1. Более высокий порог болевой чувствительности и связанный с этим по- веденческий паттерн характерен для:
а) мужчин; б) женщин;
в) гипермаскулинного поведения;
г) гиперфемининного поведения; д) не имеет тендерных различий.
2. Энергетический уровень потребности в освоении предметного мира (эр- гичность), так же как и способность к переключению с одних форм поведе- ния на другие (предметная пластичность) и более скоростные характеристи- ки типичны для:
а) женского стиля темперамента; б) женского стиля характера;
в) мужского стиля характера;
г) мужского стиля темперамента; д) не имеют тендерных различий.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
3. Модели поведения, система предписаний, которые должен усвоить со- ответствующий индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной, на- зываются:
а) тендерными экспектациями;
б) тендерными психосексуальными ориентациями; в) тендерными стилями;
г) тендерными паттернами;
д) тендерными стереотипами полоролевого поведения.
4. В понятие маскулинности включаются все нижеперечисленные харак- теристики, за исключением:
а) активности;
б) решительности;
в) самостоятельности; г) самокритичности; д) самодостаточности.
5. Нарциссическое девиантное поведение характерно в большей степени для:
а) женщин; б) мужчин;
в) женщин с гиперролевым поведением;
г) мужчин с гиперролевым поведением; д) не имеет тендерных различий.
6. Завершенные суициды чаще встречаются у: а) женщин;
б) мужчин;
в) женщин с гиперролевым поведением; г) мужчин с фемининным поведением; д) не имеет тендерных различий.
7. В третьем триместре беременности встречается один из нижеперечис- ленных синдромов:
|
а) «ожидания неудачи»;
б) «жестокого обращения с плодом»; в) «мистификации действительности»; г) ипохондрический;
д) истерический.
8. В обществах с традиционным разделением полоролевых стандартов по- ведения разработка «сексуального сценария» предписана:
а) женщинам; б) мужчинам;
в) женщинам с гиперролевым поведением;
•
ГЛАВА 5. ТЕНДЕРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
г) в равной степени и мужчинам, и женщинам; д) женщинам с маскулинными чертами.
9. Возникновение предменстуральной дисфории часто связано с: а) гиперролевым поведением партнера (мужа);
б) вагинизмом;
в) психастеническими чертами характера; г) аноргазмией;
д) алибедимией.
10. На базе приапизма чаще формируются: а) нарушения пищевого поведения;
б) сексуальные девиации; в) сверхценные увлечения; г) аутоагрессия;
д) наркозависимость.
Рекомендуемая литература
1. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989.
2. Либин А. В. Дифференциальная психология. М., 1999.
3. Менделевич В. Д. Психопатология климакса. Казань, 1992.
4. Менделевич В. Д. Гинекологическая психиатрия. Казань, 1996.
5. Русалов В. М. Пол и темперамент // Психологический журнал. 1993. № 6.
Глава 6
ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Традиционный объект изучения в рамках психологии девиантного пове- дения — психическая деятельность и структура поведения детей и подростков. Долгие годы научная литература не затрагивала вопросов отклоняющегося поведения зрелого (взрослого) и, особенно, пожилого человека. Вкладывая в понятие отклоняющегося поведения лишь алкоголизацию, склонность к пра- вонарушениям, суицидальное и некоторые формы сексуального поведения, данный раздел психологии оставлял без серьезного внимания психологию новорожденных, младенцев, детей младшего возраста. Получалось, что деви- антное поведение является исключительно подростковым феноменом.
|
Подобный подход в связи с использованием новой научной парадигмы (феноменологической психологии) в изучении поведенческих девиаций до- казал свою несостоятельность. Оказалось, что отклоняться от нормативного способно поведение индивида любого возраста, а сами отклонения могут но- сить разнообразный характер, а не исчерпываться деликтами.
Одним из значимых вопросов для изучения специфических возрастных осо- бенностей девиаций является вопрос о критериях возрастной поведенческой нормы. Под возрастной поведенческой нормой понимается модель поведения, система предписаний, которых должен придерживаться индивид, чтобы его признали соответствующим определенному возрасту. В процессе оценки воз- растной нормы следует анализировать различные особенности (стили) деятель- ности, которым должен соответствовать человек определенного возраста:
1) коммуникативный стиль (толерантность и компетентность в общении);
2) особенности саморегуляции поведения (волевые характеристики);
3) интеллектуальные особенности (в частности, способность планировать, прогнозировать собственную деятельность);
4) эмоциональные особенности;
5) психомоторные особенности (мимический и жестикуляционный стили);
|
6) стиль устной и письменной речи.
Возрастные особенности коммуникативного стиля указывают на факт боль- шей потребности в общении у ребенка и подростка по сравнению со взрос-
ГЛАВА 6. ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
лым и пожилым человеком. Именно вследствие этого можно прогнозировать более выраженные эмоциональные реакции ребенка на давление со стороны окружающих в виде «бойкота». Коммуникативный стиль подразумевает ком- петентность в общении, то есть способность точно и правильно распознавать (диагностировать) психологическое состояние партнера по общению, пони- мать его замыслы и намерения. В коммуникативную компетентность вклю- чают (Л. А. Петровская): 1) стремление и умение понять позицию партнера, встать на его точку зрения, уделять большее внимание его проблемам; 2) боль- шая обостренность к миру его чувств и его невербальным проявлениям;
3) установка на всесторонность восприятия, оценки партнера; 4) умение слу- шать партнера. Коммуникативная толерантность — это характистика отно- шений личности к людям, показывающая степень переносимости ею непри- ятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию (В. В. Бойко). В нее включают: 1) интеллекту- альную толерантность, передающую принятие или непринятие парадигм (об- разца, типа, стиля) мыслительной деятельности конкретного человека, то есть принципов его понимания действительности, привычных для него стереоти- пов осмысления проблем, идей, принятия решений; 2) ценностно-ориента- ционную толерантность, вбирающую в себя устойчивость к мировоззренчес- ким идеалам конкретного человека, его ближайшим и отдаленным жизненным целям, интересам, оценкам происходящего; 3) этическую толерантность, вы- ражающую степень принятия нравственных норм, которых придерживается партнер по общению; 4) эстетическую толерантность, охватывающую согла- сие или несогласие с областью предпочтений, вкусов и чувств, особенностей восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низмен- ного, комического и трагического; 5) эмоциональную толерантность, пере- дающую преобладание эмоционального спектра реагирования в условиях ком- муникации; 6) сенсорную (чувственную) толерантность, предусматривающую переносимость чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухо- вого, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений, и не- которые другие.
Можно утверждать, что коммуникативные особенности человека имеют возрастную специфику и нормативы. Коммуникативная компетентность с возрастом увеличивается, а коммуникативная толерантность нередко носит волнообразный характер. В наивысшей степени толерантность представлена у взрослого (зрелого) человека. У ребенка и пожилого человека она может быть сниженной.
К особенностям саморегуляции деятельности (самоконтроля) относят спо- собы (модели, стили, шаблоны) контролирования собственных поступков, эмоций. Они отражают границы допустимого с точки зрения индивида ха- рактера взаимодействия с окружающими. В детском и подростковом возрас- те саморегуляция носит неустойчивый, поисковый характер, во взрослом и пожилом — устоявшийся.
Саморегуляция базируется на самооценке и самосознании личности, уров- не притязаний и специфике целеполагания. В молодом возрасте, в отличие