ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Или ущерб окружающим, живым существам или предметам, включенным в конфликтные




 

или ущерб окружающим, живым существам или предметам, включенным в конфликтные взаимоотношения ребенка с окружающим его миром. Авторы выделяют значимые черты агрессивности несовершеннолетних: 1) агрессив- ность детей и подростков является не качественным индивидуально-типоло- гическим или характерологическим свойством, а феноменом, который имеет определенный личностный смысл и через внешние действия выражает кон- фликт ребенка с его окружением; 2) агрессивность детей и подростков как следствие дистресса, фрустрации значимых потребностей, межличностного или внутриличностного конфликта, кроме внешних форм — аффективно окрашенных, направленных на окружающих реакций с агрессивно-насиль- ственными действиями, включает и внутренние переживания, агрессивные фантазии, мысли и намерения, а также сопутствующие нарушения психиче- ских процессов; 3) выражение агрессивных действий в поведенческом стиле, а также их мотивация, внутренняя связь с личностными установками и смыс- лом «Я»-отношений, особенности сочетания с нарушениями психологичес- кого развития и психического здоровья определяются этапами возрастного онтогенетического (дизонтогенетического) развития ребенка, проявляюще- го агрессивное поведение; 4) связь агрессивных действий детей с этапностью возрастного психического развития и личностным отношением определяет нижнюю возрастную границу детской агрессивности, то есть минимальный возраст, с которого действия ребенка можно оценивать как агрессивные, свя- зан с периодом становления нормативной или аномальной структуры «Я» ребенка; 5) признак осознанности и произвольности агрессивных действий и поступков детей и подростков исключает из круга агрессивных действий та- кие насильственные, причиняющие вред или ущерб действия, когда дети и подростки не понимают и не осознают их значение и последствия или не мо- гут руководить ими, например при некоторых тяжелых психических расстрой- ствах (стереотипных двигательных, гиперкинетических, кататонических син- дромах, расстройствах сознания), при нарушениях поведения, связанных с умственной отсталостью в глубокой форме.

Аутоагрессивное (суицидальное) поведение у лиц разных возрастных групп имеет свои особенности и закономерности, различаясь частотой, выбором способа самоубийства и мотивами. Известно, что психологические механиз- мы суицидального поведения подростков, лиц зрелого возраста и пожилых людей отнюдь не тождественны. По данным большинства исследователей, возраст оказывает существенное воздействие на частоту различного рода суи- цидальных действий. Покушение на самоубийство совершают преимуще- ственно молодые люди до 29 лет, в более старших возрастных группах частота суицидальных попыток значительно уменьшается. Вероятность лишения себя жизни с возрастом имеет тенденцию к увеличению. Суицидальные попытки пожилых людей чаще оказываются спланированными, неманипулятивными, в то время как суицидальные попытки у молодых людей чаще носят демонст- ративный или манипулятивный характер.

Можно отметить несколько возрастных пиков суицидальной активности. Первый наблюдается в юношеском и молодом возрасте от 18 до 25 лет. По

 


ГЛАВА 6. ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

мнению X. Ремшмидт, к факторам, обусловливающим и провоцирующим суицидальные попытки у молодежи, относятся, наряду с тяжелыми психи- ческими заболеваниями, конфликты самооценки, одиночество и изоляция, нарушение межличностных отношений, неудовлетворенность своей внешно- стью, разочарование в отношениях с представителями противоположного пола, депрессивные состояния. Часто эти попытки оказываются спровоци- рованными сугубо ситуативными факторами, которые спустя год-два утра- чивают всяческую значимость.

В среднем возрасте количество манипулятивных суицидальных попыток сокращается и увеличивается количество завершенных суицидов. Наиболее часто они обусловлены переживаниями интимно-личностного характера (измена, ревность, предательство). У пожилых людей и стариков основной причиной суицидального поведения становится страх одиночества, беспо- мощности, тяжелой неизлечимой болезни и связанных с ней страданий. Суи- цидологи отмечают специфику в содержании психогенных конфликтов и тип психогенных суицидоопасных реакций соответственно возрастным периодам инволюции и личностным особенностям суицидентов.

Л. Г. Магурдумова в этой связи выделяет следующие три группы:

1. В возрасте 45—55 лет наблюдаются суицидоопасные психогенные реак- ции по типу интимно-личных «катастроф». Одни реакции формируются в связи с такими психогенными переживаниями, как внезапная измена одного из супругов, чаще мужа, уход из семьи с угрозой развода, оставление близких без эмоционального влияния и необходимой родственной поддержки. В дан- ной конфликтной ситуации при нарушенных супружеских взаимоотношениях ушедший начинает «поиск нового» с коренным изменением своих прежних взглядов на жизнь, на семейные отношения, нередко с утратой традицион- ных семейных представлений. Начинается выбор иной жизненной позиции, обычно под влиянием аффективно насыщенных переживаний, с уходом от повседневной семейной действительности, без учета возможного снижения своего социального престижа и материальных потерь. В то же время у остав- ленного, страдающего супруга развивается острое, глубоко ранящее чувство незаслуженной обиды, «предательства» и горя, чувство переживания жизнен- ного «тупика», безысходности и тягостного одиночества.

Другим психотравмирующим обстоятельством, вызывающим реакции по типу интимно-личных «катастроф», является смерть одного из супругов или значимого друга. Этот вариант реакций характеризуется психическим напря- жением с депрессивной окраской настоящего и будущего, с отсутствием пла- нов, стремлений, с острым чувством безнадежности, беспомощности и оди- ночества. Эти реакции имеют тенденцию к затяжному течению. На всех этапах формирования, исследователи отмечают наличие высокой суицидальной опасности, имеющей истинный характер суицидальных намерений.

2. В возрасте 55—65 лет исследователи выявили кризисные состояния в от- вет на нежелаемый уход на пенсию, должностное снижение, а также невоз- можность осуществления своих творческих планов. При этом формировались различного типа непатологические ситуационные реакции, чаще всего по типу

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

«пессимистических реакций и реакций демобилизации», когда наряду с па- дением социального престижа, глубоко дезадаптирующего личность, разви- вается пессимистическая оценка окружающего с рассуждением об утрачен- ных ценностях, об отсутствии перспектив, о надвигающейся старости.

Преобладает сниженное настроение с некоторой ипохондрической окрас- кой. Существенным психотравмируюшим моментом в этом возрастном пе- риоде инволюции может быть также сочетание одновременного снижения социального статуса и сексуального престижа, что обычно влечет интимный разлад в семье и последующее за ним своеобразное эмоциональное отчужде- ние. Данное сочетание, в комбинации с личностными особенностями, явля- ется, по мнению исследователей, наиболее суицидоопасным. Реакции «де- мобилизации» обычно характеризуются падением активности во многих сферах деятельности, утратой интересов, фиксированности на мыслях о сво- ей ненужности и никчемности. Наблюдаются мучительные размышления о ценности жизни, о неизбежно надвигающейся старости и смерти. У таких людей мысли о смерти ограничиваются «рассуждением на тему» без истинно- го желания умереть и без активных суицидальных намерений.

3. В возрасте 65-75 лет наблюдаются психогенные реакции по типу де- прессивных с переживанием чувства ущерба, ущемленности, несправедливо- го отношения к пожилому человеку со стороны членов семьи. Нередко эти реакции возникают из-за имущественных разногласий. Переживания носят ригидный малоподвижный характер, обычно сочетаясь с соматическими или иными хроническими заболеваниями. На данном возрастном этапе специа- листы наиболее суицидоопасным моментом считают переход депрессивной психогенной реакции в оппозиционную реакцию у практически здоровых людей без выраженной соматической патологии. Обычно это происходит при обострении внутрисемейных отношений, особенно со взрослыми детьми или их семьями. При этом имеющиеся депрессивные реакции трансформируют- ся в оппозиционные, при которых ведущее место занимают повышенная требовательность и стеничность в отстаивании своих утраченных позиций и планов.

Нарушения пищевого поведения можно считать характерными преимуще- ственно для девушек-подростков, что обусловлено своеобразием иерархии ценностей человека в этом возрастном периоде. Часто анорексия (отказ от пиши, исчезновение аппетита) базируется на дисморфоманическом поведе- нии. В молодом возрасте нарушения пищевого поведения могут сохраняться, но они становятся значительно реже. Возможно появление гиперфагической реакции на стресс.

Девиантное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, преимущественно начинает формироваться в подрос- тковом возрасте, а некоторые формы зависимостей преобладают у лиц моло- дого возраста. Поданным П. Д. Шабанова и О. Ю. Штакельберг, возраст пер- вого употребления наркотиков распределяется следующим образом: около 1 % впервые пробуют наркотик в возрасте до 10 лет, более 40% — от 11 до 14 лет, около 50% — от 15 до 17 лет и меньше 1 % — после 20 лет.

 


ГЛАВА 6. ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Клинические проявления наркозависимости в подростковом возрасте от- личаются нечеткостью симптоматики, преобладанием психопатологических расстройств, быстротой развития психического дефекта и снижением воле- вого регулирования собственной деятельности (Р. Дурст, П. Ребауденго-Рос- ка). Девиантное поведение в форме наркозависимости у лиц пожилого возра- ста отличается мотивами употребления наркотиков. Если у подростков и лиц среднего возраста доминирующими являются такие мотивы употребления, как стремление стать свободным, испытать необычные ощущения, отрешиться от обыденной, скучной жизни, не отличаться от других, то основным моти- вом употребления наркотического вещества пожилым человеком считается стремление улучшить свое психическое самочувствие, избежать неприятных ощущений и дискомфорта.

Учитывая тот факт, что сексуальность человека претерпевает закономер- ные возрастные изменения, можно обнаружить существенные возрастные различия и в проявлениях сексуальных девиаций и перверсий. К типичным для детского возраста особенностям сексуального поведения относят: игры со вза- имным обнажением, вуайеризм, увлечение порнографией, некоторые разновид- ностимастурбационногоповедения.

Диагностика отклоняющегося поведения в виде игр со взаимным обнаже- нием, наблюдаемая у детей дошкольного возраста, строится на основании стереотипизации отклоняющегося поведения, невозможности полностью контролировать свой сексуальный интерес и недоучете ситуационных мо- ментов, а также на опережении этапов психосексуального развития. Дан- ные критерии относятся ко всем сексуальным девиациям детского возраста. При играх со взаимным обнажением, наблюдаемом и вне отклоняющегося поведения, ребенок начинает обращаться с просьбой (иногда требованием, сопровождаемым угрозами и шантажом) к лицам разного возраста. Иногда эти действия носят инцестный характер — в игры начинают вовлекаться кровные родственники (братья, сестры). Возможно появление эротических снов.

Детский вариант вуайеризма характеризуется стремлением ребенка подгля- дывать за интимной жизнью, уринацией или дефекацией родителей, воспи- тателей детского сада, учителей. В рамках девиации поведение становится сте- реотипным. Ребенок, застигнутый за подглядыванием, не испытывает чувства раскаяния и продолжает, несмотря на наказания, вести себя так, как вел. Сверх- ценное увлечение порнографией в дошкольном или младшем школьном возра- сте может рассматриваться как сексуальная девиация, поскольку ребенок к этому возрасту еще не прошел всех закономерных этапов психосексуального развития. Мастурбационное поведение может считаться отклоняющимся у

ребенка в случае раннего начала мастурбаиионных актов (до десятилетнего возраста), неспособности контролировать их количество и адекватность си- туации. При девиантном мастурбационном поведении ребенок может не об- ращать внимания на наличие присутствующих, частота актов учащается, ре- бенок фиксируется лишь на данном виде деятельности, игнорируя иные

(в частности, коммуникацию).

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

К сексуальным девиациям, характерным для лиц подросткового и зрелого возраста, причисляют подавляющее большинство парафилий (как по спосо- бам реализации, объекту сексуального интереса, так и по аномалиям половой идентичности, и по сексуальной ориентации).

Сверхценные психологические и психопатологические увлечения имею т тенденцию формироваться в подростковом возрасте в силу особенностей структуры психической деятельности. К ним относится гемблинг, фанатизм (спортивный, музыкальный, религиозный) и многие другие. В подростковом возрасте девиантное поведение характеризуется групповой структурой и не- устойчивостью. Для взрослых и пожилых сверхценные увлечения не являют- ся типичными, хотя в пожилом возрасте может формироваться сутяжниче- ство и кверулянство.

Как уже было показано, коммуникативные особенности лиц разных воз- растных групп отличаются друг от друга, поэтому можно утверждать, что ди- агностика коммуникативых девиаций должна иметь специфику. Аутистичес- кое поведение у подростка и пожилого отличаются существенно. Поведение на базе ревности преобладает улиц среднего возраста.

Отклоняющееся поведение в форме безнравственного и аморального прак- тически не имеет возрастных особенностей. Особо следует отметить неэсте- тичное поведение, считающееся типичным для детей и подростков. Часто оно проявляется в выборе какой-либо разновидности эпатажного поведения. Подросток в группе, сформированной по принципу сверхценных увлечений, начинает разделять не только идеологию, но и стиль группы. Это находит от- ражение в одежде, обуви, внешности, походке, речевых стереотипах (сленге), стиле взаимоотношений с окружающими.

 

 

I

 

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

 

 

1. Коммуникативная компетентность с возрастом имеет тенденцию: а) увеличиваться;

б) уменьшаться;

в) изменяться волнообразно; г) изменяться скачкообразно;

д) не имеет возрастной динамики.

 

2. В детском и подростковом возрасте саморегуляция носит: а) стабильный характер;

б) шаблонный характер;

в) поисковый характер;

г) безвариативный характер;

д) не имеет возрастной специфики.

 

 


ГЛАВА 6. ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

3. Крайние варианты самооценки чаще отмечаются у: а) детей и подростков;

б) лиц молодого возраста; в) лиц зрелого возраста; г) пожилых;

д)стариков.

 

4. Антиципационные способности (состоятельность) формируются обыч- но к:

а) 7 годам;

б) 10 годам;

в) 14 годам;

г) 18 годам;

д) 21 году.

 

5. Такие переживания, как удивление, радость, обида, разочарование, не- доумение, страх, чаще встречаются у:

а) детей и подростков;

б) лиц молодого возраста; в) лиц зрелого возраста; г) пожилых;

д) стариков.

 

6. Гиперкинетический синдром чаще встречается у: а) детей;

б) подростков;

в) лиц зрелого возраста; г) пожилых;

д) стариков.

 

7. Более выраженная и активная речевая активность обычно наблюдается в: а) более молодом возрасте;

б) у лиц зрелого возраста;

в) у детей;

г) у пожилых;

д) не имеет возрастной специфичности.

 

8. Синдром патологического фантазирования чаще отмечается у: а) детей;

б) лиц молодого возраста;

в) лиц зрелого возраста; г) пожилых;

д) стариков.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: