Та бл и ца 2
Тип темперамента | Показатель впечатлительности (В) | Показатель импульсивности (И) |
Холерик | ВТ | И? |
Меланхолик | ВТ | И4 |
Сангвиник | в4- | И.Т |
Флегматик | в; | Hi |
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
сочетается с быстро возникающими и так же быстро исчезающими аффекта- ми различной модальности и нередко экстрапунитивной направленности — гневом, раздражительностью; страхом, ажитацией и паникой; радостью и экс- тазом. У меланхолика эмоциональные переживания имеют, как правило, более длительный характер. Они возникают медленнее, но и медленнее редуциру- ются. Отмечается склонность к застреванию на определенных эмоциональ- ных переживаниях различной модальности и интрапунитивной направлен- ности — депрессии, тоске, печали, чувстве вины, стыда, застенчивости. По параметру пониженной эмоциональности (впечатлительности) сходны санг- виник и флегматик. Их эмоциональные переживания не столько глубоки, как у холерика или меланхолика, однако не следует думать о том, что они отсут- ствуют вовсе. Внешне снижение уровня впечатлительности выражается у них в более спокойном отношении к неприятностям, психотравмам, конфлик- там. Их называют иногда «толстокожими», имея в виду невозмутимость и от- сутствие ярких эмоциональных реакций на внешние раздражители. Разли- чия в эмоциональной сфере сангвиника и флегматика заключаются в преобладающей модальности немногочисленных и слабых проявлений эмо- циональности. Флегматик, как правило, безразличен ко многим сторонам жизни в силу инертности познавательных процессов, тогда как сангвиник реагирует на многие ситуации, но «не принимает близко к сердцу». Иногда говорят о внутренней холодности сангвиника при внешней общительности и формальной эмпатичности.
|
Параметр импульсивности, по которому схожи холерик с сангвиником (вы- сокий уровень) и меланхолик с флегматиком (низкий уровень), клинически отражается в быстроте сенсомоторных реакций и «быстроте ума», активнос- ти, настойчивости, решительности.
Своеобразная классификация параметров темперамента была предложе- на А. Томас и С. Чесе, включившая девять составляющих; они в некоторой степени могут дополнить приведенные выше классификации и помочь более точно диагностировать тип темперамента. Следует отметить, что ученые вы- явили параметры темперамента у новорожденных, у которых темперамент проявляется в чистом виде, то есть, в соответствии с предложенной выше тер- минологией, новорожденный «реагирует темпераментом», тогда как взрос- лый «характером и личностью».
1. Уровень активности, определяемый моторными характеристиками (по- движностью во время купания, кормления) и соотношением активно- го и пассивного поведения в течение дня.
2. Ритмичность, регулярность, оцениваемая как степень предсказуемости времени появления поведенческих реакций (например, чувства голо- да) и продолжительность функций во времени (например, длительность сна).
3. Приближение или удаление, связанное с особенностями эмоциональных и моторных реакций на новые стимулы.
А. Адаптивность, оцениваемая на основании реагирования на новые или меняющиеся ситуации.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
5. Интенсивность, характеризующаяся выраженностью реакций незави- симо от их качества или направленности.
|
6. Порог реактивности, определяемый как уровень стимуляции, необхо- димый для возникновения реакции независимо от их качества и сен- сорной модальности.
7. Настроение, то есть соотношение радостного и безрадостного состоя- ний, а также реакций, квалифицируемых как расположение к окружа- ющим.
8. Отвлекаемость, характеризующаяся эффективностью действия новых стимулов на изменение поведения.
9. Длительность внимания и настойчивость — две взаимосвязанные кате- гории, отражающие временную протяженность некоторой деятельно- сти и способность продолжить деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении.
Описанные А. Томас и С. Чесе параметры дополняют представления о су- щественных составляющих темперамента и, в частности, позволяют задумать- ся о роли и влиянии биоритмологических особенностей человека на позна- вательные процессы и в целом на выявление свойств темперамента. В этой связи интересным представляется второй параметр, в котором отмечается роль таких естественных биологических потребностей, как еда и сон. Можно пред- полагать, что ритмичность возникновения этих потребностей и особенности реагирования человека на их неудовлетворение позволяют более точно оце- нить свойства темперамента. Кроме того, в психологии девиантного поведе- ния следует обратить внимание на реагирование человека в условиях неудов- летворения сексуальной потребности. К тому же сексологи и сексопатологи описывают врожденную характеристику половой (сексуальной) конституции и говорят о «сексуальном темпераменте».
|
Параметры темперамента имеют склонность к поразительному постоян- ству во времени. Они практически не изменяются от раннего детства до глу- бокой старости (конечно, если человек сохраняет свое психическое здоровье, в противном случае говорить о свойствах темперамента достаточно сложно — биологические основы психического заболевания изменяют всю структуру психического реагирования).
Таким образом, подытоживая данные о клинических проявлениях темпе- рамента, можно утверждать, что все они отражаютлишь количественную сто- рону психической деятельности. Они не несут смысловой нагрузки, посколь- ку представляют собой биологический продукт. Наиболее общая особенность темперамента — его немотивационный фактор, определяющий поведение человека, то есть в самом темпераменте не существует побудительной осно- вы. В отличие от характерологических и личностных реакций, основой кото- рых служит мотивационный ряд, основывающийся на жизненном опыте, познавательном уровне, интересе и значимости внешних и внутренних про- цессов, реакции на уровне темперамента обладают инстинктивной специфи- кой. «Темперамент, — писал Г. Олпорт, — обозначает род сырого материала,
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИ ВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
из которого складывается характер. Он относится к химическому климату или внутренней погоде, в которой развивается личность».
Нередко девиантные формы поведения опосредуются силой и выражен- ностью темпераментальных свойств. Некоторые из них базируются на эмо- циональной лабильности (неустойчивости), так называемой «брутальности аффекта», иные. — на гиперактивности.
ГАРМОНИЧНОСТЬ ХАРАКТЕРА
Характер в клинической психологии — это совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксиро- ванная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими. Если параметры темперамента указывают на биологические стереотипы реагирова- ния (в первую очередь эмоционального), то в чертах характера отражаются при- сущие индивиду поведенческие матрицы, которые вначале имеют осознанный характер (воспитываются, прививаются, навязываются), а затем в определен- ной степени автоматический. К возрасту совершеннолетия у человека практи- чески завершается формирование черт характера, и он совершает поступки в соответствии с устоявшимися и необсуждаемыми правилами. Характер, также как и темперамент, является устойчивой структурой, не склонной существен- но изменяться в процессе жизни. Его девиации у взрослого человека возмож- ны только в случаях тяжелой и длительной психической или соматической бо- лезни, а также в условиях длительных угрожающих жизни событий.
На уровне темперамента на норму указывает сбалансированность психо- физиологических процессов, а на уровне характерологических качеств и черт — их гармоничность. Под гармоничностью на уровне характера пони- мается такое сочетание присущих человеку форм реагирования, шаблонов по- ведения, которые приводят к его адаптации в социуме и принятию себя.
Если темперамент — биологическая составляющая индивидуальности, то характер — психологическая. Связь параметров темперамента и черт харак- тера не является линейной. То есть нельзя достоверно предсказать, какие черты характера будут присущи холерику, меланхолику, флегматику или сангвини- ку по завершении процесса социализации. Основную роль в формировании черт характера играют формы и методы воспитания. Однако спектру типов темперамента с повышенной эмоциональностью и импульсивностью будет соответствовать иной спектр характерологических особенностей по сравне- нию со спектром типов темперамента с пониженной эмоциональностью и неимпульсивностью. Суетливость, болтливость, неусидчивость, нетерпели- вость или молчаливость, усидчивость, терпеливость как альтернативные чер- ты характера обычно базируются на психофизиологических особенностях в рамках типов темперамента. Между особенностями темперамента и характе-
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ра, как нижерасположенными в иерархическом строении индивидуальности, и личностными особенностями связь значительно менее выражена, чем меж- ду темпераментом и характером.
Значимым для психологии девиантного поведения представляется анализ параметров адекватных и неадекватных форм поведения, признаков откло- няющегося и психопатологического стилей поведения. Именно поэтому цен- тральным вопросом учения об индивидуальности в клинической психологии является вопрос о кардинальных признаках гармоничных черт характера.
Гармоничные черты характера — это совокупность индивидуально-психо- логических стереотипов поведения, способствующих гармонизации обыден- ных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных и внут- риличностных конфликтов. Таким образом, основой оценки гармоничности или негармоничности характерологических особенностей служит параметр отсутствия у человека конфликтов как внешних, то есть с участниками ком- муникации, так и внутренних. Условно можно говорить, что значимой для оценки характерологической гармоничности является сфера обыденных взаи- моотношений, включающая сугубо психологические, тогда как гармоничность личностная определяется в большей степени социально-психологическими параметрами — соответствием и следованием нравственным требованиям.
Гармоничный характер условно представляет собой блок из двух групп пси- хологических параметров, включающих:
1)адаптивность;
2) самоактуализацию.
Основным параметром гармоничного характера является адаптивность, характеризующаяся успешностью приспособления человека к различным ситуациям, их изменению, а также эмоциональному (внутреннему или внеш- нему) принятию окружения. Адаптивность отражает значимость удовлетво- рения человеком социальных потребностей, которую точно описал Паскаль:
«Чем бы человек ни обладал на земле — прекрасным здоровьем, любыми бла- гами жизни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом у людей... Имея все возможные преимущества, он не чувствует себя удовлетворенным, если не занимает выгодного места в умах... Ничто не может отвлечь его от этой цели... Даже презирающие род людской, третирующие людей, как ско- тов, и те хотят, чтобы люди поклонялись и верили им». Можно утверждать, что человек для достижения внутренней и внешней гармонии обязан быть адаптивным. Однако следует помнить о том, что способность всегда и на любом уровне приспосабливаться к новым условиям может обернуться дис- гармонией характера в виде конформизма. Следовательно, для того чтобы го- ворить о гармоничности параметра адаптивности, следует уточнить его соб- ственные свойства. Они составляют три группы, включающие: 1) реализм в восприятии окружающей действительности (перцептивная составляющая);
2) желаниечеловекаадаптироватьсякокружающейобстановке(мотивацион- ная составляющая); 3) способностьадаптироваться — «принимать» окружаю- щих такими, какие они есть (регулятивная составляющая).
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Классическим примером гармоничной черты характера, отражающей па- раметр адаптивности, считается приветливость, описываемая как сочетание радушия, ласковости, учтивости, любезности. Приветливость— это способ демонстрирования принятия человека человеком, отраженный в манерах и привычках. Внешние проявления приветливости направлены на избегание потенциальных или устранение имеющихся реальных конфликтных взаимо- отношений между людьми. Внутренне человек может не испытывать симпа- тии к участнику коммуникации, но не демонстрировать ее. Приветливость — это форма вежливости, хороших и гармоничных манер, улучшающих процесс общения, а не обостряющих его. Однако приветливость будет считаться гар- моничной чертой характера лишь в случаях, если будет использоваться «к месту». Для того чтобы оценить ее как гармоничную, нужно проанализиро- вать ситуацию, в которой она проявляется. Важно соответствие привычной реакции (например, приветливости) раздражителю или событию. Если собе- седник ведет себя вызывающе, оскорбляет человека или даже угрожает, то приветливость нельзя назвать гармоничным ответом на хамство. Значимой является перцептивная составляющая, позволяющая реально оценивать, в каких случаях и при каких обстоятельствах следует использовать данное свойство характера. Реализм же, как правило, базируется на феномене здраво- го смысла.
Под здравым смыслом понимается познавательный процесс, в основе ко- торого лежит адекватное (истинное) восприятие и понимание смысла поступ- ков окружающих. Для того чтобы говорить о гармоничности характера чело- века, следует оценить его здравомыслие. Он должен быть реалистом, то есть человеком, который в своей оценке происходящего руководствуется сущност- ными, действительными параметрами, ясно и трезво понимает суть и мотивы поведения окружающих. Здравомыслию противостоит, в рамках дисгармонич- ности характера, феномен каузальной атрибуции, который реализуется в при- страстном и несоответствующим реальности понимании и объяснении мо- тивов поступков окружающих.
Вторая составляющая параметра адаптивности — мотивационная — отра- жает желание человека приспосабливаться к окружающим, создавать с ними гармоничные (бесконфликтные или эффективные) отношения. Важную роль в мотивации процесса адаптации к окружающим играет ценностная сторона жизни. Человек ранжирует жизненные события по ценности и значимости, для того чтобы решить, к каким из них ему следует приспосабливаться, а ка- кие он может игнорировать или вступать с ними в противоборство. Проявле- ние упрямства как черты характера зависит от значимости ситуации, в ко- торой упрямство демонстрируется. Ребенок не будет упрямым, если ему предложат съесть мороженое, но может упрямо противодействовать попыт- кам родителей заставить его надеть ту или иную не нравящуюся ему одежду. Человек может быть приветливым с людьми, которым симпатизирует или от которых зависит решение каких-то его проблем, и неприветливым и даже подчеркнуто грубым по отношения к лицам, в которых совершенно не нуж- дается.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Регулятивная составляющая адаптивности отражает навыки и способнос- ти обнаруживатьь те или иные необходимые для коммуникации качества ха- рактера и компенсировать (скрывать или подавлять) неадаптивные. Скупой человек может стараться подавлять свою непрестижную черту, а трусливый — демонстрировать храбрость. Длительная регуляция неадаптивных черт харак- тера способна привести к их полной компенсации, а иногда — к гротескному проявлению противоположных качеств (гиперкомпенсации).
К параметрам, отражающим гармоничные черты характера, относится са- моактуализация, которая, также как и адаптивность, включает три составля- ющих: перцептивную, мотивационную и регулятивную. Эти составляющие частично совпадают с характеристиками, приведенными выше, частично до- полняются иными.
О гармоничности приветливости как свойства, отражающего и адаптив- ность, и самоактуализацию, можно говорить лишь в случае, если человек не испытывает негативных чувств в связи с внешним проявлением приветливо- сти. Если на уровне адаптивности гармоничным считается «принятие других и мира», то на уровне самоактуализации — «принятие себя». В принятии себя отражается реализм в оценке своих качеств, способностей и возможностей, понимание и принятие выработанных ценностей и насущных потребностей, жизнь в согласии с самим собой, изживание психологических комплексов или примирение с ними.
Принятие себя начинается с реальной самооценки и формирования само- уважения. Важная характеристика гармоничности самооценки — ее гибкость, так же как для оценки дисгармоничного характера — выявление ригидности самооценки в сторону либо завышения, либо занижения. В рамках гармонии характерологических черт человек не склонен однозначно оценивать свои способности, возможности и качества. Типичным является легкость измене- ния оценки после действий, в которых представление о себе не совпало с ре- ально выявившимися чертами. Наряду с самооценкой значимыми гармонич- ными свойствами оказываются производные от нее реальность и гибкость уровня притязаний. Уровень притязаний, то есть совокупность ожиданий, целей и притязаний относительно своих будущих достижений, рождается из двух про- тивоположных тенденций (Б. С. Братусь): тенденции поддержания своего «Я», своей самооценки на максимально высоком уровне и тенденции умерить свои притязания и избежать неудачи с целью не нанести урон самооценке. Само- уважение в рамках гармонии характера следует тем же закономерностям, что и самооценка и уровень притязаний.
Другие важные качества самоактуализации, по А. Маслоу, — спонтанность, простота, автономность и проблемная центрация. Суть их заключается в есте- ственности проявлений всех черт характера, нежелании преподносить себя в гораздо лучшем свете, чем это есть на самом деле, в ситуациях, которые не требуют манипулятивного поведения. Особо следует отметить качество авто- номности, то есть независимости в принятии решений и оценке ситуаций от окружения, собственных ожиданий (экспектаций), желаний и потребностей. При гармоничном складе характера отмечается адекватное распределение
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
локуса контроля за ситуациями (от внутреннего до внешнего). Суть такого распределения заключена в известном правиле: нужно уметь изменять ситуа- ции, которые поддаются изменению, принимать такими, какие они есть, не поддающиеся изменениям и научиться отличать одни от других.
Перечисленные качества составляют сущность одного из наиболее суще- ственных параметров гармоничного характера — зрелости. Зрелость (в пси- хологическом смысле) — это способность приспосабливаться к среде по за- конам житейского разума (Б. В. Зейгарник). Она подразумевает сочетание достаточно высоких идеальных устремлений с готовностью выполнять скром- ные, земные задачи ради этих высоких устремлений. Зрелость включает в себя психологическое умение человека разводить идеальные и реальные цели. В противовес зрелости характерным для дисгармоничного характера высту- пает инфантилизм (незрелость, «детскость»). К инфантильным свойствам от- носят наивность, несамостоятельность, нездравомыслие и т. п.
Представленность различных параметров в рамках гармоничного и дис- гармоничного характеров продемонстрирована в табл. 3.
Клинические проявления черт характера весьма разнообразны. В отличие от свойств темперамента, они не имеют амотивационного характера, а всегда мотивационно опосредованы, то есть закрепление в процессе социализации характерологических привычек, манер, стилей мышления и поведения свя- зано с требованиями окружающего общества (микро- и макросоциуума), а так- же с целями, мотивами и потребностями человека.
Характерологические свойства можно разделить на две группы: базисные (терминальные) и инструментальные. Первые должны способствовать удов- летворению сущностных потребностей человека (создавать внутреннюю гар-
Та блица 3