ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ




В. Д. МЕНДЕЛЕВИИ

 

 

Психология

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

 

Учебное пособие для вузов

 

 

Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы

Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия

 

РЕЧЬ

Санкт-Петербург


ББК88.5

М50

 

 

Допущено Учебно-методическим объединением вузов России

по образованию в области социальной работы Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия

 

 

Рецензент:

д. м. н., проф. Ю. С. Шевченко

 

 

Менделевия В. Д.

М50 Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. - 445 с.

ISBN 5-9268-0387-Х

В учебном пособии представлены основные разделы психологии девиантного поведения, охватывающие описание нормативного, гармоничного, идеального по- ведения, а также структуры, типов и клинических форм отклоняющегося поведе- ния. Приведены критерии пяти отклоняющихся поведенческих типов (делинквент- ного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического и на базе гиперспособностей) в форме агрессивного, аутоагрессивного поведений, наруше- ний пищевого поведения, сексуальных девиаций и перверсий, алкогольной и нар- котической зависимостей, сверхценных психологических и психопатологических увлечений, коммуникативных девиаций и др. Отдельные главы посвящены этно- культуральным, тендерным, возрастным и профессиональным девиациям поведе- ния, а также отклоняющемуся поведению хронически больных. Приводится описа- ние основ комплексной терапии и коррекции поведенческих девиаций. Каждый раздел завершается тестами для программированного контроля знаний и списком рекомендуемой для самостоятельной подготовки литературы.

Учебное пособие является первым издаваемым в стране вузовским учебником по психологии девиантного поведения и соответствует курсу по данной дисципли- не и по разделам клинической психологии. Оно может использоваться студентами, изучающими социальные, психологические и медицинские науки, а также врача- ми-психиатрами, психотерапевтами, клиническими (медицинскими) и практичес- кими психологами, педагогами, социальными работниками для самостоятельного освоения данного курса.

ББК 88.5

 

© В. Д. Менделевич, 2005

© Издательство «Речь», 2005

ISBN 5-9268-0387-Х ® П- В- Борозенец, обложка, 2005


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ     Глава 1  
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ  
Подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций  
Идеальная норма, креативность и девиации поведения  
Феноменологическая диагностика поведенческих стереотипов  
Программированный контроль знаний  
Рекомендуемая литература  
  Глава 2 ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО  
ПОВЕДЕНИЯ  
Темпераментальная сбалансированность  
Гармоничность характера.ч  
Личностная гармония  
Программированный контроль знаний  
Рекомендуемая литература  
  Глава 3  
ТИПЫ, ФОРМЫИ СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ  
Структура девиантного поведения  
Взаимодействие индивида с реальностью  
Делинквентный тип девиантного поведения  
Аддиктивный тип девиантного поведения  
Патохарактерологический тип девиантного поведения  
Психопатологический тип девиантного поведения  
Тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях  
Агрессивное поведение  
Аутоагрессивное поведение  
Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной  
психической деятельности  
Нарушения пищевого поведения  
Сексуальные девиации и перверсии  
   

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Сверхценные психологические увлечения 117

Сверхценные психопатологические увлечения 126

Характерологические и патохарактерологические реакции

и расстройства личности, 129

Коммуникативные девиации 133

Безнравственное и аморальное поведение 146

Неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения 146

Программированный контроль знаний 149

Рекомендуемая литература 155

 

Глава 4 ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО     ПОВЕДЕНИЯ    
Программированный контроль знаний    
Рекомендуемая литература    

 

Глава 5

ТЕНДЕРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 173

Программированный контроль знаний 193

Рекомендуемая литература 195

 

Глава 6 ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО     ПОВЕДЕНИЯ    
Программированный контроль знаний    
Рекомендуемая литература    

 

Глава 7

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО


ПОВЕДЕНИЯ 216

Программированный контроль знаний 224

Рекомендуемая литература 226

Глава 8

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ 227

Программированный контроль знаний 248

Рекомендуемая литература 251

Глава 9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ТЕРАПИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 252

Способы и методы психологического консультирования,

психокоррекции, психотерапии и психофармакотерапии 254

Психологическое консультирование 257

Психологическая коррекция 266

Психотерапия 270

ОГЛАВЛЕНИЕ

Психофармакотерапия 272

Методы и способы психологической и психофармакологической

коррекции и терапии девиаций поведения 273

Агрессивное поведение 273

Аутоагрессивное поведение 274

Зависимость от психоактивных веществ 276

Пищевое поведение 285

Сексуальные девиации и аномалии сексуального поведения 286

Сверхценные психологические увлечения 289

Сверхценные психопатологические увлечения 291

Характерологические и патохарактерологические реакции 291

Коммуникативные девиации 292

Другие виды девиантного поведения 295

Программированный контроль знаний 296

Рекомендуемая литература 301

Приложение 1

ТЕЗАУРУС ПОВЕДЕНЧЕСКИХ (СТИЛЕВЫХ) СТЕРЕОТИПОВ, ФЕНОМЕНОВ И ДЕВИАЦИЙ 302

Тезаурус индивидуально-психологических качеств и стилей

поведения 303

Тезаурус феноменов, отражающих особенности стиля действий, поведения и влечений 325

Тезаурус эмоциональных феноменов и девиаций 338

Тезаурус экспрессивных стилей 355

Тезаурус речевых стилей и феноменов 366


Приложение 2 ТЕСТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ  
Опросник для оценки агрессии (Ч. Спилбергер)  
Тест коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)  
Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон)  
Томский опросник ригидности (ТОР) (Г. В. Залевский)  
Опросник определения типов темперамента (Я. Стреляу) Тест для оценки экстраверсии — интроверсии и нейротизма (Г. Айзенк)  
Характерологический опросник (К. Леонгард)  
Висбаденский опросник (Н. Пезешкиан)  
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)  
Сокращенный многопрофильный опросник личности СМОЛ Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич)  
  (А. Е. Личко)  
   

 

 

 

Патохарактерологический диагностический опросник ПДО


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма

(К. К. Яхин, В. Д. Менделевич) 433

Тест «Склонность к зависимому поведению»

(В. Д. Менделевич) 435

-

Приложение 3

ОТВЕТЫК ПРОГРАММИРОВАННОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ 442


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Предлагаемое учебное пособие «Психология девиантного поведения» — плод долгих раздумий и исследований автора. В нем нашли отражение воз- зрения и подходы, появившиеся в отечественной психологической науке в последние годы, когда психологическая практика предъявила требования к созданию обоснованной платформы для осмысления механизмов формиро- вания поведенческих девиаций и создания эффективных методов их коррек- ции и терапии. Существующая на протяжении многих лет неоднозначность ситуации в области оценки отклоняющегося поведения человека, в опреде- лении его границ, проявлений, в причислении к патологии или условной нор- ме привела к тому, что эту сторону психической жизни индивида и соответ- ствующую научно-практическую область психологии ученые стали обходить стороной. Психиатры, которые до возникновения психологии девиантного поведения занимались изучением исключительно патологической психиче- ской деятельности, вначале посчитали эту сферу знаний малозначимой в со- поставлении с учением о психозах, заполонивших психиатрическую науку и практику. Действительно, что в сравнении с шизофренией гемблинг (увлече- ние азартными играми)? Следствием гемблинга может стать лишь утрата де- нег, а следствием шизофрении — утрата личности и здоровья.

По мере естественного сужения сфер влияния психиатрии за счет станов- ления клинической психологии и передачи в ее ведение значительной части так называемой «малой психиатрии» «большая психиатрия» начала экспан- сию в смежные научные области. Девиантные формы поведения, которые ранее расценивались ею как несущественные и малозначимые, стали рас- сматриваться как важные в плане предрасположенности к тяжелым психи- ческим заболеваниям и были названы донозологическими (предболезненны- ми) формами психических расстройств. Заметьте, не феноменов, а именно расстройств. Современная мировая психиатрия раскрыла себя в новой между- народной классификации. Из прежней классификации психических заболе- ваний (то есть нозологических форм) она превратилась сегодня в классифи- кацию психических и поведенческих расстройств (то есть симптомов). С одной стороны, подобную метаморфозу можно приветствовать, поскольку наконец психиатрия стала переходить с ортодоксальных на феноменологические по- зиции; с другой — включение в сферу деятельности психиатрии поведенчес- ких расстройств, которые автоматически стали как бы симптомами (ведь ме- дицина занимается патологией и изучать здоровье не вполне подготовлена), следует признать по меньшей мере спорным. Сегодня, основываясь на новой


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

классификации, врач-психиатр имеет возможность ставить такие диагнозы, как: ковыряние в носу и сосание пальца (шифр F98.8), речь взахлеб (шифр F98.6) и кусание ногтей. Но диагносту не предоставлены медицинские кри- терии для разграничения, например, поведенческого расстройства в виде ко- выряния в носу и привычки ковырять в носу. Особо следует отметить тот факт, что врачу-психиатру не предписывается, как прежде, использовать научные термины. Достаточно простой констатации факта, облеченной в форму обы- денных выражений. Но ведь известно, что медицинский подход к термино- логической оснащенности специалиста должен отличаться жесткостью, точ- ностью и четкостью. Около 80% всех используемых в медицине терминов имеют латинское или греческое происхождение, что признается единствен- но правильным и должно способствовать отделению науки от паранауки или других наук.

Таким образом, можно утверждать, что сугубо психиатрическая парадигма в оценке отклоняющегося (не всегда относящегося к симптомам и расстрой- ствам) поведения не способна быть объективной, и этот путь развития психо- логии девиантного поведения следует причислить к тупиковым.

Попытки ортодоксальной психологии в противовес психиатрии заняться изучением поведенческих девиаций и организацией помощи людям с подоб- ными отклонениями также следует признать неудачными. Причина неудач кроется в стремлении априорно развести психологию и психопатологию девиантного поведения, заранее разделить психические и поведенческие рас- стройства, с одной стороны, и отклонения — с другой. Как следствие, пред- лагалось приписать психиатрии сферу психопатологии девиантного поведе- ния, а психологии — условной нормы. Но ведь проблема как раз и заключается в диагностике и уже потом в способах оказания помощи. Нельзя решить лишь на основании внешних клинических признаков отклонения поведения, бо- лен девиант психически или нет. Нельзя составить реестр однозначно психо- патологически или стопроцентно психологически обусловленных девиаций. Попытки разделить психологию и психопатологию девиантного поведения до того, как проанализирован конкретный случай и определены мотивы вы- бора человеком подобного стиля поведения, являются нонсенсом. Да к тому же ортодоксальная психология не имеет инструмента для научно обоснован- ной диагностики и коррекции наблюдающихся особенностей поведения. Она предполагает, что диагностическая парадигма должна быть следующей: вна- чале психиатры должны отвергнуть «свою патологию», а затем психологи ана- лизируют случай и оказывают психологическую помощь.

Каждодневная клиническая практика автора — психиатра, психотерапев- та, сексопатолога, нарколога и клинического психолога в одном лице, невоз- можность заранее (до встречи со страждущим) предугадать, с пациентом или клиентом придется общаться и какую именно помощь оказывать (психофар- макологическую, психотерапевтическую, собственно психологическую), за- ставили по-новому взглянуть на проблему отклоняющегося поведения. Суть этого нового взгляда выражается в убеждении, что ортодоксальность и кон- серватизм наук о психике, искусственное разведение специальностей (пси-


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

хиатрии и психологии) приводит к сужению поля научного видения пробле- мы и снижению эффективности помощи лицам с неадекватным и некомфорт- ным для них и их окружения поведением.

Люди с отклоняющимся поведением могут иметь психические расстрой- ства и быть психически больными, а могут быть душевно здоровыми. Такова реальность. В первом случае их поведенческая девиация имеет непосредствен- ную связь с психической патологией, «вытекает» из нее и требует в основном психофармакологического лечения. Во втором — базируется на внутрилич- ностном или межличностном конфликте, отражает какую-либо личностную

«деформацию» и подразумевает необходимость коррекции с помощью мето- дов психологического воздействия. Проблема изучения механизмов поведен- ческих отклонений становится значимой после того, как подобное поведе- ние однозначно причислено к девиантному, определены его опознавательные клинические признаки и изучены индивидуально-психологические особен- ности девианта.

Часто бывает так, что девиант нуждается и в психотерапии, и в психокоррек- ции, и в психологическом консультировании, и в психофармакологическом сопровождении. Поэтому феноменологический подход к изучению психоло- гии человека с девиантным поведением мы считаем единственно верным и научно обоснованным. Все остальные подходы позволяют рассмотреть и про- анализировать лишь часть проблемы, а не проблему в целом.

Вторая особенность нашего подхода заключается в убежденности, что де- виантное поведение не является атрибутом исключительно подросткового периода (как считалось раньше). Даже деликты способна совершать не толь- ко молодежь, но взрослые и пожилые. Важен не возраст девианта, а суть де- виации. Значимы механизмы возникновения и становления отклоняющего- ся поведения. Последние же имеют как общевозрастные закономерности, так и специфические особенности.

Мы не претендуем на окончательность разработки теории и практики пси- хологии девиантного поведения. Представленная автором позиция может рассматриваться как один из вариантов системного анализа данной пробле- мы и как попытка выделить психологию девиантного поведения из ряда род- ственных дисциплин. Альтернативные авторской точки зрения могли бы спо- собствовать нахождению истины в научном споре и подлинному становлению новой научной дисциплины.

Данная работа не могла бы состояться без помощи коллег по работе — со- трудников кафедры медицинской и общей психологии с курсом педагогики Казанского государственного медицинского университета, которой я имею честь руководить, а также без традиций Казанской психиатрической школы, у истоков которой стоял В. М. Бехтерев.


 

 

Глава 1

 

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ

 

 

Современное положение в сфере наук, изучающих поведение человека, можно обозначить скорее как противостояние, чем как сотрудничество. По- веденческие феномены подвергаются, как правило, пристрастному анализу корпоративных научных сообществ, что не приводит к получению истинных знаний о предмете, имеющем несомненно мультидисциплинарный характер.

Психология девиантного поведения — это междисциплинарная область на- учного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, ди- намики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а так- же способы и методы их коррекции и терапии. Данная дисциплина находится на стыке клинической психологии и психиатрии, и для ее освоения требуют- ся знания и навыки из этих научных областей.

Психология девиантного (отклоняющегося) поведения в данном контек- сте представляет собой типичный пример научной области, в которой зна- ния, полученные учеными различных специальностей, до настоящего време- ни не привели к становлению отдельной научной дисциплины. Причиной тому — столкновение ортодоксально психологических и ортодоксально пси- хиатрических взглядов на отклоняющееся от нормативного поведение. От- нюдь не риторическими остаются вопросы о том, следует ли относить девиа- ции поведения к патологии (то есть к признакам психических расстройств и заболеваний, обозначаемых как симптомы, синдромы), или же они должны быть признаны крайними вариантами нормы; являются ли девиации поведе- ния этапами психопатологических нарушений (то есть донозологическими психическими расстройствами), или между поведенческими болезненными расстройствами и девиантными формами поведения лежит пропасть; каковы причины (психогенез) отклоняющихся форм поведения: нарушения мозго- вой деятельности, навыков адаптивного поведения или социальных ожида- ний; какие меры необходимы для восстановления адекватного поведения (если это возможно в принципе): психофармакологическая терапия или психоло- гическая коррекция.

Для анализа механизмов поведенческих девиаций существенными явля- ются знания, накопленные в таких областях, как клиническая психология,

 


ГЛАВА I, ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ

 

патопсихология, нейропсихология, возрастная и семейная психология, об- щая психология и психология личности, психиатрия, психосоматика, педа- гогика и некоторые другие.

До последнего времени отмечалась тенденция дистанцировать проблемы, изучаемые в рамках психологии девиантного поведения, от проблем смеж- ных дисциплин, что приводило и приводит к одностороннему, пристрастно- му взгляду на сложные теоретические и практические вопросы отклоняюще- гося от общепринятых стандартов поведения. Наиболее распространена попытка противопоставить психологию и психопатологию девиантного поведе- ния, четко разделить проблемы здоровой и больной психической деятельно- сти, что с нашей точки зрения ошибочно. Следствием данного подхода явля- ется стремление выделять девиации «в рамках психической нормы» и при психопатологических расстройствах, последние из которых предлагается обо- значить иным термином (не «девиация»). Ярким примером может служить неудачная попытка разделить такую проблему девиантного поведения, как употребление наркотических веществ, на собственно психологическую (ког- да существует лишь психологическая зависимость от наркотика) и медицин- скую (в случае «злоупотребления» наркотиком, формирования физической зависимости и заболевания — наркомании).

Приведенный выше широко распространенный подход, основанный на ортодоксальных принципах, не позволяет, с одной стороны, всесторонне объективно и беспристрастно анализировать механизмы психогенеза, то есть психические процессы, ответственные за формирование девиаций, с другой — не дает возможности оказывать адекватную и эффективную помощь. Кон- серватизм данной позиции отражается в поиске альтернативы ответственно- сти за формирование и исход девиации.

Предлагаемая читателям книга «Психология девиантного поведения» от- ражает попытку автора взглянуть на эту сложную и весьма актуальную про- блему, отбросив узкопрофессиональные мерки, и определить место психоло- гии девиантного поведения в системе наук, изучающих поведение человека (рис. 1).

Можно утверждать, что психология девиантного поведения входит в спектр дисциплин, на одном из полюсов которого расположена психиатрия (психо- патология и патопсихология), а на другом — общая психология. Принципи- альное различие между дисциплинами, занимающими крайние положения спектра, заключается в подходах к диагностике и терапии девиаций поведе- ния. Следует признать тот факт, что вероятность выявления психопатологи- ческой симптоматики и т. н. поведенческих расстройств существенно выше у представителя психиатрического, а не психологического сообщества. И это связано не столько с более широкими и глубокими знаниями психиатра в об-

 

П с и х о л о г и я „

Психиатрия девиантного Клиническая Психология

 

Рис. 1. Место психологии девиантного поведения в системе наук о поведении

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

ласти психопатологии, сколько с его гипердиагностической парадигмой, про- тивопоставляемой гиподиагностической парадигме психолога. Таким образом, один и тот же поведенческий феномен в виде девиации может трактоваться специалистами и как психопатологический симптом, и как психологический феномен.

Промежуточное положение в приведенной схеме занимают клиническая психология и психология девиантного поведения. Они отличаются (или долж- ны отличаться) от ортодоксальных дисциплин, расположенных на крайних полюсах спектра, в первую очередь феноменологическим подходом к оценке нормы и патологии. В клинической феноменологии действует принцип

«как — так», который отражается в убеждении в том, что за каждым поведен- ческим феноменом может скрываться как феномен, так и психопатологичес- кий симптом. Принцип «как — так» противостоит ненаучному принципу

«либо — либо», исповедуемому ортодоксальными психиатрами и психолога- ми, когда каждый поведенческий феномен пытаются строго закрепить либо за психической патологией, либо за нормой.

Диагностика девиантного поведения часто затруднена по причинам скорее субъективным, чем объективным. Это связано с тем, что попытки признания какого-либо поведения однозначно отклоняющимся и даже патологическим приводят к игнорированию основополагающего принципа диагностики де- виантного поведения, нацеленного на учет реальности, окружающей челове- ка действительности. Справедливо в связи с этим замечание Мак-Каги о том, что девиантное поведение — это не просто поведение, «отличающееся от норм или принятых в обществе стандартов», но и «не удовлетворяющее социальным ожиданиям». В свою очередь, социальные ожидания обусловлены понятия- ми социального положения человека, этнической и культурной принадлежно- сти, возрастного диапазона, пола, профессии и пр.

Предметом изучения психологии девиантного поведения являются откло- няющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические со- стояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и / или нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выра- ботанных неадекватных паттернов поведения. Для того чтобы оценить типы, формы и структуру девиантного (отклоняющегося) поведения, необходимо представлять, от каких именно норм общества они могут отклоняться. Нор- маэто явление группового сознания в виде разделяемых группой представле- ний и наиболее частыхсуждений членовгруппы о требованияхк поведению суче- том их социальныхролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его (К. К. Платонов). Выделяют следующие нормы:

1) правовые;

2) нравственные; 3)эстетические.

 

Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают нака- зание при их нарушении, нравственные и эстетические нормы не регламен-

 


ГЛАВА I. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ

 

тированы столь строго, и при их несоблюдении возможно лишь обществен- ное порицание. В первом случае можно говорить о том, что человек поступа- ет «не по закону», во втором — «не по-людски». Отдельно в рамках каждой их вышеперечисленных общественных норм описывают нормы сексуального по- ведения. Это обусловлено повышенной значимостью сексуального и полоро- левого поведения человека, а также частотой девиаций и перверсий именно в этой интимной сфере жизнедеятельности человека. При этом нормы сексу- ального поведения регулируются как на уровне права, так и на уровне нрав- ственности и эстетики. Кроме того, можно выделить и нормы психологически комфортного самочувствия (переживания), рефлексии, удовлетворенности со- бой, нарушение которых способно приводить человека к эмоциональному дискомфорту и появлению т. н. психологических комплексов. Индивид, становясь свободным и ответственным и формируя нормативное (недевиан- тное) поведение, осознанно принимает на себя ответственность за соблюде- ние «писаных» законов, которые предполагают сохранение прав и свобод ок- ружающих его людей, а также «неписаных» норм — традиций и стереотипов поведения, принятых в той или иной микросоциальной среде. Девиантным поведением считается такое, при котором наблюдаются отклонения хотя бы от одной из общественных норм.

Поведенческая патология (по П, Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков, как:

1) склонность к дезадаптации; 2)тотальность;

3) стабильность.

 

Под склонностью к дезадаптации понимается существование паттернов по- ведения, не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, неудовлетворенности взаимодействиями с окружающи- ми людьми, противостояния или противоборства реальности, социально-пси- хологической изоляции. Наряду с дезадаптацией, направленной вовне (меж- личностная дезадаптация), существует внутриличностная дезадаптация, при которой поведение человека отражает неудовлетворенность собой, неприня- тие себя как целостной и значимой личности. Признак тотальности указыва- ет на то, что патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадап- тации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, то есть имеют место «везде». Стабильность отражает длительность проявления дезадаптив- ных качеств поведения, а не их сиюминутность и ситуативную обусловленность. Поведенческая (психическая) патология может быть обусловлена психопато- логическими проявлениями (симптомами и синдромами), а также базировать- ся на патологии характера, сформированной в процессе социализации.

Широкая область научного знания охватывает аномальное, отклоняющее- ся, ненормативное, девиантное поведение человека. Существенным парамет- ром такого поведения выступает отклонение в ту или иную стороны с различ- ной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения, которое признается нормальным и неотклоняющимся. Существует представление о

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 


 

Норма


Девиантное поведение


 

Патология


 

Рис. 2. Девиантное поведение как переходный вариант поведенческой психической патологии

 

том, что девиантные формы поведения — это переходные, неразвернутые ва- рианты поведенческой психической патологии. И основным принципом их диагностики следует признать, с одной стороны, отсутствие качеств пове- денческой нормы, с другой — отсутствие психопатологических симптомов (рис. 2). Однако более адекватным представляется обозначение как девиант- ного любого отклоняющегося от нормы поведенческого стереотипа (как соб- ственно девиантного — без признаков психической патологии, так и пове- денческих эквивалентов психических расстройств и заболеваний) (рис. 3).

В следующей главе будут приведены характеристики нормального (нор- мативного) и гармоничного поведения: сбалансированность психических процессов (на уровне свойств темперамента), адаптивность и самоактуализа- ция (на уровне характерологических особенностей), духовность, ответствен- ность и совестливость (на личностном уровне). Так же, как норма поведения базируется на этих трех составляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях. Та- ким образом, девиантное поведение человека можно определить как систему поступковилиотдельныепоступки,противоречащиепринятымвобщественор- мам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадап- тивности,нарушениипроцессасамоактуализациииуклоненииотнравственно- гоиэстетическогоконтролянадсобственнымповедением.

Считается, что взрослый индивид изначально обладает стремлением к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: