Индивидуально – групповой компонент.




Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, развитии и управлении воспитательной системы класса.

Главную роль здесь играет классный руководитель, который отвечает за результативность воспитательного процесса в классе. Учащиеся класса являются полноправными субъектами жизнедеятельности данного классного сообщества. Планирование КТД в классе, участие в классном самоуправлении происходит с учётом желаний и возможностей каждого ребёнка.

Не остаются в стороне от классных дел и родители. Они принимают активное участие в жизни класса, помогают в организации и проведении экскурсий, КТД, участвуют в спортивных соревнованиях, их личный пример, родительское слово имеют большую значимость в формировании личности сына или дочери.

Ценностно – ориентационный компонент представляет совокупность целей, задач, принципов построения и жизнедеятельности классного коллектива:

1. В течение 2учебного года в соответствии с планом воспитательной работы в классе решались следующие задачи:

- воспитание гражданско – патриотических чувств;

- организация интеллектуально – познавательной деятельности, формирование эмоционально – положительного отношения к учёбе и повышение рейтинга знаний осуществлялось в процессе участия класса в предметных декадах, выпусках предметных газет, играх «Интеллектуальном марафоне». Учебный сектор контролировал выполнение домашних заданий, состояние учебных дел в классе. В результате в классе по итогам года нет ни одного неуспевающего (успеваемость – 100%), повысилось качество знаний по сравнению с пошлым годом (до 45,8%), класс занял 2 место в общешкольном конкурсе «Лучший класс года» в номинации «За учебные достижения»;

- стабилизация показателей уровня воспитанности учащихся, не допустить снижения показателей: «отношение к учению», «долг и ответственность», «дисциплинированность». Усилия, направленные на реализацию этой задачи, были оправданы. На рабочих линейках в течение года в адрес учащихся не было сделано ни одного замечания по поводу нарушения правил поведения. В классе нет детей с низким уровнем воспитанности.

- активизация деятельности органов ученического самоуправления через развитие у учащихся умения самостоятельно планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Ученическое самоуправление классе в течение ряда лет осуществляется по направлению «Классный класс» через МИГ (малые инициативные группы), что является наиболее приемлемой формой, т. к. предполагает добровольное объединение учащихся в малые инициативные группы по интересам. Каждая группа занимается планированием и организацией КТД по различным направлениям.

2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества представляют собой совокупность идеальной, результативной и процессуальной целей воспитательной работы данном классе.

Идеальная цель воспитательной работы в классе совпадает со стратегической целью школы: «Развивать творческую активность личности посредством создания условий для её саморазвития, самоутверждения и самореализации».

Результативная цель воспитательного и образовательного процесса в данном классе – «Успешное завершение второй ступени образования и получение основного общего образования».

Процессуальная цель на конкретном этапе – использование воспитательных возможностей для формирования ключевых компетентностей: коммуникативной, социальной, нравственной, информационной.

Функционально – деятельностный компонент, в который входят:

1. Систематизация воспитательной деятельности по направлениям, формирование годового круга традиционных дел в классе ведётся по следующим направлениям:

- организационная работа с ученическим коллективом, в ходе которой решались вопросы по организации дежурства в классе, организации ОПТ, питания, обеспечение учебниками, организация учебного труда и т. д.;

- создание атмосферы познавательного комфорта, формирование культа знаний. Класс принимал активное участие в предметных декадах, в играх, выпуску предметных газет – итоги общешкольных познавательных дел вошли в копилку класса в ходе общешкольного соревнования в номинации «За учебные достижения». Учебный сектор по итогам четверти подводил результативность рейтинга знаний, что способствовало осознанию значимости каждым учащимся своих результатов учебного труда;

- аналитико–диагностическая деятельность всегда интересна своими результатами, т. к. раскрывает каждого ученика с неожиданной стороны. Оказывается, что 13 учащихся из 16 учатся потому, что «надо» учиться, 2 – не хотят учится, а «любит» учится лишь один ученик. Учёбой в данном классе дорожат 14 учеников и не желают переходить в другой класс. Все учащиеся «любят» свою школу, а настроение в школе оценивают как спокойное, уравновешенное.

В классе сложился годовой круг традиционных дел, он совпадает с годовым кругом традиционных дел школы. Это творческие периоды «Осенний калейдоскоп», «Новый год шагает по планете», «Отечества славные сыны», где ребята принимают активное участие и результативность всегда высокая. Хочется отметить также традиционные классные дела по созданию имиджа класса: классные «арбузники», озеленение класса, оформление классного уголка и др. В общешкольном соревновании классов в номинации «За активную жизненную позицию» класс занял первое место.

3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества, от которого, прежде всего, зависит успешность реализации воспитательных задач, в свою очередь зависит от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя. Смею надеяться, что в моей деятельности детерминирует ведущая роль классного руководителя, определённая по системе Колесниковой И. А. как «старший товарищ», который помогает ребятам включится в различные виды деятельности, берёт на себя часть заботы и помогает в организации и проведении совместных творческих дел.

Пространственно – временной компонент складывается из:

1. Эмоционально – психологической, духовно – нравственной и предметно – материальной среды.

Каждая воспитательная система имеет свою среду, своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» 10Б класса является кабинет технологии. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя, учащихся класса об уютной, комфортной обстановке в «родном» кабинете. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка – всё это делается и поддерживается на высоком уровне всеми членами классного сообщества. И на протяжение всех лет кабинет занимает первое место в конкурсе «Лучший классный кабинет».

Эмоционально – психологическая среда обеспечивается отношениями между одноклассниками, которые можно оценить как спокойные, доброжелательные, бесконфликтные, строящиеся на взаимоуважении и доверии (не зря ребята дорожат учёбой именно в этом классе). Класс с высоким уровнем комфортности в школьной жизни, что указывает на уравновешенные отношения и с другими педагогами, работающими в классе.

Кроме того, духовно – нравственная среда обеспечивается также взаимоотношениями в семье. В этом плане класс оценивается как социально – благополучный, т. к. в классе нет детей из кризисных, неблагополучных семей. Каждая семья обеспечивает положительную направленность нравственного воспитания своего ребёнка.

2. Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Воспитательная система класса не закрыта. Учащиеся классного коллектива принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов. В параллели проходят спортивные соревнования как между классами, так и в параллели «девятые - десятые» классы. Эти взаимоотношения строятся на основе здорового духа соперничества, а также способствуют формированию межличностных отношений с ребятами других классов (наличие друзей среди старших и младших ребят), общению в системе дополнительного образования (спортивные секции, музыкальная школа и т. д.)

3. Этапы становления и развития воспитательной системы включают в себя:

- первый этап – проектирование;

- второй этап – становление;

- третий этап – стабильное функционирование;

- четвёртый этап – коренное обновление или завершение функционирования.

Анализируя результаты воспитательной работы в данном классе за прошедшие года, можно отметить, что первый этап был характерен для 5-6 класса, когда в воспитательной работе преобладала деятельность по изучению потребностей, интересов и других личностных характеристик членов классного сообщества, закладывались основы традиций класса, определялись перспективы жизнедеятельности классного коллектива.

На втором этапе особое внимание уделялось укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы».

В настоящее время воспитательная система класса перешла на этап стабильного функционирования. Жизнь классного коллектива строится на основе традиций, которые сохраняются и поддерживаются всеми членами классного сообщества.

Диагностико – аналитический компонент включает в себя:

1. Критерии эффективности воспитательной системы.

Несмотря на то, что в педагогической науке ещё существует проблема исследования эффективности учебно–воспитательной работы, тем не менее, мерилом эффективности функционирования воспитательной системы признают следующие критерии: воспитанность учащихся, защищенность и комфортность, удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью в классе, уровень сформированности классного коллектива.

Аналитико–диагностическая деятельность в классе проводится совместно с психологом школы, при её консультациях были проведены различные методики, которые позволили оценить все перечисленные критерии определения эффективности воспитательной системы класса представленный в психолого-педагогической характеристике класса.

2. Методы и приёмы изучения результативности воспитательной работы характеризуются использованием различных методик, рекомендуемых для анализа воспитательной работы в классе.

Для диагностики воспитательного процесса в классе как классным руководителем, так и психологом, были проведены следующие методики:

- М. И.Шилова «Изучение воспитанности учащихся»;

- Б. П.Битиносс «Диагностика ценностных отношений школьника»;

- Тест А. А.Андреевой «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»;

- Анкета «Я и моя семья»,

- Методики «ТУСовка» и «Мишень», которые определяли уровень сотрудничества в классе и место каждого ученика в классном сообществе.

Таким образом, анализируя воспитательную работу в классе, можно увидеть наличие всех пяти компонентов, присущих воспитательной системе, т. е. подтверждается наличие воспитательной системы в классе.

Дальнейшую деятельность по функционированию воспитательной системы класса необходимо направить на то, чтобы учащиеся могли развивать личностные качества, соответствующие образу выпускника, который складывается из пяти потенциалов личности:

- нравственный;

- познавательный;

- художественный;

- физический;

- коммуникативный,

Что не противоречит стратегической цели школы:

«Развивать творческую активность личности посредством создания условий для её саморазвития, самореализации, самоутверждения»

 

 

Производственная практика

ПМ.03. «Классное руководство»

 

 

Дата: 23.10.2015

Тема. Организация процесса воспитания в современной школе. Посещение внеклассного мероприятия.

Группа: 213

Самостоятельная работа студента:

Анализ внеклассного мероприятия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: