В. Д. МЕНДЕЛЕВИИ
Психология
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Учебное пособие для вузов
Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы
Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия
РЕЧЬ
Санкт-Петербург
ББК88.5
М50
Допущено Учебно-методическим объединением вузов России
по образованию в области социальной работы Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия
Рецензент:
д. м. н., проф. Ю. С. Шевченко
Менделевия В. Д.
М50 Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
ISBN 5-9268-0387-Х
В учебном пособии представлены основные разделы психологии девиантного поведения, охватывающие описание нормативного, гармоничного, идеального по- ведения, а также структуры, типов и клинических форм отклоняющегося поведе- ния. Приведены критерии пяти отклоняющихся поведенческих типов (делинквент- ного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического и на базе гиперспособностей) в форме агрессивного, аутоагрессивного поведений, наруше- ний пищевого поведения, сексуальных девиаций и перверсий, алкогольной и нар- котической зависимостей, сверхценных психологических и психопатологических увлечений, коммуникативных девиаций и др. Отдельные главы посвящены этно- культуральным, тендерным, возрастным и профессиональным девиациям поведе- ния, а также отклоняющемуся поведению хронически больных. Приводится описа- ние основ комплексной терапии и коррекции поведенческих девиаций. Каждый раздел завершается тестами для программированного контроля знаний и списком рекомендуемой для самостоятельной подготовки литературы.
|
Учебное пособие является первым издаваемым в стране вузовским учебником по психологии девиантного поведения и соответствует курсу по данной дисципли- не и по разделам клинической психологии. Оно может использоваться студентами, изучающими социальные, психологические и медицинские науки, а также врача- ми-психиатрами, психотерапевтами, клиническими (медицинскими) и практичес- кими психологами, педагогами, социальными работниками для самостоятельного освоения данного курса.
ББК 88.5
© В. Д. Менделевич, 2005
© Издательство «Речь», 2005
ISBN 5-9268-0387-Х ® П- В- Борозенец, обложка, 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Глава 1 | |
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ | |
Подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций | |
Идеальная норма, креативность и девиации поведения | |
Феноменологическая диагностика поведенческих стереотипов | |
Программированный контроль знаний | |
Рекомендуемая литература | |
Глава 2 ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО | |
ПОВЕДЕНИЯ | |
Темпераментальная сбалансированность | |
Гармоничность характера.ч | |
Личностная гармония | |
Программированный контроль знаний | |
Рекомендуемая литература | |
Глава 3 | |
ТИПЫ, ФОРМЫИ СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ | |
Структура девиантного поведения | |
Взаимодействие индивида с реальностью | |
Делинквентный тип девиантного поведения | |
Аддиктивный тип девиантного поведения | |
Патохарактерологический тип девиантного поведения | |
Психопатологический тип девиантного поведения | |
Тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях | |
Агрессивное поведение | |
Аутоагрессивное поведение | |
Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной | |
психической деятельности | |
Нарушения пищевого поведения | |
Сексуальные девиации и перверсии | |
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
|
Сверхценные психологические увлечения 117
Сверхценные психопатологические увлечения 126
Характерологические и патохарактерологические реакции
и расстройства личности, 129
Коммуникативные девиации 133
Безнравственное и аморальное поведение 146
Неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения 146
Программированный контроль знаний 149
Рекомендуемая литература 155
Глава 4 ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО | ПОВЕДЕНИЯ | |
Программированный контроль знаний | ||
Рекомендуемая литература |
Глава 5
ТЕНДЕРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 173
Программированный контроль знаний 193
Рекомендуемая литература 195
Глава 6 ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО | ПОВЕДЕНИЯ | |
Программированный контроль знаний | ||
Рекомендуемая литература |
Глава 7
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ 216
Программированный контроль знаний 224
Рекомендуемая литература 226
Глава 8
|
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ 227
Программированный контроль знаний 248
Рекомендуемая литература 251
Глава 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ТЕРАПИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 252
Способы и методы психологического консультирования,
психокоррекции, психотерапии и психофармакотерапии 254
Психологическое консультирование 257
Психологическая коррекция 266
Психотерапия 270
ОГЛАВЛЕНИЕ
Психофармакотерапия 272
Методы и способы психологической и психофармакологической
коррекции и терапии девиаций поведения 273
Агрессивное поведение 273
Аутоагрессивное поведение 274
Зависимость от психоактивных веществ 276
Пищевое поведение 285
Сексуальные девиации и аномалии сексуального поведения 286
Сверхценные психологические увлечения 289
Сверхценные психопатологические увлечения 291
Характерологические и патохарактерологические реакции 291
Коммуникативные девиации 292
Другие виды девиантного поведения 295
Программированный контроль знаний 296
Рекомендуемая литература 301
Приложение 1
ТЕЗАУРУС ПОВЕДЕНЧЕСКИХ (СТИЛЕВЫХ) СТЕРЕОТИПОВ, ФЕНОМЕНОВ И ДЕВИАЦИЙ 302
Тезаурус индивидуально-психологических качеств и стилей
поведения 303
Тезаурус феноменов, отражающих особенности стиля действий, поведения и влечений 325
Тезаурус эмоциональных феноменов и девиаций 338
Тезаурус экспрессивных стилей 355
Тезаурус речевых стилей и феноменов 366
|
Патохарактерологический диагностический опросник ПДО
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма
(К. К. Яхин, В. Д. Менделевич) 433
Тест «Склонность к зависимому поведению»
(В. Д. Менделевич) 435
-
Приложение 3
ОТВЕТЫК ПРОГРАММИРОВАННОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ 442
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие «Психология девиантного поведения» — плод долгих раздумий и исследований автора. В нем нашли отражение воз- зрения и подходы, появившиеся в отечественной психологической науке в последние годы, когда психологическая практика предъявила требования к созданию обоснованной платформы для осмысления механизмов формиро- вания поведенческих девиаций и создания эффективных методов их коррек- ции и терапии. Существующая на протяжении многих лет неоднозначность ситуации в области оценки отклоняющегося поведения человека, в опреде- лении его границ, проявлений, в причислении к патологии или условной нор- ме привела к тому, что эту сторону психической жизни индивида и соответ- ствующую научно-практическую область психологии ученые стали обходить стороной. Психиатры, которые до возникновения психологии девиантного поведения занимались изучением исключительно патологической психиче- ской деятельности, вначале посчитали эту сферу знаний малозначимой в со- поставлении с учением о психозах, заполонивших психиатрическую науку и практику. Действительно, что в сравнении с шизофренией гемблинг (увлече- ние азартными играми)? Следствием гемблинга может стать лишь утрата де- нег, а следствием шизофрении — утрата личности и здоровья.
По мере естественного сужения сфер влияния психиатрии за счет станов- ления клинической психологии и передачи в ее ведение значительной части так называемой «малой психиатрии» «большая психиатрия» начала экспан- сию в смежные научные области. Девиантные формы поведения, которые ранее расценивались ею как несущественные и малозначимые, стали рас- сматриваться как важные в плане предрасположенности к тяжелым психи- ческим заболеваниям и были названы донозологическими (предболезненны- ми) формами психических расстройств. Заметьте, не феноменов, а именно расстройств. Современная мировая психиатрия раскрыла себя в новой между- народной классификации. Из прежней классификации психических заболе- ваний (то есть нозологических форм) она превратилась сегодня в классифи- кацию психических и поведенческих расстройств (то есть симптомов). С одной стороны, подобную метаморфозу можно приветствовать, поскольку наконец психиатрия стала переходить с ортодоксальных на феноменологические по- зиции; с другой — включение в сферу деятельности психиатрии поведенчес- ких расстройств, которые автоматически стали как бы симптомами (ведь ме- дицина занимается патологией и изучать здоровье не вполне подготовлена), следует признать по меньшей мере спорным. Сегодня, основываясь на новой
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
классификации, врач-психиатр имеет возможность ставить такие диагнозы, как: ковыряние в носу и сосание пальца (шифр F98.8), речь взахлеб (шифр F98.6) и кусание ногтей. Но диагносту не предоставлены медицинские кри- терии для разграничения, например, поведенческого расстройства в виде ко- выряния в носу и привычки ковырять в носу. Особо следует отметить тот факт, что врачу-психиатру не предписывается, как прежде, использовать научные термины. Достаточно простой констатации факта, облеченной в форму обы- денных выражений. Но ведь известно, что медицинский подход к термино- логической оснащенности специалиста должен отличаться жесткостью, точ- ностью и четкостью. Около 80% всех используемых в медицине терминов имеют латинское или греческое происхождение, что признается единствен- но правильным и должно способствовать отделению науки от паранауки или других наук.
Таким образом, можно утверждать, что сугубо психиатрическая парадигма в оценке отклоняющегося (не всегда относящегося к симптомам и расстрой- ствам) поведения не способна быть объективной, и этот путь развития психо- логии девиантного поведения следует причислить к тупиковым.
Попытки ортодоксальной психологии в противовес психиатрии заняться изучением поведенческих девиаций и организацией помощи людям с подоб- ными отклонениями также следует признать неудачными. Причина неудач кроется в стремлении априорно развести психологию и психопатологию девиантного поведения, заранее разделить психические и поведенческие рас- стройства, с одной стороны, и отклонения — с другой. Как следствие, пред- лагалось приписать психиатрии сферу психопатологии девиантного поведе- ния, а психологии — условной нормы. Но ведь проблема как раз и заключается в диагностике и уже потом в способах оказания помощи. Нельзя решить лишь на основании внешних клинических признаков отклонения поведения, бо- лен девиант психически или нет. Нельзя составить реестр однозначно психо- патологически или стопроцентно психологически обусловленных девиаций. Попытки разделить психологию и психопатологию девиантного поведения до того, как проанализирован конкретный случай и определены мотивы вы- бора человеком подобного стиля поведения, являются нонсенсом. Да к тому же ортодоксальная психология не имеет инструмента для научно обоснован- ной диагностики и коррекции наблюдающихся особенностей поведения. Она предполагает, что диагностическая парадигма должна быть следующей: вна- чале психиатры должны отвергнуть «свою патологию», а затем психологи ана- лизируют случай и оказывают психологическую помощь.
Каждодневная клиническая практика автора — психиатра, психотерапев- та, сексопатолога, нарколога и клинического психолога в одном лице, невоз- можность заранее (до встречи со страждущим) предугадать, с пациентом или клиентом придется общаться и какую именно помощь оказывать (психофар- макологическую, психотерапевтическую, собственно психологическую), за- ставили по-новому взглянуть на проблему отклоняющегося поведения. Суть этого нового взгляда выражается в убеждении, что ортодоксальность и кон- серватизм наук о психике, искусственное разведение специальностей (пси-
ПРЕДИСЛОВИЕ
хиатрии и психологии) приводит к сужению поля научного видения пробле- мы и снижению эффективности помощи лицам с неадекватным и некомфорт- ным для них и их окружения поведением.
Люди с отклоняющимся поведением могут иметь психические расстрой- ства и быть психически больными, а могут быть душевно здоровыми. Такова реальность. В первом случае их поведенческая девиация имеет непосредствен- ную связь с психической патологией, «вытекает» из нее и требует в основном психофармакологического лечения. Во втором — базируется на внутрилич- ностном или межличностном конфликте, отражает какую-либо личностную
«деформацию» и подразумевает необходимость коррекции с помощью мето- дов психологического воздействия. Проблема изучения механизмов поведен- ческих отклонений становится значимой после того, как подобное поведе- ние однозначно причислено к девиантному, определены его опознавательные клинические признаки и изучены индивидуально-психологические особен- ности девианта.
Часто бывает так, что девиант нуждается и в психотерапии, и в психокоррек- ции, и в психологическом консультировании, и в психофармакологическом сопровождении. Поэтому феноменологический подход к изучению психоло- гии человека с девиантным поведением мы считаем единственно верным и научно обоснованным. Все остальные подходы позволяют рассмотреть и про- анализировать лишь часть проблемы, а не проблему в целом.
Вторая особенность нашего подхода заключается в убежденности, что де- виантное поведение не является атрибутом исключительно подросткового периода (как считалось раньше). Даже деликты способна совершать не толь- ко молодежь, но взрослые и пожилые. Важен не возраст девианта, а суть де- виации. Значимы механизмы возникновения и становления отклоняющего- ся поведения. Последние же имеют как общевозрастные закономерности, так и специфические особенности.
Мы не претендуем на окончательность разработки теории и практики пси- хологии девиантного поведения. Представленная автором позиция может рассматриваться как один из вариантов системного анализа данной пробле- мы и как попытка выделить психологию девиантного поведения из ряда род- ственных дисциплин. Альтернативные авторской точки зрения могли бы спо- собствовать нахождению истины в научном споре и подлинному становлению новой научной дисциплины.
Данная работа не могла бы состояться без помощи коллег по работе — со- трудников кафедры медицинской и общей психологии с курсом педагогики Казанского государственного медицинского университета, которой я имею честь руководить, а также без традиций Казанской психиатрической школы, у истоков которой стоял В. М. Бехтерев.
Глава 1
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ
Современное положение в сфере наук, изучающих поведение человека, можно обозначить скорее как противостояние, чем как сотрудничество. По- веденческие феномены подвергаются, как правило, пристрастному анализу корпоративных научных сообществ, что не приводит к получению истинных знаний о предмете, имеющем несомненно мультидисциплинарный характер.
Психология девиантного поведения — это междисциплинарная область на- учного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, ди- намики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а так- же способы и методы их коррекции и терапии. Данная дисциплина находится на стыке клинической психологии и психиатрии, и для ее освоения требуют- ся знания и навыки из этих научных областей.
Психология девиантного (отклоняющегося) поведения в данном контек- сте представляет собой типичный пример научной области, в которой зна- ния, полученные учеными различных специальностей, до настоящего време- ни не привели к становлению отдельной научной дисциплины. Причиной тому — столкновение ортодоксально психологических и ортодоксально пси- хиатрических взглядов на отклоняющееся от нормативного поведение. От- нюдь не риторическими остаются вопросы о том, следует ли относить девиа- ции поведения к патологии (то есть к признакам психических расстройств и заболеваний, обозначаемых как симптомы, синдромы), или же они должны быть признаны крайними вариантами нормы; являются ли девиации поведе- ния этапами психопатологических нарушений (то есть донозологическими психическими расстройствами), или между поведенческими болезненными расстройствами и девиантными формами поведения лежит пропасть; каковы причины (психогенез) отклоняющихся форм поведения: нарушения мозго- вой деятельности, навыков адаптивного поведения или социальных ожида- ний; какие меры необходимы для восстановления адекватного поведения (если это возможно в принципе): психофармакологическая терапия или психоло- гическая коррекция.
Для анализа механизмов поведенческих девиаций существенными явля- ются знания, накопленные в таких областях, как клиническая психология,
ГЛАВА I, ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ
патопсихология, нейропсихология, возрастная и семейная психология, об- щая психология и психология личности, психиатрия, психосоматика, педа- гогика и некоторые другие.
До последнего времени отмечалась тенденция дистанцировать проблемы, изучаемые в рамках психологии девиантного поведения, от проблем смеж- ных дисциплин, что приводило и приводит к одностороннему, пристрастно- му взгляду на сложные теоретические и практические вопросы отклоняюще- гося от общепринятых стандартов поведения. Наиболее распространена попытка противопоставить психологию и психопатологию девиантного поведе- ния, четко разделить проблемы здоровой и больной психической деятельно- сти, что с нашей точки зрения ошибочно. Следствием данного подхода явля- ется стремление выделять девиации «в рамках психической нормы» и при психопатологических расстройствах, последние из которых предлагается обо- значить иным термином (не «девиация»). Ярким примером может служить неудачная попытка разделить такую проблему девиантного поведения, как употребление наркотических веществ, на собственно психологическую (ког- да существует лишь психологическая зависимость от наркотика) и медицин- скую (в случае «злоупотребления» наркотиком, формирования физической зависимости и заболевания — наркомании).
Приведенный выше широко распространенный подход, основанный на ортодоксальных принципах, не позволяет, с одной стороны, всесторонне объективно и беспристрастно анализировать механизмы психогенеза, то есть психические процессы, ответственные за формирование девиаций, с другой — не дает возможности оказывать адекватную и эффективную помощь. Кон- серватизм данной позиции отражается в поиске альтернативы ответственно- сти за формирование и исход девиации.
Предлагаемая читателям книга «Психология девиантного поведения» от- ражает попытку автора взглянуть на эту сложную и весьма актуальную про- блему, отбросив узкопрофессиональные мерки, и определить место психоло- гии девиантного поведения в системе наук, изучающих поведение человека (рис. 1).
Можно утверждать, что психология девиантного поведения входит в спектр дисциплин, на одном из полюсов которого расположена психиатрия (психо- патология и патопсихология), а на другом — общая психология. Принципи- альное различие между дисциплинами, занимающими крайние положения спектра, заключается в подходах к диагностике и терапии девиаций поведе- ния. Следует признать тот факт, что вероятность выявления психопатологи- ческой симптоматики и т. н. поведенческих расстройств существенно выше у представителя психиатрического, а не психологического сообщества. И это связано не столько с более широкими и глубокими знаниями психиатра в об-
П с и х о л о г и я „
Психиатрия девиантного Клиническая Психология
Рис. 1. Место психологии девиантного поведения в системе наук о поведении
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ласти психопатологии, сколько с его гипердиагностической парадигмой, про- тивопоставляемой гиподиагностической парадигме психолога. Таким образом, один и тот же поведенческий феномен в виде девиации может трактоваться специалистами и как психопатологический симптом, и как психологический феномен.
Промежуточное положение в приведенной схеме занимают клиническая психология и психология девиантного поведения. Они отличаются (или долж- ны отличаться) от ортодоксальных дисциплин, расположенных на крайних полюсах спектра, в первую очередь феноменологическим подходом к оценке нормы и патологии. В клинической феноменологии действует принцип
«как — так», который отражается в убеждении в том, что за каждым поведен- ческим феноменом может скрываться как феномен, так и психопатологичес- кий симптом. Принцип «как — так» противостоит ненаучному принципу
«либо — либо», исповедуемому ортодоксальными психиатрами и психолога- ми, когда каждый поведенческий феномен пытаются строго закрепить либо за психической патологией, либо за нормой.
Диагностика девиантного поведения часто затруднена по причинам скорее субъективным, чем объективным. Это связано с тем, что попытки признания какого-либо поведения однозначно отклоняющимся и даже патологическим приводят к игнорированию основополагающего принципа диагностики де- виантного поведения, нацеленного на учет реальности, окружающей челове- ка действительности. Справедливо в связи с этим замечание Мак-Каги о том, что девиантное поведение — это не просто поведение, «отличающееся от норм или принятых в обществе стандартов», но и «не удовлетворяющее социальным ожиданиям». В свою очередь, социальные ожидания обусловлены понятия- ми социального положения человека, этнической и культурной принадлежно- сти, возрастного диапазона, пола, профессии и пр.
Предметом изучения психологии девиантного поведения являются откло- няющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические со- стояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и / или нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выра- ботанных неадекватных паттернов поведения. Для того чтобы оценить типы, формы и структуру девиантного (отклоняющегося) поведения, необходимо представлять, от каких именно норм общества они могут отклоняться. Нор- ма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представле- ний и наиболее частыхсуждений членовгруппы о требованияхк поведению суче- том их социальныхролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его (К. К. Платонов). Выделяют следующие нормы:
1) правовые;
2) нравственные; 3)эстетические.
Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают нака- зание при их нарушении, нравственные и эстетические нормы не регламен-
ГЛАВА I. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ
тированы столь строго, и при их несоблюдении возможно лишь обществен- ное порицание. В первом случае можно говорить о том, что человек поступа- ет «не по закону», во втором — «не по-людски». Отдельно в рамках каждой их вышеперечисленных общественных норм описывают нормы сексуального по- ведения. Это обусловлено повышенной значимостью сексуального и полоро- левого поведения человека, а также частотой девиаций и перверсий именно в этой интимной сфере жизнедеятельности человека. При этом нормы сексу- ального поведения регулируются как на уровне права, так и на уровне нрав- ственности и эстетики. Кроме того, можно выделить и нормы психологически комфортного самочувствия (переживания), рефлексии, удовлетворенности со- бой, нарушение которых способно приводить человека к эмоциональному дискомфорту и появлению т. н. психологических комплексов. Индивид, становясь свободным и ответственным и формируя нормативное (недевиан- тное) поведение, осознанно принимает на себя ответственность за соблюде- ние «писаных» законов, которые предполагают сохранение прав и свобод ок- ружающих его людей, а также «неписаных» норм — традиций и стереотипов поведения, принятых в той или иной микросоциальной среде. Девиантным поведением считается такое, при котором наблюдаются отклонения хотя бы от одной из общественных норм.
Поведенческая патология (по П, Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков, как:
1) склонность к дезадаптации; 2)тотальность;
3) стабильность.
Под склонностью к дезадаптации понимается существование паттернов по- ведения, не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, неудовлетворенности взаимодействиями с окружающи- ми людьми, противостояния или противоборства реальности, социально-пси- хологической изоляции. Наряду с дезадаптацией, направленной вовне (меж- личностная дезадаптация), существует внутриличностная дезадаптация, при которой поведение человека отражает неудовлетворенность собой, неприня- тие себя как целостной и значимой личности. Признак тотальности указыва- ет на то, что патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадап- тации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, то есть имеют место «везде». Стабильность отражает длительность проявления дезадаптив- ных качеств поведения, а не их сиюминутность и ситуативную обусловленность. Поведенческая (психическая) патология может быть обусловлена психопато- логическими проявлениями (симптомами и синдромами), а также базировать- ся на патологии характера, сформированной в процессе социализации.
Широкая область научного знания охватывает аномальное, отклоняющее- ся, ненормативное, девиантное поведение человека. Существенным парамет- ром такого поведения выступает отклонение в ту или иную стороны с различ- ной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения, которое признается нормальным и неотклоняющимся. Существует представление о
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Норма
Девиантное поведение
Патология
Рис. 2. Девиантное поведение как переходный вариант поведенческой психической патологии
том, что девиантные формы поведения — это переходные, неразвернутые ва- рианты поведенческой психической патологии. И основным принципом их диагностики следует признать, с одной стороны, отсутствие качеств пове- денческой нормы, с другой — отсутствие психопатологических симптомов (рис. 2). Однако более адекватным представляется обозначение как девиант- ного любого отклоняющегося от нормы поведенческого стереотипа (как соб- ственно девиантного — без признаков психической патологии, так и пове- денческих эквивалентов психических расстройств и заболеваний) (рис. 3).
В следующей главе будут приведены характеристики нормального (нор- мативного) и гармоничного поведения: сбалансированность психических процессов (на уровне свойств темперамента), адаптивность и самоактуализа- ция (на уровне характерологических особенностей), духовность, ответствен- ность и совестливость (на личностном уровне). Так же, как норма поведения базируется на этих трех составляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях. Та- ким образом, девиантное поведение человека можно определить как систему поступковилиотдельныепоступки,противоречащиепринятымвобщественор- мам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадап- тивности,нарушениипроцессасамоактуализациииуклоненииотнравственно- гоиэстетическогоконтролянадсобственнымповедением.
Считается, что взрослый индивид изначально обладает стремлением к