Стоимость платных образовательных услуг




Согласно ч. 3 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ к существенным условиям договора оказания платных образовательных услуг относится цена договора: полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

По общему правилу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Согласно ст. 709 ГК РФ, которая применяется к договорам возмездного оказания услуг на основании ст. 783 ГК РФ, цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение[52]. Таким образом, в договоре оказания платных образовательных услуг цена определяется по соглашению сторон и включает в себя издержки исполнителя и его вознаграждение.

Федеральный закон № 273-ФЗ вводит новую норму, ограничивающую изменение стоимости оказания платных образовательных услуг (ч. 3 ст. 54): увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Согласно ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» он не должен превышать 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года). Очевидно, такая возможность увеличения касается только случаев заключения договора оказания платных образовательных услуг на срок более года и характерна для реализации основных общеобразовательных программ частными школами.

Федеральный закон № 273-ФЗ запрещает увеличивать стоимость образовательных услуг по договору сверх уровня инфляции, однако предусматривает возможность уменьшения стоимости услуг для отдельных категорий обучающихся, например для обучающихся, показавших хорошие или отличные результаты освоения образовательных программ. Согласно ч. 5 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

При этом указанная норма Федерального закона № 273-ФЗ противоречит другой норме того же Закона – ч. 3 ст. 101, согласно которой организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Федеральный закон № 273-ФЗ фактически говорит о том, что платные дополнительные образовательные услуги могут оказываться образовательными организациями, получающими финансирование из соответствующего бюджета, только на одинаковых для всех условиях, а, следовательно, установление локальным нормативным правовым актом образовательной организации льгот (снижения стоимости) в отношении таких услуг не допускается. А рассмотренный выше режим установления льгот возможен только в частных школах, не получающих бюджетного финансирования.

При определении цен на предоставляемые услуги (работы) образовательного учреждения необходимо руководствоваться следующим алгоритмом[53].

1. Разработать и утвердить советом или ученым советом методические материалы, положения и т.п. для расчета цен на предоставляемые учебным заведением услуги, включающие:

– определение базы для расчета цен (по плановым или фактическим расходам, т.е. от какого уровня следует начинать);

– порядок определения размеров прямых и накладных расходов, исходя из содержания оказываемых услуг;

– механизм учета уровня инфляции в зависимости от срока предоставления;

– особенности формирования цены на различные виды услуг с учетом действующей системы налогообложения;

– механизм учета рыночной конъюнктуры;

– существующие законодательные ограничения на установление цен на различные товары и услуги;

– механизм установления льгот, дифференциации и изменения цены.

2. Выяснить конъюнктуру цен на аналогичные или замещающие услуги в регионе.

3. Учесть уровень инфляции при формировании цены, в особенности при оказании долгосрочных услуг.

4. Провести расчет в соответствии с утвержденными документами и утвердить цены советом или ученым советом.

Цена на платные услуги учебного заведения представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее оказания материальных, трудовых и других затрат и включает в себя:

1) затраты по оказанию услуги – прямые и накладные (косвенные);

2) налоги (на конкретный вид деятельности);

3) плановые накопления (прибыль).

Рассмотрим более подробно первую составляющую цены – затраты на оказание услуги.

Под прямыми понимаются затраты, связанные непосредственно с оказанием услуг (выполнением работ):

– затраты на материалы, оборудование;

– затраты на оплату труда преподавателей и других работников, непосредственно участвующих в процессе оказания услуги;

– затраты по работам, выполняемым сторонними организациями и предприятиями;

– другие виды затрат, целиком и полностью относящихся к данной конкретной услуге.

К накладным (косвенным) относятся затраты, связанные с деятельностью организации, в которой оказывается данная конкретная услуга:

– оплата труда административно-управленческого и обслуживающего персонала учебного заведения, причем для каждой услуги необходимо определить, каким именно образом, в какой части эти расходы к данной услуге относятся;

– затраты на содержание административно-управленческого и обслуживающего персонала;

– коммунальные платежи и услуги связи;

– текущий и капитальный ремонт оборудования, зданий и сооружений;

– расходы на приобретение оборудования;

– транспортные расходы;

– командировки административно-управленческого и обслуживающего персонала;

– повышение квалификации персонала;

– представительские расходы;

– расходы на рекламу;

– другие общехозяйственные расходы.

Следует отметить, что при формировании цен на платные образовательные услуги необходимо учитывать некоторые особенности.

Затраты, связанные с оказанием платных образовательных услуг, рекомендуется группировать в соответствии с их экономическим содержанием по двум укрупненным элементам:

1) текущие затраты (затраты на оплату труда с начислениями; материальные и приравненные к ним затраты);

2) капитальные (приобретение оборудования и других основных средств; капитальный ремонт; износ основных средств (амортизация)).

При формировании цены на образовательные услуги (основные и дополнительные) могут включаться:

– все затраты (текущие и капитальные);

– текущие затраты и часть элементов капитальных затрат;

– только текущие затраты, относящиеся к учебному процессу, обслуживанию учебного процесса; административно-хозяйственные и эксплуатационные расходы.

На выбор способа расчета (калькулирования) затрат влияние оказывают следующие факторы:

– длительность оказания услуги. При расчете цен на услуги, выполняемые в течение длительного периода времени, учитываются, как правило, все виды затрат;

– степень использования материальной базы в процессе оказания услуги;

– конъюнктура рынка. Услуги, не пользующиеся активным спросом, могут не включать в себя элементы капитальных затрат, т.е. цена на такие услуги должна приближаться к уровню затрат на их осуществление;

– другие факторы, существенные для конкретного образовательного учреждения при формировании цены.

Детальный перечень затрат может включать следующие элементы:

– заработная плана преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала, административно-хозяйственного и обслуживающего персонала;

– начисления на заработную плату;

– приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

– оплата коммунальных услуг;

– оплата транспортных услуг;

– оплата услуг связи и телекоммуникационных услуг;

– командировки и служебные разъезды;

– учебные и научные расходы, в том числе учебная, производственная практика и экспедиции; приобретение книг для библиотеки, подписка на периодические издания; приобретение программных продуктов, расходных материалов;

– текущий ремонт инвентаря и оборудования;

– текущий ремонт зданий и сооружений;

– стипендия и питание учащихся;

– культурно-массовая работа со студентами и оздоровительные мероприятия;

– содержание общежитий;

– оплата услуг проживания;

– приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

– капитальный ремонт учебных корпусов;

– прочие расходы.

При ценообразовании на платные образовательные услуги, как правило, расчет производится на группу обучаемых (класс, курс, поток). Цена обучения одного обучающегося является расчетной и используется при заключении договора на обучение.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте классификацию внебюджетных доходов по видам деятельности (основная и прочая) образовательного учреждения.

2. Расскажите классификацию внебюджетных доходов по направлениям деятельности образовательного учреждения.

3. Назовите основные формы внебюджетной деятельности, характерные для общеобразовательной школы.

4. Назовите основные факторы, влияющие на эффективность использования образовательным учреждением внебюджетных средств.

5. Какую роль играют платные образовательные услуги во внебюджетной деятельности образовательного учреждения?

6. Раскройте содержание понятия «платная образовательная услуга». Какими нормативно-правовыми документами регулируется сфера оказания платных образовательных услуг?

7. Дайте определение договору оказания платных образовательных услуг. Что является предметом договора оказания платных образовательных услуг и кто выступает его сторонами?

8. Каковы основные права и обязанности сторон договора оказания платных образовательных услуг?

9. Какие условия заключения договора оказания платных образовательных услуг являются существенными?

10. Каков порядок оказания платных образовательных услуг образовательными учреждениями?

11. С помощью нормативно-правовой системы «Консультант Плюс» или «Гарант» ознакомьтесь с типовыми формами договоров на оказание платных образовательных услуг общеобразовательными организациями и образовательными организациями профессионального образования. Назовите основные элементы указанных договоров.

12. Какие основные сведения должен содержать договор оказания платных образовательных услуг по общеобразовательным программам обучения?

13. Какие основные элементы включает цена на платные образовательные услуги?

14. Что относится к прямым затратам, определяющим стоимость платной образовательной услуги?

15. Что относится к косвенным (накладным) расходам, определяющим стоимость платной образовательной услуги?

16. Какие существуют способы калькулирования затрат при обосновании стоимости платных образовательных услуг?

17. Возможно ли изменение первоначальной цены по договору оказания платных образовательных услуг? Если да, то в каком случае?


Список литературы

1. Абабкова, М.Ю. Экономика образования: формирование цены в международном образовании [Текст]: учебное пособие / М.Ю. Абабкова, И.В. Белинская, Е.В. Шевченко; под общ.ред. Е.В. Шевченко; Федер. агентство по образованию, С.-Петерб. гос. политехн. ун-т. – Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета, 2010. – 93 с.

2. Агабабьян, Э.М. Экономический анализ сферы услуг [Текст] / Э.М. Агабабьян – М., 1968. — С. 160

3. Айтыкова, И.Р. Конкурентоспособность качества подготовки специалистов в малых городах России (на примере филиала ОмГПУ в Таре) [Текст] / И.Р. Айтыкова, Т.А. Новгородцева / Молодежь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – С. 94-97

4. Башкина, Г.В. Экономика образовательной организации [Текст]: модуль 3 / Междунар. ин-т менеджмента «ЛИНК», Ин-т упр. образованием Рос. акад. образования / Г.В. Башкина и др. – Жуковский: МИМ «ЛИНК», 2011. – 33 с.

5. Беляков, С.А. Лекции по экономике образования [Текст] / С.А. Беляков. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – 338 с.

6. Беляков, С.А. Новые лекции по экономике образования. (Серия: «Управление. Финансы. Образование») [Текст] / С.А. Беляков. – М.: МАКСПресс, 2007. – 424 с.

7. Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса [Текст] / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. – СПб., 2009. – 359 с.

8. Борисова, Н.В. Терминологическое пространство образовательных технологий. Краткий словарь. – Серия материалов школы-семинара «Современные образовательные технологии» [Текст]: Справочное издание / Н.В. Борисова, В.П. Бугрин. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – С. 124

9. Вигурская, С.П. Качество послевузовского образования. Подходы к оценке»: [Электронный ресурс] / С.П. Вигурская. – Режим доступа: / https://bali.ostu.ru /TEXT/SECTION/3.5.doc

10. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры»: [Электронный ресурс]: официальный сайт компании «Консультант плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html

11. Горшкова, Л.А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий [Текст] / Л.А. Горшкова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 208 с.

12. Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / https://dogovor-urist.ru

13. Дулина, А.И. Конкурентоспособность образовательных услуг как общественного блага [Текст] / А.И. Дулина // Совет ректоров. – 2009. – №3. – С. 32-42

14. Ильенкова, С.Д. Показатели качества образования [Электронный ресурс] / С.Д. Ильенкова // Официальный сайт Центра дистанционного образования «Элитариум» – Режим доступа: https://elitarium.ru;

15. Козырьков, Р.В. Специфика экономических отношений на рынке образовательных услуг [Текст] / Р.В. Козырьков // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2 (38) – С. 45-51

16. Кортов, С.В. Управление качеством профессиональной переподготовки на региональном уровне с использованием процедур сертификации компетентности [Текст] / С.В. Кортов, Г.В. Турчанинова // Совершенствование образовательной деятельности. Сборник докладов. Часть II. – Серия материалов Всероссийской школы-семинара «Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – С. 167

17. Крахмалев, А.Л. Качество образования как актуальная проблема управления [Текст] / А.Л. Крахмалев. – Омск, 2008. – С. 130

18. Ксенофонтова, О.Л. Специфика образовательных услуг: маркетинговый аспект [Электронный ресурс] / О.Л. Ксенофонтова. – Режим доступа: https://main.isuct.ru/files/publ/snt/2006/02/HTM/
45.htm

19. Контарева, Н.А. Совершенствование организационно-экономического механизма подготовки кадров высшей квалификации вузов России [Текст]: автореф. дис. канд. экон. наук 08.00.05 // Н.А. Контарева; Российский государственный социальный университет. – Москва, 2007. – 28 с.

20. Лукашенко, М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения [Текст]: монография / М.А. Лукашенко. – М.: Высш. шк., КноРус, 2002. – 285 с.

21. Менгер, К. Основания политической экономии [Текст] / К. Менгер. – М.: Экономика, 1992. – 493 с.

22. Миляева, Л.Г. Методологические подходы к оценке качества образовательных услуг [Текст] / Л.Г. Миляева, Н.В. Волкова // Управление качеством образования, продукции и окружающей среды: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2003. – С. 167-171

23. Миляева, Л.Г. Маркетинговый инструментарий для оценки соответствия содержания и качества образовательных услуг потребностям обучающихся [Текст] / Л.Г. Миляева, Н.В. Волкова // Маркетинг. – 2004. – № 1. – С. 90-102

24. Миляева, Л.Г. Рынок образовательных услуг провинциальных городов: маркетинговый подход [Текст] / Л.Г. Миляева // Человек и труд. – 2005. – № 9. – С. 48-56

25. Никитин, Н.Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов [Электронный ресурс] / Н.Ш. Никитин, П.Е. Щеглов// Университетское управление: практика и анализ. – 2003. – № 1. – Режим доступа: https://umj.ru/index.php/pub/inside/334

26. Новаторов, Э.В. КАЧОБРУС: маркетинговый инструмент для измерения качества образовательных услуг [Текст] / Э.В. Новаторов // Маркетинг. – 2001. – № 6. – С. 54-67.

27. Османов А.М. Современные особенности и условия развития рынка образовательных услуг в России [Текст] / А.М. Османов, А.М. Эсетова // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 3 (43). – С. 354-357

28. Остапченко, В.Д. Концепция товарного образовательного производства в системе высшего образования [Текст] / В.Д. Остапченко // Молодежь, образование, рынок. – М.: НИИВО, 1992. – С. 93

29. Панкрухин, А. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога [Текст] / А. Панкрухин // Вестник высшей школы. – 1997. – март. – С. 87.

30. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [Электронный ресурс]: официальный сайт Российской газеты. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/08/23/uslugi-dok.html

31. Санкин, А.А. Управление качеством образования в гуманитарном вузе [Текст] / А.А. Санкин, Е.П. Тонконогая // Известия РАО. – 2002. – № 2. – С. 61-73

32. Субетто, А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы [Текст] / А.И. Субетто. – СПб., М., 2008. – С. 112

33. Трайнев, В.А. Системы и методы повышения качества педагогического образования [Текст] / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М., 2010. – 294 с.

34. Щетинин, В.П. Экономика образования [Текст]: учебное пособие / В.П. Щетинин, Н.А. Хроменков, Б.С. Рябушкин. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 306 с.

35. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]: официальный сайт компании «Консультант плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html

36. Хайрец, А.А. Интеллиджент-маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности вуза [Текст]: автореф. дис. канд. экон. наук 08.00.05 / А.А. Хайрец; Волгогр. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2008. – 27 с.

37. Чекмарёв, В.В. Система экономических отношений в сфере образования [Текст]: научная монография / В.В. Чекмарёв. – Кострома: Изд-во Костромского госпедуниверситета им. Н.А. Некрасова, 1998. – 400 с.

38. Яковлев, Е.В. Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика [Текст] / Е.В. Яковлев. – Челябинск, 2008(2000). – 148 с.

39. Яковлева, Т.А. Региональная модель высшего образования – необходимость или дань моде? [Текст] / Т.А. Яковлева // Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений. – Комсомольск-на-Амуре – Гос. тех. ун-т, 1996. – С. 44-50.


 

Учебное издание

Е.Б. Манузина

О.В. Мельникова

Л.Г. Миляева

Л.А. Мокрецова

 

Экономика образования:
Образовательная услуга

 

Учебное пособие

ISBN 978-5-85127-802-0

Сдано в набор 18.08.2014. Подписано в печать.2014.
Формат 60х90/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл. печ. л. 6,25. Тираж 100 экз.
Заказ, с. (сп.) 3098.

 

 

Редакционно-издательский отдел
Алтайской государственной академии образования
им. В.М. Шукшина - 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.


[1] Козырьков, Р.В. Специфика экономических отношений на рынке образовательных услуг [Текст] / Р.В. Козырьков // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2(38). – С. 45-51.

[2] Менгер, К. Основания политической экономии [Текст] / К. Менгер. – М.: Экономика, 1992. – С. 201-202.

[3]Там же.

[4] Щетинин, В.П. Экономика образования [Текст]: Учебное пособие / В.П. Щетинин, Н.А. Хроменков, Б.С. Рябушкин. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – С. 35.

[5] Якобсон, Л.И. Экономика общественного сектора [Текст] / Л.И. Якобсон. – М., 1996. – С. 39.

[6] Лукашенко, М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения [Текст]: монография / М.А. Лукашенко. – М.: Высш. шк., КноРус, 2002. – С. 22-27.

[7] Беляков, С.А. Новые лекции по экономике образования. (Серия: «Управление. Финансы. Образование») [Текст] / С.А. Беляков. – М.: МАКСПресс, 2007. – С. 31-33.

[8] Чекмарёв, В.В. Система экономических отношений в сфере образования [Текст]: научная монография / В.В. Чекмарёв. – Кострома: Изд-во Костромского госпедуниверситета им. Н.А. Некрасова, 1998. – С. 50.

[9] Лукашенко, М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения [Текст]: монография / М.А. Лукашенко. – М.: Высш. шк., КноРус, 2002. – С. 30.

[10] Ксенофонтова, О.Л. Специфика образовательных услуг: маркетинговый аспект [Электронный ресурс] / О.Л. Ксенофонтова. – Режим доступа: https://main.isuct.ru/files/publ/snt/2006/02/HTM/45.htm.

[11] Остапченко, В.Д. Концепция товарного образовательного производства в системе высшего образования // Молодежь, образование, рынок [Текст] / В.Д. Остапченко. – М.: НИИВО, 1992. – С. 93.

[12] Лукашенко, М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения [Текст]: монография / М.А. Лукашенко. – М.: Высш. шк., КноРус, 2002. – С. 32.

[13] Козырьков, Р.В. Специфика экономических отношений на рынке образова-
тельных услуг[Текст] / Р.В. Козырьков // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2 (38) – С. 48.

[14] Лукашенко, М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения [Текст]: монография / М.А. Лукашенко. – М.: Высш. шк., КноРус, 2002. – С. 32.

[15] Лукашенко, М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения [Текст]: монография / М.А. Лукашенко. – М.: Высш. шк., КноРус, 2002. – С. 37.

[16] Лукашенко, М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения [Текст]: монография / М.А. Лукашенко. – М.: Высш. шк., КноРус, 2002. – С. 39.

[17]Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Источник: Консультант плюс (https://www.consultant.ru).

[18] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Источник: Консультант плюс (https://www.consultant.ru)

[19] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Источник: Консультант плюс (https://www.consultant.ru)

[20] Османов, А.М. Современные особенности и условия развития рынка образовательных услуг в России [Текст] / А.М. Османов, А.М. Эсетова // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 3 (43). – С. 354.

[21] Агабабьян, Э.М. Экономический анализ сферы услуг [Текст] / Э.М. Агабабьян. – М., 1968. – С. 269.

[22] Козырьков, Р.В. Специфика экономических отношений на рынке образовательных услуг [Текст] / Р.В. Козырьков // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2 (38) – С. 49.

[23] Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры »: [Электронный ресурс]: официальный сайт компании «Консультант плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/
23125.html

[24] Яковлев, Е.В. Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика [Текст] / Е.В. Яковлев. – Челябинск, 2008. – С. 140.

[25] Санкин, А.А. Управление качеством образования в гуманитарном вузе [Текст] / А.А. Санкин, Е.П. Тонконогая // Известия РАО. – 2002. – № 2. – С. 63.

[26] Субетто, А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы [Текст] / А.И. Субетто. – СПб., М., 2008. – С. 112.

[27] Крахмалев, А.Л. Качество образования как актуальная проблема управления [Текст] / А.Л. Крахмалев. – Омск, 2008. – С. 130.

[28] Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса [Текст] / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. – СПб., 2009. – С. 75.

[29] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Источник: Консультант плюс (https://www.consultant.ru)

[30] Панкрухин, А. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога [Текст] / А. Панкрухин // Вестник высшей школы. – 1997. – март. – С. 87.

[31] Борисова, Н.В. Терминологическое пространство образовательных технологий. Краткий словарь. – Серия материалов школы-семинара «Современные образовательные технологии» [Текст]: Справочное издание / Н.В. Борисова, В.П. Бугрин. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – С. 124.

[32] Кортов, С.В. Управление качеством профессиональной переподготовки на региональном уровне с использованием процедур сертификации компетентности. [Текст] / С.В. Кортов, Г.В. Турчанинова Совершенствование образовательной деятельности. Сборник докладов. Часть II. – Серия материалов Всероссийской школы-семинара «Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. –
С. 167.

[33] Горшкова, Л.А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий [Текст] / Л.А. Горшкова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 151-163.

[34] Трайнев, В.А. Системы и методы повышения качества педагогического образования [Текст] / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М., 2010. – С. 58.

[35] Вигурская, С.П. Качество послевузовского образования. Подходы к оценке »: [Электронный ресурс] / С.П. Вигурская. ». – Режим доступа: / https://bali.ostu.ru /TEXT/SECTION/3.5.doc

[36] Дулина, А.И. Конкурентоспособность образовательных услуг как общественного блага [Текст] / А.И. Дулина // Совет ректоров. – 2009. – № 3. –
С. 32-42.

[37] Миляева, Л.Г. Методологические подходы к оценке качества образовательных услуг [Текст] / Л.Г. Миляева, Н.В. Волкова // Управление качеством образования, продукции и окружающей среды: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2003. – С. 167-171.

[38] Новаторов, Э.В. КАЧОБРУС: маркетинговый инструмент для измерения качества образовательных услуг [Текст] / Э.В. Новаторов // Маркетинг. – 2001. – № 6. – С. 54-67.

[39] Миляева, Л.Г. Маркетинговый инструментарий для оценки соответствия содержания и качества образовательных услуг потребностям обучающихся [Текст] / Л.Г. Миляева, Н.В. Волкова // Маркетинг. – 2004. – № 1. – С. 90-102.

[40] Миляева, Л.Г. Рынок образовательных услуг провинциальных городов: маркетинговый подход [Текст] / Л.Г. Миляева // Человек и труд. – 2005. – № 9. – С. 48-56.

[41] Башкина, Г.В. Экономика образовательной организации [Текст]: модуль 3 / Междунар. ин-т менеджмента «ЛИНК», Ин-т упр.образованием Рос.акад. образования / Г.В. Башкина и др. – Жуковский: МИМ «ЛИНК», 2011. – 33 с.

[42] Беляков, С.А. Лекции по экономике образования [Текст] / С.А. Беляков. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – С. 165-169, 190-192.

[43] Абабкова, М.Ю. Экономика образования: формирование цены в международном образовании [Текст]: учебное пособие / М.Ю. Абабкова, И.В. Белинская, Е.В. Шевченко; под общ.ред. Е.В. Шевченко; Федер. агентство по образованию, С.-Петерб. гос. политехн. ун-т. – Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета, 2010. – 93 с.

[44] Беляков,С.А. Новые лекции по экономике образования. (Серия: «Управление. Финансы. Образование») [Текст] / С.А. Беляков. – М.:МАКСПресс, 2007. – С. 247-248.

[45]Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [Электронный ресурс]: официальный сайт Российской газеты. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/08/23/uslugi-dok.html

[46]Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / https://dogovor-urist.ru

[47] Яковлева, Т.А. Региональная модель высшего образования – необходимость или дань моде? [Текст] / Т.А. Яковлева // Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений. – Комсомольск-на-Амуре – Гос. тех. ун-т, 1996. – С. 44-50.

[48] Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [Электронный ресурс]: официальный сайт Российской газеты. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/08/23/uslugi-dok.html

[49]Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [Электронный ресурс]: официальный сайт Российской газеты. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/08/23/uslugi-dok.html

[50]Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [Электронный ресурс]: официальный сайт Российской газеты. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/08/23/uslugi-dok.html

[51]Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [Электронный ресурс]: официальный сайт Российской газеты. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/08/23/uslugi-dok.html

[52] Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / https://dogovor-urist.ru

[53] Беляков, С.А. Лекции по экономике образования [Текст] / С.А. Беляков. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – С. 178-179.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: