ПСИХОЛОГИЯ ДЕ15ИЛНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ




 

9. Сохранение в психике и поведении взрослого или подростка особенно- стей, присущих детскому возрасту, называется:

а) пуэрилизмом; б) ювенилизмом; в) ретардацией; г) акселереацией;

д) инфантилизмом.

 

10. Поведение, базирующееся наложной убежденности подростка в нали- чии у него физических недостатков, называется:

а) ипохондрией; б) нарциссизмом;

в) дисморфоманией; г) инфантилизмом;

д) ни один из ответов не верен.

 

11. Гебоидное поведение чаще наблюдается при одном из нижеперечис- ленных типов девиантного поведения:

а) делинквентном; б) аддиктивном;

в) патохарактерологическом; г) психопатологическом;

д) всех перечисленных.

 

12. Манипулятивное суицидальное поведение чаще наблюдается у: а) детей и подростков;

б) у лиц до 29 лет; в) у лиц до 39 лет; г) улиц до 49 лет; д) улиц до 59 лет.

 

13. Синдром дефицита внимания характерен для: а) детей;

б) подростков; в) зрелых лиц; г) пожилых;

д) стариков.

 

14. Процесс половой идентификации, как правило, завершается к: а) 2—3 годам;

б) 4—5 годам;

в) 5-6 годам;

г) 6—7 годам;

д) 7-8 годам.

 


ГЛАВА 6. ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

15. Отклоняющееся поведение на базе идей ущерба характерно для: а) детей;

б) подростков;

в) зрелых лиц; г) пожилых; д) стариков.

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Вострокнутов Н. В., Василевский В. Г. Патологическое агрессивное поведение детей и под- ростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Российский психиатрический журнал. 2000. № 2. С. 12-19.

2. Гурьева В. А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология детского возраста. Томск, 1994.

3. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.

4. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. Л., 1986.

5. Ковалев В, В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

6. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.

7. Менделевич В. Д. Психопатология климакса. Казань, 1992.

8. Ткаченко А. А. Аномальное сексуальное поведение. М., 1997.

9. Чудновский В. С, КржечковскийА. Ю., МожейкоА. А. Самосознание подростковс гармонич- ным и отклоняющимся поведением. Ставрополь, 1993.

10. Шабанов П. Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании. СПб., 2000.

11. Шахматов Н. Ф. Психическое старение. М., 1996.


 

Глава 7

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

 

Как было показано в предыдущих главах, на становление поведения, от- клоняющегося от разнообразных норм, на его клинические проявления, за- кономерности и особенности формирования оказывают влияние этнокуль- турные, тендерные, возрастные параметры. В ряду значимых параметров особое место занимает профессия человека. Это связано в первую очередь с существованием такого понятия, как психология профессии, или психоло- гия профессионала в той или иной области, согласно которой для достиже- ния профессионального успеха необходим строго определенный набор ин- дивидуально-типологических качеств.

Личность, выбирающая ту или иную профессию, в начале «трудового пути» должна обладать специфическими психологическими качествами, для того чтобы не оказаться профнепригодной. Затем законы корпоративности начи- нают предъявлять свои требования и навязывать индивиду оригинальный профессиональный стереотип поведения, отклонения от которого могут бло- кировать профессиональный рост. В крайних своих проявлениях в процессе длительного занятия какой-либо профессией могут формироваться профес- сионально значимые «опознавательные» личностные черты, отличающие представителя одной профессии от другой, навязывающие общественные ожидания изменений психики улиц, связанных с определенным видом дея- тельности.

Таким образом, влияние профессии на отклоняющееся поведение инди- вида может быть двояким:

1) профессия способна заострять те или иные имевшиеся индивидуаль- но-психологические особенности человека, формировать у него типич- ный психологический портрет, выражающийся в строго заданном по- веденческом стереотипе, нередко носящем девиантный характер;

2) профессия может оказывать влияние на формирование известных де- виаций поведения в силу влияния интенсивности, рискованности, спе- цифичности, темповых и иных особенностей профессиональной дея- тельности.

 

 


ГЛАВА 7. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Под профессиональной поведенческой нормой понимается модель поведе- ния, система предписаний, которые должен усвоить соответствующий инди- вид, чтобы его признали типичным представителем определенной профес- сии. Не всегда диктуемая профессиональной группой норма, выраженная в стереотипах поведения, может быть признана гармоничной или норматив- ной с точки зрения общепринятых норм права, нравственности и эстетики. Попадая в профессиональную группу, человек начинает поддаваться группо- вому влиянию и для того, чтобы встроиться в коллектив («стать своим»), что- бы быть успешным и компетентным, он начинает усваивать регламентацию деятельности профессионала не только в производственных условиях, но и в иных сферах жизни. Таким образом, в профессиональную поведенческую норму следует включать следующие особенности и стереотипы деятельности (стиля):

1)стиль профессиональной деятельности (активность— пассивность, быстрота — медлительность (обстоятельность и тщательность), эмоцио- нальная отрешенность (устойчивость) — чувствительность (эмпатий- ность), ответственность);

2) стиль взаимоотношений с партнерами (клиентами, пациентами и пр.) в профессиональной деятельности;

3) стиль взаимоотношений с коллегами по работе (субординация);

4) коммуникативный стиль вне профессиональной среды (коммуникатив- ная толерантность и компетентность).

 

Стиль профессиональной деятельности отражает специфику рода занятий и профессиональную значимость индивидуально-типологических качеств. Формирование поведенческих стилей, типичных для представителей различ- ных профессий, нередко связано с особенностями самой профессиональной деятельности. По мнению С. Осипова, можно выделить шесть родов деятель- ности, предъявляющих отличные друг от друга требования к стилям поведе- ния и индивидуально-психологическим характеристикам работника:

Практический род деятельности характерен, например, для профессии фермера, водителя и подразумевает наличие таких качеств, как несоциализи- рованность, зрелость, маскулинность, экстравертированность, настойчивость.

Исследовательский род деятельности, типичный, например, для химика, биолога, предполагает обладание такими качествами, как несоциализирован- ность, маскулинность, интровертированность, самодостаточность, настойчи- вость.

Общественный род деятельности, приписываемый учителям, социальным работникам, диктует необходимость обладания такими качествами, как жи- вость, предприимчивость, консервативность, фемининность, социализиро- ванность.

Традиционный род деятельности, считающийся атрибутом книготорговцев, банковских служащих, включает в себя качества конформности, консерва- тивности, маскулинности, нескромности, экстравертированности и ответ- ственности.

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Предпринимательскийроддеятельности, отмечаемый, помнению S. Osipow, у бизнесменов и политиков, подразумевает обладание качествами социали- зированное™, доминантности, консервативности и импульсивности.

Художественный род деятельности (музыканты, актеры) характеризуется наличием таких качеств, как незрелость, утонченность, параноидность, инт- ровертированность.

Помимо перечисленных, к профессионально значимым качествам, кото- рые способны приводить к формированию отклоняющегося поведения, мо- гут относиться: активность (в крайних степенях — агрессивность), которая может быть важной для работников правоохранительных органов, спортсме- нов — представителей контактных видов спорта; самоотдача (жертвенность), значимая для спасателей, врачей; тщательность, аккуратность, обстоятель- ность (педантизм), типичные для бухгалтеров, банковских и медицинских работников, учителей и др.

В стили взаимоотношений с партнерами (клиентами, пациентами и пр.) в процессе профессиональной деятельности включают авторитарный или де- мократический паттерн поведения. При авторитарном (доминирующем) стиле профессионал склонен брать всю полноту отвественности за результативность деятельности на себя, формируя при этом неравноправные отношения. По- добный стиль способствует возникновению отклоняющихся качеств беском- промиссности, заносчивости, паттернализма, неэмпатийности, жесткости, бесцеремонности и др. Нередко авторитарный стиль взаимоотношений с парт- нерами выбирают врачи, учителя, руководящие работники. Однако следует отметить социокультурное влияние на данный процесс (т. н. «советский стиль руководства»). Демократический стиль взаимоотношений подразумевает ис- тинно партнерские отношения, то есть наличие таких качеств, как учтивость, обходительность, эмпатийность, рефлексивность и пр.

К стилям взаимоотношений с коллегами по работе относят в первую оче- редь специфику субординации, характер подчинения нижестоящих вышесто- ящим. Возможно существование четкой иерархии и строгого подчинения од- них другим, а также «командная работа», подразумевающая партнерские отношения.

Коммуникативный стиль вне профессиональной среды наиболее значим для оценки нормативности и девиантности поведения человека, представителя той или иной профессии, поскольку отклоняющееся поведение часто можно отметить и диагностировать лишь вне профессиональной деятельности чело- века (при вовлеченности в нее поведенческие аномалии не распознаются и не расцениваются в качестве таковых). Важными характеристиками комму- никативного стиля считаются коммуникативная компетентность и толерант- ность. Первая предопределяет наличие способности точно понимать психи- ческое состояние участника взаимодействия, учитывать его; вторая отражает переносимость общения и терпимость по отношению к собеседникам, их мнениям, поведению. Особая разновидность девиантного коммуникативно- го стиля вне профессиональной среды — т. н. «профессиональный кретинизм», под которым понимается стиль поведения индивида и осмысления им дей-

 


ГЛАВА 7. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

ствительности сквозь призму собственной профессии. При этом человек не способен отвлечься от профессиональных знаний и стереотипов поведения и начинает использовать их в повседневной жизни. Показательные примеры — оценивающее (диагностирующее) поведение психиатра вне психиатрической больницы и командирский стиль военного при общении с женой и детьми.

Специфические профессиональные варианты отклоняющигося поведения могут наблюдаться у представителей разных профессий. Чаще других в этом ряду отмечают профессии врача, политика, педагога, спасателя, модели (ма- некенщицы), военного и представителей творческих специальностей.

Поведенческие стереотипы медицинского работника (в первую очередь вра- ча) имеют общие характеристики и специфические оттенки у представителей разных медицинских дисциплин. Наиболее существенные из них — способ- ность к эмпатии и стиль общения. Описано четыре психологических типа врача, составляющих альтернативные пары: «сопереживающий» или «эмоцио- нально нейтральный», «директивный» или «недирективный» (В. А. Ташлыков). В понятие «сопереживающего» типа врача включают такие качества, как спо- собность глубоко понять и вчувствоваться в проблемы пациента, эмпатиро- вать, сопереживать совместно с больным колебания его состояния, разделять его психологические проблемы, нередко принимать концепцию болезни, выдвинутую пациентом. Тип врача, называемый «эмоционально нейтраль- ным», подразумевает сочетание таких качеств, как эмоциональная дистанци- рованность врача от глубинных проблем пациента, ориентация на симпто- мы, нежелание поддерживать пациента в его «субъективных» эмоциональных кризисах с ориентацией на технократический подход к лечению. Под «ди- рективным» психологическим типом врача понимается врач, выступающий в роли учителя, указующего, как следует поступать и что делать в ситуации бо- лезни. «Директивный» врач не склонен дискутировать с пациентом на про- фессиональные темы. Он выстраивает неравноправные взаимоотношения, определяя себе более значимую роль. В своей деятельности он руководству- ется паттерналистской моделью медицины, которая рассматривает взаимо- отношения врача и пациента как отношения учителя и ученика, родителя и ребенка. «Директивный врач» исключает ситуацию, когда пациент может сомневаться в его возможностях, негативно относится к перепроверке диагно- зов у иных врачей, склонен обижаться и негативно эмоционально реагировать на пациента в случаях критики его действий. «Недирективный» психоло- гический тип врача противоположен «директивному». Он включает ориента- цию на партнерство, в отличие от ориентации на руководство, склонен при- нимать к рассмотрению точку зрения больного как при диагностике, так и при выборе методов и способов терапии.

Специфичной для медицинских работников является девиация поведения, называемая «синдромом эмоционального выгорания». Подобное поведение связано с профессиональной деятельностью, необходимостью ежедневно, ежечасно сталкиваться с ситуациями, характеризующимися повышенной эмо- циональной насыщенностью (смерть, страдания), приписыванием ответствен- ности за жизнь человека и его здоровье, интенсивным уровнем труда. Все пе-

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

речисленные условия работы медицинского работника указывают на повы- шенный психотравмирующий характер его деятельности. Изменения лично- сти в виде девиантного поведения с признаками эмоционального выгорания проявляются в эмоциональной черствости, безразличии к результатам соб- ственного труда, пессимизме, снижении чувства опасности и ответственно- сти, агрессивности и раздражительности, психосоматических проблемах. Данной разновидности отклоняющегося поведения в большей степени под- вержены врачи и медицинские сестры хирургического профиля.

Стиль поведения и внешности типичного психиатра описывают обычно так: «Он худощав и бледен, волосы взъерошены, на глазах очки с темными стеклами. Движения его порывисты. Но самое примечательное — это вежли- во-рассеянная улыбка, которая не сходит с его лица при разговоре. Он как будто и не слышит, о чем говорит собеседник, но «держит улыбочку». Голос его вкрадчив и мягок. Со всеми он разговаривает как с малыми шаловливыми детьми, поучая и журя за проступки». Так или примерно так видится психи- атр большинству окружающих его людей. Можно предположить, что во мно- гом подобная характеристика является ожиданием, основанным на страхе и предвзятом отношении. Однако несомненно, что и в реальности высока ве- роятность формирования девиаций поведения работника психиатрической больницы, что обусловлено как фактом выбора профессии психиатра людь- ми с определенными характерологическими особенностями, так и специфи- кой трудовой деятельности.

Как показывают социологические исследования, многие люди убеждены, что психиатры «в большинстве своем своеобразные люди», отличающиеся повышенной эмоциональностью, артистизмом и экстравагантностью пове- дения. На понимание медиками, работающими в психиатрических учрежде- ниях, проблем душевнобольных могут пролить свет данные следующего ис- следования «симпатической дистанции», проведенного петербургскими и берлинскими учеными несколько лет назад. «Симпатическая дистанция» определяет степень готовности к контакту медиков с бывшими пациентами психиатрической больницы. Этот параметр проясняет многое в личности и поведении психиатра. Так, из одиннадцати предложенных утверждений на первое место психиатрами было поставлено следующее: «Они (бывшие па- циенты) могли бы быть моими лучшими друзьями». И далее: «Я не провожу различий между ними и психически здоровыми людьми», «Я мог бы открыть им свою душу», «Я мог бы проводить с ними свое свободное время», «Я мог бы провести с ними отпуск», «Я мог бы пригласить их к себе в гости». Завер- шили этот ряд утверждения с оттенком негативного отношения к бывшим пациентам, лечившимся в психиатрической клинике, разделявшиеся немно- гими врачами: «Я не стал бы обсуждать с ними важных проблем», «Я не дове- рил бы им выполнение ответственных заданий», «Я уволился бы, если бы мне пришлось работать с ними вместе», «Я не выпускал бы их на свободу», «Я за- претил бы им иметь детей».

Данные изучения симпатической дистанции отражают высокий уровень сопереживания, понимания большинством врачей-психиатров страданий

 


ГЛАВА 7. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

душевнобольных. Сравнивая данный стереотип поведения со стереотипом большинства людей и медиков-непсихиатров, можно отметить существенные различия. Традиционный (нормативный для общества) стиль взаимоотноше- ний с душевнобольными таков. Большинство обывателей (средних, обычных людей) считает, что нужно ввести запрет иметь детей душевнобольным и даже использовать принудительную стерилизацию. Около 70% людей считают, что льготы, которые имеют душевнобольные в связи с заболеванием, необходи- мо уменьшить и даже упразднить. В основе их поведения лежит непонима- ние и страх.

Особые формы поведения (в том числе отклоняющегося), по результатам многочисленных исследований, считаются типичными для врачей-гинеколо- гов. Их поведению приписывается отсутствие чувства стыдливости, цинизм, неэмпатичность, маскулинность, что при определенных условиях может быть расценено как девиация поведения.

К девиантным стереотипам поведения политика причисляют авторитар- ность, лживость, склонность к демагогии, отказ от близких эмоциональных отношений с людьми (отсутствие друзей), трудоголизм, властолюбие, нераз- борчивость в средствах достижения цели, грубость, склонность к интригам, эмоциональная холодность, повышенная требовательность к себе и окружа- ющим, стрессоустойчивость. Некоторые исследования доказывают роль темпераментальных (психофизиологических) свойств в становлении черт по- литика, в частности повышенной импульсивности, сниженной эмоциональ- ности (чувствительности), активности (эргичности), особенностях темповых психофизиологических характеристик (в частности, ритме сна и бодрствова- ния, длительности периодов активности и пассивности). Особое значение в психологическом портрете политика придается волевым характеристикам и особенностям функционирования мнестических процессов. К типичным де- виациям могут относиться гиперактивность и гипермыезия. Первый фено- мен характеризуется излишней активностью, которая способна сформиро- вать такие поведенческие девиации, как алкогольное поведение, сверхценные увлечения, связанные с рискованной деятельностью (экстремальные виды спорта, гемблинг), сексуальные девиации. Второй выражается в повышен- ной способности запоминать и сохранять в памяти огромное количество ин- формации (событий, имен), что в рамках девиации способствует формирова- нию качества злопамятности.

Важное значение в становлении отклоняющегося поведения политического деятеля могут иметь понятия статусного поведения и Я-концепции. Статусное поведение определяется стремлением политика соответствовать занимаемой должности, играть роль, что внешне нередко проявляется неестественностью, нарочитостью, склонностью к патетике и театральности. Как правило, само- оценка политика оказывается завышенной, именно поэтому в истории чело- вечества нередки описания диктаторского поведения, основанного на чувстве собственной уникальности, непревзайденности и преувеличении собствен- ных возможностей, иногда до идей величия и могущества. Если исходить из компенсаторной концепции власти А. Адлера, то в формировании девиаций

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: