Одной из наиболее распространенных форм отклоняющегося поведения вне психопатологических рамок считаются сверхценные психологические увлечения. Увлечением называют повышенный интерес к чему-либо с фор- мированием пристрастного эмоционального отношения. При сверхценном увлечении все характеристики обычного увлечения усиливаются до гротеска, объект увлечения или деятельность становятся определяющим вектором по- ведения человека, оттесняющим на второй план или полностью блокирую- щим любую иную деятельность. Классическим примером пароксизмального увлечения и «гиперувлечения» является состояние влюбленности, когда че- ловек может быть полностью сосредоточен на объекте и субъекте эмоцио- нального переживания, утрачивать контроль над временем, посвященным ему, игнорировать любые иные стороны жизнедеятельности. Существенными при- знаками сверхценных психологических увлечений считаются:
1) глубокая и длительная сосредоточенность на объекте увлечения;
2) пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к объекту увле- чения;
3) утрата чувства контроля над временем, затрачиваемым на увлечение;
4) игнорирование любой иной деятельности или увлечения.
Психологическое увлечение, в отличие от психопатологического, не вы- ходит за границы традиционных для общества или отдельных его групп норм и правил. Поэтому одно и то же групповое или коллективное увлечение мо-
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
жет включать как людей с обычным интересом к такому виду деятельности, так и увлеченных, и гиперувлеченных, захваченных идеей фикс. Сверхценные психологические увлечения входят в состав аддиктивного, патохарактероло- гического типов девиантного поведения, а также отклоняющегося поведения на базе гиперспособностей. Используя терминологию Н. Пезешкиана, при сверхценных увлечениях происходит «бегство от реальности» в какую-либо деятельность в ущерб другой и в ущерб гармонии личности в целом.
|
При трудоголизме происходит бегство от реальности в сферу деятельности и достижений. Повышенным интересом и увлечением для человека стано- вится его работа или иная деятельность, на поприще которой он пытается достичь совершенства. Если у обычного человека работа является способом повышения собственного престижа, авторитетности, материального благо- получия, удовлетворения потребности властвовать и доминировать или рас- сматривается как повинность, то у человека-трудоголика работа становится самоцелью, а не способом достижения чего-либо. Он получает удовольствие от самого процесса деятельности, а не от его результата, хотя результат также немаловажен для продолжения данного вида работы. Трудоголик (работого- лик) сосредоточен на интересующей его деятельности практически постоян- но, он не способен отвлечься от мыслей о работе даже на отдыхе или при на- меренной смене деятельности.
Базой для формирования сверхценного увлечения в виде трудоголизма ста- новятся, как правило, либо особенности характера, способствующие фикса- ции внимания и деятельности на выполнении служебных обязанностей из-за страха не справиться с ними, прослыть неспособным и неквалифицирован- ным специалистом, либо аддиктивный уход от реальности, которая воспри- нимается как неинтересная, непривлекательная и скучная. В первом случае формирование трудоголизма происходит на основе психастенических (анан- кастных) или астенических (зависимых) черт характера. Неуверенность в себе, собственных способностях, страх проиграть и не справиться с поставленны- ми задачами, затрудненность в межличностных контактах, робость и скром- ность, неумение выстроить собственную карьеру, используя личное обаяние, общительность или манипулятивные способы, приводят к постепенной вы- работке гиперкомпенсаторного поведения в сфере деятельности. Человек начинает «перерабатывать», уделять больше внимания работе, чем сослужив- цы, стремиться к избеганию любых неожиданностей и доведению результа- тов собственного труда до совершенства. Постепенно выработанный стиль становится чертой характера и интенсивный труд начинает доставлять удо- вольствие.
|
Иной механизм формирования трудоголизма обнаруживается при аддик- тивном поведении. Повышенный уровень работоспособности, увлеченность процессом деятельности, получение от него удовлетворения могут стать за- мещением. «Бегство в работу» может быть связано с неприспособленностью человека к обыденной жизни, ее бытовым требованиям, невозможностью испытывать удовольствие и «маленькие житейские радости». Индивида с ад- диктивным поведением в виде трудоголизма тяготит серость и однообразие
ГЛАВА 3. ТИПЫ, ФОРМЫИ СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
жизни, отсутствие «великих потрясений». Моделируя сложности на работе в своей деятельности и преодолевая их, такой человек живет полноценной, по его мнению, жизнью, кардинально отличающейся от реальной.
|
Сверхценные психологические увлечения в виде активной и пристрастной деятельности могут включать не только профессиональную сферу. Человек может быть трудоголиком на поприще хобби. Например, он может формально ходить на основную работу, добросовестно выполнять ее, не получая удовлет- ворения, и при этом ориентироваться на иную деятельность (ремонт своего автомобиля, уход за садом, рыболовство, охота, коллекционирование и т. д.).
При сверхценном увлечении азартными играми человек склонен полнос- тью посвящать себя игре, исключая любую иную деятельность. Игра стано- вится самоцелью, а не средством достижения материального благополучия. Увлеченность азартными играми называется гемблингом. Выделяются следу- ющие признаки, характерные для гемблинга как разновидности аддиктивно- го типа девиантного поведения (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских):
1) постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситу- ации игры;
2) изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой деятельности, постоянные мысли об игре, преобладание в воображе- нии ситуаций, связанных с игровыми комбинациями;
3) «потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей;
4) появление состояний психологического дискомфорта, раздражитель- ности, беспокойства (т. н. «сухой абстиненции») через короткие про- межутки времени после очередного участия в игре с труднопреодоли- мым желанием приступить к игре («игровой драйв»);
5) увеличение частоты участия в игре и стремление ко все более высоко- му риску;
6) постоянное снижение способности сопротивляться соблазну («сниже- ние игровой толерантности») возобновить игру.
Человек, склонный уходить от реальности в мир игры, выбирает такой вид поведения в связи с неприспособленностью к действительности, обыденнос- ти, которая перестает его удовлетворять и радовать. Он ищет в игре азарта и риска, бурных запредельных эмоций, которых не находит в повседневной жиз- ни. Основа аддиктивного поведения в виде гемблинга — феномен «жажды острых ощущений» и, как следствие, высокой степени риска, игры «на грани фола», когда за секунду можно потерять все, что имеешь, или приобрести «весь мир». В подобный вид аддиктивного поведения включаются карточные игры, рулетка, тотализатор и др.
Азартные игры не всегда связаны с денежным риском или риском для жиз- ни. Азарт может быть связан с вымышленным риском при идентификации себя с участниками игр, например компьютерных. Идеями фикс могут стано- виться спортивные игры, лотереи, разгадывание кроссвордов, а также сексу- альные игры.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Особая разновидность сверхценных психологических увлечений — т. н.
«паранойя здоровья» — увлеченность оздоровительными мероприятиями. При этом человек в ущерб иным сферам жизнедеятельности (работе, семье) начи- нает активно заниматься тем или иным способом оздоровления — бегом, осо- бой гимнастикой, дыхательными упражнениями, моржеванием, обливанием ледяной водой, промыванием ноздрей и полости рта соленой водой и пр. Механизмом формирования «паранойи здоровья» является феномен «сдвига мотива на цель», когда из средства достижения здоровья оздоровительные мероприятия превращаются в самоцель, в источник единственного или до- минирующего способа получения удовольствий.
Увлечение какой-либо деятельностью, достигающей крайней степени вы- раженности с формированием культа и создания идолов с полным подчине- нием человека и «растворением» индивидуальности, носит название фана- тизма. Чаще фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкаль- ный фанатизм). В общую характеристику фанатизма входит выработка че- ловеком стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений ин- тересам конфессии, команды, музыкального коллектива, сосредоточение внимания и сил на поддержке идола и оказания всемерной и активной помо- щи, миссионерская деятельность. В рамках девиантного поведения в виде фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам груп- пы и ведомого человека, он не способен критично отнестись к высказывани- ям кумира, идола и осознать отклонения в собственном поведении, которые могут заключаться в отрыве или уходе из семьи, игнорировании работы и пр.
Особое место в психологии девиантного поведения в связи с социально- психологической значимостью последствий занимает религиозный фанатизм. Разрушение семей, разрыв родственных и дружеских связей, резкая и карди- нальная смена стереотипа жизни человека ставят эту проблему на одно из первых мест по значимости. Наибольший интерес представляет психологи- ческий аспект веры, позволяющий анализировать механизмы формирования фанатичного поведения, становление аномалий и отклонений от этно- и со- циокультурной норм, изучение изменений, происходящих в личности под воз- действием религиозной общины.
Характерной особенностью религиозной веры является признание суще- ствования сверхъестественного, под которым понимается нечто, не подчи- няющееся законам окружающего мира, лежащее «по ту сторону» чувственно воспринимаемых объект.ов. Особую роль играет феномен «избранности», формирующий, с одной стороны, чувство идентификации с группой едино- мышленников, «посвященных в тайну»; с другой — укрепляющий чувство пре- восходства над другими (непосвященными) людьми.
Наиболее благоприятной почвой для возникновения отклоняющегося по- ведения считается сектантство. Последователи христианства считают, что сек- та — это «организованное общество людей, разномыслящих с... церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении» (Б. А. Любовик). Не су- ществует однозначной трактовки понятия «секта», поскольку межконфессион-
ГЛАВА 3. ТИПЫ, ФОРМЫИ СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
нальное противостояние носит принципиальный характер. По мнению пред- ставителей «больших» (старых, склонных к монополизации веры) религий, отличительная черта секты заключается в том, что она в своих воззрениях от- личается от главенствующей, не является официальной и широкораспрост- раненной в конкретной стране религией. Подобную точку зрения нельзя при- знать обоснованной. Можно согласиться с тем, что тоталитарные религиозные секты применяют в своей практике жесткие психологические методы воздей- ствия, что выражается в формировании у человека состояния повышенной внушаемости за счет физического и психического истощения, социальной депривации, использования трансовых состояний и т. д. В нетрадиционных религиях, как правило, большую роль играет эмоционально-психологичес- кая сторона, оттесняющая на задний план вероучение. Это выражается в про- возглашении приоритета религиозного переживания. Большое значение при- дается «боговдохновленной» форме проявления чувств и поведения верующего как свидетельству подлинной и глубокой религиозности человека. Спонтан- ные проявления религиозных чувств, особенно состояния транса, экстаза, интерпретируются как «просветление», приобщение к божественной реаль- ности, к которым и стремятся адепты религиозной группы (А. Ю. Егорцев).
По мнению В. В. Павлюка, религиозная секта воспитывает у своих членов
«реакцию избегания», вследствие которой верующий непроизвольно, как бы автоматически, избегает тех действий, которые не одобряются группой. При- витая в ходе общения и воспитания в религиозной группе такая эмоциональ- ная реакция блокирует возможность отступления от принятых в группе норм. Подкреплением для «реакции избегания» выступают определенные религи- озные санкции со стороны группы в целом либо ее лидеров в виде неодобре- ния, осуждения. Чувство общности, объединенности с другими членами группы может быть весьма реальным психологическим фактором. Угроза при- менения или пример применения в прошлом мер осуждения, отчуждения вы- зывает чувство опасения быть отверженным группой и тем самым выступает своеобразным психологическим стражем отступления от регламентирован- ных норм повседневной жизни верующего.
Характерными особенностями воздействия тоталитарных сект на личность считаются (А. Ю. Егорцев):
1) установление жесткого контроля над волей, сознанием и чувствами чле- нов секты (жесткая дисциплина; внушение чувства вины перед орга- низацией; психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой);
2) формирование психологической зависимости от лидера и организации (подавление способности к критическому мышлению; требование раз- рыва с критически настроенными людьми; ограничение круга обще- ния только членами секты; отсутствие свободного времени, личной жизни вне общины).
В рамках религиозной секты формирование религиозного фанатизма су- щественно облегчается, поскольку лидером и самой общиной с помощью дли- тельных и интенсивных психологических воздействий формируется готов-
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ность не сомневаться в правильности или неправильности собственного по- ведения, снимается ответственность за него и как следствие — волевой конт- роль собственной деятельности. Человек начинает действовать в соответствии с поведенческим шаблоном, навязанным группой.
Одним из актуальных, теоретически и практически значимых является вопрос о личностных особенностях, предрасполагающих к вовлечению ин- дивида в религиозную секту, о соотношении внутренних устремлений лично- сти, религиозной толерантности и необходимой степени активной психоло- гической «вербовки» для становления религиозного фанатизма. Известно, что особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовны- ми поисками, стремящиеся к «полной и абсолютной Истине» (часто понима- емой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также инди- виды с художественным складом мышления.
Р. Дж. Лифтон выделяет восемь элементов, приводящих к катастрофичес- кому изменению сознания человека в религиозной группе:
1) контроль окружающей обстановки (среды) — жесткое структурирова- ние окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информа- ции строго контролируется;
2) мистическое манипулирование — использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для при- дания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологи- ческие и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа»;
3) требование чистоты — четкое деление мира на «чистый» и «нечистый»,
«хороший» и «плохой». Тоталитарная секта — «хорошая» и «чистая», все остальное — «плохое» и грязное»;
4) культ исповеди — требование непрерывной исповеди и интимных при- знаний для уничтожения «границ личности» и поддержания чувства вины;
5) «святая наука» — объявление своей догмы абсолютной, полной и веч- ной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсо- лютной истине, считается ложной;
6) нагруженный (культовым смыслом) язык — создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устра- нения самой основы для самостоятельного и критического мышления;
7) доктрина выше личности — доктрина более реальна и истинна, чем лич- ность и ее индивидуальный опыт;
8) разделение существования — члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные — нет, то есть «цель оправдывает любые сред- ства».
По мнению Е. Н. Волкова, личность в культе переживает и проживает не свой индивидуальный, а групповой «опыт», отсюда — сильная зависимость от групповых процессов. Ответственность за принятие решений переносится с конкретной личности на группу, поэтому самые нелепые и странные реше-
ГЛЛВЛ 3. ТИПЫ, ФОРМЫИ СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ния воспринимаются и выполняются рядовыми членами как должное. В про- цессе приобщения человека к групповым нормам тоталитарной секты проис- ходит формирование феномена «удвоения» личности (Р. Лифтон), сутью которого является разделение «Я» индивида на две независимо функциони- рующие системы. При этом люди не испытывают чувства эмоционального дискомфорта или неустойчивости. Они не склонны к критическому осмыс- лению собственного положения и способны совершать какие-либо поступки при ослабленном волевом контроле.
Разделение происходит потому, что в определенный момент член культо- вой группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовмести- мо с докультовым «Я». Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от «старого „Я"», что обычной психологичес- кой защиты (рационализации, вытеснения и т. п.) недостаточно для жизнен- ного функционирования. Все мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независи- мую систему, частичное «Я», которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти невыносимых — психоло- гически — условиях (Е. Н. Волков).
Исследования Р. Лифтона привели к пониманию того факта, что практи- чески каждая личность в условиях массированного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями способна к фор- мированию девиантного поведения в виде религиозного фанатизма. Пред- располагающими к этому факторами могут стать низкая коммуникативная толерантность, семейные традиции магического и мистического мышления, некоторые характерологические и личностные особенности.
Под влиянием психологических воздействий тоталитарной секты у чело- века со сформировавшимся девиантным поведением, в первую очередь, про- исходит изменение всех четырех формальных признаков сознания (по К. Яс- персу). У него нарушается: 1) чувство деятельности — осознание себя в качестве активного существа; 2) осознание собственного единства: в каждый данный момент я сознаю, что я един; 3) осознание собственной идентично- сти: я остаюсь тем, кем был всегда; 4) осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от всего, что не является «Я».
Многообразие психических феноменов, возникающих в результате пре- бывания человека под культовым контролем и кардинально изменяющих его поведение в сторону аномалий и девиаций, можно сгруппировать в следую- щие блоки (рис. 17).
.Блок изменения сознания и самосознания (нарушение самосознания и идентичности личности).
2. Блокаффективныхфеноменов-расстройств (психопатологическиеэмо- циональные состояния (переживания) в рамках посттравматического стрессового расстройства: депрессия, панические атаки, навязчивые воспоминания и сны и т. д.).
3. Блок инверсии двигателъно-волевой сферы (снижение волевой активнос-
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Блок изменений сознания
и самосознания
Блок аффективных феноменов
Блок инверсии двигательно-
волевой сферы
Блок регресса личности
t
ч—«Я»— •
' 1
Блок коммуникативных девиаций
Блок патологической зависимости
Блок перцептивных феноменов
Блок мыслительных аномалий
Рис. 17. Блоки психических феноменов
ти (апатия), способности контролировать свою деятельность, утрата спонтанности и естественности).
4. Блок патологической зависимости (формирование психологической за- висимости от религиозной группы, утрата способности быть ответствен- ным за что-либо и автономным в принятии решений).
5. Блок регресса личности (остановка интеллектуального, когнитивного, эмоционального, нравственного развития, сопровождающаяся разви- тием психического инфантилизма).
6. Блок перцептивных феноменов (иллюзии, галлюцинации, нарушения схе- мы тела, восприятия времени).
7. Блок мыслительных аномалий (использование т. н. аффективной логи- ки, утрата критичности, склонность к образованию сверхценных и бре- довых идей).
8. Блок коммуникативных девиаций (замкнутость, отчужденность, аутиза- ция, неспособность устанавливать доверительные отношения, утрата эмпатичности и навыков социального общения).
Мотивы отрыва человека от реальности и ухода в группу (религиозную, спортивных или музыкальных фанатов), подчинения себя идее и лидеру мо- гут быть различными. Одним из мотивов могут стать психологические про- блемы, с которыми индивид справиться самостоятельно не способен или считает, что не способен. Как правило, данный мотив основывается на пси- хопатологических симптомах и синдромах, патологии характера или внутри- личностном невротическом конфликте. Его уход в группу фанатиков обу- словлен снятием с себя ответственности за принятие решений по многим жизненным проблемам, желанием стать ведомым, искоренить в себе сомне- ния и неуверенность. Другим мотивом фанатичного поведения в группе мо- жет быть стремление уйти от однообразной, не вызывающей радости и эмо- ционального отклика реальности. Кумир, идол, идея, ритуал, причастность к какой-либо тайне или социальной группе, обретение новых переживаний становятся своеобразными аддиктами.
ГЛАВА 3. ТИПЫ, ФОРМЫИ СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
К сверхценным психологическим увлечениям при девиантном поведении относится деятельность, посвященная проповедованию тех или иных мисти- ческих традиций, эмоциональная поглощенность и следование традициям эк- страсенсорики и эзотерики. Суть подобного девиантного поведения — убеж- денность в том, что действиями, переживаниями и даже сознанием человека управляют «неведомые силы». Адепты экстрасенсорики убеждены в существо- вании «сверхъестественных» феноменов и процессов, вызывающих те или иные болезненные патологические проявления индивида на уровне сомати- ки или психики. Основой парапсихологических воззрений становятся оста- ющиеся нераспознанными феномены психической деятельности человека, которые трактуются как экстрасенсорные, биоэнергетические. По мнению А. П. Дуброва и В. Н. Пушкина, биогравитация — это способность человека создавать, излучать и воспринимать определенный вид физического поля, имеющего специфическую квантово-импульсную природу, сходную с грави- тацией, и в то же время имеющие свои «особые черты».
Все обоснования существования биоэнергетики в настоящее время носят гипотетический характер и поэтому могут рассматриваться лишь как одна из версий возможной трактовки происходящих в человеке психических и пси- хосоматических процессов и не могут приниматься за факты. Лица, поведе- ние которых базируется на парапсихологических воззрениях и постулатах экстрасенсорики, не принимают во внимание принципиально важное науч- ное мировоззрение и способ доказательства чего бы то ни было в сфере по- знания. Они настаивают и в этом вопросе на привлечении к анализу ненауч- ных методов и способов анализа действительности.
Отклоняющееся поведение, базирующееся на традициях экстрасенсорики, можно разделить на пассивный и активный варианты. При пассивном варианте человек, разделяя экстрасенсорные традиции осмысления действительности и, в частности, межличностных отношений (любви, верности, зависти и др.), лечения болезненных проявлений (порча, сглаз и др.), прибегает к помощи практикующих экстрасенсов лишь в случаях возникновения семейных (парт- нерских, сексуальных) проблем или болезней. При активном варианте человек с определенного момента начинает ощущать в себе необычные способности («прозревает») и изменяет весь стиль поведения, стараясь максимально исполь- зовать «новые качества его личности». В некоторых случаях человек начинает ощущать в себе способности прогнозировать течение и исход событий (ясно- видение и провидение), в других — начинает осознавать лечебные и оздорови- тельные качества своих действий. Нередко такой человек отказывается от пре- жних привычек и поведенческих стереотипов. Он способен бросить любимую работу, уйти из семьи и «помогать страждущим». Его воззрения в возможность исцелять людей превращается в стойкую непоколебимую убежденность, не требующую доказательств. Критика его способностей со стороны окружающих либо игнорируется им, либо встречает сопротивление, когда «экстрасенс» на- чинает активно противостоять официальной медицине.
Девиантное поведение, основанное на увлечении экстрасенсорикой и эзо- терикой, может базироваться как на характерологических особенностях, так
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
и на психопатологических симптомах и синдромах (мы не рассматриваем ва- рианты сходного по форме псевдодевиантного поведения, основанного на попытке извлечь выгоду из заблуждений людей).
-