Гармоничный характер | Дисгармоничный характер |
Адаптивность | Дезадаптивность |
Зрелость | Инфантилизм |
Здравомыслие | Нездравомыслие |
Гибкость | Ригидность |
Реализм в оценке окружающих | Использование каузальной атрибуции |
Реальность самооценки | Нереальность самооценки |
Самостоятельность | Несамостоятельность |
Автономность | Зависимость |
Простота, естественность | Неестественность |
Проблемная центрация | Центрация на несущественных параметрах |
Самоуважение | Крайние варианты отношения к себе (самоуничижение, самовосхваление) |
Разумное сочетание эгоистических и альтруистических целей | Эгоцентризм |
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
монию), вторые — удовлетворять запросам общества (создавать внешнюю гармонию). Н. Пезешкиан назвал те и другие актуальными первичными и вторичными способностями. Дифференциально-аналитическая концепция Н. Пезешкиана позволяет оценивать как норму, так и аномалии характера, а также выявлять причины явных и скрытых межличностных конфликтов.
Феноменологические особенности характера представлены широким спек- тром черт, формируемых в процессе воспитания. Вот лишь некоторые из них: пунктуальность, чистоплотность, организованность, послушание, вежливость, доверчивость, уверенность в себе, старательность, бережливость, надежность, точность, терпеливость, прямота. Каждая из них способна выступать в аль- тернативной форме и отражать аномалию развития характера.
Черты характера в психологии девиантного поведения традиционно объе- диняют в группы на основании преобладания тех или иных качеств и свойств, а также их специфического сочетания, указывая преобладающий характеро- логический радикал. Выделяют следующие типы характера: 1) истерический,
|
2) шизоидный, 3) эпилептоидный, 4) психастенический, 5) астенический,
6) паранойяльный.
Истерический тип характера формируется, как правило, на базе холеричес- кого или меланхолического типа темперамента, поскольку повышенная эмо- циональность и впечатлительность выступают как важные свойства данного типа. Сущностью же истерического характерологического радикала является эгоцентрический мотив нахождения в центре внимания всех взаимоотноше- ний. Он обозначается как «жажда признания» и служит основой формирова- ния иных клинических феноменов. Человек с преобладанием истерических черт характера стремится привлечь и завоевать внимание окружающих, избе- жать «незамеченное™». Следовательно, эгоцентризм приводит к формирова- нию черт, которые могли бы способствовать удовлетворению потребности быть в центре внимания. Такими чертами становятся эксцентричность вне- шности, поведения и высказываний. Суть их заключена в неординарных, отли- чающихся от обыденных и традиционных попытках представить себя в обществе. Для этой цели используются яркая, броская одежда и макияж, не- обычные цвет волос или прическа, сверхмодная или нарочито не модная одеж- да, демонстрация престижных личных вещей. Поведение также имеет гро- тескный характер с преобладанием крайних степеней выраженности эмоций и выставления их напоказ. Лица с истерическими чертами характера не спо- собны к легким эмоциональным переживаниям. У них всегда «полный на- кал», запредельные эмоции и чувства, аффективный максимализм. Преобла- дание грубых эмоций в сочетании с поверхностными в рамках истерических черт характера называется брутальностью аффекта. Кроме перечисленных особенностей, поведение таких людей имеет изменчивый, непостоянный ха- рактер. Они склонны как к резкой перемене поведения, так и к лабильности настроения (аффективно-мотивационная лабильность). В результате часто от- мечается непоследовательность поступков, их зависимость от ситуативных факторов и, в частности, от внимания окружающих. В поведении вследствие поиска признания со стороны социума отмечаются театральность, неесте-
|
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ственность, вычурность, манерность, демонстративность, нарочитость по- ступков. Поведение таких лиц схоже с игрой плохого артиста, у которого вид- но, что он играет, а не живет, демонстрирует эмоции, а не переживает их. Неестественность может проявляться в истерическом смехе и плаче, характе- ризующихся чрезмерной надрывностью, звучностью, показательностью и
«игрой на публику». Высказывания часто имеют эпатирующий характер. Лица с истерическими чертами стремятся вызвать шок или, по крайней мере, удив- ление у окружающих тем, как и о чем они говорят. Это может быть особая манера произносить слова или фразы (с придыханием, с акцентом), исполь- зовать не к месту превосходные и уничижительные степени («Ты гениально убрал свою комнату», «Я фантастически развлеклась», «Мерзкие огурцы» и т. д.). С целью привлечения внимания к собственной персоне человек с ис- терическими чертами характера может в неподходящем месте рассказывать скабрезные анекдоты, использовать ненормативную лексику. Кстати, учиты- вая тот факт, что чрезмерная озабоченность внешней привлекательностью явля- ется важной характеристикой истерика, на уровне высказываний он склонен к декларированию собственной гиперсексуальности. Именно поэтому в разговорах им активно эксплуатируется сексуальная тема. Еще одна характе- ристика — повышенная внушаемость обладателей истерического характера, а также склонность к мистическому и мифологическому осмыслению действи- тельности. Такие люди нередко предпочитают больше доверять гороскопам, предзнаменованиям, интуиции, снам или случайному стечению обстоя- тельств, чем разуму и логике. Кроме того, истерик часто предъявляет завы- шенные требования к окружающим, склонен к критике, иронии и сарказму. При этом собственные промахи им вытесняются, не замечаются. Типичной в критической психотравмирующей ситуации является экстрапунитивная на- правленность реагирования — несправедливое обвинение окружающих в про- исшедшем событии, избегание принятия на себя ответственности за промах, а также попытка защитить себя и представить жертвой обстоятельств или пред- взятого отношения со стороны окружающих.
|
Разновидностью истерического типа характера является нарциссический тип. Его особенность — склонность к самолюбованию, что сопровождается завышенной ригидной самооценкой с завышенным уровнем притязания по отношению к окружающим.
Шизоидный тип характера нередко отождествляют с шизофреническим спектром характерологических особенностей, отмечая повышенную значи- мость в механизмах его формирования биологических (а не психологичес- ких) факторов. В действительности шизоидные черты характера базируются на меланхолическом или флегматическом типе темперамента, но в их ста- новлении играет роль и фактор воспитания. При становлении шизоидных черт характера на базе меланхолического типа темперамента говорят о сенситив- ном шизоиде. Нередко шизоида отождествляют с интровертом. Сущностью шизоидного радикала является ориентация в деятельности в большей степе- ни на внутренние ощущения и переживания, чем на внешние ситуативные. Лицам с шизоидными чертами характера настолько же не присуща рефлек-
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
тивность, насколько лицам с истерическими чертами характера. Основная базовая особенность шизоида — его замкнутость, нелюдимость, необщитель- ностьиотгороженностьотокружающегомира, погруженностьвмирсобствен- ных фантазий. Человек не страдает от своей замкнутости. Он оправдывает свою нелюдимость отсутствием интересных людей, банальностью и триви- альностью всех коммуникаций, отсутствием получения удовлетворения от процесса общения. У человека с шизоидными чертами характера нарушается и сам процесс коммуникации. Он начинает приобретать формализованный, манипулятивный характер. Формируются штампованные способы реагиро- вания на ситуации, неумение начать разговор и закончить его. Особенно ярко это проявляется при телефонном разговоре, когда шизоид опускает телефон- ную трубку, часто забывая выполнить простую формальность — попрощать- ся — и не выслушав завершающих фраз собеседника. Весь процесс коммуни- кации имеет эмоционально выхолощенный оттенок. Неспособность переживать яркиеэмоции,снижениеуровняобыденногоэмоциональногореагированияианге- дония — типичные признаки лиц с шизоидными чертами. Особо ярко прояв- ляется эмоциональная холодность по отношению к близким, неспособностью к эмпатическим отношениям, нежности, теплоте в общении. Однако для шизоидов нетипичным является и гнев. Эмоциональная уплощенность вы- ражается в снижении эмоциональных реакций как в случае одобрения дея- тельности со стороны окружающих, так и в случае критики.
Как видно из описания, шизоидные черты характера практически не име- ют сходных с истерическими черт. Можно даже говорить об альтернативнос- ти шизоидных и истерических радикалов, невозможности их сочетания. Внеш- не сходными, но принципиально различными по механизмам возникновения являются такие параметры, как эксцентричность внешности, поведения, вы- сказываний.. 'Клинически они различаются только эмоциональным фоном, на котором развертываются (выраженным — у истериков, отсутствующим — у шизоидов). Эксцентричность лиц с шизоидными чертами характера обу- словлена отсутствием рефлексии, снижением значимости оценки со стороны окружающих их поведения и высказываний. Такой человек ведет себя так, как считает удобным для него и субъективно правильным. Он не склонен ори- ентироваться на внешне заданные нормы и правила поведения. Например, шизоид может не посчитать обязательным для себя надеть на светский раут соответствующую одежду и прийти в рваных и грязных джинсах. Это не со- знательный эпатаж, то есть попытка протестовать против чего-либо или бро- сить вызов обществу. Шизоид действует исходя из соображений собственно- го удобства. По такому же принципу возникает и такая черта характера шизоида, как прямота высказываний и бескомпромиссность, когда он может, невзирая на ранги и ситуацию, высказать все, что думает, прямо в глаза. От- личительной особенностью является также ригидность и склонность к пове- денческим стереотипам, нелюбовь к каким бы то ни было изменениям в себе и вокруг. Например, это выражается в негативной реакции на приобретение и ношение новой одежды, поход к парикмахеру, перемену места жительства или перестановку и смену мебели в квартире.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Эпилептоидный тип характера, как и шизоидный, преимущественно воз- никает на базе меланхолического или флегматического типа темперамента. Сходство данных типов основывается на инертности психических процессов. Однако по иным параметрам наблюдается существенное различие. Эпилеп- тоидный тип по названию и клиническим проявлениям конгруэнтен эпилеп- тическим изменениям характера, что дает некоторым ученым основание го- ворить об общих патогенетических корнях. Клинически эпилептоидный характерологический радикал характеризуется эмоциональной ригидностью, склонностью к длительному застреванию на каких-либо эмоциях. Такие люди могут по нескольку месяцев и лет помнить и переживать нанесенные им оби- ды, вновь и вновь возвращаться к ситуациям, вызвавшим негативные аффекты. Эмоциональнаяригидностьдополняется замедленностьюитугоподвижностью мышления. Именно вследствие инертности всех психических процессов про- исходит формирование специфичных для эпилептоида черт характера: педан- тизма, повышенной аккуратности, организованности, склонности следовать нормам, ориентации на четкие правила. Такого человека может раздражать неаккуратно (несимметрично) висящая картина, не параллельно разложен- ные на столе ножи и вилки и пр. Он склонен к формальному следованию всем предписаниям. Принцип такого человека: «Каждая вещь должна знать свое место». Наряду с перечисленными, типичным для эпилептоида является склон- ность к дисфориям — вспышкам гнева, эмоциональной разрядке после дли- тельного переживания какого-либо события. Такой вариант эпилептоидного типа характера имеет название возбудимого.
Психастенический тип характера имеет разные синонимы: ананкастный, обсессивно-компульсивный, которые отражают различные его варианты с пре- обладанием тех или иных качеств. Как правило, психастенический радикал формируется на основе холерического или меланхолического типа темпера- мента. Это роднит его с истерическим, однако на этом сходство этих типов характера заканчивается. Их принципиальное различие в том, что повышенная эмоциональность у истерика сопровождается экстрапунитивной направлен- ностью реагирования, а у психастеника — интрапунитивной. Таким образом, основными характеристиками психастенического типа являются застенчи- вость, смущенность, робость, нерешительность. У человека с подобными чер- тами характера затрудняются контакты с окружающими в силу невозможно- стисправитьсясволнениемитревогойпоповоду повышенногочувстварефлексии и заниженной самооценки. Психастеник сторонится людей, поскольку боится выглядеть смешным, неуклюжим, некрасивым и плохим собеседником. Ро- бость приводит к тому, что он становится молчуном, особенно в компании с незнакомыми людьми. В знакомой же обстановке робость может компенси- роваться. Вследствие опасений предстать перед окружающими в «непригляд- ном» виде такие люди вырабатывают поведенческие ритуалы на все случаи жизни. Они научаются формально общаться, но страшатся неожиданных по- воротов и перемен в жизни. Немаловажная характеристика психастеника — его мнительность и осторожность. Мнительность охватывает как представ- ление об отношении окружающих к нему («осуждают», «не доверяют и пере-
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
проверяют»), так и ипохондричность, то есть повышенную, часто необосно- ванную тревожность по поводу собственного здоровья. Психастеник прояв- ляет осмотрительность и осторожность даже там, где она оказывается излиш- ней. Он склонен перепроверять многие собственные и чужие действия во избежание трагедии. В патологических случаях это приводит к развитию на- вязчивых идей. Пациент с психастеническими чертами характера страшится, что забыл выключить свет, газ, перекрыть воду и закрыть входную дверь при выходе из дома. Сомнения могут терзать его долгое время, приводя в еще бо- лее тягостное эмоциональное состояние. В силу этого психастеник часто бы- вает озабочен деталями, правилами, перечнями, порядком и графиками. Он, как и эпилептоид, может быть педантом. Тревожность нередко выражается в стиле поведения. Так, психастеник во избежание опоздания может приходить на вокзал заранее и несколько часов ожидать прибытия поезда. Он склонен перестраховываться. Кроме того, типичной психастенической чертой счита- ется перфекционизм — стремление к совершенству в любом деле. Нередко в связи с этим человек не может доделать важное дело, поскольку продолжает что-то дорабатывать, совершенствовать. При этом утрачивается динамичность жизни, поскольку повышенная скрупулезность, чрезмерная добросовестность приводит к обратным результатам и разочарованиям.
Вариантом психастенического типа характера является тревожный тип. Его особенность — повышенная озабоченность критикой в свой адрес или неприятие ее в социальных ситуациях, нежелание вступать во взаимоотно- шения без гарантии понравиться.
Астенический тип характера (иногда его называют зависимым) сходен с пси- хастеническим, однако включает в себя иной набор специфических особенно- стей. Его сущность заключается в уклонении от любой ответственности, рас- творениииподчинениисобственныхпотребностейпотребностямдругих, атакже в повышенной эмотивности. Такой человек, как правило, боится иметь собствен- ное мнение, страшится самостоятельности и ощущает беспомощность в оди- ночестве. Он склонен постоянно ориентироваться на мнение окружающих, жить их жизнью. Астеник пассивен, безынициативен, довольствуется тем, что оказывается доступным, не прилагает никаких усилий к тому, чтобы как-то из- менить свою жизнь. Наряду с этим, в структуру астенического характера вхо- дит повышенная эмотивность, сентиментальность и жалостливость.
Паранойяльный тип характера отличается от остальных в первую очередь чрезмерной чувствительностью к неудачам и отказам со стороны окружения. Это связано с имеющейся тенденцией к завышению самооценки и уровня требований к социальному окружению. Параноик считает, что все вокруг обя- заны считаться с его мнением, его делами и склонен бурно реагировать в слу- чае несовпадения реальности с его ожиданиями. Он нередко ворчлив, посто- янно чем-то недоволен, стремится подмечать промахи окружающих и делать им замечания. Так же как при эпилептоидных чертах характера, проявляется аффективная ригидность. Специфичной для паранойяльного типа характера считается такая особенность, как подозрительность, поиск тайного, угрожаю- щего смысла в поступках окружающих. Параноик склонен к мистическому и
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
иррациональному познанию действительности, он может быть суеверен, скло- нен искажать факты путем неверного их истолкования. У него отмечается повышенное чувство обиды на отношение к нему даже случайных людей, ко- торое он воспринимает как сознательно негативное. Например, параноик может быть убежден, что в магазине ему специально подсунули кислое моло- ко, тогда как он покупал его наравне с другими покупателями. Любые выска- зывания окружающих, их жесты и поступки расцениваются параноиком как имеющие непосредственное отношение к нему. Параноик прямолинеен в высказываниях и поступках, ревнив и склонен к правдолюбию и поиску спра- ведливости даже в мелочах. Нередко в рамках паранойяльных черт характера появляются доминирующие идеи, которым человек отдает всего себя. Доми- нирующие идеи — это идеи фикс, различные по тематике (изобретательства, политического переустройства, сутяжничества и кверулянства), но сходные эмоциональной заряженностью на их воплощение в жизнь.
Приведенная выше типология характеров является одной из многочислен- ных. В мировой психологической литературе известна типология К. Леон- гарда, который выделял десять разновидностей характера: гипертимный, ди- стимный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, застревающий, педантичный, возбудимый, аффективно-лабильный типы ак- центуированных личностей и их сочетания. Если попытаться соотнести типологию К. Леонгарда с традиционной для клинической психологии и пси- хологии девиантного поведения, то гипертимную, демонстративную и экзаль- тированную акцентуации следует включить в истерический тип, тревожную — в психастенический, эмотивную и дистимную — в астенический, аффектив- но-лабильную — в эпилептоидный (возбудимый вариант) и истерический, застревающую и педантичную — в эпилептоидный и психастенический типы.
Каждый из перечисленных типов характера может относиться к условной норме, быть заостренным (акцентуированным) или становиться основой т. н. расстройств личности — психопатии в устаревшем употреблении термина. Под акцентуациями характера понимается заострение черт характера, не доходя- щее до патологической степени. Акцентуации можно расположить на грани- це между характерологической нормой и патологией. По мнению А. Е. Лич- ко, акцентуации отличаются от клинически выявляемой патологии характера тем, что: 1) возникают не всегда и не везде, а лишь в тех случаях, когда труд- ные жизненные ситуации предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» в характере данного индивида; 2) не препят- ствуют удовлетворительной социальной адаптации личности или нарушения адаптации имеют временный, преходящий характер; 3) в определенных жиз- ненных ситуациях могут даже способствовать социальной адаптации.
Особо обратим внимание на последний параметр, в соответствии с кото- рым заостренные черты характера могут при определенных условиях способ- ствовать адаптации. Так, человек с истерической акцентуацией характера бу- дет компенсировать и адаптироваться, если станет актером, а шизоид легко сможет адаптироваться к работе, которая требует в течение длительного вре- мени находиться в одиночестве.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Формирование характера происходит на базе свойств темперамента под влиянием определенных форм воспитания (целенаправленного или нецеле- направленного — стихийного). Воспитание включает как воспитание через указание, так и воспитание через пример. Нередко родители не могут четко сформулировать цели воспитания или эти цели изменяются в зависимости от обстоятельств, поэтому можно говорить, что целью воспитательного процес- са на уровне черт характера будет являться формирование гармоничного ха- рактера, о параметрах которого мы писали выше.
Н. Пезешкиан разделил воспитание в зависимости от поставленных вос- питателем задач на три вида: воспитание для общества, воспитание для воспи- тателя, воспитание для воспитуемого. Предполагается, что воспитание той или иной характерологической черты нацелено на выполнение какой-то важ- ной задачи и должно преследовать какую-нибудь значимую для самого чело- века, его близкого или дальнего окружения цель (рис. 8).
ВОСПИТАНИЕ
Для общества
Для воспитателя Для воспитуемого
Рис. 8. Виды воспитания (по Н. Пезешкиану)
При «воспитании для общества» такие значимые задачи — формирование социально значимых черт, становление обязательных или требуемых от чле- нов общества качеств (например, законопослушания). В рамках «воспитания для воспитателя» задачи вытекают из особенностей педагогического процес- са. Предполагается, что это должны быть черты характера, максимально об- легчающие воспитание (например, послушание). «Воспитание для воспитуе- мого» ставит задачу выработки таких качеств характера, которые способны гармонизировать самого человека, стать выгодными ему. Сравнивая три вида воспитания, отметим, что два первых не могут быть признаны полностью адек- ватными, целесообразными и эффективными, поскольку в целях воспитания учитывается лишь внешний аспект. Они нацелены на создание возможностей для более полноценной адаптации к микро- и макросоциуму. Гармоничность же характера человека, как указано выше, включает еще и самоактуализацию, которая при «воспитании для общества» и «воспитании для воспитателя» пол- ностью игнорируется. Вследствие этого два первых вида воспитания можно условно назвать дрессурой, поскольку выработка черт характера строится по принципу внешней целесообразности. К тому же она нередко исходит из принципа выгоды.
В. Я. Гиндикиным и В. А. Гурьевой описаны несколько типов неправильного воспитания, способствующих патохарактерологическому развитию личности:
{.«Кумир семьи». Восхваление ребенка, культивирование в нем чувства исключительности, освобождение его от всех тягот, склонность к вы- полнению любой его прихоти, снятие ответственности за проступки.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2. Гиперопека. Чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, на- вязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
3. Гипоопека. Недостаточное внимание со стороны родителей, игнориро- вание целенаправленного воспитания. В крайнем выражении представ- лено воспитанием по следующему типу.
4. Безнадзорность. Высокая степень гипоопеки.
5. «Золушка». Лишение ребенка ласки и внимания со стороны старших.
Постоянное третирование ребенка, унижение, противопоставление дру- гим детям, лишение удовольствий.
6. «Ежовыерукавицы». Систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.
Наряду с перечисленными типами воспитания, американскими психиатра- ми выделено воспитание с использованием «парадоксальной коммуникации», или
«двойного принуждения». Данный тип воспитания отмечается у так называемых
«шизофреногенных матерей». Суть его заключается в сочетании непоследова- тельности предъявления требований к ребенку с отсутствием эмоционального контакта с ним. Ребенок в ситуации «двойного принуждения» не может выра- ботать поощряемого взрослым стиля поведения. Он не понимает, какой посту- пок считать правильным, а какой — неправильным. Например, мать, купив ребенку две машинки (одну зеленого, другую синего цвета), спрашивает о том, какая из них нравится ребенку больше. Получив ответ, эмоционально подкреп- ленный благодарностью, что зеленая, она с обидой говорит: «Значит, синяя тебе не понравилась?» Налицо парадоксальная коммуникация. Любой ответ ребен- ка вызывает негативную реакцию матери и приводит его в замешательство, не способствуя формированию гармоничного характера.
Считается, что к разным типам характера предрасполагают различные типы неправильного воспитания (табл. 4).
Та бл и ца 4 Распределение различных типов воспитания и типов характера
Тип воспитания | И | Ш | э+в | ПС | А | П | м |
«Кумир семьи» | |||||||
Гиперопека | * | * | * | * | |||
Гипоопека | ** | ** | * | ||||
Безнадзорность | * | * | |||||
«Золушка» | * | ||||||
«Ежовые рукавицы» | * | * | * | ||||
Парадоксальная комму- никация | ** | * | * |
Обозначения: И — истерический, Ш — шизоидный, Э+В — эпилептоидный (возбу- димый вариант), ПС — психастенический, А— астенический, П — паранойяльный, М — мо- заичный (смешанный).
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Подытоживая раздел, посвященный характерологическим особенностям человека, укажем, что на данном уровне психической индивидуальности главенствующую роль играет фактор целенаправленного воспитания и само- воспитания психологических свойств и качеств, которые в дальнейшем оста- ются практически неизменными и могут определять стили отношения к раз- личным сторонам жизни и поведенческие стереотипы.
ЛИЧНОСТНАЯ ГАРМОНИЯ
В структуре индивидуальности личность занимает высшую ступень иерар- хической лестницы. Личностные качества формируются на базе нижележащих уровней, однако не определяются исключительно их типами и свойствами. В отличие от типов темперамента и черт характера, являющихся устойчивы- ми и практически неизменными параметрами психической индивидуально- сти, качества личности могут изменяться в течение жизни, иметь тенденцию к разнонаправленное™ в зависимости от внешних и внутренних устремле- ний. На уровне личностных свойств и качеств, как и на уровне темперамен- тальных и характерологических особенностей, возможна гармоничность и дисгармоничность. Нередко девиантные формы поведения связаны с личност- ной аномалией.
Личность— это относительно устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общ- ности. Другими словами, для становления личностных качеств существенное значение имеет социум. Если свойства темперамента или черты характера могут проявляться вне зависимости от социального окружения (например, эмоциональность, чистоплотность и аккуратность отшельника, не видящего людей многие годы), то качества личности невозможно проявить вне обще- ния и взаимодействия с людьми или иными живыми существами.
Нередко личностные качества смешивают с индивидуально-психологичес- кими и используют в качестве синонимов слова «личность» и «индивидуаль- ность». Л. М. Баткин в связи с этим писал, что в разные эпохи в разных стра- нах для обозначения этих понятий использовались различные термины. Так, греки, имея в виду индивида с социально значимыми чертами, говорили о
«добром муже», «герое», «мудреце». Римляне использовали термин «гражда- нин», индусы — «атман», англичане XVIII века — «джентльмен».
Основными отличиями личностных качеств от характерологических черт являются: степень волевой регуляции поведения, использование нравственных оснований, мировоззренческихустановок, склонностей и социальныхинтересов при выборе системы поступков. Если поступок или система поступков как от- ражение особенностей характера совершаются в силу выработанной и усво- енной индивидом традиции, привычки и до определенной степени автома- тизированы, то в рамках личностных качеств они опосредуются мотивами,
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
интересами, склонностями, потребностями и регулируются с помощью во- левых актов.
Ю. М. Орлов предложил разделять людей на две категории в зависимости от истоков поведения: «людей привычки» и «людей воли». Деятельность пер- вых основывается на характерологических особенностях, вторых — на лич- ностных. Типы характера различаются лишь направленностью и сферой при- менения «привычек». Человек по привычке может быть пунктуальным, чистоплотным, аккуратным или прилежным. Если черты характера сформи- рованы, то поступки индивида не требуют от него приложения каких-нибудь усилий для их выполнения. Однако в жизни привычка может идти вразрез с требованиями обстоятельств, и тогда возникает необходимость волевого уси- лия для совершения малоинтересного или кажущегося неактуальным дей- ствия. Волевая регуляция деятельности основана на тех социальных потреб- ностях, которые формируются в период зрелости человека. Это потребности принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное положение, пользоваться вниманием и привязанностью окружающих, быть объектом ува- жения и любви. Немаловажными являются и социальные потребности «для себя» (П. В. Симонов) — потребности в самоуважении и самоактуализации.
Для удовлетворения социальных потребностей человек в процессе воспи- тания и самовоспитания стремится обрести общественно поощряемые нрав- ственные качества и сформировать социально одобряемое и разделяемое ре- ферентной группой или коллективом мировоззрение. А также выработать качества, на основании которых он смог бы принимать и уважать себя. К лич- ностным качествам можно отнести, например, порядочность или непорядоч- ность, альтруизм или эгоизм, филантропию или мизантропию, любовь или ненависть, отзывчивость или черствость, сочувствие или равнодушие, вер- ность или неверность, храбрость или трусость, оптимизм или пессимизм, со- вестливость или бессовестность, алчность или щедрость, лживость или чест- ность и др.
Стать личностью — означает, во-первых, занять какую-либо жизненную позицию, прежде всего определяющую нравственные приоритеты, во-вторых, в достаточной степени осознать ее и нести за нее ответственность, в-третьих, утверждать ее своими поступками и делами (Б. С. Братусь). Выбор жизнен- ной позиции и выработка для ее поддержания значимых личностных качеств определяется личностным смыслом, личностным значением, которые должны ответить на вопрос, ради чего совершается или должно быть совершено то или иное действие. Личностный смысл выражает отношение субъекта к явле- ниям объективной действительности, он создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на непосредственный результат (цель). То есть личностный смысл порождается отношением мотива к цели.
Одной из важных характеристик личности является ценностная ориента- ция, или личностные ценности. Под личностными ценностями понимают осо- знанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Индивид в процессе становления личностных качеств овладевает философией жизни, производит
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ранжирование ценностей в зависимости от нравственных устремлений, ре- шает наиболее трудный вопрос о смысле жизни.
Б. С. Братусь предложил при оценке личностных качеств использовать уровневую характеристику смысловых сфер. Он выделил четыре уровня: праг- матический, эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный. Нулевой уровень — это собственно прагматические, ситуационные смыслы, опреде- ляемые самой предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях. Исходным моментом первого уровня является личная выгода, удоб- ство, престижность. В рамках второго уровня смысловым моментом отноше- ний к действительности становится близкое окружение человека (семья, груп- па), которое он либо отождествляет с собой, либо ставит выше себя в своих интересах и устремлениях. Третий уровень включает в себя коллективистс- кую, общественную и, как свою высшую ступень, общечеловеческую смыс- ловые ориентации.
Немаловажным параметром личности считается ориентация его целей и потребностей. Выделяют два типа ориентации: индивидуализм и коллективизм. Под индивидуализмом понимается приоритет целей и потребностей инди- видуума над потребностями основных групп (семья, коллектив, общество). При коллективистской модели личные ценности и потребности подчинены потребностям группы. Однако взаимоотношения людей в обществе более раз- нообразны и способствуют формированию четырех комбинаций индивидуа- лизма и коллективизма, что, в свою очередь, определяет развитие тех или иных личностных качеств. Описаны горизонтальный и вертикальный индивидуа- лизм и коллективизм.
Для психологии девиантного поведения знание механизмов формирова- ния личностных качеств, так же как и механизмов становления характерологи- ческих свойств, весьма актуально, поскольку девиантное поведение основы- вается на распространенных изменениях характера и личности, возникающих вследствие соматического или психического заболевания, а также после жиз- ненных потрясений.
Одной из наиболее значительных и убедительных концепций в области клинической психологии и психологии девиантного поведения является диф- ференциально-аналитическая концепция Н. Пезешкиана. В ней, в частности, разработана схема приоритетных отношений (ценностей) человека и описа- ны кардинальные психологические особенности, формирование которых можно объяснить различными ценностными приоритетами. Интерес пред- ставляет также транскультурный подход в оценке формирования личностно- го смысла и личностных ценностей. Н. Пезешкиан выделяет две принципи- ально различные по ориентационным приоритетам культуры: западную и восточную, которые способны как сформировать особые устремления отдель- ного человека и общества, так и создать условия для переработки внутрилич- ностных и межличностных конфликтов. «Каждый человек имеет свои опре- деленные предпочтения в способах переработки конфликтов, — пишет Н. Пезешкиан, — и при гипертрофии одной из форм переработки остальные отодвигаются на второй план. То, какие из форм оказываются в предпочте-