Отклоняющееся поведение может захватывать исключительно сферу общения, не проявляясь иными изменениями. При этом человек вступает в противоречие с реальностью, но активно не противостоит ей. Наиболее из- вестными коммуникативными девиациями считаются такие, как аутистичес- кое поведение (выбор одиночества, аскетизма, отшельничества), конформное поведение,гиперобщительность,вербальноеповедениеспреобладаниемпсевдо- логии, фобическое поведение, ревность, нигилизм, крусадерство, т. н. вегета- тивность и пр.
Считается, что человек при помощи разнообразных коммуникативных средств в рамках девиаций стремится «бежать от свободы» (по Э. Фромму). В одних случаях бегство приводит к аутистическому паттерну поведения, в других — к гиперобщительности, в третьих — к конформизму и т. д. Сутью бегства от свободы и становления отклонений в поведении становится осо- знанное или неосознанное стремление уклониться от конструктивного ана- лиза и переживания основополагающих экзистенциальных ценностей, базис- ных проблем существования индивида с целью избежать тревоги, страха и неопределенности. И. Ялом причисляет к таким базисным проблемам страх смерти, осознание необходимости и возможности свободы, а следовательно, и ответственности, а также смысл существования и единения / изоляции.
Коммуникативные девиации позволяют человеку не решать экзистенци- альные проблемы, а существовать вне их. Выбор одного из аномальных (ад- диктивных) способов взаимоотношения с окружающим миром как бы авто- матически снимает необходимость предпринимать какие-либо меры по устранению экзистенициальной тревоги. По Ж. Сартру, человек полностью ответственен не только за свои действия, но и за свою неспособность дей- ствовать. То есть можно утверждать, что выбор того или иного девиантного стиля коммуникативного поведения опосредован желаниями, стремлениями и потребностями индивида, чаще осознаваемыми, чем неосознаваемыми. В равной степени и аутизация в виде необщительности и нелюдимости (от- решение от мира), и гиперобщительность являются способами преодоления экзистенциальной тревоги.
|
Аутистическое поведение характеризуется отсутствием приспособления к действительности и требованиям повседневной жизни с уходом в мир фанта- зий, мечтаний, отказом от общения и выбором одиночества.
Можно выделить две разновидности аутистического поведения: первич- ный и вторичный аутизм. К первичному аутизму причисляется синдром ран- него детского аутизма, возникающий в младенчестве и являющийся призна- ком патохарактерологического или психопатологического типов девиантного поведения. Вторичное аутистическое поведение формируется у взрослого после периода нормативного взаимодействия с миром.
Общепринятыми клиническими критериями синдрома раннего детского аутизма являются (К. С. Лебединская, О. С. Никольская):
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1) одиночество, замкнутость и отчужденность ребенка (собственно аутизм);
2) нарушение эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми;
3) стереотипность поведения (двигательных актов, поступков и пр.);
4) консерватизм во взаимодействиях с окружающими (ригидность отно- шений, негибкость при выборе тактики и стратегии поведения);
|
5) страх изменений;
6) речевое недоразвитие (малоразговорчивость, склонность использовать неологизмы);
7) специфическое неравномерное развитие интеллектуальных способно- стей.
Л. Каннер, описавший этот синдром, считал, что его основными призна- ками являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потреб- ности в контактах с окружающими, отгороженность от внешнего мира, сла- бость эмоционального реагирования по отношению к близким вплоть до полного безразличия к ним (т. н. «аффективная блокада»), неспособность дифференцировать людей и одушевленные предметы (т. н. «протодиакризис»), недостаточность реакций на длительные слуховые и зрительные раздражите- ли, придающее таким детям сходство со слепыми и глухими, приверженность к сохранению неизменности окружающего («феномен тождества»), боязнь всего нового (неофобия), однообразное поведение со склонностью к прими- тивным однотипным движениям (вращению кистей рук перед глазами, пере- бирание пальцами, пронация — супинация и сгибание — разгибание кистей и предплечий, раскачивание туловищем или головой), а также разнообраз- ные расстройства речи, различающиеся при разных вариантах. Наряду с пе- речисленными, характерными считаются изменения зрительного поведения: непереносимость взгляда людей, «бегающий взгляд», взгляд мимо или «сквозь людей», а также своеобразные проявления произвольных движений, их углова- тость и несоразмерность, неуклюжая походка, отсутствие содружественных движений, бедность мимики, запаздывание развития навыка самообслужива- ния. По мнению В. И. Башиной, для таких детей характерно нарушение чув- ства самосохранения, сочетание «феномена тождества» и сверхосторожности.
|
Вторичный аутизм, или аутистическое поведение, у взрослого человека может возникать после т. н. событий, выходящих за рамки жизненного опы- та, нередко в структуре посттравматического стрессового расстройства. В ка- честве провоцирующих событий способны выступить катастрофы, стихий- ные бедствия, участие в боевых действиях, а также угрожающие для жизни человека события (нахождение в заложниках, тяжелая продолжительная бо- лезнь, тюремное заключение). Важным является фактор длительности воз- действия психотравмирующего фактора: чем оно продолжительнее, тем бо- лее вероятно развитие аутистического поведения, которое характеризуется склонностью человека избегать или максимально ограничить количество кон- тактов, нежеланием общаться даже с хорошо знакомыми и близкими людь- ми, стремлением чаще быть в одиночестве. В отличие от первичного аутизма,
ГЛАВА 3. ТИПЫ. ФОРМЫИ СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
при котором наряду с собственно аутизацией (замкнутостью, отгороженнос- тью от мира, нелюдимостью) имеет место эмоциональная холодность, вто- ричный аутизм проявляется эмотивностью, повышенной чувствительностью, сентиментальностью, ранимостью. Человек, перенесший жизненноопасные события и уединившийся от мира, нередко склонен повторно ярко пережи- вать происшедшие события. Его беспокоят навязчивые воспоминания и сны о трагедии, собственных страданиях и мучениях близких людей.
Аутистическое поведение часто сопровождается возникновением чувства бессмысленности существования, бесполезности любой деятельности, назван- ной И. Яломом «вегетативностью». При этом человек погружается в пережи- вание бесцельности и апатии. И. Ялом выделяет три компонента вегетатив- ности: когнитивный, аффективный и поведенческий. Они сочетают в себе хроническую неспособность индивида поверить в полезность или ценность какого-либо жизненного усилия, глубокую скуку, перемежающуюся с эпизо- дическими депрессиями, колебаниями активности и отсутствием избиратель- ности поведения. Для человека становится несущественным, чем он занят и занят ли чем-нибудь вообще. По мнению В. Франкла, в основе подобного отклоняющегося поведения, которое он обозначил как ноогенный невроз, лежит психологический «страх пустоты», когда «экзистенциальный вакуум заполняется симптомами».
Одним из важных признаков аутистического поведения является невовле- ченность человека в процесс повседневной жизни в связи с исчезнувшим смыслом его существования. Поведение характеризуется также ангедонией — неспособностью испытывать чувство радости, удовольствия, удовлетворения. Индивид ощущает себя вне потока жизни, в полной эмоциональной и экзис- тенциальной изоляции. При этом говорят о межличностной и внутрилично- стной изоляции. Первая характеризуется изоляцией от других, вторая — от самого себя. Первая может не приносить тягостных негативных пережива- ний, для второй типичен различной степени выраженности эмоциональный дискомфорт. К девиантным формам поведения могут быть отнесены обе пе- речисленные разновидности изоляции, в одном случае в силу нарушения ком- муникативных норм (жизни вне человеческого сообщества, а следовательно — социальной дезадаптации), в другом — вследствие нарушения процесса са- моактуализации и наличия состояния длительного психоэмоционального дискомфорта).
Одиночество — это не только самоизоляция, ограничение контактов и внут- ренняя направленность интересов, это еще и эмоциональное подкрепление ухода от действительности. Именно на основании эмоциональной самооценки возможно разделение одиночества на гармоничное и дисгармоничное, то есть сопровождающееся негативными переживаниями по поводу изоляции и от- сутствия контактов или принимающееся безэмоционально и неоценочно, как данность, положение вне общества и контактов. Первое следует обозначить как собственно одиночество, второе — как психопатологический аутизм. Та- ким образом, понятие одиночества включает и переживание его, а аутизм — чисто внешние признаки одиночества и изоляции.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У. Колбел различал четыре типа одиночества: 1) позитивный внутренний тип («гордое одиночество»), переживаемый как необходимое средство рас- крытия новых форм свободы или новых форм общения с другими людьми;
2) негативный внутренний тип, переживаемый как отчуждение от своего «Я» и от других людей, чувство отчужденности, даже в окружении других людей; 3) по- зитивный внешний тип, наличествующий в ситуации физического уединения, когда ведутся поиски нового позитивного опыта; 4) негативный внешний тип, наличествующий в том случае, когда внешние обстоятельства (смерть партне- ра, потеря контакта) ведут к весьма негативным ощущениям одиночества.
Одиночество как разновидность девиантного поведения формируется в связи с множеством факторов. Возможно появление тягостного чувства оди- ночества и непонимания со стороны окружения при невротических и иных психопатологических расстройствах, в частности при депрессии. Пережива- ние собственной никчемности и одиночества может входить в структуру ак- центуаций характера (по дистимному или сенситивному типу). Д. Перлман и Л. Пепло обнаружили при научном анализе восемь подходов к оценке фор- мирования одиночества (табл. 9).
Противоположностью аутистического поведения выступает гиперобщитель- ность, характеризующаяся повышенной потребностью в общении, желанием разговаривать и взаимодействовать со многими партнерами по коммуника- ции и в течение максимально возможного времени. Девиацией у такого чело- века становится неумение даже короткое время находиться в одиночестве, вне общества. Гиперобщительность сопряжена с болтливостью, многоречивостью, а иногда и хронической манией — состоянием длительного повышения на- строения, сочетающимся с неумением структурировать время, с беспечно- стью, безответственностью, необязательностью. Отклоняющееся поведение затрагивает свободу окружающих, поскольку конфликты у такого индивида происходят из-за его неумения и нежелания слушать собеседника.
Конформистское поведение выражается в склонности приспосабливаться к любому окружению, к любым точкам зрения и мировоззрению, жить не соб- ственными интересами, а схемами, придуманными в обществе, игнорировать или не иметь своего взгляда на происходящие события. Конформист — это человек без свойств. Основная его способность — быть незаметным, «как все», не проявлять никаких реакций, которые могли бы отличаться от общеприня- тых и традиционных, полная подчиняемость без внутренней борьбы. Удов- летворение такому индивиду приносит попадание в резонанс с общими ин- тересами, привычками, навыками. Он склонен использовать поведенческие и речевые штампы: одеваться по форме, трафаретно говорить, используя, на- пример, бюрократический язык.
Особой разновидностью коммуникативныхдевиаций считается поведение, при котором человек руководствуется псевдологией. При данной форме от- клоняющегося поведения человек склонен активно и часто использовать лож- ные (неправдивые) высказывания. Он лжет не ради получения какой-либо выгоды, а с целью привлечения к собственной персоне внимания или для провоцирования окружающих. Псевдологическое поведение может иметь
|
Таблица 9
>
а
>
£
в
о
о
Гп ш
i •н I о
= о 1
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
аддиктивный или патохарактерологический оттенок. Выгода заключается в изменении своего психологического состояния (получение удовлетворения от признания и привлечения внимания, радости от введения в заблуждение или запутывания собеседника, успокоения от причинения партнеру вреда).
К коммуникативным девиациям относится крусадерство, или идеологичес- кий авантюризм, характеризующийся чрезмерной склонностью выискивать для себя эффектные и важные предприятия, чтобы затем погрузиться в них с головой (С. Мадди). Такие индивиды хватаются за любой повод для того, что- бы «выйти на улицу», стать сторонником какого-нибудь социального движе- ния и активно участвовать в деятельности общественных организаций. Счи- тается, что крусадерство базируется на обостренном чувстве бессмысленности существования, которое заполняется погружением человека в активную дея- тельность («ложное центрирование», по Д. Пайку).
Нередко наблюдаемой коммуникативной девиацией считается нигилизм. Его отличительной чертой является активная, всепроникающая склонность дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других (И. Ялом). Та- кой человек склонен подвергать критике с позиции постижения смысла лю- бые поступки и устремления окружающих. Для него характерна «идеологи- ческая пассивность», маскирующаяся под глубинный экзистенциальный анализ. При нигилистическом поведении индивид часто отказывается от лю- бой деятельности, рекламируемой другими, саркастически и иронично отно- сясь к стремлениям окружающих достичь в ней успехов.
Одной из наиболее часто встречающихся коммуникативныхдевиаций счи- тается фобическое поведение, которое может иметь как психопатологический, так и психологический характер. К различиям невротического и обыденного фобического поведения относят: степень адекватности ситуации (при невро- тическом пациент страшится маловероятных событий); степень социальной дезадаптации (при невротическом она существенно выражена, приводя к огра- ничительному или ритуальному поведению); степень внутриличностной дезадаптации (при невротическом она способствует формированию дисгар- монии и т. н. психологических комплексов); сочетание с иными психопатоло- гическими симптомами, в частности с вегетативными (встречается при невро- тическом фобическом поведении).
Фобическое поведение характеризуется выбором стиля взаимодействия с окружающим миром, исходя из какого-либо реально обоснованного или не- обоснованного навязчивого страха (фобии). Оно может носить характер ри- туального поведения, которое выступает в качестве психологической защиты от страха. Например, навязчивый страх тяжелой болезни вследствие зараже- ния может сформировать фобическое ритуальное поведение в виде навязчи- вого мытья рук. Или навязчивый страх смерти может определить становле- ние стереотипного включения и выключения определенное количество раз света в комнате.
Источником и фабулой фобического поведения могут служить разнооб- разные предметы и явления окружающего мира. Фобии составляют самую многочисленную группу навязчивых состояний. Насчитывается более