1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне прояв- ляемым превосходством;
3) внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
4) стремление говорить неправду;
5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
6) стремление уходить от ответственности в принятии решений;
7) стереотипность, повторяемость поведения;
8) зависимость;
9) тревожность.
Основной, в соответствии с имеющимися критериями, особенностью ин- дивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассо- гласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко («авто- матически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнооб- разными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетради- ционных событий.
Классическим антиподом аддиктивной личности выступает обыватель — человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни. Именно обыватель выра- батывает устои и традиции, становящиеся общественно поощряемыми нормами. Он консервативен по своей сути, не склонен что-либо менять в окру- жающем мире, довольствуется тем, что имеет («маленькими радостями жиз- ни»), старается исключить риск до минимума и гордится своим «правильным образом жизни». В отличие от него, аддиктивной личности, напротив, претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «еще при рождении знаешь, что и как произойдет с данным челове- ком». Предсказуемость, заданность собственной судьбы становится раздра- жающим моментом для аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами оказываются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими. У аддиктивной личности отмечается феномен«жаждыострыхощущений» (В.А.Петровский),характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.
|
По мнению Э. Берна, у человека есть шесть видов голода:
1) голод по сенсорной стимуляции;
2) голод по признанию;
3) голод по контакту и физическому поглаживанию;
4) сексуальный голод;
5) структурный голод, или голод по структурированию времени;
6) голод по инцидентам.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворенность дей- ствительностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет ин- тенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображе- ниям), признания неординарности поступков (в том числе сексуальных), за- полненности времени событиями.
Вместе с тем объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсут- ствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих формируют у аддик- тивных личностей скрытый «комплекс неполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, от того, что не способны «жить как люди». Однако такой временно возникающий «комплекс неполноценности» обо- рачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, внушаемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, ми- нуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими вы- полняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях — условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства зиждется на сравнении «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие, и «настоящей свободной от обязательств жизни» аддик- тивного человека.
|
Учитывая тот факт, что давление на таких людей со стороны социума ока- зывается достаточно интенсивным, аддиктивным личностям приходится под- страиваться под нормы общества, играть роль «своего среди чужих». Вслед- ствие этого он научается формально исполнять те социальные роли, которые ему навязываются обществом (примерного сына, учтивого собеседника, доб- ропорядочного коллеги). Внешняя социабельность, легкость налаживания кон- тактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такой человек страшится стойких и длительных эмо- циональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения приписывания ответственно- сти за какое-либо дело. Мотивом поведения «закоренелого холостяка» (кате- горического отказа связать себя узами брака и иметь потомство) в случае пре- обладания аддиктивных форм поведения может быть страх ответственности за возможную супругу и детей и зависимости от них.
|
Стремлениеговоритьнеправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекают из структуры аддиктив- ной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комп- лекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.
Базисной характеристикой аддиктивной личности является зависимость. Выделяют перечисленные ниже признаки, пяти из которых достаточно для диагностики клинической зависимости у обследуемого:
ГЛАВА 3. ТИПЫ, ФОРМЫИ СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВСДЕНИЯ
1) неспособность принимать решения без советов других людей;
2) готовность позволять другим принимать важные для него решения;
3) готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы;
4) затруднения, когда нужно начать какое-то дело самостоятельно;
5) готовность добровольно идти на выполнение унизительных или непри- ятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих;
6) плохая переносимость одиночества — готовность предпринимать зна- чительные усилия, чтобы его избежать;
7) ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь;
8) охваченность страхом быть отвергнутым;
9) легкая ранимость при малейшей критике или неодобрении со стороны.
Наряду с зависимостью, основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, напол- ненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.
Уход от реальности совершается при аддиктивном поведении в виде свое- образного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном на- правлении. При этом человек сосредоточивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные. В соответствии с концепцией Н. Пезешкиана, существует че- тыре вида «бегства» от реальности: «бегство в тело», «бегство в работу», «бег- ство в контакты или одиночество» и «бегство в фантазии» (рис. 12).
При выборе ухода от реальности в виде «бегства в тело» происходит заме- щение традиционной жизнедеятельности, направленной на семью, служеб-
«Бегство в тело» «Бегство в работу»
«Бегство в контакты, или одиночество»
«Бегство в фантазии»
Рис. 12. Виды «бегства от реальности»
ПСИХОЛОГИЯДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ный рост или хобби, изменением иерархии ценностей обыденной жизни, пе- реориентацией на деятельность, нацеленную лишь на собственное физичес- кое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями (т. н. «паранойя здо- ровья»), сексуальными взаимодействиями (т. н. «поиск и ловля оргазма»), улучшением собственной внешности, качества отдыха и способами расслаб- ления. «Бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравне- нии с другими областями жизни время, становясь трудоголиком. Изменение ценности коммуникации формируется в случае выбора поведения в виде «бег- ства в контакты или одиночество», при котором либо общение становится единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму. Склонность к раз- мышлениям, прожектам при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь, совершить какое-нибудь действие, проявить какую-нибудь реальную актив- ность называется «бегством в фантазии». В рамках подобного ухода от дей- ствительности появляется интерес к псевдофилософским исканиям, религи- озному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий. Более подробно об отдельных формах ухода от реальности будет рассказано ниже.