Идея реформирования системы оплаты труда возникла неслучайно, она была сопряжена с группой проблем:
уравниловка в окладах;
невыполнение стимулирующей функции;
устаревшая методология исчисления.
Все перечисленные проблемы "призвана" решить новая система оплаты труда.
Как известно, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации с 1 декабря 2008 г. принято решение об отмене для соответствующих работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей Единой тарифной сетки оплаты труда и о переходе на новые условия оплаты труда. Основанием для ее отмены послужило ставшее уже неактуальным для нынешнего времени деление бюджетных работников на восемнадцать разрядов и низкий уровень оплаты труда первого разряда ставки, который был существенно меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации. Таким образом, одна из проблем, с которой столкнулись руководители бюджетных учреждений, - низкая конкурентоспособность заработной платы бюджетников на рынке труда и, соответственно, отток работников в коммерческие структуры. Кроме того, Единая тарифная сетка не учитывала всех особенностей труда работников в различных сферах бюджетной деятельности, то есть получалось, что специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получают одинаковую заработную плату [25].
На протяжении последнего десятилетия зарплата бюджетникам начислялась согласно Единой тарифной сетке. Однако действующая система оплаты труда, по мнению чиновников и самих работников, не дает возможности повышать ее размер, так как она жестко регулируется на федеральном уровне и строго регламентируется законодательными актами. Всем гарантируются стабильные оклады, но при этом огромным недостатком является то, что они не стимулируют людей к повышению производительности труда и достижению лучших результатов своей работы.
|
С 1 декабря 2008 г. федеральные бюджетные учреждения перешли на новую систему оплаты труда. Согласно Постановлению новая система оплаты труда отменяет жесткую тарифную сетку и зарплата бюджетников будет зависеть от следующих факторов:
объема выполняемой работы;
уровня образования, квалификации;
профессиональных обязанностей работника;
должностных требований и др.
Однако Правительством Российской Федерации утвержден базовый оклад для каждой квалификационной группы, а также определены дополнительные компенсационные и стимулирующие выплаты. Данные выплаты будут, входят в систему оплаты труда и устанавливаться с учетом повышающих коэффициентов. Перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях устанавливается в соответствии с перечнем компенсационных и стимулирующих выплат, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития. Размер и порядок осуществления выплат стимулирующего характера будут определяться руководителем учреждения и предусматриваться коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом. Размер данных выплат будет зависеть от сложности и напряженности работы, непрерывного стажа, а также от наличия звания или ученой степени работника. Премии работникам бюджетного учреждения будут выплачиваться в зависимости от своевременного и качественного выполнения своих трудовых обязанностей в целях материальной мотивации работников за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, проявление инициативы и творчества [25].
|
Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений ввелась с целью привлечения молодых специалистов, а также повышения качества услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями.
Заработная плата работников бюджетного учреждения ФГУ «Карабашская КЭЧ района» с 1 декабря 2008 года переведена на новые системы оплаты труда и состоит из трех основных элементов:
должностной оклад (оклад);
компенсационные выплаты;
стимулирующие выплаты.
Основным элементом оплаты труда в ФГУ «Карабашская КЭЧ района» является должностной оклад, устанавливаемый работникам учреждения при приеме на работу или при переходе на новую систему оплаты труда.
Хотелось бы отметить, что система оплаты в ФГУ «Карабашская КЭЧ района» устанавливается с учетом:
единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
единого Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
гарантий по оплате труда, которые дает государство;
выплат перечень компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Минздравсоцразвития и социального развития;
выплат перечень стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Минздравсоцразвития;
положений об оплате труда работников учреждений;
|
рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
мнения представительного органа работников.
Должностной оклад руководителя ФГУ «Карабашская КЭЧ района» устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате основного персонала возглавляемого им учреждения и может составлять до пяти размеров указанной средней заработной платы. К основному персоналу ФГУ «Карабашская КЭЧ района» относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение. Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития [26].
Должностные оклады заместителей руководителей ФГУ «Карабашская КЭЧ района» и главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этого учреждения.
Новой системой оплаты труда в ФГУ «Карабашская КЭЧ района» также предусмотрены выплаты компенсационного характера. Данные выплаты устанавливаются в процентном отношении к должностным окладам по соответствующим профессиональным квалификационным группам или в абсолютных размерах. Эти выплаты зависят от таких факторов, как:
уровень профессиональной подготовки;
наличие высшей квалификационной категории;
сложность и объем выполняемой работы.
Конкретные размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в коллективном договоре ФГУ «Карабашская КЭЧ района».
Фонд оплаты труда работников ФГУ «Карабашская КЭЧ района» формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности [31].
При новой системе оплаты труда в ФГУ «Карабашская КЭЧ района», подведомственному Минобороне России, следует учитывать следующие основные особенности:
при установлении должностных окладов и повышающих коэффициентов, указывают конкретные размер оклада руководителя служащих и рабочих, дифференцированные в зависимости от квалификационной группы, разряда и тому подобных признаков.
Перечень видов повышающих коэффициентов несколько отличается от общего. В частности, допускается применение следующих коэффициентов и повышений:
высококвалифицированным рабочим, которым в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий (ЕТКС) присвоены 6 - 8-й разряды или тарифные ставки которым установлены по VI - VIII группам по размерам тарифных ставок, а также водителям автомобилей всех типов независимо от грузоподъемности, на время выполнения важных и ответственных работ или на определенный период (месяц, квартал, год) могут устанавливаться тарифные ставки по IX группе по размерам тарифных ставок [28].
Кроме выплаты ежемесячных премий, положением ФГУ «Карабашская КЭЧ района» об оплате труда, предусмотрена выплата единовременного вознаграждения по итогам года.
Размер вознаграждения также устанавливается с учетом конкретного вклада работника в выполнение задач, обусловленных уставной деятельностью учреждения. При этом условия выплаты вознаграждения могут существенно отличаться от условий выплаты премий. Например, основным условием для выплаты может служить выполнение определенных задач учреждением в целом [28].
Вознаграждение в ФГУ «Карабашская КЭЧ района» выплачивается, как правило, в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом. Персоналу, уволенному с работы в течение года, выплата вознаграждения производится одновременно с окончательным расчетом.
Работникам, отработавшим в учреждении неполный календарный год, вознаграждение выплачивается пропорционально отработанным полным календарным месяцам.
В тех случаях, когда работники в течение календарного года работали неполный рабочий день или на условиях совместительства, а на день издания приказа о выплате вознаграждения были приняты на полный рабочий день или на постоянную работу или наоборот, выплата вознаграждения производится за полные календарные месяцы работы пропорционально отработанному времени.
В учреждениях за счет экономии ФЗП в ФГУ «Карабашская КЭЧ района» устанавливают иные выплаты стимулирующего характера, размеры и условия которых предусматриваются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с участием профсоюзных органов [29].
Кроме того, из фонда оплаты труда ФГУ «Карабашская КЭЧ района» работникам может быть оказана материальная помощь. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель ФГУ «Карабашская КЭЧ района», на основании письменного заявления работника.
Новая система должна построена на том, что каждое структурное подразделение ФГУ «Карабашская КЭЧ района» имеет базовый фонд оплаты труда (ФОТ), который определяется по индивидуальному нормативу и объема выполненных работ, а отделов, структурных подразделений и служб - за оплаченные работы и услуги [25].
Распределение выделенного ФОТ внутри подразделения должно производится на основании нормативных документов, разработанных для каждого подразделения.
Установлены компенсационные и стимулирующие выплаты направленные на дифференциацию общего размера оплаты труда работников ФГУ «Карабашская КЭЧ района» в зависимости от условия труда, а также от его количества и качества.
В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера работникам ФГУ «Карабашская КЭЧ района» могут быть устанавливаются следующие выплаты компенсационного характера:
повышенная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;
выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, который составляет 15%)
доплата за совмещение профессий (должностей);
доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
повышенная оплата за работу в ночное время;
повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
оплата сверхурочной работы [30].
Все выплаты компенсационного характера в ФГУ Карабашская КЭЧ района», размеры и условия их осуществление установлены коллективным договорам, соглашением, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст.149 ТК РФ).
В любом случае размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Оплата работы в выходные и праздничные дни в ФГУ «Карабашская КЭЧ района» производится:
Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:
1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства.
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.
Общими выходными днями являются суббота и воскресенье при пятидневной рабочей недели, все это устанавливается коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка ФГУ «Карабашская КЭЧ района».
В общем случае работа в выходные дни запрещается. Статьей 113 ТК РФ предусмотрены следующие случаи, когда допускается в ФГУ Карабашская КЭЧ района» привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни:
для предотвращения аварии, устранения последствий производственной аварии;
для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества;
для выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа учреждения в целом или ее отдельных подразделений.