ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ




 

от других периодов, чаще обнаруживаются крайние варианты самооценки (за- вышенная или заниженная), отмечается тенденция к выраженным ее изме- нениям и колебаниям, тогда как у зрелых и пожилых людей в норме наблюда- ется достаточно устойчивый характер самооценки. Механизмы целеполагания также имеют возрастную нормативную специфику. По мнению Б. С. Братуся, в норме в ходе жизни обычно вырабатывается умение различать, разводить в текущей деятельности разноуровневые цели, менять в зависимости от обсто- ятельств межцелевые расстояния, появляется способность стать в некоторую как бы отстраненную позицию наблюдателя по отношению к возникшей си- туации. При девиациях поведения (в частности, при патологии характера) расстояния между реальными и идеальными целями, как правило, минималь- ны, целевые структуры «жесткие», негибкие, без выраженной динамики из- менений.

Особенности интеллектуальной деятельности в данном контексте включа- ют в себя способности точно и правильно понимать действия и намерения окружающих людей, предугадывать их поступки, планировать и прогнозиро- вать собственную деятельность. В психологии данные особенности обозна- чаются термином антиципационная состоятельность (В. Д. Менделевич). По- мимо иных, она имеет возрастные закономерности формирования. Известно, что антиципационные способности в норме формируются у ребенка к четыр- надцатилетнему возрасту. До этого он не способен точно и правильно пред- восхищать ход событий, планировать свои действия. В наибольшей степени антиципационная состоятельность в норме представлена улиц пожилого воз- раста, что связано как с процессом социализации, так и с повышением с воз- растом уровня тревожности, приводящим к стремлению выдвигать избыточ- ное количество версий развития возможных событий (поливариантный тип вероятностного прогнозирования) и готовиться к ним.

К возрастным особенностям эмоциональногореагирования относят преобла- дание и доминирование определенных эмоций, чувств у лиц разного возрас- та. Учитывая тот факт, что эмоции являются производными удовлетворения или неудовлетворения потребностей, а также совпадения или несовпадения прогнозов человека с реальностью, имеющими возрастную окраску, можно выделить некоторые специфичные эмоциональные переживания. Так, в дет- ском и подростковом возрасте, в отличие от других периодов, чаще встреча- ются такие переживания, как: удивление, радость, обида, разочарование, не- доумение, страх. У пожилых чаще наблюдается депрессия, сентиментальность. Разнятся «репертуар» и острота переживаний — от большого (многочислен- ного), яркого и нередко запредельного у ребенка до скудного, монотонного у старика. Многие чувства (особенно эстетические) в норме формируются лишь в процессе взросления. Преимущественно для зрелых людей характерно чув- ство ревности.

Специфические возрастные закономерности отмечаются в сфере психомо- торных характеристик, то есть мимическом и жестикуляционном стилях, манере походки. Ребенок и подросток чаще взрослого и тем более пожилого человека проявляют повышенную двигательную и речевую активность. Мо-

 


ГЛАВА 6. ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

торика молодого человека отличается порывистостью, быстротой, ловкостью и проворностью. В норме его мимика характеризуется живостью, богатством и яркостью, а жестикуляция — обильностью и эмоциональной насыщеннос- тью. Именно поэтому некоторые психопатологические расстройства встре- чаются исключительно у ребенка. К ним относится гиперкинетический синдром, сопровождающийся излишней двигательной активностью и даже психомоторным возбуждением. В то же время моторика пожилого человека отличается замедленностью, плавностью, нередко меньшей координирован- ностью и неловкостью.

Стиль устной и письменной речи в норме, так же как и психомоторные ха- рактеристики, обладает возрастной специфичностью. Чаще более выражен- ная и активная речевая активность наблюдается в более молодом возрасте. Речь отличается по темпу и скорости. У пожилого человека скорость речи за- медляется, отмечается темповое однообразие. Особенности письменной речи характеризуются спецификой почерка, который с возрастом становится устойчивее.

По мнению Дж. Кулка, к критериям нормальности и аномальности ребен- ка, взрослого и пожилого человека следует относить:

1) субъективную удовлетворенность, характерную больше для зрелого че- ловека, чем для ребенка и подростка;

2) идентичность, которая становится устойчивой лишь к 5—6 годам;

3) интегральность, целостность, приобретаемую в период длительной со- циализации;

4) автономность (независимость), типичную для гармоничного взрослого;

5) адекватность восприятия реальности;

6) адекватное самопознание, самопереживание и самооценку;

7) толерантность к фрустрации;

8) резистентность по отношению к стрессу;

9) социальную адаптацию;

10) оптимальное самоутверждение.

 

Существование возрастных вариантов девиантного поведения отражает наличие устойчивых различий психологии людей разного возраста, а значит, ценностно-мотивационной специфичности. Известно, что психология под- ростка пронизана стремлением быть удовлетворенным собственной внешно- стью и иметь возможность общаться со сверстниками, психология зрелого человека характеризуется ценностной ориентацией на такие социально зна- чимые стороны жизни, как престиж, авторитет, имидж, реноме, репутация, финансовое и семейное благополучие, а психология пожилого базируется на значимости самой жизни (в первую очередь ее длительности и необремени- тельности). Из этого следует, что девиантные формы поведения могут захва- тывать наиболее существенные и ценные стороны жизнедеятельности и мо- гут наблюдаться возрастные их варианты.

Наиболее ярким проявлением детско-подростковой специфики отклоня- ющегося поведения считаются акселерация и ретардация психического и пове-

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

денческого развития. Девиация в виде акселерации может выражаться в уско- рении психосексуального развития, когда у ребенка или подростка появля- ются формы сексуального поведения, характерные для более поздних этапов. Например, потребность в коитальных контактах в дошкольном или младшем школьном возрасте, мастурбационное поведение у младенца. Отклоняющая- ся акселерация в психосексуальной сфере может проявляться и в десинхро- нии развития. Ускорение психосексуального развития характеризуется уси- лением сексуального интереса (гиперсексуальности), учащением сексуальных эксцессов. Помимо психосексуальной акселерации, возможно и отклоняю- щееся поведение в форме интеллектуального опережения. В подобных слу- чаях ребенок начинает интересоваться деятельностью, нехарактерной для его возраста (дошкольник заниматься философией). Возможно появление нети- пичной рассудительности, обстоятельности, сентенциозности. В случаях су- щественного опережения в интеллектуальной деятельности сверстников, осо- бенно в общежитейских (практически ориентированных) вопросах, говорят о психологическом типе «маленького старичка».

Отклоняющееся поведение в виде ретардации психического и поведенчес- кого развития характеризуется отставанием в формировании возрастных стереотипов поведения. Это проявляется в психическом инфантилизме, вклю- чающем сохранение в психике и поведении взрослого или подростка особен- ностей, присущих детскому возрасту. К инфантильным чертам относится психологическое неумение разводить идеальные и реальные цели, не соот- ветствующая возрасту наивность и прямодушие, детская восторженность, эго- центризм, формально-обязательное выполнение долга и подчиняемость, не- желание прогнозировать возможные будущие нежелательные события. Также отмечается повышенная обидчивость, потребность в утешении и опеке, склон- ность к резким колебаниям настроения и выраженным аффективным реак- циям. Инфантилизм может захватывать и ретардацию психосексуального развития, когда не происходит естественного становления сексуальности (асексуальность). Кроме того, возможны отклонения в формировании таких признаков психосексуальной зрелости, как понимание биологического и со- циального смысла сексуальных действий. Последний параметр является важ- ным, поскольку на его базе нередко формируется поведенческая девиация, характеризующаяся тем, что ребенок или подросток часто становится жерт- вой сексуального насилия в силу инфантилизма и незрелости.

Клинически очерченные специфически детские формы отклоняющегося поведения включают в себя: поведение на базе фантазирования, гиперкинети- ческое поведение, т. н. детские страхи.

Гиперкинетическое (гипердинамическое) поведение проявляется в первую очередь двигательной расторможенностью, неусидчивостью и иными призна- ками гиперактивности в сочетании с нарушениями внимания (иногда оно обозначается синдромом дефицита внимания). Характерными проявлениями данного поведения являются:

1) часто наблюдаемые беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, ребенок корчится, извивается);

 


ГЛАВА 6. ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

2) неспособность спокойно сидеть на месте, когда от него это требуют;

3) легкая отвлекаемость на посторонние стимулы;

4) нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе);

5) суетливость (на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца);

6) при выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением);

7) с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;

8) часто переходит от одного незавершенного действия к другому;

9) не может играть тихо, спокойно; 10)болтливость;

11) назойливость (часто мешает другим, пристает к окружающим, напри- мер вмешивается в игры других детей);

12) часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;

13) рассеянность (часто теряет вещи, необходимые в школе и дома, напри- мер игрушки, карандаши, книги и т. д.);

14) снижение чувства опасности (часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях). При этом не ищет приключений или ос- трых ощущений (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сто- ронам).

 

Детские страхи типичны для детей периода раннего детства. Они представ- ляют собой гамму разнообразных по клинической форме феноменов. Страхи могут носить дифференцированный и недифференцированный характер, быть навязчивыми, сверхценными или бредовыми по структуре. Специфичными яв- ляются ночные страхи и страх темноты.

У ребенка с отклоняющимся поведением на базе фантазирования отмечается живость воображения, склонность к смешиванию вымысла, фантазии и ре- альности. Часто первым признаком подобного поведения становится своеоб- разие игровой деятельности ребенка, во время которой он на длительный период способен «перевоплотиться» в животное, выдуманный образ или не- одушевленный предмет. Возможны различные пути формирования данной девиации — от психогенно-личностного, связанного с формированием и пре- обладанием шизоидного или истерического радикала в характере ребенка, до эндогенного (шизофренического), обусловленного нарушениями коммуни- кативных способностей.

Отклонения нормального развития и поведения в детском возрасте носят крайне разнообразный характер и включают такие поведенческие стереоти- пы, как:

1) нарушение способности к невербальным действиям (прямой взгляд в глаза, реакции посредством мимики, позы, жестов);

2) невозможность установить соответствующие уровню развития отноше- ния со сверстниками;

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

3) невозможность разделять удовольствие, интерес или успех с другими людьми;

4) отсутствие эмоциональной или социальной взаимности;

5) задержка развития или полное отсутствие речи (не сопровождаются попыткой компенсировать этот недостаток путем альтернативных спо- собов общения жестами или мимикой);

6) выраженное нарушение способности начинать или поддерживать раз- говор с другими людьми;

7) всепоглощающая озабоченность одной или несколькими моделями интересов, которые не соответствуют норме ни по интенсивности, ни по направленности;

8) не поддающееся изменению строгое соблюдение специфических, не функциональных рутинных действий или ритуалов;

9) устойчивая озабоченность деталями каких-либо предметов;

10) нарушение координации походки или движений туловища;

11) стереотипные, повторяющиеся ужимки;

12) несоразмеримость произвольных движений;

13) бедность мимики;

14) ребенок показывает языковые навыки в одних ситуациях и не в состо- янии говорить в других ситуациях (элективный мутизм);

15) фонографизм; 16)эхолалия;

17) склонность к составлению новых слов (неологизмов);

18) склонность к рифмованию;

19) недостаточность коммуникативной функции речи;

20) сочетание примитивных форм (лепет, эхолалия) со сложными выра- жениями и оборотами;

21) боязнь новизны;

22) стремление к одиночеству;

23) отсутствие «комплекса оживления»;

24) задержка формирования элементарных навыков самообслуживания;

25) выраженное ограничение словарного запаса, ошибки при использова- нии глаголов, трудности при вспоминании слов или произнесении длинных и сложных предложений, не соответствующие уровню разви- тия ребенка;

26) нарушение понимания обычных слов, предложений, специальных по- нятий, таких, как термины, относящиеся к пространству;

27) невозможность употреблять звуки речи, соответствующие возрасту ре- бенка и его диалекту (такие ошибки в произнесении или организации звуков, которые приводят к замене одного звука другим или к пропус- ку звуков);

28) сюсюканье;

29) недостаточность развития навыков чтения;

30) недостаточность развития навыков спеллингования (неумение правиль- но произнести слово по буквам и написать его);

 


ГЛАВА 6. ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

31) неумение производить основные арифметические действия сложения, вычитания, умножения, деления;

32) расстройство приобретения учебных навыков;

33) недостаточность развития экспрессивного письма;

34) способность к успешным, требующим двигательной координации дей- ствиям в повседневной жизни значительно ниже ожидаемого уровня;

35) диспраксия;

36) отсутствие упорства в деятельности, требующей умственной сосредо- точенности;

37) склонность к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца;

38) неспособность слушать собеседника;

39) невозможность следовать указаниям, выполнять школьные задания, домашнюю работу или свои обязанности на рабочем месте;

40) частые трудности в организации задания и своей деятельности;

41) частые потери предметов, необходимых для выполнения заданий или иной деятельности;

42) частая отвлекаемость под влиянием внешних стимулов;

43) частая забывчивость в повседневных делах;

44) частые беспокойные движения рук или ног;

45) частые суетливые действия, не соответствующие ситуации;

46) часто проявляющаяся невозможность играть или проводить свой досуг спокойно;

47) частое пребывание в движении или в «заведенном состоянии»;

48) стремление часто и много говорить;

49) частое проявление готовности ответить на вопрос, не дослушав его до конца;

50) часто возникающее нетерпение при ожидании своей очереди;

51) частое стремление перебивать или вторгаться в ситуации;

52) неорганизованная, нерегулируемая и чрезмерная активность;

53) проявление агрессии в отношении людей и животных;

54) умышленное причинение имущественного ущерба;

55) лживость;

56) воровство;

57) рецидивирующий, чрезмерный дистресс при ожидаемой или реальной разлуке с домом или основными субъектами привязанности;

58) устойчивое нежелание или отказ идти в школу или в другие места из-за страха разлуки;

59) устойчивый и чрезмерный страх или нежелание оставаться в одиноче- стве в отсутствие дома основных субъектов привязанности или в дру- гих аналогичных ситуациях;

60) устойчивое нежелание или отказ идти спать в отсутствии дома основ- ных субъектов привязанности или нежелание спать вне дома;

61) повторяющиеся кошмарные сновидения, которые включают тему разлуки;

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

62) повторяющиеся жалобы на соматические симптомы при ожидаемой или реальной разлуке с домом или основными субъектами привязанности;

63) боязнь незнакомых лиц и социальная тревога и беспокойство при не- ожиданных новостях, странных или социально угрожающих ситуациях;

64) устойчивое отклонение модели детских социальных взаимоотношений, связанное с эмоциональным нарушением и реактивности по отноше- нию к изменениям окружающей обстановки (боязнь, сверхбдитель- ность, бедность социальных взаимосвязей со сверстниками, агрессив- ность по отношению к себе и другим);

65) диффузное, неизбирательно сфокусированное привязчивое поведение, требующее к себе внимания;

66) неразборчиво дружественное поведение;

67) длительное игровое перевоплощение;

68) яркое образное фантазирование;

69) сосание пальцев;

70) мастурбация (онанизм);

71) устойчивое и сильное страдание по поводу своего пола одновременно с сильным желанием быть лицом другого пола или настойчивым тре- бованием признать его таковым;

72) наличие черт сорванца у девочки;

73) наличие девичьих черт у мальчика;

74) ориентированность на некоторые неживые объекты как стимуляторы полового возбуждения и удовлетворения;

75) повторная и устойчивая тенденция показывать свои половые органы посторонним лицам (обычно противоположного пола);

76) подглядывание; 77)яктация;

78) онихофагия;

79) выдергивание волос (трихотилломания);

80) отказ от еды и снижение аппетита;

81) особая избирательность пищи;

82) замедленное пережевывание пищи;

83) поедание несъедобного;

84) повторное отрыгивание пищи без тошноты и наличия какого-либо желудочно-кишечного заболевания;

85) повышенный аппетит;

86) субфебрилитет, не связанный с соматическим заболеванием;

87) болезненно повышенный инстинкт самосохранения (боязнь и плохая переносимость всего нового — отказы от еды, падение веса, усиление капризности и плаксивости при любой перемене обстановки).

 

К типично подростковымдевиациям, например, относятдисморфоманичес- кое и гебоидное поведения, дромоманию и пироманию, анорексию, поведе- ние на базе застенчивости.

 


ГЛАВА 6. ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИИ

 

Дисморфоманическое (дисморфобическое) поведение базируется на ложной убежденности подростка (чаще девушки) в наличии у нее физических недо- статков. Такие подростки уверены, что выглядят некрасиво, неэстетично, не- привлекательно и даже отталкивающе и уродливо. Их психическое состоя- ние характеризуется комплексом неполноценности, сопровождается идеями ущербности. В поведении это выражается в резком ограничении круга обще- ния, замкнутости, аутизации, склонности рассматривать и анализировать свою внешность («симптом зеркала»), стремлении кардинально исправить мнимый физический недостаток. Если девушка убеждена, что часть ее лица (нос, щеки, уши, зубы, веки, губы, подбородок и др.) или вся фигура являются «уродли- выми», «обезображивающими», отталкивающими от нее сверстников, то воз- можен выбор хирургического исправления «дефекта», настойчивое обраще- ние к врачам за помощью. Другой вариант борьбы с «физическим недостатком» (чаще связанным с убеждением в полноте) — комплекс физических упраж- нений или изменение пищевого поведения (отказ от пищи, использование особых диет). Убежденность в физических недостатках собственного тела у подростка может носить как сверхценный, так и бредовый характер.

Гебоидное поведение характеризуется дезорганизацией деятельности под- ростка, выраженным инфантильным эгоцентризмом, гротескным стремле- нием к самоутверждению с грубой оппозицией к окружающим, полным игнорированием нравственных правил и ценностей, жестокостью, выражен- ностью садистических наклонностей, отсутствием жалости, сострадания —

«моральным дальтонизмом» (С. А. Суханов), склонностью к импульсивной агрессии, отсутствием чувства долга, ответственности, интереса к продуктив- ной положительной деятельности при усиленном патологическом интересе ко всему, что связано с насилием, убийствами, издевательствами, кровавыми расправами, террористическими актами (В. А. Гурьева, В. Я. Семке, В. Я. Гин- дикин). Кроме того, типичными для гебоидного поведения считаются рас- торможенность влечений, примитивная гедонистическая мотивация своих поступков, стремление к немедленной реализации своих побуждений. По- добная форма девиантного поведения встречается только при психопатоло- гическом типе, чаще в структуре шизофренического спектра расстройств.

Дромомания характеризуется повторяющимися уходами ребенка из дома или из школы, поездками в другие районы города или иные населенные пун- кты, стремлением бродяжничать и путешествовать. Пиромания выражается в стремлении ребенка или подростка к совершению поджогов.

Одно из типичных для подросткового возраста — отклоняющееся поведе- ние на базе застенчивости. Оно проявляется смущением и робостью, неумени- ем общаться с незнакомыми людьми и страхом перед общением, неспособ- ностью эффективно и результативно действовать в присутствии посторонних, страхом быть неправильно или предвзято понятым, излишне назойливым или утомительным. Поведение застенчивого подростка характеризуется замкну- тостью, нелюдимостью, аутизацией, игнорированием собственных инте- ресов в виде отказа от любых действий, направленных на получение удовлетво- рения.

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Специфичных исключительно для периода взрослости девиаций поведения крайне мало (трудоголизм), тогда как встречающихся преимущественно у лиц пожилого возраста достаточное количество. К ним, в частности, относят: от- клоняющеесяповедениенабазеидейущерба,эгоцентрическоеиипохондрическое поведение.

По мнению Ленден и Ли, процесс аномалий (психопатологии)старения вклю- чает шесть этапов:

1) все более значимыми становятся не реальная жизнь, а повторяющиеся воспоминания прошлого;

2) прогрессивно нарастает снижение памяти;

3) действительность становится нереальной и все больше отдаляется;

4) появляются растерянность, беспомощность, затем апатия к окружаю- щему, которую сменяет дезориентировка в происходящем;

5) сознание становится дезинтегрированным, возникают такие клиничес- кие симптомы, как спутанность, старческая аменция;

6) беспомощность становится полной, напоминая беспомощность ново- рожденного.

 

Отклоняющееся поведение на базе идей ущерба проявляется у пожилого че- ловека в виде подозрительности и недоверчивости по отношению к окружа- ющим людям, чаще проживающим совместно с ними (родственникам, сосе- дям). Девианты убеждены, что близкие в их отсутствие с целью избавиться от них или «испортить нервы и здоровье» портят их вещи, мебель, обувь, одеж- ду, еду. Пожилой человек часто ищет и «находит» подтверждения своим раз- мышлениям — трещины на каблуках туфель, мелкие дыры на старом пальто и т. д. Он становится раздражительным, гневливым, ищет справедливости и требует наказания для соседей или родственников.

Эгоцентрическое отклоняющееся поведение считается типичным для лиц пожилого возраста, когда человек перестает интересоваться жизнью близких людей и центрирует все внимание на собственных проблемах. Эгоцентризм выражается в поведении, игнорирующем любые события, которые происхо- дят не с девиантом. Круг его жизненных интересов сужается до анализа фи- зиологических процессов (еды, дефекации, уринации, сна). Как правило, дан- ная девиация обнаруживается в процессе общения пожилого человека с внуками или детьми. Появляется повышенная требовательность к ним, склон- ность предписывать поведение, направленное на создание комфорта пожи- лому человеку. Иногда отклонения в поведении заключаются в шантаже и торге с родственниками («Если не купишь фрукты — вычеркну из завещания»).

Разновидностью эгоцентрического поведения считается ипохондрическое отклоняющееся поведение, суть которого заключена в привлечении внимания окружающих к состоянию собственного здоровья. Такие девианты создают родственникам невыносимые условия существования, ссылаясь на собствен- ные недуги, требуют соблюдения особого режима в домашних или больнич- ных условиях, склонны преувеличивать тяжесть своего состояния. Нередко пожилой человек настаивает на том, чтобы родственник бросил семью и про-

 


ГЛАВЛ 6. ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

живал с ним с целью предупреждения возможного ухудшения состояния здо- ровья и смерти.

Перечисленные формы девиантного поведения у лиц разных возрастных групп являются специфичными для какой-нибудь одной из них. Однако воз- растные различия наблюдаются и в клинических проявлениях иных форм отклоняющегося поведения. В табл. 11 представлена возрастная приоритет- ность поведенческих девиаций.

Возрастные различия в проявлении известных клинических форм откло- няющегося поведения представлены довольно ярко. Некоторые формы пре- имущественно или исключительно встречаются у лиц определенного возрас- та, сказываясь на процессе диагностики.

Перечисленные кардинальные возрастные различия нельзя не отметить в рамках отклоняющегося агрессивного поведения. Известно, что физическая аг- рессия чаще наблюдается у молодых людей и лиц зрелого возраста и значи- тельно реже — у пожилых и стариков. Это обусловлено снижением общей аг- рессивности всвязи с возрастным снижением активности и физической силы. Психологическая агрессия не имеет столь явной динамики. Особенно ярко различия проявляются в сексуальном агрессивном поведении.

По мнению Н. В. Вострокнутова и В. Г. Василевского, детская агрессив- ность — биопсихосоциальный феномен, который проявляется в зависимо- сти от уровня возрастного психического развития определенным стереотипом реакций или устойчивым поведением с совершением детьми или подростка- ми осознанных и произвольных насильственных действий, причиняющих вред


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: