Мать отправилась к гуру за помощью, но она могла с таким же успехом обратиться к камню. Один из его учеников сказал ей: « Твой ребёнок болен, и мы ничего не можем сделать. Все люди должны когда-то умереть. Будь готова ». Ну и отношение со стороны гуру! Никто из других приезжих иностранцев тоже не проявил желания помочь ей. Единственный человек, который проявил заботу по отношению к ней, был д-р Лад, главный врач больницы, куда был помещён её сын. Он бесплатно дал им лекарства, а также пол-литра собственной крови для операции. Но хирург, который должен был оперировать мальчика, был уверен в неблагоприятном исходе операции и склонялся к тому, чтобы её отменить.
Д-р Лад, с которым мы уже некоторое время были знакомы, пришёл ко мне и описал всю эту ситуацию. Я сидел и курил, обдумывая её, когда внезапно услышал доносившийся с улицы звон колокольчиков: слон! Увидеть слона считается благоприятным знаком, — по крайней мере, мы, индийцы, верим в это, — поэтому я выбежал на улицу и дал ему несколько яблок, единственные фрукты, которые были у нас под рукой. « Это хороший знак! — подумал я. — Кажется, то, что я задумал, будет успешным !» И, повернувшись к д-ру Ладу, я сказал: « Иди и скажи своему хирургу, чтобы он оперировал и ничего не боялся; ребёнок выживет ».
Мне нужно было в тот же день возвращаться в Бомбей, поэтому об исходе операции я узнал только на следующий день по телефону. Во-первых, операция была почти бескровной, и переливания крови не понадобилось. Во-вторых ... впрочем, пусть расскажет сам хирург: « До сих пор мои руки всегда дрожали, когда я проводил операции, — сказал он д-ру Ладу, выйдя из операционной, — и я не знаю, что случилось сегодня. Мне показалось, что кто-то взял мои руки в свои, и эти руки, наделённые собственной жизнью, двигались так быстро и точно, что я был поражён ».
|
« Это не всё, — продолжал он. — Как только я вскрыл брюшную полость, кишка сама выпрыгнула мне в руки, и привести её в порядок было детской игрой. Так я ещё никогда не оперировал. Я не понимаю, что происходило, но думаю, что мне помогал Бог ».
Он никогда не узнает, что ему помогало, — да и зачем ему это? Мальчик благополучно выздоровел, а когда он достаточно окреп, сестра его матери прислала им из Австралии билеты на самолёт, и они вернулись домой. Мне очень жаль, но та женщина, оставив сына на попечение своей сестры, вернулась обратно в Индию и снова заняла место у стоп своего гуру. Мне она совсем не по душе: если она так бессердечна и жестока, что могла вначале подвергать своего сына таким опасностям, а затем бросила его и вернулась к своим приятелям по играм, она не мать. Но я рад, что мальчика удалось спасти; Махакала всегда старается не забирать детей. К тому же я был счастлив видеть, как честь Индии была спасена. Представьте, что мальчик умер бы здесь: его мать, её родственники и друзья проклинали бы Индию за то, что она убила его, забыв о собственном соучастии во всём этом. Так что все выполнили свою работу, и никто не был запятнан кармой.
Я никогда не колебался, когда мои действия могли бы оказать кому-нибудь помощь. Хорошей иллюстрацией использования длительной авишкары служит история моей собственной семьи.
Я никогда не занимался обучением своих детей. Я всегда пытался понять их проблемы и проникнуться сочувствием к ним. Когда мой сын сказал, что хочет жениться на одной девушке, я ответил: « Давай, женись ». Затем он сказал, что ему нужно 50 тысяч рупий, чтобы отпраздновать свадьбу во всём великолепии, и даже не спросил, есть у меня такие деньги или нет. Тем не менее, я раздобыл их где-то и дал ему. Через несколько дней я сидел, как обычно, утром в комнате, наблюдая за тем, что происходило в жизни близких мне людей, и вдруг увидел, что моя мать умирает. Обычно, если ничего не предпринять, мои видения исполняются. Первым делом я позвал своего сына и сказал ему, чтобы он женился как можно скорее, иначе, согласно традиции, ему придётся ждать целый год. Меня такие вещи не волнуют, но для моих родственников это очень важно. Я также сказал ему, чтобы он не занимался приготовлениями к роскошной церемонии, а просто пошёл в учреждение по регистрации браков и завязал этот узел без дальнейшего промедления.
|
Пока мы были заняты всеми этими делами, пришло известие: моя мать перенесла тяжёлый сердечный приступ. Врачи, включая моего зятя, посоветовали нам немедленно поместить её в палату интенсивной кардиологической терапии, хотя все они, а также мой сын, врач по профессии, считали, что она уже умирает.
Насколько же сострадательной была моя мать! Находясь в машине скорой помощи, по дороге в больницу, она сказала: « Надеюсь, что я не умру. Дело не в том, что я боюсь смерти, а в том, что мою бедную невестку будут обвинять в случившемся. Все сплетники нашей семьи будут говорить: « Посмотрите, что за удачу она нам принесла! Её свекровь умерла в день её свадьбы ».
|
Разве это не является чем-то необычным, по крайней мере в наши дни, когда человек, находящийся на пороге смерти, больше беспокоится о благополучии других, чем о своём собственном?
« Купутро бхиджаяте квачидапи, кумата на бхавати »: плохие сыновья иногда рождаются, плохих же матерей не бывает. К сожалению, Шанкарачарья, автор этих строк, был неправ. В эпоху Кали Юги большинство физических матерей — плохие матери, особенно на Западе. У нас здесь по крайней мере семейные узы ещё крепки; в Америке же, когда ребёнок достигает совершеннолетия, родители говорят ему: « Иди и сам заботься о себе. Мы больше не будем поддерживать тебя ». Как может ребёнок после этого хорошо относиться к родителям?
Что же касается мальчиков, подобных моему Рави, у которых хорошие родители, но которые сбиваются с пути истинного, то только благодаря любви, доброте и прощению родителей они оказываются спасёнными в критические моменты. Если бы не наставления родителей, защищающие ум от полной деградации, до чего бы эти блудные сыны дошли в конце концов?
Хорошая мать может коренным образом изменить жизнь человека. Материнская любовь — высшая, самая прекрасная форма любви. Веды говорят, что мать — это первый гуру. Мусульмане утверждают, что рай лежит у стоп матери. Однако, плохая мать — это врата ада. Почему? Что это за мать, которая говорит своему ребёнку: « Уходи, зарабатывай деньги, наслаждайся жизнью и забудь обо всём остальном »? Это может сказать только та мать, которая безразлична к судьбе своего ребёнка. Это не материнство, это просто рнану-бандхана. Очень редко можно встретить святого, у которого была плохая мать и который смог стать святым только благодаря милости гуру. Сейчас настоящая мать, сумата — явление крайне редкое, так что не стоит удивляться дефициту любви в мире. Материнство заложено в женском теле, но для того, чтобы это чувство проявилось, необходимо осознание. Существует большая разница между физическим и эмоциональным материнством.
Мне везло очень во многом, но по-настоящему мне повезло с матерью. Она была джнани, женщиной истинного знания. Миллион человек поклонялись ей как богине. Конечно, сама она никогда не говорила, что она — богиня, но люди относились к ней именно так. У неё были ашрамы в Секундерабаде и в двадцати двух других городах. Но, кроме того, она была просто замечательная женщина. Когда она умирала, она перебирала свои чётки, повторяя мантру, несмотря на сильную боль. В день, когда она умерла, она ещё готовила еду моему отцу. Они прожили вместе шестьдесят семь лет, и он ни разу не съел ничего, что было бы приготовлено не её руками.
Когда она умирала, отец плакал. Она попросила его подойти поближе и сказала: « Что ты делаешь? Разве ты мне не говорил, что страдание — это лишь устранение карм? О чём же плакать? Наоборот, ты должен быть счастлив ». Представьте: помнить об этом в момент смерти, когда большинство людей не могут вообще ничего вспомнить!
Моя мать всегда находила для меня добрый совет. Однажды у меня было очень плохое настроение из-за того, что мой друг сильно подвел меня. Я отправился к матери и сказал ей: « Дай мне немного паана ». Я всегда любил жевать паан, который она мне давала.
Она спросила: « Почему ты такой расстроенный? »
Я сказал: « Пожалуйста, отложи свои чётки на несколько минут и послушай, что я расскажу. Однажды один человек нашёл на улице маленькую куклу. Она была очень грязная и в некоторых местах сломана. Он принёс её домой, вымыл, отремонтировал, надел на неё красивую одежду и оставил у себя. В течение нескольких лет он и кукла наслаждались обществом друг друга. Но однажды кукла нашла другого человека и убежала к нему, и сейчас этот первый человек, который привёл её в порядок и который заботился о ней, очень печален ».
Моя мать лишь улыбнулась и сказала: « Этот человек должен понимать, что кукла с улицы принадлежит улице и изменить её природу невозможно. Он должен забыть обо всех внешних куклах. Пусть лучше он найдёт и будет играть с той куклой, которая обитает в сердце каждого; пока он будет жив, она никогда не предаст и не подведёт его. Другие куклы сломаются или убегут, а эта кукла будет всегда с ним ». Как чудесно она это всё выразила! Она была права. Есть два слова, которыми можно описать этот мир: жалкий и неблагодарный. Вот и всё, что можно сказать.
Так вот, в больнице врачи начали говорить мне, что она долго не протянет. И тогда моё терпение лопнуло. К счастью, со мной был один из моих друзей, и пока другие были заняты своими делами, он всячески поддерживал меня. Я попросил его сходить в магазин и купить мне бутылку виски. Отбив горлышко ударом об стол, я открыл бутылку и, не разбавляя, залпом выпил её. Мой ум немного прояснился.
Внезапно я услышал музыку. Подойдя к окну, я понял, что это была навали (разновидность популярной песни) в исполнении Шанкара и Шамбху. « О-о-о, — сказал я сам себе, — теперь не о чем волноваться ». Обратившись к своему другу я попросил отвезти меня на кладбище. Моя старшая сестра как-то странно посмотрела на меня и сказала: « Но мы все отправимся туда через несколько часов после смерти Мамы. Зачем тебе ехать сейчас? » — « Помолчи, — ответил я, — я еду ».
Приехав на кладбище, я велел своему другу уезжать обратно, но он возразил, что позже мне может понадобиться машина, и заснул в ней, ожидая, пока я выполню свою работу. Это было место для сжигания тел в Банганге, где были кремированы все члены моей семьи, в том числе мой сын Рану. Закончив свою работу, я уже знал, что она принесёт успех, и, разбудив друга, отправился домой. Когда мы вернулись, моя приёмная дочь Рошни сказала: « Ты что, не знаешь, что Ма, наверное, уже умерла? Тебе два раза звонили из больницы, но ты куда-то уехал ».
Я сказал ей: « Не смеши меня, Ма чувствует себя прекрасно ». Выпив по чашке чаю и немного отдохнув, мы отправились в больницу. Моя мать сидела на кровати и разговаривала. Осциллограф, на экране которого высвечивалось её сердцебиение, показывал, что её состояние соответствует норме. Первое, что она спросила у меня, было: « Что там такое у меня в руке? » Она имела в виду прибор для поддержания сердечного ритма, который ей вживили днём раньше. « Немедленно вытащите его », — потребовала она, и, поскольку её состояние было хорошим, врачи удалили прибор. « Я голодна. Дайте мне чаю с печеньем », — попросила она. Ей дали чаю и печенья, а затем отпустили домой. Вы можете поверить? Вчера ещё — на пороге смерти, сегодня — в полном порядке.
Возникла одна небольшая проблема: всю свою жизнь моя мать разговаривала на гуджарати, а тут вдруг начала говорить на хинди и урду, хотя никогда не знала их в достаточной степени. Если ваш ум отличается тонкостью, вы можете понять, что моя мать уже не находилась в своём теле. Она умерла в час, назначенный Махакалой, а вместо неё в тело был насильно помещён кто-то другой. Этот кто-то другой, оказавшийся мужчиной, был духом очень высокого ранга, и он отождествился с ней настолько глубоко, что тело продолжало жить.
Когда мы подъехали к дому, мой отец вышел к двери и поприветствовал мать на гуджарати. Она ответила ему на хинди. Тогда он спросил её на гуджарати: « Виму, — так он её ласково называл, — Виму, когда ты начала говорить на хинди? » Она сказала (опять же на хинди): « Я в совершенстве знаю хинди. Почему бы мне не говорить на нём? » Я отвёл её — или, вернее, его — в сторону и сказал: « Послушай, если ты не хочешь поднять шум, разговаривай на гуджарати ».
В течение четырёх или пяти месяцев она была в прекрасном состоянии. В честь свадьбы моего сына был устроен великолепный приём; все были счастливы. Только моя старшая сестра, которая всегда была возмутителем спокойствия, едва не погубила всё, настаивая на том, чтобы в грудь матери был имплантирован прибор для поддержания сердечного ритма. « Чтобы не было ухудшения », — объяснила она. Если мать чувствует себя прекрасно, зачем мучить её операцией? Но они всё-таки прооперировали её, и она умерла прямо на операционном столе. Хирург умолял её: « Пожалуйста, не умирайте, это будет позором для меня ». Он начал проводить ей массаж сердца. К счастью, я тоже был там. Я вбежал в операционную и сильно ударил по сердцу кулаком, после чего оно вновь начало биться. Это была, конечно, не медицинская процедура, — я просто напомнил своему другу, чтобы он выполнял свою работу как следует.
В течение этого периода многие из моих друзей встречались с моей матерью и поражались тому, какие беседы она вела с ними. Она обсуждала вопросы образования металлов глубоко в недрах земли и климатические условия на других планетах, — вещи, которых она никак не могла знать. Конечно, не забывайте, что это не она говорила.
Наконец, дух, пребывавший в ней, явился ко мне и сказал: « Послушай, с меня хватит. Я выполнил свою работу. Чего ты хочешь? Ты думаешь, что можешь заставить меня остаться здесь навсегда? » Честно говоря, я мог бы это сделать, но это разрушило бы нашу дружбу. Я согласился с ним и выбрал для смерти своей матери хороший день — день, когда Капила Муни передал джнану моей матери. Когда благоприятный момент приблизился, дух оставил тело моей матери, а она вернулась в него обратно. Все эти месяцы она находилась в безопасном месте, пересматривая свою жизнь и устраняя заблуждения. Поэтому, делая свои последние несколько вдохов, она вспомнила имя своего гуру, Харанатх Тхакура, и несколько раз повторила: « Хара, Хара, Хара ». Как я уже говорил раньше, Хара — это одно из имён Махакалы. Сколько человек умерло с именем Разрушителя на устах? Очень мало. Так что, я думаю, ей повезло.
Интересно, что когда на следующий день мы привезли её тело для кремации, оно выглядело румяным, абсолютно здоровым, и трупное окоченение ещё не началось. Мой сын, врач, был озадачен всем этим и спросил: « Папа, она действительно умерла? » Я ответил: « Да, на этот раз она действительно умерла ». И мы сожгли её тело.
Задолго до этого я предупредил мать, что во время смерти она будет очень страдать, так уж написано ей на роду. Но как сын я видел свой долг в том, чтобы всеми доступными средствами обеспечить ей более высокое рождение, и, думаю, с Божьей помощью мне это удастся. Она так хорошо учила меня, я должен отплатить ей соответственно.
Очень мало кого из агхори действительно можно назвать ужасным. Большинство отличаются особой мягкостью, ибо они знают о страдании всё. Возьмите для примера Кинарама Агхори, который жил на Аси Гхате в Бенаресе. Орден, к которому он принадлежал, можно обнаружить в этом месте до сих пор. Люди говорили о нём так: « То, чего не может сделать Рама, может сделать Кинарам », — так что он должен был кое-что из себя представлять.
Когда-то при дворе царя Бенареса жила одна танцовщица. Однажды она вытянула свою ногу выше обычного, и все смогли заметить небольшой белый участок кожи на её бедре. В то время болезнью, вызывавшей наибольший страх, была проказа, поэтому её сразу же прогнали из дворца. От горя девушка решила утопиться в водах Ганга, но по дороге встретила Кинарама и рассказала ему свою печальную историю. Он сказал ей: « Приходи каждую ночь к моему колодцу, купайся в нём, после чего надевай новую одежду, а старую выбрасывай. Делай так семь ночей подряд ». Танцовщица сделала всё, как он велел, и через семь дней её болезнь полностью прошла. Она чувствовала себя даже лучше, чем раньше, и к тому же стала ещё красивее и талантливее.
Кинарам пригласил всех желающих в Бенарес посмотреть танцевальную программу. Он сам очень любил музыку и играл на ситаре. Все присутствовавшие были в восторге от того, как девушка танцевала, и хотели узнать, кто она такая. Особый интерес проявил царь. Кинарам сказал ему: « Разве вы не знаете её? Вы должны её знать. Присмотритесь внимательно, это та танцовщица, которую вы выгнали из дворца ». Спустя некоторое время Кинарам ещё и поженил их. Такой он был — уникальный.
Пусть вас не вводит в заблуждение та лёгкость, с которой Кинарам излечил девушку. Он в точности знал, какое бремя её кармы он должен будет вынести, и был готов к этому. Вы можете создать себе уйму неприятностей, если после выполнения практик самоотречения и развития духовных способностей станете использовать их, не задумываясь о последствиях.
Если вы хотите выполнять садханы агхоры, вы должны быть подобны змее, ползущей по лезвию бритвы. Любое другое животное порезалось бы, но змея движется очень медленно и никогда не отклоняется от своего пути. Если она изменит направление ... ладно, хватит о змеях. Если вам нужен пример, вот вам ещё одна история.
Жил когда-то один гуру, который всё время путешествовал с одним из своих учеников. Придя в некий город, гуру сел под тенистым деревом, а ученика отправил раздобыть что-нибудь на обед.
Юноша шёл по улицам и кричал: « Подайте милостыню !» Одна женщина пригласила его к себе в дом, приготовила еду и поставила её перед ним. Но ученик сказал: « Я не могу есть до того, как примет пищу мой Гуру Махарадж ». Тогда женщина ответила: « Не беспокойся насчёт этого. Я как раз готовлю еду для твоего гуру, и как только ты поешь, всё будет готово и ты сможешь отнести обед и ему ». Юноша с жадностью съел вкусную пищу и сказал: « Ну вот, я сыт. Что я могу для вас сделать? »
« Есть одна небольшая вещь, которую ты можешь для меня сделать », — ответила женщина.
« Скажи, чего ты хочешь, и это будет сделано », — сказал ученик.
« У меня нет ребёнка, которого я могла бы любить и воспитывать. Дай мне ребёнка ».
« Саубхагьявати бхава! Пусть у тебя будет ребёнок! Твоё желание исполнено ».
Оказав эту царскую милость, ученик взял обед для гуру и отправился в обратный путь. Когда он пришёл к гуру, тот попросил его рассказать что он видел в городе. Юноша сказал: « О Махарадж, одна красивая женщина пригласила меня к себе и приготовила нам еду. Я съел свою долю у неё дома, а остальное принёс вам ».
« Хорошо, — сказал гуру, — и хотя ты забыл о том, что ты должен есть только после меня, пусть будет так. Я прощаю тебя. Что ещё произошло? »
« Дав мне еду, женщина попросила меня оказать ей милость, что я и сделал. Она хотела ребёнка ».
« М-м-ммм, — произнёс гуру, — значит, ты развил в себе сиддхи, позволяющие осуществляться всему, что ты скажешь. Ты сделал ей этот подарок, используя свои собственные способности? »
« Конечно, нет, Махарадж, я использовал для этого вашу силу, чтобы она могла знать, какой вы великий гуру, — сказал юноша, которого на самом деле больше интересовала собственная слава, чем слава кого-то другого.
« Ну, хорошо, — ответил гуру, который понял намерения своего ученика. — Ты не оставил мне выбора. Нужно найти кого-нибудь, кто бы вошёл в чрево этой женщины. Ты умрёшь и родишься её сыном ».
Так и случилось. Берегитесь! Не играйте с вещами, которые не можете контролировать. Юноша в этой истории был глупцом — он не смог заметить опасность ситуации и избежать её. Конечно, бывает так, что даже если вы видите надвигающуюся опасность, вы не можете избежать её или вам не следует делать этого, поскольку в силу предыдущих карм вы должны пережить определённые лишения. Послушайте историю Шамс аль-Табриза.
Шамс аль-Табриз (« солнце » Табриза) был факиром, получившим это имя благодаря своим духовным способностям. Он стал известен в Табризе как человек, который мог творить чудеса, и, естественно, у него появились враги, которые завидовали его успехам. Однажды главный судья по вопросам религии, желая испытать Шамс аль-Табриза, вызвал его к себе и сказал: « Мы слышали, что вы можете делать многое из того, что считается невозможным. Могли бы вы вернуть этого человека к жизни? », — и он указал на лежавший рядом труп единственного сына царя.
Шамс согласился сделать это и попросил юношу встать во имя Аллаха. Он два или три раза безуспешно обращался к нему с этой просьбой, а затем рассвирепел и закричал: « Ну хорошо же, тогда встань во имя меня !» И юноша воскрес.
Естественно, все подумали, что Шамс аль-Табриз будет вознаграждён за то, что вернул к жизни царского сына, но судья сказал: « Нет, — поскольку он воскресил его во имя самого себя, он является неверным, и с него следует заживо содрать кожу ».
Шамс воскресил юношу во имя себя потому, что именно его Шакти выполнила эту работу. С него действительно содрали кожу, но во время казни, он произнёс: « Это не имеет значения. Они, что, думают, что могут заставить меня страдать, подвергая пыткам это тело? »
Нужно сказать, что кожу с него содрали не без причины. Несколькими годами раньше, когда он бродил вокруг местечка, которое сейчас называется Абботтабад и находится в Пакистане, его охватило пьянящее чувство осознания собственной силы. Будучи голодным, он подошёл к реке и сказал рыбам: « Выбирайтесь-ка сюда !» И рыбы действительно повыпрыгивали на берег. Затем он посмотрел на солнце и сказал: « Шамс (солнце), изжарь мне их !», — солнце так и сделало. Но он не подумал о других животных и растениях, которые находились в том месте и которые тоже были сожжены солнцем. И вот через несколько лет ему пришлось заплатить за злоупотребление своей силой. Даже сегодня Абботтабад является самым жарким местом во всей Азии.
Большинство садху начинают гордиться своими достижениями, и это делает их скупцами — они не желают использовать плоды своей практики для помощи другим. Но какая польза в выполнении всех аскетических садхан, если вы собираетесь пользоваться успехами только во имя собственного блага? Вы добьетесь результатов, в этом нет сомнения, — но не более того. Сострадательную любовь, которой обладают преданные Бога, вы не обретёте, ибо для этого вы должны забыть все свои практики, все кармы, всё-всё, кроме своего Возлюбленного. А опьянение этой любовью стоит всех тех практик, которые вы можете выполнить в течение всей вашей жизни.
Однажды посланец богов принёс царя Джанаку на небеса. Находясь там, царь попросил показать ему ад, которого он никогда раньше не видел. Был вызван демон, и Джанаку отвели в ад.
Прибыв в ад, Джанака очень удивился, увидев, что все там очень счастливы и улыбаются, но ещё больше был удивлён демон, поскольку считается, что все, находящиеся в аду, должны испытывать агонию и быть крайне несчастными. Тогда демон попросил объяснить ему причину происходящего, и один из обитателей ада ответил: « Когда мы смотрим на него (имея в виду Джанаку), мы чувствуем, что он несёт на себе все наши кармы, так что скоро все наши плохие кармы будут исчерпаны, и мы тоже попадём на небеса ».
Демон был ошеломлён и велел Джанаке вернуться в рай. Духи мёртвых стали просить: « Нет, пожалуйста, не уходи, останься с нами ». Джанака сказал демону: « Нет, я не хочу уходить. Я лучше останусь. Если нужно, я буду находиться здесь десятки миллионов лет, пока все эти люди не освободятся от своих оков ».