стране осуществляется из различных источников. В качестве таковых выступают средства республиканского и местных бюджетов, государственных целевых фондов охраны природы, юридических и иных лиц, кредиты банков и иностранные инвестиции. Общие затраты на охрану окружающей среды составляют в республике примерно 2 % от ВВП. Кроме того, около 1 % ВВП расходуется на преодоление последствий катастрофы на ЧАЭС.
Экономический механизм природопользования основан на принципе «загрязнитель платит». Он включает в себя финансирование деятельности по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, ее экономическое стимулирование, плату за природопользование, а также возмещение вреда в связи с негативными изменениями окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности. Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования могут быть следующими:
1. Рыночно-ориентированные инструменты:
• природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;
• рыночные цены на природные ресурсы;
• механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;
• залоговая система;
• интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей (в том числе на рынках реци- клируемых отходов);
• методы прямых рыночных переговоров.
2. Финансово-кредитные инструменты:
• формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;
• кредитный механизм охраны окружающей среды, займы, субсидии и пр.;
• режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;
|
• экологические и ресурсные налоги;
• система страхования экологических рисков.
В настоящее время основным механизмом экономического регулирования охраны окружающей среды выступает плата за природопользование. Она включает платежи за использование природных ресурсов, а также платежи за вредное воздействие на окружающую среду (экологический налог). Экологический налог взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод в естественные водоемы, размещение отходов, ввоз на территорию страны озоноразрушающих веществ или продукции, в которой они содержатся. Именно посредством экологических платежей (налогов), вносимых предприятиями-загрязнителями, на практике осуществляется реализация принципа «загрязнитель платит». Кроме того, данные платежи играют важную стимулирующую роль, нацеливая предприятие на природоохранную реконструкцию и модернизацию производства. А на уровне общества они позволяют формировать фонды финансирования природоохранных мероприятий.
Из рыночных инструментов заслуживает внимания залоговая система, представляющая собой установленные законодательным путем или в результате добровольных соглашений платежи, которые собираются при покупке потенциально опасных товаров и возвращаются при обратном поступлении использованной продукции. Этот механизм может применяться как своеобразная гарантия высокого уровня рециклирования самой продукции или ее упаковки. Рыночные интервенции проводятся, как правило, в виде субсидирования рыночных цен, например на сырье, являющееся результатом переработки отходов. Необходимость в таком субсидировании и поддержке производителей возникает тогда, когда существующие на рынке цены не покрывают затрат по рециклированию.
|
С целью обеспечения экономической заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности в выполнении установленных лимитов природопользования за их превышение вводятся повышающие коэффициенты к ставкам экологического налога. Так, за использование природных ресурсов сверх лимита налог увеличивается в 10 раз, за сверхлимитные выбросы или сбросы - в 15 раз, за сверхлимитное размещение производственных отходов - в 5 раз.
Экономическое стимулирование охраны окружающей среды предусматривает установление льгот по налогообложению за внедрение малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, использование отходов в качестве вторичного сырья, осуществление других природоохранных мероприятий, а также льготное кредитование, ускоренную амортизацию оборудования, предназначенного для охраны окружающей среды.
По мере развития рыночных отношений роль экономических методов регулирования природоохранной деятельности будет возрастать. На ближайшее пятилетие планируется реализовать ряд мер по ее экономическому стимулированию, повышению эффективности природоохранных затрат, возмещению экономического ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью населения в результате природопользования. Такими мерами являются разработка экономических методов стимулирования использования вторичных ресурсов; внедрение системы государственных субсидий для экологических проектов; внедрение метода ускоренной амортизации основных фондов объектов природоохранного назначения; уточнение методик расчета экологического налога; подготовка нормативной и методической документации по обязательному экологическому страхованию.
|
Законодательством Республики Беларусь предусматривается система финансовой поддержки деятельности, направленной на реализацию политики повышения энергоэффективности и энергетической безопасности страны. Основными элементами этой системы являются:
• льготное кредитование банками мероприятий по энергосбережению;
• финансирование мероприятий по энергосбережению на безвозвратной и возвратной основе. Источниками финансирования в этом случае являются средства инновационного фонда государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго», инновационных фондов министерств и ведомств, собственные средства субъектов хозяйствования, фонда «Энерго- и ресурсосбережение», республиканского и местных бюджетов, республиканского бюджетного фонда «Энергосбережение», привлеченные средства международных финансовых организаций;
• совершенствование дифференцированной тарифной политики по объемам и времени потребления, способам определения количества потребляемых ресурсов и т. д.;
• премирование. Согласно законодательству республики, данная форма стимулирования энергосбережения допускается в учреждениях и организациях, финансируемых из государственного бюджета;
• использование лизинговых механизмов при обустройстве объектов энергосберегающим оборудованием, приборами учета и регулирования потребления воды, теплоты и газа;
• применение метода ускоренной амортизации на энергосберегающее оборудование с целью его быстрой окупаемости;
• обеспечение таможенных льгот на импорт современного высокоэффективного энергосберегающего оборудования, бытовой техники и энергоэкономичных строительных материалов и конструкций, не производимых в республике, и др.