ностям. По мнению К. Касьяновой, русский тип характера может быть оха- рактеризован как эпилептоидный и «в нашей культуре существуют собствен- ные архетипы целеполагания и целедостижения, непохожие на западноевро- пейские». Следовательно, медлительность, нерасторопность и даже леность русского человека не могут быть признаны девиацией, поскольку отражают народные традиции и этнокультурные стереотипы поведения. Эти же каче- ства, например, у немца могут привести к диагностике отклоняющегося по- ведения («Что русскому здорово, то немцу — смерть»).
В число индикаторов статуса русской женщины, поданным 3. В. Сикевич, включаются пословицы: «Курица не птица, баба не человек», «Бабе дорога — от печи до порога», «Бабе хоть кол на голове теши», «У бабы семь пятниц на неделе», «Стели бабе вдоль, она меряет поперек», «Волос долог, да ум коро- ток», «Баба, что мешок — что положишь, то понесет». Они отражают тради- ционный взгляд на место женщины в жизни, а значит, и на оцениваемые как нормативные стереотипы поведения русской женщины: покорность, непо- следовательность, зависимость. Выбор феминистического поведения в оте- чественной культуре может быть воспринят как культурная девиация.
Этнокультурные стереотипы поведения формируются в процессе социа- лизации, что приводит к становлению феномена, названного национальным характером. Под ним понимается совокупность типичных и повторяющихся у лиц определенной национальности черт характера в виде манер, стиля по- ведения, способов осмысления действительности. В процесс воспитания ха- рактера гармонично включается и формирование значимых для этноса и на- циональности черт, считающихся нормативными. Для русского это —доброта, терпение, гостеприимство, дружелюбие, широта души, патриотизм, довер- чивость, открытость; для француза — любвеобилие, жизнелюбие, веселость, элегантность, общительность, изысканность, утонченность, улыбчивость; для немца — аккуратность, пунктуальность, педантизм, расчетливость, эконом- ность, бережливость, чистоплотность; для американца — патриотизм, дело- витость, свободолюбие, расчетливость, практичность, целеустремленность, общительность, раскованность (3. В. Сикевич).
|
В рамках этнического, расового, культурного и национального многооб- разия оценка нормативности и отклонений поведения возможна лишь внут- ри каждой группы. Сравнение групповых этнокультурных норм и стереоти- пов поведения не может считаться оправданным и научно обоснованным. Лишь этническое (культурное, национальное и пр.) самосознание создает нормативный поведенческий каркас, выход за рамки которого рассматрива- ется как отклоняющееся поведение. Особенно ярко приписывание поведе- нию характера девиации проявляется при оценке гетеростереотипов, когда диагност и испытуемый принадлежат к разным этнокультурным группам. Девиантное поведение вне связи с этнокультурными особенностями испыту- емого может диагностироваться лишь в случаях нарушения т. н. «объектив- ных» норм поведения (норм права, общечеловеческих ценностей, эстетики). Следует помнить, что народные традиции даже при оценке противоправных действий могут существенно разниться. Так, например, «кровная месть», ко-
ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
|
торая в рамках этнокультурной специфичности расценивается как праведное поведение и ради которой представители народностей Кавказа готовы дол- гие годы строить свою жизнь и деятельность, объективно может расцениваться как криминальное (противоправное) деяние.
По мнению А. К. Байбурина, можно отметить два основных типа этниче- ской специфики в стереотипах поведения: 1) когда одним и тем же действиям придается различное содержание в разных этнических культурах и 2) когда одно и то же содержание находит различное выражение в поступках. В этно- графии и этнопсихологии их происхождение рассматривается лишь с соци- ально-психологической позиции. Для психологии девиантного поведения немаловажным представляется предположение, что любой стереотип пове- дения (в том числе этнокультурный) может иметь собственную нейрофизио- логическую базу (например, при патохарактерологическом и психопатологи- ческом типах отклоняющегося поведения), что косвенно подтверждается регистрацией фенотипических сходств в рамках определенных националь- ностей, этносов и культур.
Главная задача этнокультурных исследований в психологии девиантного поведения — выяснить, какое влияние оказывают этнические, национальные, культурные особенности человека на механизмы возникновения и формиро- вания, клинические проявления и закономерности течения девиантных форм поведения, а также на особенности их коррекции, терапии и профилактики.
•Можно выделить четыре аспекта современной этнокультурной психоло- гии девиантного поведения (рис. 18).
|
Диагностический аспект связан с выработкой и описанием строгих диаг- ностических критериев, отграничением психопатологической симптомати- ки от этнокультурных стереотипов поведения, традиционных верований, мировоззрения, паттернов мышления и речевой практики. Особое значение диагностический аспект приобретает в условиях межэтнических и межкуль- турных взаимодействий, когда диагност и пациент оказываются представи- телями различных культур, субкультур, вероисповеданий, рас, национально- стей или сексуальных сообществ. По мнению некоторых авторов (В. Б. Миневич, П. В. Морозов), многие клинические психологи и психиат- ры, получающие образование в Европе, сталкиваются с проблемой адекват-
Диагностическая Этнопатогенная
ЭТНОКУЛЬТУРНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Клиническая Коррекционно-
терапевтическая
Рис. 18. Аспекты этнокультурной психологии девиантного поведения
ПСИХОЛОГИЯ ДПВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ной диагностики и квалификации расстройств, встречающихся в их собствен- ных культурах. Вследствие чего неоправданным представляется расширение спектра психических расстройств у представителей традиционных культур, то есть диагностики заболеваний и девиаций на основе «научных» критериев представителей иной культуры.
В классификации психических и поведенческих расстройств десятого пе- ресмотра (МКБ-10), в частности, указывается, что культурно специфические расстройства, такие, например, как коро, амок, лата, в настоящее время не могут рассматриваться как самостоятельные. Предполагается, что они явля- ются культурно специфическими вариантами известных синдромов тревоги, депрессии, соматоформных расстройств или нарушений адаптации. Незна- ние нормативов в этнических стереотипах поведения способно привести к ошибочной диагностике девиантного поведения в тех случаях, когда его нет.
Этиопатогенетический аспект этнокультурных исследований в области психологии девиантного поведения направлен на оценку роли этнических и культурных особенностей человека в возникновении и развитии различных типов и клинических форм девиантного поведения. Ряд исследований по- следних лет и изменение ракурса анализа известных научных фактов приво- дит к мысли о том, что этнокультурные параметры могут выходить за рамки патопластических и способны создавать условия для возникновения и фор- мирования отклоняющегося поведения. Типичным примером могут служить традиции некоторых народностей употреблять наркотические вещества или стереотипы поведения членов определенных африканских племен, предпи- сывающие девушке совершать первый сексуальный контакт с собственным отцом в присутствии родственников.
Изучение отклоняющегося поведения на базе невротических симптомов в современной клинической психологии справедливо обращается к таким слож- ным и многогранным психологическим образованиям, как личность и инди- видуальность. Анализу подвергаются их различные стороны: характерологи- ческие особенности, темперамент, способности, самосознание и самооценка, система ценностей и т. д. При этом нередко упускается из виду, что индивид, личность является составной и существенной частью этноса, и именно этни- ческие и культурные стереотипы поведения, выраженные в традициях, веро- ваниях, обычаях, обрядах, стиле мышления и ценностной организации жиз- ни, формируют базовые психологические особенности человека. В связи с этим высоковероятной представляется их роль в формировании девиантного поведения на базе невротических расстройств.
В последние годы психологами прицельно изучается такой психологичес- кий феномен, как антиципация. Под антиципацией понимается способность человека предвосхищать ход событий, прогнозировать поведение окружаю- щих и собственные реакции и поведение, строить вероятностный прогноз, основываясь на прошлом опыте (Б. Ф. Ломов, И. М. Фейгенберг). Следует признать, что антиципационные способности являются продуктом социали- зации и, следовательно, на их формирование существенное влияние оказы- вают этнические стереотипы поведения, нашедшие отражение в понятиях
ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
«здравого смысла» и каузальной атрибуции (В. Д. Менделевич, Д. А. Авдеев, С. В. Киселев). На основании многолетних клинико-психопатологических и патопсихологических исследований нами была выдвинута и обоснована ан- тиципационная концепция неврозогенеза, суть которой заключается в том, что этиопатогенез невротических расстройств рассматривается как производ- ное от преморбидного несовершенства механизмов функционирования ан- тиципации и вероятностного прогнозирования. Как показал анализ резуль- татов исследований и экспериментов с больными неврозами и лицами с девиантным поведением на базе невротических развитии личности, суще- ственное патогенетическое значение для формирования невротических рас- стройств заболевания имеют преморбидные антиципационные способности человека. Именно они способствуют субъективному оцениванию жизненных событий как психотравмирующих в результате несовпадения прогноза веро- ятности ситуации с реально возникшей. Клинические наблюдения позволи- ли описать психологический тип «потенциального невротика».
Учитывая то обстоятельство, что антиципацию можно рассматривать в ка- честве этнокультурного феномена, научный интерес представляет анализ вли- яния этнических и культурных стереотипов поведения, в частности в россий- ских условиях, на процесс формирования отклоняющегося невротического поведения. Формированию антиципационных способностей лиц, заболевших неврозами, способствуют широко распространенные традиции, верования, предубеждения, оказывающиеся устойчивыми этнокультурными особеннос- тями и транслирующиеся в процессе воспитания. Они, как правило, закреп- лены в пословицах, поговорках и диктуют члену этноса строго очерченный стиль поведения, формируя «стереотипизацию опыта» (И. С. Кон). В усло- виях российского этноса существенными для процессов неврозогенеза ока- зываются традиции, по которым запрещено или не поощряется прогнози- рование человеком отрицательного исхода собственной деятельности и субъективно значимых событий, что формирует т. н. антиципационную не- состоятельность — характерную черту личности «потенциального невроти- ка». Этнос накладывает табу на разновариантное прогнозирование, диктуя человеку необходимость экспектации лишь эмоционально положительных событий. Подобная традиция приводит к тому, что в условиях неспрогнози- рованности нежелательное событие оказывается психотравмирующим и спо- собствует формированию отклоняющихся невротических стереотипов пове- дения.
До настоящего времени продолжает дискутироваться вопрос о роли этно- культурных особенностей человека в этиопатогенезе психопатологического типа девиантного поведения, в частности при шизофрении. Несмотря на тот факт, что шизофрения причисляется к наследственно-конституциональным психическим заболеваниям, открытым остается вопрос о патогенетической значимости такого психологического и культурного фактора, как воспитание. Понятие «шизофреногенная мать» и воспитание, включающее «парадоксаль- ную коммуникацию», а также склонность к мифологическому стилю мышле- ния, привлекает исследователей.
бЗак. 4226