Введение
В "шоковые" 1990-е годы в российской экономике сформировалась специфическая модель рынка труда, обладающая целым набором нестандартных свойств. Однако до сих пор внимание исследователей привлекали не столько "ценовые", сколько "количественные" ее аспекты (динамика занятости, безработицы, рабочего времени и т. д.). Не будет преувеличением сказать, что сложившийся механизм формирования заработной платы остается своего рода "черным ящиком". Это, пожалуй, самый недоисследованный элемент российской модели рынка труда.
Старт рыночных реформ означал отмену большей части административных ограничений, действовавших при прежнем экономическом режиме. Процесс установления цены труда стал децентрализованным, рыночные агенты обрели самостоятельность при определении уровня заработной платы и степени ее дифференциации. (заработная плата была фактически "отпущена" на несколько месяцев раньше, чем цены, — осенью 1991 г.) Прямое государственное регулирование сохранилось только в бюджетном секторе, где с 1992 г. действует Единая тарифная сетка (ETC). По отношению к остальным секторам экономики государство стало использовать косвенные рычаги регулирования — такие, как установление минимального размера оплаты труда (МРОТ), налогообложение фонда заработной платы, налоговая политика ограничения доходов, участие в деятельности Трехсторонней комиссии, в рамках которой на общенациональном уровне заключаются тарифные соглашения между профсоюзами и работодателями, и т. д.
В результате произошедших перемен российские предприятия оказались в принципиально иной экономической и институциональной среде. Ни организационно, ни психологически они не были к этому готовы. Им пришлось спешно отказываться от привычных поведенческих стереотипов и на ходу приспосабливаться к резко изменившимся условиям. Отсюда — огромный спрос на новые схемы и методы регулирования заработной платы на микроуровне.
|
Предприятия получили право самостоятельно принимать решения по большинству основных вопросов, касающихся назначения и изменения заработной платы. На рынке труда возникла "ценовая" конкуренция, которая при прежнем экономическом режиме не могла проявляться открыто. Предприятия оказались погруженными в высокоинфляционную среду, что потребовало от них частых пересмотров денежной заработной платы и выработки процедур ее индексации. Они были вынуждены приступить к разработке собственных схем оплаты труда, приспособленных к индивидуальным условиям их деятельности. Эти схемы стали рассматриваться ими как ноу-хау, как ценная часть организационного капитала, которую надлежало оберегать от конкурентов. У предприятий появились широкие возможности для оппортунистического поведения и перекладывания издержек адаптации на работников, вследствие чего нарушение формальных "правил игры" (законов и контрактов) сделалось повседневной практикой трудовых отношений. Поскольку были установлены высокие налоги на фонд оплаты труда, предприятия стали активно прибегать к различным "налого-сберегающим технологиям", замещая официальную оплату неофициальными выплатами в рамках всевозможных "серых" и "черных" схем.
|
Так как новые механизмы отрабатывались пошагово, методом проб и ошибок, в ходе непрерывного организационного экспериментирования, сложившаяся в российской экономике практика оплаты труда предстает как чрезвычайно подвижная, диверсифицированная и непрозрачная. Тем не менее определенные общие тенденции и закономерности дают основание говорить о формировании специфической российской модели зарплатообразования.
Цель работы - дать оценку оплаты труда работников промышленного предприятия и рекомендации ее совершенствования.
Задачи:
- рассмотреть трудовое законодательство и его роль в регулировании социально-трудовых отношений и вопросов оплаты труда
-характеризовать оплату труда работников организации (предприятия) промышленности
Трудовое законодательство и его роль в регулировании социально-трудовых отношений и вопросов оплаты труда
В Трудовом кодексе РФ содержатся основные положения трудового законодательства. В первой статье этого Кодекса указано, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовогоправ и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Для достижения названных целей в Кодексе определены основные задачи трудового законодательства — создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по следующим вопросам:
|
♦ организация труда и управление трудом;
♦ трудоустройства у данного работодателя;
♦ профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
♦ социального партнерства ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений;
♦ участия работников и профессиональных союзов вустановлении условий труда и применения трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
♦ материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
♦ надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства (в том числе по охране труда);
♦ разрешению трудовых споров.
В рыночной экономике число субъектов социально-трудовых отношений увеличилось с двух до трех: государство-работодатель и наемный работник. Распределение рабочей силы и установление уровня заработной платы происходит на рынке труда. Основой заработной платы должна стать цена (стоимость) труда (рабочей силы). Главное место занимает договорная (контрактная) форма социально-трудовых отношений. В России начала складываться типичная трехканальная схема мобилизации средств для социальных нужд. Наряду с элементами социального обеспечения (сохранившимися от ранее действующих основных социально -трудовых отношений) резко возросла роль социального: страхования и платных социальных услуг.
Однако многие вопросы совершенствования механизма социально-трудовых отношений требуют своего решения.
Во-первых, по опыту других стран с рыночной экономикой необходимо повысить ответственность, и особенно финансовую, предпринимателей в решении социальных вопросов.
Во-вторых, надо добиться существенного увеличения индивидуального вклада работников в решение этих проблем. Каждый, кто может трудиться, должен и обеспечить себе старость, и заработать средства на временную потерю здоровья или работы.
Кроме того, за счет трудоспособных граждан общество должно содержать и тех, кто в силу каких-либо причин не имеет возможности трудиться.
Таким образом, речь идет о создании механизма стимулирования индивидуальных накоплений и о важном элементе механизма стимулирования труда.
В ст. 15 ТК РФ дана характеристика трудовых отношений, определены их стороны и основы возникновения этих отношений. Трудовое отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В деле регулирования трудовых отношений необходимо четко представлять общепризнанные принципы и нормы международного права, перечень которых изложен в ст. 2 Трудового кодекса РФ.
Важное значение имеет тот факт, что участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Основным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации, заключаемым между работниками и работодателями в лице их представителей, является коллективный договор. В его содержание могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
♦ формы, системы и размеры оплаты труда;
♦ выплата пособий, компенсации;
♦ механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
♦ занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
♦ рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
♦ соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
♦ экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
♦ гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
♦ контроль за выполнением коллективного договора порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников. Эти и другие пожелания указаны в ст. 4.1 ТК РФ. Однако стороны коллективного договора абсолютно свободны в определении его содержания и структуры. Статья дает перечень взаимных обязательств, которые могут включаться в коллективный договор. Нужно иметь в виду, что указанный список не является обязательным. Стороны могут расширять круг рассматриваемых вопросов. Многие вопросы, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений я связанных с ними экономических отношений, определяются соглашениями. Это правовой акт, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
В соглашении могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда, режим труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иное (см. ст. 45 ТК РФ).
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
В генеральном соглашении должны решаться такие задачи, как приближение минимальной заработной платы к прожиточному минимуму с установлением конкретных сроков (по кварталам) и параметров, определение соотношений в оплате труда по сложности в аспекте основных тарифно-квалификационных групп работ и должностей работников и порядка индексации заработной платы. Эти соотношения могут быть установлены в виде Единой тарифной сетки для рабочих, специалистов, служащих.и руководителей (могут быть использованы и другие подходы).
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).
В отраслевых соглашениях в части оплаты труда должно быть уделено внимание вопросам дифференциации тарифных ставок работникам по основным профессионально-должностным группам. В нем же следует предусмотреть особенности оплаты труда отдельных групп (профессий) работников, гарантированные надбавки за стаж, порядок оплаты за сверхурочную работу, премиальные системы и т. п. Эти соглашения, заключаемые периодически один раз в 3—4 года, в большей мере учитывают конкретные условия производства (торговли), поэтому выполняют не только социальную, но и экономическую, стимулирующую роль. При их заключении предприниматели стремятся ограничить рост заработной платы, увязав его с ростом производительности труда и повышением эффективности производства. Эта форма договоров получила развитие в Италии, ФРГ, Франции, где ими охвачено от двух-трех до десятков отраслей.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
В территориальных тарифных соглашениях ученые Института труда при Министерстве труда РФ предлагают решать более детально тот же круг задач, которые предусмотрены генеральным соглашением. Этот документ должен иметь приоритет и в нем могут быть определены абсолютные размеры минимальной заработной платы с установлением ее поквартально, в течение периода действия соглашения, уточнены параметры соотношений в оплате труда по сложности и по основным профессиям, уточнен вопрос о доле тарифной (гарантированной) заработной платы в общем заработке. Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Очень важно строго соблюдать последовательность заключения соглашений и договоров: генеральное тарифное соглашение должно предшествовать территориальным и отраслевым, а последние должны предшествовать заключению договоров предприятий. Нормы, принятые в соглашениях и договорах, должны иметь такой же правовой статус, как и нормы Трудового кодекса РФ.
Работа по найму на предприятиях строится на основе трудового договора (контракта). Трудовой договор (контракт) представляет собой соглашение между работодателем и работником, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему распорядку, а предприятие обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон (см. ст. 56 ТК РФ).
Приоритетным направлением в деятельности Правительства РФ в сфере труда будет поэтапное приведение, трудового законодательства в соответствие c требованиями рыночной экономики и на этой основе обеспечение гармонизации работников, работодателей и государства, повышение гибкости трудовых отношений.
В Основных направлениях в рамках реформировав трудового законодательства на первом этапе планирует принять Трудовой кодекс РФ, а в последующий период законотворческую деятельность в сфере регулирования трудовых отношений нужно будет сосредоточить на совершенствовании Трудового кодекса и принятии иных нормативных правовых актов.
Меры по повышению эффективности защиты трудовых орав граждан должны осуществляться в следующих основных направлениях:
♦ совершенствование досудебных механизмов защиты трудовых прав;
♦ введение новых законодательных норм, расширяющих возможности граждан в защите трудовых прав;
♦ поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан;
♦ информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости;
♦ оказание государственной поддержки развития системы негосударственной защиты трудовых прав.
В Основных направлениях) предусмотрены новые подходы к решению вопросов совершенствования Трудовых отношений.
В целях повышения гибкости трудовых отношений будет расширена свобода сторон в определении содержания трудового договора (предусматривается расширение возможностей расторжения трудового договора по инициативе работодателя при соблюдении условия мотивированности расторжения и наличии, возможности его обжалования, улучшение нормативной правовой базы регулирования трудовых отношений в использование их в целях укрепления профсоюзного движения, обеспечить независимость профсоюзных организаций от работодателя и т. д.).
В целях согласования интересов работников и работодателей на основе совершенствования процедур переговорного процесса планируется создать центр социального партнерства, оказывающий методическую и практическую помощь субъектам трудовых отношений.
Объектом коллективно-договорного регулирования (индивидуального и коллективного) на различных уровнях социального партнерства будет порядок образования и расходования фонда оплаты труда; размеры тарифных ставок и окладов, их дифференциация, порядок применения доплат и надбавок, развитие различных систем материального стимулирования.
Важное значение имеет возвращение заработной плате ее воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей функций и содействие развитию рыночных механизмов регулирования заработной платы.
Основными задачами в области труда и его оплаты на среднесрочную перспективу являются (по данным прогноза социально-экономического развития РФ на 2005 г.):
♦ подготовка и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации Трудового кодекса РФ;
♦ дальнейшее совершенствование трудового законодательства в целях решения задач по формированию равноправных отношений между работодателями и работниками, эффективному функционированию рынка труда, определенных Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.);
♦ рост заработной платы на основе роста производительности труда;
♦ поэтапное приближение минимального размера оп-' латы труда к прожиточному минимуму трудоспособного
населения;
♦ совершенствование реальных механизмов и процедур социального партнерства, разрешения трудовых споров, системы представительных органов социального партнерства, повышение роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда;
♦ реформирование системы организации заработной платы работников бюджетной сферы на основе перехода к отраслевым системам оплаты труда;
♦ усиление страховых принципов защиты пострадавших при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях в целях обеспечения заинтересованности субъектов страхования в снижении рисков и улучшенииусловий и охраны труда.
В прогнозе предусматривается опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом потребительских цен на основе роста ВВП, промышленного производств, производительности труда, за счет повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда, снижения издержек на повышение заработной платы вследствие стабильной и обоснованной налоговой политики, минимизирующей налоговую нагрузку на фонд оплаты труда.
В прогнозе фонда заработной платы учитываются намечаемые в 2003 г. мероприятия по повышению минимального размера оплаты труда, увеличению заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджетных средств.
В 2004—2005 гг. будет продолжена работа по повышению минимальных государственных гарантий по оплате труда, направленная на поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения. Кроме того, на роет заработной платы положительное влияние окажет намечаемей переход к отраслевым системам оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.
Прогнозируемый рост оплаты труда до 2005 г. предполагает обеспечение стабилизации доли фонда заработной платы в ВВП и соответствия темпов роста заработной платы и производительности труда..
В структуре денежных доходов доля оплаты труда в 2004 г. составила 42,4%, доля социальных трансфертов — 16,1 % Потребительские расходы в структуре денежных расходов и сбережений составили 79%.
В 2005 г. доля оплаты труда в; денежных доходах населения несколько снизится; прогнозируется некоторое увеличение доли трансфертов в общем объеме доходов; снижение доли потребительских расходов в структуре использования денежных доходов.
При сохранении имеющихся положительных тенденций в экономике, к 2005 г. можно ожидать увеличения денежных доходов, которые составят 156 – 161 % по отношению 2004 г. Предполагается, что денежные расходы составят 156,8—163%.
Отмеченные выше тенденции в изменении структуры денежных доходов и расходов населения сохранятся.
Будут созданы правовые, экономические и организационные условия, обеспечивающие своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Предлагается обеспечить законодательное закрепление за работником права на защиту в случае задержки выплаты заработной платы. Предстоит организовать проведение мониторинга и других аналитических работ с целью осуществления контроля за динамикой показателя производительности труда на макроэкономическом, отраслевом уровнях и в разрезе субъектов РФ.
Увеличению официально регистрируемой заработной платы будет способствовать легализация скрытой оплаты труда вследствие относительно низкой налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в среднесрочной перспективе, а так же намечаемых мер вовлечению работников в систему пенсионного страхования.
При определении основных направлений деятельности Правительство РФ в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост 2005—2007 гг. численности населения в трудоспособном возрасте с 87,1 млн. до 89,5 млн. человек, или на 2,4 млн. человек.
Одновременно на рынке труда в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место значительный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и т.д., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организаций и мотивации труда.
И еще одно важное направление необходимо учесть на современном этапе.
Одной из важнейших задач является повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. При решении этой задачи нужно уделить внимание вопросам повышения качества рабочей силы соответственно требованиям к профессиональной квалификации работников, предъявляемых на международных рынках. Для этого необходимо разработать новую систему классификации профессий работников, создать национальную систему оценки качества рабочей силы, разработать национальную систему профессиональных стандартов, соответствующих высшим критериям к профессиональной квалификации на международных рынках труда, для профессий работников, наиболее значимых для развития секторов экономики.