Введение
Важнейшим направлением деятельности бухгалтерии любого учреждения является учет заработной платы работников. Этот участок работы является одним из наиболее трудоемких и ответственных в работе бухгалтера. Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета в учреждении. Он должен обеспечить оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
Наблюдаются огромные перекосы в оплате труда, по профессионально квалифицированным группам работников. Наибольшая дифференциация заработной платы возникла между работниками учреждения и их руководителями.
Понятие «заработная плата» пополнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за непроработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.д.).
Актуальность темы «Особенности начисления заработной платы в бюджетном учреждении» (на примере ФГУ «Карабашская КЭЧ района») определяется тем, что оплата труда включает не только систему расчета заработной платы, но и используемые режимы, правила использования документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы. Эта тема актуальна также в бюджетной сфере, потому что финансирование из бюджета производится целенаправленно по каждой статье расходов.
Объектом исследования данной дипломной работы являются существующий учет заработной платы в бюджетном учреждении, применяемый в новой системе оплаты труда, вступившей в силу с 1 декабря 2008г.
|
Предметом исследования в данной дипломной работе является учет и анализ заработной платы в бюджетном учреждении на примере ФГУ «Карабашская КЭЧ района».
Цель исследования квалификационной работы - исследовать особенности начисления заработной платы, определить наиболее важные моменты, которые связаны с начислением заработной платы и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки, проанализировать использование ФЗП применительно к практике в бюджетных учреждениях Челябинской области, в том числе на примере ФГУ «Карабашская КЭЧ района»
Цель предполагает решить ряд задач:
изучить теоретические основы бухгалтерского учета оплаты труда на предприятии на основе операций по начислению и удержанию из заработной платы;
рассмотреть нормативные акты по учету заработной платы, так как они лежат в основе организации и ведения бухгалтерского учета хозяйственной деятельности учреждений;
изучить процесс налогового учета заработной платы, при этом уделить большое внимание страховым взносам которые были введены с 1 января 2010г, налогу на доходы с физических лиц и другим удержаниям;
рассмотреть на практическом примере особенности начисления заработной платы, обеспечение рационального использования бюджетного финансирования на оплату труда в ФГУ «Карабашская КЭЧ района» и на основе полученных данных дать рекомендации по улучшению системы оплаты труда.
|
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда, виды, формы и современные системы оплаты труда, бухгалтерские особенности начислений и удержаний из заработной платы.
Вторая глава посвящена особенности начисления заработной платы в бюджетном учреждении на примере ФГУ «Карабашская КЭЧ района». Рассмотрена организационно экономическая характеристика учреждения, документальное оформление расчетов и организация бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате.
Третья глава работы просвещена разработке практических рекомендаций по совершенствованию заработной платы в ФГУ «Карабашская КЭЧ района».
Выпускная квалификационная работа написана на основе нормативных документов, регулирующих бухгалтерский и налоговый учет расчетов с персоналом по оплате труда.
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета заработной платы в РФ
Заработная плата как экономическая категория. Нормативное регулирование учета труда и его оплаты
Главными и основными задачами учета труда и его оплаты являются: учет работников личного состава, время ими отработанное и объема выполняемых ими работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками учреждения, бюджетом, органами социального страхования, Государственным фондом занятости населения, фондами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ; контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, фонда оплаты труда и фонда потребления; правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчислений на социальные нужды на счета издержек производства и обращения и на счета целевых источников.
|
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления [35].
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. III ст. 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей [35].
В главном законодательном документе России, в конституции РФ имеются статьи, полностью посвященные труду в стране. Устанавливается трудовым договором заработная плата работнику в соответствии с действующей системой оплаты труда.
За каждым работником закрепляются особые условия труда, это размеры окладов (должностных окладов), условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Каждому работнику устанавливаются оклады за основу которых принимают выполняемые работником трудовые функции, конкретные должностные обязанности работников, их образовательный уровень. Учитывают содержание и характер выполняемых работ, их разнообразие (комплексность), руководство подчиненными, степень самостоятельности, уровень ответственности [41].
Оплата труда работников, которые работают по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, производится пропорционально отработанному времени. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой по совместительству, производится раздельно по каждой из должностей.
В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера работникам могут быть установлены следующие выплаты компенсационного характера:
повышенная оплата труда работников занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;
выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты);
доплата за совмещение профессий (должностей);
доплата за расширение зон обслуживания;
доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
повышенная оплата за работу в ночное время;
повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Выплаты, которые имеют компенсационный характер, применяются в процентном отношении к должностному окладу.
За выполненную работу рекомендуется в целях поощрения работников устанавливать следующие выплаты стимулирующего характера:
премия по итогам работы (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год);
показатели: - за образцовое качество выполняемых работ;
за выполнение особо важных и срочных работ;
за интенсивность и высокие результаты работы.
за непрерывный стаж работы(выслуга лет);
надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы руководителю, их заместителю и главному бухгалтеру в размере 12 должностных окладов на год [31].
По решению руководителя производятся выплаты стимулирующего характера в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников [39].
Размер выплаты стимулирующего характера может определяться как в процентах к должностному окладу работника, так и в абсолютном размере. Размер выплаты стимулирующего характера, установленной конкретному работнику, определяется по результатам его деятельности и максимальными размерами не ограничивается. Выплата производится только при наличии средств экономии фонда оплаты труда [30].
Для выплат стимулирующего характера учитываться:
успешное и добросовестное исполнение работником своих обязанностей в соответствующем периоде;
инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса;
участие в выполнении особо важных работ и мероприятий.
По итогам работы выплачиваются премии в пределах имеющихся средств. Персоналу гражданскому выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года. Вознаграждения не может превышать двух должностных окладов с учетом повышений, установленных на 1 декабря календарного года, за который производится выплата вознаграждения, а уволенным с работы одновременно с окончательным расчетом. Начальник (руководитель) учреждения имеет право снижать размер, либо лишать работников вознаграждения за невыполнение должностных обязанностей или нарушения трудовой дисциплины, в случаях предусмотренных коллективным договором [23].
При выплате заработной платы работник бухгалтерии обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей сумме, подлежащей выплате. Обычно в бухгалтерии выдается расчетный листок.
Заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца. При выходе в отпуск не позднее, чем за 3 дня до его начала. Если день выплаты заработной платы совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем выплата производится накануне этого дня.
При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией учреждения либо сокращением численности или штата работников увольняемому, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен [4].
Виды расходов на оплату труда, перечисленные в ст.255 НК РФ, распределяются в соответствии с классификацией по целевому назначению.
При формировании расходов на оплату труда по п.1 ст.255 НК РФ должны применяться формы и системы оплаты труда, предусмотренные не только трудовыми или коллективными договорами, но и законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (генеральными, отраслевыми и др.) локальными нормативными актами. Предприятия самостоятельно, но в соответствии с законодательством устанавливают штатное расписание, формы и системы оплаты труда и премирования работников.
В соответствии с Конституцией в РФ труд свободен, и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации.