В соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, вступившими в силу с 1 сентября 2013 г., был определен порядок оказания платных образовательных услуг. Согласно указанному документу, под «платными образовательными услугами» понимается осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (далее – договор)[45].
Данное определение соответствует определению договора возмездного оказания услуг, данного в ст. 779 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги»[46].
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что правовое регулирование оказания платных образовательных услуг носит сложный характер и осуществляется не только нормами законодательства об образовании, но и нормами гражданского законодательства.
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» несколько изменяет подходы к правовому регулированию договорных отношений в сфере образования.
В нем содержится ст. 54 «Договор об образовании», которая носит комплексный характер, регламентируя как соглашения, заключаемые при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (платные образовательные услуги), так и соглашения между образовательной организацией и обучающимся (его законным представителем) при предоставлении образования за счет средств соответствующего бюджета.
|
Такой подход, с одной стороны, позволяет в Федеральном законе № 273-ФЗ не дублировать нормы о содержании основных характеристик образования для двух, по сути, разных видов договоров, поскольку они не имеют существенных отличий. С другой стороны, следует иметь в виду, что правовая природа таких договоров все-таки существенно отличается. Это подтверждается и тем фактом, что заключение договора об образовании в общеобразовательной организации, например, школе за счет бюджета, исходя из ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, не предшествует возникновению образовательных отношений, а, следовательно, не может являться обязательным, в отличие от случаев приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, когда договор оказания платных образовательных услуг должен быть заключен до издания приказа о приеме, таким образом, такой договор обязателен.
Субъектами экономических отношений на рынке платных образовательных услуг являются «заказчик» и «исполнитель». Причем заказчиком может быть сам обучающийся, а также родитель или представитель организации, которые являются лишь покупателями образовательной услуги. Раскроем сущность указанных понятий.
«Заказчик» – физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора.
«Обучающийся» – физическое лицо, осваивающее общеобразовательную или профессиональную образовательную программу.
«Исполнитель» – организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (к организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность).
|
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим эти услуги.
Однако образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Оказание платных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, а именно такой тип образовательных организаций по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ охватывает все организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, носит достаточно распространенный характер.
|
Анализ рынка образовательных услуг в Российской Федерации свидетельствует о том, что наибольшее распространение получили оказание платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам – прерогатива частных образовательных организаций, что и обуславливает меньшее распространение на практике таких услуг по причине значительно меньшего количества частных школ, чем государственных (муниципальных) учреждений.
Исполнитель как субъект экономических отношений на рынке образовательных услуг обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.
Исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.
Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
При оказании платных образовательных услуг необходимо учитывать, что предложение на рынке образовательных услуг формируют их производители: образовательные учреждения, иные юридические или физические лица, которые по своему правовому статусу полномочны осуществлять образовательную деятельность при наличии соответствующей лицензии. Производители образовательных услуг формируют предложение: физическим лицам (для удовлетворения их личных потребностей в получении образования); юридическим лицам (для удовлетворения потребности в кадрах определенной квалификации посредством реализации различных программ обучения); государству в лице органов государственного управления (для получения бюджетного финансирования). Физическое лицо (потребитель-клиент) реагирует на предложение через призму ценовых и неценовых факторов. Главным критерием выбора служит соотношение тех выгод, которые будут получены им в дальнейшей деятельности (востребованность на рынке труда, карьерный рост и т.п.) в результате получения образования и издержек, которые придется для этого понести.
Такими издержками становятся прямые денежные затраты и (в случае платности образовательных услуг), труд, который необходимо затратить на получение знаний, время, требующееся для прохождения образовательной программы. Помимо внешних издержек потребителя, представляющих собой затраты обучаемого на получение образования определенного вида и уровня, существуют внутренние издержки, равные потенциальному доходу, который мог бы быть получен обучающимся в случае его более раннего прихода на рынок труда. В литературе внутренние издержки еще называются упущенной выгодой, которую можно минимизировать в новых образовательных технологических средах.
Экономическое поведение потребителей на рынке образования предполагает выбор образовательных услуг как средство ее реализации иных потребностей в более поздние сроки. Экономическим эффектом при этом является предполагаемый рост личных доходов как результат полученного образования.
При оказании платной образовательной услуги целесообразно учитывать сегменты индивидуальных потребителей. В экономических исследованиях выделяют различные сегменты индивидуальных потребителей:
– профессионально-ориентированные заказчики – субъекты, имеющие четкую профессиональную направленность и определенное представление о необходимом уровне образования;
– заказчики, соответствующие «сильному» типу принятия решений, – субъекты, ориентированные на максимально возможный личный доход в будущем как результат правильного выбора образования в настоящем;
– заказчики, соответствующие «слабому» типу принятия решений – субъекты, ориентированные на минимизацию внешних и внутренних издержек при выборе образования[47].
Поведение представителей каждого сегмента будет различным. Так, первые активно проявляют себя на рынке образовательных услуг достаточно рано, на уровне школьного обучения, а именно 9-го класса. Они, как правило, проявляют интерес к подготовительным и довузовским программам образовательного учреждения, переходят в специализированные школы, профильные классы, ориентированные на конкретный вуз. Родители таких абитуриентов готовы высоко оплачивать подготовку в вуз, с тем чтобы их дети успешно сдали ЕГЭ, поступили в вуз, причем в государственный и на места с бюджетным финансированием.
Для представителей второго сегмента – заказчиков, соответствующих «сильному» типу принятия решений (абитуриенты и их родители), важна безусловная элитарность, престижность, перспективность образовательных услуг. Это лица, относящиеся к активной части общества, потенциальные студенты негосударственных вузов, представляющих более высокое качество образовательных услуг, платных отделений государственных вузов, участники международных образовательных проектов и т.д. Платежеспособные родители уже на уровне среднего образования пытаются сделать инвестиции в своего ребенка. Это выражается в посещении многочисленных частных дополнительных занятий и реже в обучении в негосударственном общеобразовательном учреждении (лицее, гимназии, школе).
Лица, относящиеся к третьему сегменту, выбирают вуз по принципу «куда легче поступить», «где легче учиться» и «где дешевле обучение». Это абитуриенты, относящиеся к пассивной части общества и поступающие, как правило, на непрестижные направления, специальности или в вузы с наиболее низкой платой за обучение.
Потребителей – юридических лиц можно классифицировать аналогичным образом. Очевидно, что столь разные сегменты потребителей формируют совершенно различный спрос на образовательные услуги. Также очевидно, что государство не может обеспечить адекватное предложение посредством бюджетного финансирования. В условиях интеграции системы образования в рыночную среду проблема формирования предложения, определяемого спросом на образовательные услуги, решается в процессе деятельности государственных и негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих платные услуги в рамках реализации образовательных программ различного уровня.
На рынке платных образовательных услуг основными производителями выступают государственные, негосударственные учебные заведения и физические лица. К неосновным производителям относятся частные лица, имеющие лицензию на образовательную деятельность, а также структуры-посредники, оказывающие помимо посреднических еще и образовательные услуги.
В заключение параграфа необходимо отметить, что платные образовательные услуги оказываются, прежде всего, для удовлетворения личных потребностей граждан, получающих образование.