Одна из наиболее значимых теоретических и практических проблем со- временной психологии девиантного поведения — диагностическая. Суть ее заключается в выработке объективных и достоверных критериев диагности- ки поведенческих отклонений человека и квалификации их как психологичес- кихфеноменов или психопатологическихсимптомов.
В настоящее время выделяется несколько основополагающих принципов разграничения психологических феноменов и психопатологических симпто- мов в сфере оценки поведенческих особенностей, базирующихся на феноме- нологическом подходе к оценке нормы и патологии.
Принцип Курта Шнайдера гласит: «В связи с возможностью полного фено- менологического сходства психической болезнью (психопатологическим сим- птомом) признается лишь то, что может быть таковой доказано». Обратим внимание на, казалось бы, экзотическое для клинической психологии слово
«доказано». О каких доказательствах может идти речь? Существует лишь один способ доказательства (не менее объективный, чем в других науках). Это до- казательства с помощью законов логики — науки о законах правильного мыш- ления, или науки о законах, которым подчиняется правильное мышление.
«Подобно тому, как этика указывает законы, которым должна подчинять- ся наша жизнь, чтобы быть добродетельной, и грамматика указывает прави- ла, которым должна подчиняться речь, чтобы быть правильной, так логика указывает нам правила, законы или нормы, которым должно подчиняться наше мышление для того, чтобы быть истинным», — писал известный рус- ский логик Г. И. Челпанов. По мнению английского философа Д. Милля,
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
|
польза логики главным образом отрицательная — ее задача заключается в том, чтобы предостеречь от возможных ошибок.
Если диагност пытается доказать наличие у человека девиаций поведения в связи с наличием бреда (то есть ложных умозаключений), он должен делать неложные, но верные умозаключения и обладать способом их доказательства. Рассмотрим это положение на следующем примере. Мужчина, будучи убеж- денным в том, что жена ему изменяет, устраивает за ней слежку, контролирует время прихода на работу, проявляет грубость и раздражительность. Его пове- дение может иметь характер как адекватности (в случае реальной измены су- пруги), так и неадекватности и девиантности (если его умозаключения не ос- нованы на реальности). Кроме того, девиантным может быть признано также поведение психически здорового ревнивца в виде настойчивых требований к жене подробно рассказать о ее прошлых (до замужества) сексуальных связях или стремления развестись после того, как жена «выказала знаки внимания соседу». Такой девиант может «доказывать» свое убеждение в изменах жены следующим умозаключением: «Я убежден, что жена мне изменяет, потому что я застал ее в постели с другим мужчиной». Можем ли мы признать подобное доказательство истинным, а такого человека психически здоровым? В подав- ляющем большинстве случаев обыватель и почти каждый клиницист призна- ют, что он здоров. Представим, что тот же мужчина приводил бы иные «дока- зательства», например, такие: «Я убежден, что жена мне изменяет, потому что она в последнее время стала использовать излишне яркую косметику» или
|
«...потому что она уже месяц отказывается от интимной близости» или «...по- тому что она вставила новые зубы» и т. д. Какое из «доказательств» можно признать истинным? На основании здравого смысла подавляющее большин- ство людей укажет, что все, кроме последнего, явно недоказательны. Но най- дутся и те, которые с определенной долей вероятности могут согласиться, например, со вторым «доказательством», признают менее вероятным (но все же вероятным) первое «доказательство».
Для того чтобы разрешить эту типичную для диагностики задачу, необхо- димо, наряду с критерием доказанности (достоверности), ввести еще один критерий из области логики — критерий вероятности. По определению, ве- роятность, выражаемая единицей (1), есть достоверность. Для того чтобы по- казать, каким образом определяется степень вероятности наступления како- го-либо события, возьмем широко известный пример. Предположим, перед нами находится ящик с белыми и черными шарами и мы опускаем руку, что- бы достать оттуда какой-нибудь шар. Спрашивается, какова степень вероят- ности того, что мы достанем белый шар. Для того чтобы определить это, мы сосчитаем число шаров — белых и черных. Предположим, что число белых равняется 3, а число черных — 1; тогда вероятность, что мы достанем белый шар, будет равняться %, то есть из 4 случаев мы можем рассчитывать на 3 бла- гоприятных и 1 неблагоприятный. Вероятность для черного шара будет выражаться как %, то есть из 4 случаев можно рассчитывать только на 1 бла- гоприятный. Если в ящике находится 4 белых шара, то вероятность, что по- падется белый шар, будет выражаться числом 4/4= 1.
|
ГЛАВА I. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА. ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ
Для анализа случая с идеями ревности, приведенного выше, необходимо знание и такого логического феномена, как аналогия. Аналогией называется умозаключение, в котором, исходя из сходства двух вещей в известном числе свойств, можно заключить о сходстве и других свойств (Г. И. Челпанов). На- пример, следующее умозаключение может быть названо умозаключением по аналогии: «Марс похож на Землю в части своих свойств — Марс обладает ат- мосферой с облаками и туманами, сходными с земными, Марс имеет моря, отличающиеся от суши зеленоватым цветом, и полярные страны, покрытые снегом, — отсюда можно сделать заключение, что Марс похож на Землю и в других свойствах, например, что он, подобно Земле, обитаем».
Основываясь на законах логики, понятиях вероятности, достоверности и феномене умозаключения по аналогии, можно проанализировать диагнос- тический случай с мужчиной, утверждающим, что жена ему неверна. Таким образом, для научного анализа существенным будет не нелепость «доказатель- ства» (например, «изменяет, потому что вставила новые зубы»), а распределе- ние этим человеком спектра вероятности правильности его умозаключения о неверности жены на основании того или иного факта. Естественно, что объек- тивно подсчитать вероятность того, что установка новых зубов указывает на то, что жена изменяет, невозможно; однако, основываясь на микросоциаль- ных традиций, культурных особенностях и других параметрах, можно гово- рить о том, что это маловероятно. Если же обследуемый наделяет подобный факт качествами достоверности, то можно предполагать, что его мышление действует уже не по законам логики, и на этом основании предположить на- личие психопатологического синдрома — бреда.
То же самое можно предположить, если в качестве доказательства собствен- ной правоты обследуемый приводил бы чей-либо конкретный пример, по- скольку известно, что заключение по аналогии не может дать ничего, кроме вероятности. При этом степень вероятности умозаключения по аналогии за- висит от трех обстоятельств: 1) количества усматриваемых сходств; 2) коли- чества известных несходств и 3) объема знания о сравниваемых вещах.
Доказательство наличия психического расстройства, согласно принципу Курта Шнайдера, базируется на двух аспектах логики: а) оценке логики пове- дения и объяснения этого поведения испытуемым и б) логике доказательства. В доказательстве обычно различают тезис, аргумент и форму доказательства. Это выглядит так: тезис — обследуемый психически болен, аргумент (аргумен- ты) — например, «его мышление алогично, имеется бред», форма доказатель- ства— доказывается, почему его мышление диагност считает алогичным, на основании каких критериев расценивает его высказывания как бредовые и т. д.
Еще одним принципом, которому следует научная диагностическая (фе- номенологическая) доктрина, является принцип «презумпции психической нор- мальности». Суть его заключается в том, что никто не может быть признан- ным психически больным до того, как поставлен диагноз заболевания, или никто не обязан доказывать отсутствие у себя психического заболевания. Так- же как и ничье поведение не может быть признано девиантным, пока не при- ведены научные доказательства данного факта. В соответствии с этим прин-
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ципом человек изначально для всех является психически здоровым, пока не доказано противное, и никто не вправе требовать от него подтверждения это- го очевидного факта.
Основными принципами диагностики, претендующей на научность своих взглядов, на сегодняшний день можно считать феноменологические принципы. В сфере диагностики психических расстройств феноменологический перево- рот совершил в начале XX века известный немецкий психиатр и психолог Карл Ясперс. Базируясь на философской концепции феноменологической филосо- фии и психологии Гуссерля, он предложил принципиально новый подход к анализу психических (в том числе поведенческих) симптомов и синдромов.
В основе феноменологического подхода в психологии девиантного пове- дения лежит понятие феномена. Феноменом можно обозначать любое инди- видуальное целостное психическое переживание и связанное с ним поведение.
Феноменологический подход в диагностике, в отличие от ортодоксально- го и некоторых иных (например, психоаналитического), использует принци- пы понимающей, а не объясняющей психологии. Переживание человека рассмат- ривается многомерно, а не толкуется (как это принято в ортодоксальных психиатрии и психологии) однозначно. За одним и тем же переживанием и поведением может скрываться как психологически понятный феномен-при- знак, так и психопатологический симптом. Для феноменологически ориен- тированного диагноста не существует однозначно патологических психичес- ких переживаний и девиантных форм поведения. Каждое из них может относиться как к нормальным, так и к аномальным. Если в рамках ортодок- сальной психиатрии вопрос нормы / патологии трактуется произвольно на базе соотнесения собственного понимания истоков поведения человека с нор- мами общества, в котором тот проживает, то при использовании феномено- логического подхода существенное значение для диагностики имеют субъек- тивные переживания и их трактовка самим человеком. Диагност же следит лишь за логичностью этих объяснений, а не трактует их самостоятельно в за- висимости от собственных пристрастий, симпатий или антипатий и даже иде- ологических приоритетов.
Использование феноменологического метода в диагностическом процес- се, по Ю. С. Савенко, должно включать в себя восемь применяемых последо- вательно и описанных ниже принципов:
1. Рассмотрение самого себя как тонкого инструмента, органа постиже- ния истины и длительное пестование себя для этой цели. Убеждение в необ- ходимости для этого чистой души.
2. Особая установка сознания и всего существа: благоговейное отношение к Истине и Природе, трепетное — к предмету постижения: понять его в его самоданности, каков он есть.
3. Боязнь не то что навязать, но даже привнести что-то инородное от себя, замутнить предмет изображения, исказить его. Отсюда задача: не доказать свое, не вытянуть, не навязать, не выстроить, а — забыв себя, отрешившись от всех пристрастий, — войти в предмет изображения, раствориться в нем и уподобиться ему и, таким образом, не построить, а обнаружить, то есть адек-
ГЛАВА I. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ
ватно понять, постичь. Этому служит процедура феноменологической редук- ции или «эпохе» (греч. «воздержание от суждения»), представляющая после- довательное, слой за слоем, «заключение в скобки», то есть «очищение» от всех теорий и гипотез, от всех пристрастий и предубеждений, от всех данных науки, «сколь бы очевидными они ни были». Временная «приостановка веры в существование» всех этих содержаний, отключение от них высвобождает феномены из контекста нашей онаученной картины мира, а затем и повсед- невного образа жизни, «сохраняя при этом их содержание в возможно боль- шей полноте и чистоте». Эта процедура включается по мере необходимости на любой ступени феноменологического исследования. На начальном этапе она возвращает нас в «жизненный мир», то есть к универсальному горизонту, охватывающему мир повседневного опыта, освобожденному от всевозмож- ных научных и квазинаучных представлений, заслонивших первозданную при- роду вещей.
4. «Феноменология начинается в молчании», внутренней тишине, забве- нии всего, не относящегося к данному акту постижения, отключении от кру- говерти собственных забот. Любая собственная активность — помеха. Вплоть до ведения самой беседы, в лучшем случае — до первой встречи с психически больным. Нередко продуктивнее «смотреть и слушать со стороны» беседу кол- леги с больным.
5. Полное сосредоточение внимания на предмете, точнее, на его «гори- зонте», то есть не только на моменте непосредственного восприятия, но и на всех «до» и «после», всех скрытых, потенциальных, ожидаемых сторонах пред- мета, то есть на предмете, взятом во всем его смысловом поле.
6. Далее следует процедура «свободной вариации в воображении», в кото- рой совершается абсолютно произвольная модификация предмета рассмот- рения в различных аспектах посредством мысленного помещения его в раз- нообразные положения, ситуации, лишения или добавления различных характеристик, установления необычных связей, взаимодействия с другими предметами и т. д. Задача — уловить в этой игре возможностей инвариант- ность варьируемых признаков. Этим достигается усмотрение сущности в виде конституирования феномена в сознании в ходе постепенной «кристаллиза- ции» его формы. Это и есть «категориальное созерцание» (в отличие от чув- ственного), или «эйдетическая интуиция».
7. Описание. По словам Гуссерля, «лишь тот, кто испытал подлинное изум- ление и беспомощность перед лицом феноменов, пытаясь найти слова для их описания, знает, что действительно значит феноменологическое видение. Поспешное описание до надежного усмотрения описываемого предмета мож- но назвать одной из главных опасностей феноменологии». В связи с частой уникальностью описываемого используется описание через отрицание, опи- сание через сравнение (метафоры, аналогии), описание через цитирование и передачу целостных картин поведения. Необходимо взыскательное отноше- ние к лексическому выбору и терминологии, внимание к оттенкам не только смыслового поля, но и этимологических истоков, к звуковому и зрительному гештальту слов.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
8. Истолкование скрытых смыслов, герменевтика — позднейшее допол- нение феноменологического метода — фактически представляет самостоя- тельный метод следующей ступени, выходящий за пределы феноменологии в собственном смысле слова.
Для приближения теории феноменологической психологии к повседнев- ной практике выделим и прокомментируем четыре основных ее принципа.
Принцип понимания, как уже упоминалось выше, используется как противо- поставление принципу объяснения, широко представленному в ортодоксаль- ной психиатрии и психологии и основанному на критерии понятности или непонятности для нас (сторонних наблюдателей) поведения человека, его спо- собности поступать правильно и исключать нелепые высказывания и поступ- ки. В рамках феноменологического подхода критерий понятности переходит в русло понимания и согласия диагноста с логичной трактовкой собственных переживаний и реакций на них. Продолжим начатый выше анализ случая с поведением ревнивца. Если для ортодоксального психиатра базой для диагно- стики бреда ревности будет выступать «нелепый характер высказываний, по- ведения и умозаключений больного» («жена изменяет, потому что вставила новые зубы»), то для феноменологически ориентированного диагноста суще- ственным, наряду с другими параметрами, будет анализ понимания человеком сути измены («что вкладывать в понятие измены»). Ведь под этим термином может скрываться целый спектр толкований: измена — это интимная близость, это — флирт, это — нахождение с другим человеком наедине, это — поцелуй, это — любовное чувство и т. д. Следовательно, без оценки субъективного по- нимания смысла «измены» невозможно говорить о генезе «ложной» убежден- ности, характерной для бреда. Без понимания субъективности переживания человека нельзя сделать вывод об их обоснованности и логичности.
Принцип понимания позволяет отделить психологические феномены от психопатологических симптомов, а в некоторых случаях и постараться их противопоставить чисто лингвистически. Один и тот же феномен после акта понимания, вчувствования может быть назван аутизмом или интраверсией, резонерством или демагогией, амбивалентностью или нерешительностью и т. д. (см. тезаурус в приложении).
Следующим феноменологическим принципом является принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждения. В диагностическом плане его можно было бы модифицировать в принцип воздержания от преждевременного суж- дения. Его суть заключается в том, что в период феноменологического иссле- дования необходимо отвлечься, абстрагироваться от симптоматического мыш- ления, не пытаться укладывать наблюдаемые феномены в рамки нозологии, а пытаться лишь вчувствоваться. Следует указать, что вчувствование не озна- чает полное принятие переживаний человека и исключение анализа его со- стояния. В своем крайнем выражении вчувствование может обернуться субъективностью и, так же как в ортодоксальной психиатрии, привести к не- правильным выводам. Примером подобной крайности может служить вы- сказывание X. Рюмке о «чувстве шизофрении», на основании которого реко- мендуется постановка этого диагноза.
ГЛАВА I. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ. ДЕВИАЦИИ
Два следующих принципа феноменологического подхода к диагностике могут быть обозначены как принцип беспристрастности и точности описания, а также принцип контекстуальности. Принцип беспристрастности клинического феномена заключается в требовании исключить любые личностные (присущие диагносту) субъективные отношения, направленные на высказывания обсле- дуемого, избежать субъективной их переработки на основании собственного жизненного опыта, морально-нравственных установок и прочих оценочных категорий. Точность описания требует тщательности в подборе слов и терминов для описания состояния наблюдаемого (см. тезаурус в приложении). Особенно важным в описании становится контекстуалъность исследуемого феномена, то есть описание его в контексте времени и пространства — создание своеоб- разных «фигуры и фона». Принцип контекстуалъности подразумевает, что фе- номен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя. В этом отношении контекстуальность позволяет определить место и меру осознания проводимо- го человеком феномена. Психиатрические истории болезни изобилуют выра- жениями типа: «У больного печальное, скорбное выражение лица», «Пациент ведет себя неадекватно, груб с медицинским персоналом, гневлив», «Больной переоценивает свои способности». Они приводятся врачом зачастую в каче- стве «доказательства» наличия психопатологической симптоматики, дезадап- тивных, болезненных проявлений. Однако эти обоснования теряют вес в связи с тем, что приводятся изолированно вне контекста ситуации, вызвавшей пси- хические феномены. Печальное, скорбное выражение лица в палате психиат- рической лечебницы может быть расценено как нормальная реакция на госпи- тализацию, а печальное, скорбное выражение лица при встрече с любимым человеком после разлуки несет иную смысловую нагрузку. Грубость человека при любезном с ним обращении, по крайней мере, неадекватна, а грубость пациента, насильственно помещаемого санитарами в психиатрический стаци- онар, может быть вполне адекватной. Анализ переоценки испытуемым соб- ственных способностей нуждается в экспериментальном и документальном под- тверждении, в противном случае возникает законный вопрос: «А судьи кто?» Нередки в традиционных историях болезни и преувеличения, которые могут приводить к недоразумениям при их интерпретации. Например, замечание
«Больной Ч. постоянно, где бы ни находился, теребил свои половые органы» вызывает сомнение в истинности и точности наблюдения. Налицо неудачный художественно-литературный прием, который может привести к неправиль- ному диагностическому анализу психического состояния пациента. В этом от- ношении показательным является пример, приводившийся психиатром Рюм- ке, с таким психологическим феноменом, как плач. Охарактеризовать и описать его как будто бы несложно, но без реального контекста описание теряет смысл. Можно описать плач как раздражение слезных желез, как признак слабости («Ты слишком большой, чтобы плакать»), как реакцию на несчастье или на сча- стливое событие («слезы радости»). И каждый раз эффект-понимание может оказаться разным. В феноменологии должен существовать не плач сам по себе, а «плач, потому что...».
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Существенна также историко-культурная контекстуальность. Диагности- ческая оценка убежденности в факте энергетического вампиризма, экстра- сенсорного воздействия невозможна без учета культурного контекста.