ИДЕАЛЬНАЯ НОРМА, КРЕАТИВНОСТЬ И ДЕВИАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ




 

 

Феноменологический подход в оценке поведенческой нормы позволяет говорить как о нормативном и гармоничном поведении, противостоящем девиантному и патологическому, так и об идеальной поведенческой норме. Она подразумевает не только «сообразность поведения» (по В. А. Петровскому), но и его творческую направленность — креативность, или плодотворность (по Э. Фромму). Несомненно, что «личность как специальное человеческое об- разование не может быть выведена из приспособительной деятельности» (А. Н. Леонтьев). Гармония не может основываться лишь на «критерии вы- живаемости» — способности человека быть адаптивным. Она не может бази- роваться даже на критерии «качества жизни», то есть удовлетворенности «со- бой приспособившимся». Ведь в таком случае наиболее гармоничным следует признать обывателя. Идеальной поведенческой нормой следует признать со- четание гармоничной нормы с креативностью индивида.

По мнению В. А. Петровского, человека можно считать творческим и иде- альным, если его «могут [добавим: и должны. — В. М.} притягивать опасность, неопределенность успеха, неизведанное». Подобная избыточная деятельность (активность) названа надситуативной активностью и справедливо отнесена к нормативной, поскольку прогресс в сфере культуры в значительной мере связан с готовностью и склонностью людей к неприспособительному (некли- шированному, гибкому и нешаблонному) поведению.

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Одной из форм такого поведения признается поисковая активность, на- правленная на удовлетворение потребности в новой информации, в новых переживаниях, расширении своего опыта (В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский). Обыватель, как типичный представитель нормативного и даже гармоничного (в плане приспособительных способностей) поведения, не склонен к поис- ковой активности. Он стремится максимально избежать риска, а значит, но- вых ситуаций, новой информации, новых переживаний, нового опыта. Он устремлен на сохранение status quo и в этом ракурсе предстает нелюбозна- тельным (скорее любопытным), ищущим гарантий и стабильности, а не зна- ний, ощущений и переживаний. Девиант, напротив, излишне любознателен, крайне нестабилен и в высшей степени склонен к риску и существованию в неопределенности.

Парадокс заключается в том, что девиантное и идеальное поведение могут иметь сходные черты. Можно утверждать, что многие лица с девиантным по- ведением — творческие люди. Их отклоняющееся поведение будет справед- ливо считать активным творческим поиском, имеющим, однако, неадаптив- ную и зачастую саморазрушающую направленность. Отличие состоит в том, что для подлинного творчества (идеальной нормы) удовольствие заключает- ся в самом процессе поиска, а отрицательный результат только усугубляет знание о предмете и сигнализирует о том, что направление поиска должно быть изменено, в то время как для девиантной разновидности поисковой ак- тивности основной целью является результат — удовольствие.

Список сходных черт креативных и девиантных личностей предлагают Ф. Баррон и Д. Харрингтон. Он включает самостоятельность суждений, спо- собность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориента- цию и способность рисковать. Ф. Фарли выделяет особый тип личности — Т-личность. Она определяется как «искатель возбуждения». Люди с таким ти- пом личности могут либо достигать высокой степени креативности, либо де- монстрировать деструктивное, даже криминальное поведение.

По Д. Симонтону, у творческой личности можно выделить семь базовых векторов. Их сопоставление с критериями диагностики аддиктивного типа девиантного поведения указывает на существенную близость этих разновид- ностей поведения (табл. 1).

Наши исследования лиц с девиантным поведением в форме наркотиче- ской зависимости (В. Д. Менделевич, Л. Р. Вафина) показывают, что нарко- маны являются более творческими личностями, чем здоровые (ненаркома- ны). Они обладают достаточной силой авторского «Я» (по Л. Я. Дорфману), чтобы справляться с жизненными трудностями, то есть «имеют инстанцию, относительно независимую от внешних влияний». Однако показатели таких инстанций, как Я-превращенное и Я-вторящее, говорят о самоотчуждении и подверженности влиянию социальных ролей на самовосприятие, что может также трактоваться как «отказ от авторского Я в пользу переживаний вне- шних впечатлений и событий». С другой стороны, Я-авторское у них имеет достаточно прочные связи со спонтанностью, аутосимпатией, креативностью и со стремлением к самоактуализации, которые являются системообразую-

 


ГЛАВА 1. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ

 


 

 

Креативная личность и девиант: сравнительный анализ


Та б л и ц а 1


 

  № Креативная личность (по Д. Симонтону) Девиант (аддиктивнаяличность)
  Независимость взглядов и не- конформность суждений Неконформность, неадаптивность поведения и суждений вследствие скрытого комплекса неполноценности
  Стремление выйти за рамки, «нарушить границы», оригиналь- ность и нестандартность «Жажда острых ощущений», необычных переживаний, склонность к риску, эпатажность
  Открытость ко всему новому и необычному «Жажда острых ощущений», новых запредель- ных переживаний, новых, необычных и нетри- виальных способов достижения удовлетворение
  Устойчивость к неопределенным ситуациям Хорошая переносимость кризисных ситуаций в сочетании с плохой адаптацией к обыденным ситуациям
  Конструктивная активность в предметной деятельности Высокий уровень поисковой активности в сфере девиантных интересов
  Сила «Я», связанная с возможно- стью автономного функциониро- вания и устойчивостью к давлению социального окружения Независимость в недевиантных сферах дея- тельности, сочетаемая со стремлением обви- нять окружающих и с зависимостью в сфере аддикции
  Чувствительность к красоте в ши- роком смысле слова
  Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими контактами
  Стремление уходить от ответственности
  Стремление говорить неправду
  Тревожность

 

шими компонентами структуры личности. Для наркозависимых (как это ни парадоксально) характерными оказываются некоторые качества самоактуа- лизирующейся личности: высокая потребность в познании, открытость но- вому опыту, автономность, стремление к самораскрытию в общении с други- ми людьми.

Известно, что креативность включает творческие возможности (способ-

ности) индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию прин- ципиально новых идей. Фундаментом креативности служит дивергентное мышление — способность мыслить равноценными альтернативами в ответ на требования новой ситуации. Согласно концепции метаиндивидуального мира Л. Я. Дорфмана, индивидуальность и ее мир (в частности, значимые другие люди) противопоставляют себя друг другу и в то же время полагают себя друг в друге. В результате индивидуальность приобретает двойственность своей качественной определенности. С одной стороны, она выделяется из окружа- ющего ее мира, характеризуется автономностью. В этой связи индивидуаль- ности присущ один ряд качеств (например, автономность, самоидентичность,

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

интернальный локус контроля, поленезависимость). С другой стороны, ин- дивидуальность испытывает на себе влияния значимых для нее людей, и эти влияния формируют у индивидуальности другой ряд качеств (например, за- висимость, групповую идентичность, экстернальный локус контроля, поле- зависимость). В зависимости от модальности (субмодальности) «Я» может иметь некоторое множество лиц и не иметь лица (Л. Я. Дорфман).

Л. Я. Дорфман определяет базовые и вторичные компоненты в структуре

«Я». Его базовыми частями являются Я-авторское, Я-воплощенное, Я-вторя- щее, Я-превращенное. Вторичными — Я-внутреннее, Я-внешнее, Я-расшире- ние (авторское), Я-расширение (вторящее), Я-расширение (систем), Я-рас- ширение (подсистем). Я-авторское характеризует «Я» как самостоятельную инстанцию в смысле ее относительной независимости от внешних влияний, как персональную идентичность и самость. Я-воплощенное — продолжение авторского «Я» в формах его вкладов в людей, предметы, вещи внешнего мира, в живую и неживую природу. Проявляется в продуктах самоосуществления ав- торского «Я», личностных вкладах, в трансформациях объекта (другого субъекта) в результате его подчинения авторскому «Я». Я-вторящее описывает «Я», про- изводное от внешних влияний и воздействий, реагирует на внешние влияния в форме субъективных впечатлений и ощущений. Характеризуется социальной идентичностью, подверженностью влияниям принятых социальных ролей на самовосприятие, отношением к себе как к другому при исполнении опять-таки социальных ролей, а иногда и отказом от авторского «Я» в пользу внешних впе- чатлений и событий. Я-превращенное характеризует становление «Я» в дру- гом, как бы превращение «Я» в других людей, вещи, предметы, объекты живой и неживой природы. Обнаруживается в его отождествлении с актуальными или новыми значениями объектов и других людей, принятии социальных ролей, чувствах принадлежности и связанности с объектами мира и другими людьми. Я-внутреннее является вторичным компонентом экзистенциального «Я» в том смысле, что оно складывается из Я-авторского и Я-вторящего. Я-внутреннее отражает внутренние переживания человека. Я-внешнее вторично и склады- вается из Я-воплощенного и Я-превращенного.

В процессах воплощения, по мнению Л. Я. Дорфмана, индивидуальность воспроизводит, умножает, расширяет, продолжает себя. Итог воплощения состоит не в том, что меняется индивидуальность. Напротив, она стремится изменить мир людей и вещей, сохраняя себя в неизменности. В процессах же превращения, будучи в другом, индивидуальность начинает жить другим и становится другой. Тем самым процессы превращения означают конечность индивидуальности как единичности и направлены на «быть в другом другим», то есть на сохранение объекта и на изменение своей индивидуальности. Та- ким образом, назначение объектов в воплощении состоит в том, чтобы суще- ствовать ради индивидуальности, то есть служить, дополнять, защищать, а в превращении — расширять поле своего существования за счет включения в него, приобщения к нему индивидуальности. Автор исходит из того, что глав- ной функцией экзистенциального «Я» в целом является расширение «Я», со- гласованное с ростом индивидуальной и социальной идентичности.

 


ГЛАВА I. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА. ПАТОЛОГИЯ. ДЕВИАЦИИ

 

Креативное мышление, характерное для идеального поведения, имеет свои особенности. Во-первых, оно пластично. Творческие люди предлагают мно- жество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два. Во-вторых, оно подвижно: для творческого человека не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь един- ственной точкой зрения. И наконец, оно оригинально, так как порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения (Ж. Годфруа).

Доказательством сходства некоторых структур идеального и девиантного поведений является факт кардинальных изменений, происходящих в поведе- нии девианта после истинного исправления его поведенческого дефекта, в виде личностного роста и развития креативности. Известно, что опыт фоби- ческого и иных разновидностей невротического отклоняющегося поведения нередко приводит к личностному росту и раскрытию творческих способно- стей бывшего девианта. У бывших наркоманов и членов их семей также в слу- чае эффекта терапии регистрируется личностный рост и креативность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: