Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг в этом случае представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, семей, предприятий, организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями.
До сих пор в экономической теории не сформировалось единое мнение в определении понятия рынка образовательных услуг. Различные определения данного понятия представлены в трудах М.А. Лукашенко, Е.Н. Попова, А.П. Панкрухина, О.А. Хаширова и других.
Ряд экономистов считают, что рынок образовательных услуг не является регулятором непосредственной купли-продажи образовательных услуг, а лишь создает условия для удовлетворения спроса и предложения.
С точки зрения расширения представления о рынке образовательных услуг, интересно мнение В.Д. Остапченко. Автор считает, что «рынок в сфере образования – это совокупность экономических отношений, которые складываются в товарном образовательном производстве между субъектами по поводу производства, обмена, потребления товара «образовательная услуга»[11].
М.А. Лукашенко определяет рынок образовательных услуг как систему экономических отношений между различными субъектами по поводу купли-продажи образовательных услуг, становящихся в силу этого товарами. Основная функция данного рынка заключается в том, чтобы выступать в качестве связующего звена между производством и потреблением образовательных услуг как смешанных благ[12].
|
В работе Р.В. Козырькова подчеркивается, что существенной особенностью рынка образовательных услуг является наличие большого числа субъектов рыночных отношений. Автор выделяет следующие субъекты рыночных отношений:
– производители образовательных услуг (образовательные учреждения всех уровней и индивидуальные производители);
– потребители образовательных услуг (отдельные лица, предприятия и организации, органы государственного, регионального и местного управления);
– посредники (службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др.);
– поставщики, обеспечивающие процесс производства образовательных услуг необходимыми для этого ресурсами;
– общественные институты, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке[13].
М.А. Лукашенко считает, что к субъектам экономических отношений на рынке образовательных услуг относятся их производители, потребители и посредники[14].
Таким образом, на рынке образовательных услуг огромное значение имеют субъекты экономических отношений. Поэтому дадим детальную характеристику указанных выше субъектов на рынке образовательных услуг.
Как уже отмечалось ранее, производителями образовательных услуг выступают физические или юридические лица, имеющие лицензию на реализацию образовательной деятельности. Следует отметить, что отсутствие лицензии не означает, что таких производителей нет вообще или они отсутствуют на рынке образовательных услуг. Существуют такие виды работ, например репетиторство, которое может осуществляться без соответствующей лицензии.
|
Анализ рынка образовательных услуг в России показывает, что чаще всего производителями данных услуг являются юридические лица. Поэтому остановимся на характеристике данной категории. М.А. Лукашенко предлагает следующую классификацию производителей образовательных услуг – юридических лиц, которая представлена в таблице 2.
В соответствии с мировой практикой по целям функционирования, прежде всего, выделяются рыночные и нерыночные производители. К первой группе отнесены некоммерческие организации, занятые рыночным производством образовательных услуг и реализующие их по рыночным ценам.
Нерыночными производителями являются некоммерческие организации, предоставляющие образовательные услуги бесплатно, или по ценам, не являющимся экономически важными, то есть не влияющими на спрос и предложение. В этом случае это могут быть не только муниципальные или государственные образовательные учреждения, оказывающие образовательные услуги бесплатно, с возмещением затрат из муниципального и государственного бюджета, но и различные благотворительные организациях, источником финансирования которых являются добровольные пожертвования. Здесь можно отметить не совсем корректный статус нерыночного производителя, поскольку такая организация действует на рынке и «добывает» средства посредством фандрейзинга, что предполагает активную предпринимательскую стратегию и тактику по нахождению юридических и физических лиц, готовых осуществить такие пожертвования.
|
По организационно-правовой форме традиционно выделяют учреждение, автономную некоммерческую организацию, фонд и некоммерческое партнерство. Государственные учебные заведения, функционирующие на рынке образовательных услуг, представлены в форме государственных образовательных учреждений, негосударственные в основном в формах негосударственных образовательных учреждений (НОУ) и автономных некоммерческих организаций (АНО). Одно из различий между этими формами состоит в том, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, и при их недостаточности по этим обязательствам несет субсидиарную ответственность собственник учреждения, в то время как АНО и их учредители взаимно не отвечают по обязательствам друг друга. Как отмечает М.А. Лукашенко, именно этим объясняется выбор учредителями формы АНО. НОУ и АНО распространены как в сфере профессионального образования, так и на уровне негосударственных общеобразовательных учреждений. Однако во многих государственных школах по-прежнему возникают трудности с предоставлением платных образовательных услуг. Они объясняются разными причинами: отсутствием необходимых экономических знаний или предпринимательской инициативы у руководителей, расположением школы в неудобном месте, негативным отношением к предоставлению платных услуг со стороны органов управления образованием, низким прожиточным уровнем населения и т.п. В таких случаях полезную роль может сыграть фонд. В последнее время отмечается развитие дополнительной образовательной деятельности в государственных школах благодаря этой форме. Фонды, как правило, могут осуществлять как благотворительную деятельность за счет целевых взносов и добровольных пожертвований родителей, так и предпринимательскую, если она соответствует целям, определенным уставом фонда. Фонды в большой степени способствуют развитию рынка образовательных услуг, диверсификации образовательного товара. Их социально-экономическая значимость обусловлена тем, что они обеспечивают поддержку за счет внебюджетных источников тех государственных общеобразовательных учреждений, которые не способны это сделать самостоятельно[15].
Некоммерческое партнерство – форма, практически не используемая для создания учебного заведения, но эффективная в сфере образовательного консалтинга, краткосрочных программ дополнительного образования и создания промежуточных образовательных продуктов. В отличие от других форм в случае ликвидации некоммерческого партнерства или при выходе из него члены его вправе получать часть имущества или стоимость его в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в собственность.
В представленной классификации по форме собственности выделены государственные, муниципальные и негосударственные организации. К государственным отнесены образовательные организации, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации (федеральные организации) или ее субъектам (региональные организации). В России на законодательном уровне муниципальную собственность характеризуют как самостоятельную форму собственности, хотя в ряде стран она рассматривается как государственная.
В зависимости от аккредитационного статуса производителей образовательной услуги (юридических лиц) традиционно разделяют на аккредитованные и неаккредитованные учебные заведения.
На основе такого классификационного признака как бренд (диплом, сертификат или другой документ, выдаваемый образовательным учреждением) производители образовательной услуги разделяются на международные, страновые, региональные и городские.
Исходя из такого классификационного признака как степень самостоятельности и материальной обеспеченности учебного заведения (наличие в собственности основных и оборотных средств) выделяют следующих производителей образовательных услуг:
– образовательное учреждение, имеющее в собственности отдельно стоящее здание;
– учебное заведение, имеющее нематериальные активы, в числе которых долгосрочные договоры аренды с правом выкупа;
– организации, занимающие помещения на основе краткосрочных договоров аренды и имеющие в собственности лишь оборотные средства.
В качестве комментария хотелось бы отметить, что по данному признаку нельзя судить о качестве образовательных услуг как таковых, но можно судить о качестве образовательного процесса в целом.
На основе классификационных признаков «тип учебного заведения – уровень образования – вид учебного заведения» выделяют учебные заведения: дошкольное, общеобразовательное, профессионального образования и дополнительного образования. Дошкольное образовательное учреждение предполагает дошкольный уровень образования. Согласно позиции М.А. Лукашенко, ему соответствуют такие виды учебного заведения, как детский сад, центр развития ребенка и др. Общеобразовательное учебное заведение может осуществлять образовательную деятельность на одном из трех уровней: начального общего, основного общего или среднего (полного) общего образования. По видам это школа, гимназия, лицей, центр образования. Учебные заведения профессионального образования функционируют на четырех уровнях: начального профессионального образования (профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат), среднего профессионального образования (техникум, колледж, техникум-предприятие), высшего профессионального и послевузовского образования (институт, академия, университет). Дополнительные образовательные услуги, как правило, оказываются во всех представленных видах учебных заведений. Однако существуют учебные заведения, специализирующиеся на оказании только таких услуг. Поэтому автор выделил отдельный тип учебного заведения – дополнительного образования и в самом общем виде сгруппировал их по двум уровням: дополнительное образование детей и взрослых[16].
Однако характеристика указанного классификационного признака на сегодняшний день не совсем является актуальной. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 23. Типы образовательных организаций), образовательные организации подразделяются только на типы в соответствии с реализуемыми образовательными программами. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
4) образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность[17].
Кроме этого в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) дошкольные образовательные организации – дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации – образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
3) профессиональные образовательные организации – основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
4) образовательные организации высшего образования – основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования – образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
6) организации дополнительного профессионального образования – программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения[18].
Таким образом, в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» в структуре системы образования не предусматривается видовое многообразие образовательных организаций.
Кроме этого в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в профессиональном образовании не выделяется начальное профессиональное образование. Предоставление образовательных услуг по профессиональным образовательным программам (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) осуществляется в организациях среднего профессионального образования. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Следующий признак классификации производителей образовательных услуг – индивидуализация обучения. Он отражается на характере спроса и предложения. На основе указанного признака выделяются учебные заведения, ориентированные на оказание услуг в микрогруппах (2-6 человек), группах (7-15), классах (16-35), потоках (более 35). Такое деление не означает, что в масштабах одного и того же учебного заведения нельзя оказывать все перечисленные виды услуг. Доминирующий характер оказания услуг, нередко выступающий признаком позиционирования. Например, в элитном образовательном учреждении численность учащихся в классе не превышает 8-10 человек.
Следующим признаком классификации является форма обучения: очная, очно-заочная, заочная, экстернат. Производитель образовательной услуги может предлагать на выбор потребителю одну из форм обучения или сочетать перечисленные формы. Выделение указанных видов обусловлено тем, что, во-первых, цена за образовательную услугу будет существенно различаться в зависимости от формы, а во-вторых, от формы обучения зависит характер экономических отношений и предмет сделки при интегрированной форме оказания услуги.
В соответствии с Законом Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 17.) в Российской Федерации выделяются следующие формы получения образования:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации[19].
Значимым для ценообразования признаком классификации является степень применения информационных технологий. По возрастанию выделяются следующие четыре группы: пакеты профессиональных прикладных программ, локальная сеть, специализированная программно-телекоммуникационная среда, интернет-обучение.
В зависимости от такого классификационного признака, как инновационный потенциал учебного заведения выделяются высокий инновационный потенциал (на уровне производителя в целом), умеренный (на уровне отдельных образовательных программ), низкий (инициатива отдельных преподавателей) либо его принципиальное отсутствие.
На основе классификационных признаков программы сотрудничества (совместной подготовки) и программы корпоративного обучения выделяют учебные учреждения, обеспечивающие взаимодействие с российскими и зарубежными учебными заведениями аналогичного или иного уровня, то есть связь «учебное заведение – учебное заведение», что высоко оценивается потребителями и играет существенную роль при принятии решения о покупке образовательного товара. Второй признак характеризует отношения «учебное заведение – производство (бизнес)», осуществляемые единовременно или в рамках долгосрочного взаимодействия.
Важным признаком классификации выступает предоставление дополнительных услуг в той или иной сфере: образования, трудоустройства, стажировок, туризма и т.п. Он выступает важным фактором неценовой конкуренции, той «дополнительной значимостью», на которой выстраивается образ образовательного товара «с подкреплением» и формируется уникальное торговое предложение, оказывающее воздействие на спрос.
В качестве социально-значимого признака в данной классификации выступает наличие социальных программ. Это специальные программы подготовки для малоимущих и социально незащищенных слоев населения, а также гранты и стипендии, наличие которых особенно важно в негосударственных учебных заведениях, поскольку делает их образовательные услуги доступными большему кругу потребителей.
Представленная в работе М.А. Лукашенко классификация позволяет сегментировать рынок образовательных услуг по всем перечисленным признакам. Однако особую важность представляет сегментирование, позволяющее проанализировать спрос и предложение на данном рынке. Но изначально необходимо рассмотреть другие группы субъектов экономических отношений на рынке образовательных услуг – потребителей и посредников.
Как уже было представлено выше, необходимо дифференцировать понятия «потребитель-покупатель» и «потребитель-клиент». Потребитель-покупатель это субъект, принимающий решение о покупке и производящий оплату образовательной услуги ее производителю. В работах по указанной проблематике традиционно выделяют четыре групп потребителей-покупателей: собственно обучающихся, то есть потребителей-клиентов, их родителей, организации и органы управления образованием. Под организацией понимается любое юридическое лицо, оплачивающее индивидуальное или коллективное обучение. Потребитель-клиент – это индивид, непосредственно получающий образование. Для производителя образовательной услуги основополагающими характеристиками потребителя-клиента, как известно, являются возраст и уровень базового образования. Анализ рынка образовательных услуг в Российского Федерации позволяет выделить следующую особенность. Важную роль играет отношение потребителя-клиента к призывному контингенту, так как отсрочка от воинской службы для юношей призывного возраста является одним из сильнейших мотивирующих факторов к обучению.
К посредникам на рынке образовательных услуг традиционно относят физические и юридические лица, берущие на себя маркетинговые функции по формированию спроса на те или иные образовательные услуги, предлагаемые производителем. Участие посредника, не имеющего лицензию на образовательную деятельность, обычно ограничивается выполнением информационной функции. Посредник, имеющий лицензию на образовательную деятельность, как правило, осуществляет не только информационную, но и образовательную функцию, то есть является производителем образовательных услуг. Деятельность посредника на рынке должна регламентироваться договором, заключенным между ним и производителем образовательной услуги, поскольку предполагает экономический интерес обеих сторон. На практике, однако, она осуществляется и на основании устной договоренности. Роль посредника на рассматриваемом рынке представляется чрезвычайно важной. Его предпринимательская активность позволяет обеспечить такую численность потребителей-клиентов, которая позволяет оговаривать с производителем специальные, значительно сниженные цены. Это в свою очередь повышает имидж самого посредника, обеспечивает его позитивную известность.
Следует отметить, что чем более самодостаточен посредник, чем выше качество его собственных образовательных услуг, тем сильнее его влияние на производителя образовательной услуги.
Анализ субъектов экономических отношений на рынке образовательных услуг позволил нам прийти к выводу о том, что данный феномен не является неизменным и статичным. Процесс формирования и развития рынка образовательных услуг является закономерным.
А.М. Османов, А.М. Эсетова отмечают, что формирование и развитие рынка образовательных услуг происходит в соответствии с определенными глобальными тенденциями:
1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;
2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);
3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);
4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;
5) разрастание рынка образовательных услуг;
6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);
7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;
8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;
9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;
10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;
11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов[20].
Рынок образовательных услуг можно рассматривать и как экономическое пространство, которое подчиняется законам рынка и на котором «работают» такие категории рынка как: «спрос», «предложение», «издержки», «цена», «прибыль» и т.д. Однако все эти рыночные категории имеют некоторые специфические особенности.
В целом, рынок образовательных услуг состоит из множества сегментных, взаимосвязанных рынков. Формирование и функционирование рынка образовательных услуг подчиняется общим законам рыночной экономики, однако обладает рядом особенностей:
– высокий динамизм;
– территориальная сегментация и локальный характер;
– значительная скорость оборота капитала;
– большая чувствительность образовательной услуги к рыночной конъюнктуре;
– индивидуализированность производства[21].
В связи с вышеуказанными особенностями образовательной услуги и спецификой ее потребления и производства стандартной модели рынка образовательных услуг не существует. В экономической науке предпринимались попытки представить подобную модель рынка. Согласно «теории общественного выбора» (publicchoice) Дж. Бьюкена и Г. Туллока, на государственном рынке, как и на частнокапиталистическом, происходит взаимодействие спроса и предложения индивидуумов, но в своеобразной форме. Коренная особенность этого взаимодействия состоит в том, что оно совершается в рамках политической системы. По мнению тех же экономистов, политика – это сложный процесс обмена, который аналогичен рыночному. Спрос на эти блага предъявляет население через своих официальных представителей в законодательных органах власти, оплачивая его через налоги, а предлагают эти товары государственные органы с учетом финансовых возможностей государства. Именно правительство определяет объем поставляемых товаров, их виды и качество, а также конкретных налогоплательщиков, вносящих деньги за их потребление.
М. Карной предлагает модель спроса и предложения образовательных услуг. Выгоды образования подразделяются на общественные и индивидуальные для каждого потребителя, и представляют сумму выгод общества и частных потребителей[22].
Экономический смысл модели Карноя состоит в следующем: найдется такое количество образовательных услуг, при реализации которых уровень использования ресурсов будет оптимальным. Издержки предложения образовательных услуг будут соответствовать выгодам получения данного образования.
Таким образом, существуют разные подходы к оценке модели взаимодействия спроса и предложения образовательных услуг. Важным представляется то, что данный механизм регулируется как законами рынка, так и государством.
Рынок образовательных услуг, для которого характерны конкуренция и борьба за потребителя, нуждается в расчетах показателя спроса.
Спрос на рынке образовательных услуг, согласно позиции экономистов, неэластичен. Причины этого в целом ряде факторов. Образовательная услуга это не тот товар, который покупается вне зависимости от установленной на нее цены, как товары первой необходимости. Спектр возможностей использования товара «образовательная услуга» узок, особых альтернативных целей не имеется. На рынке преобладают краткосрочные и среднесрочные программы. Доля затрат на обучение в совокупном бюджете потребителя невелика. Большинство потребителей, оплачивающих дорогостоящие образовательные программы, имеют доход намного выше среднего, а обучающиеся по программам переподготовки, как правило, не тратят на обучение собственные средства. Их учебу оплачивает государство (например, безработных) или заинтересованные организации и предприятия.
Хотя имеется фактор, несколько повышающий эластичность спроса на образовательные услуги. Это наличие товаров-заменителей, однако необходимо отметить, что не всегда одинаковое название учебных программ означает их равноценность.
В развитой рыночной экономике широко используются показатели эластичности спроса, изучаются предпочтения потребителя. Исследования по данной проблеме проводятся в широких масштабах для рынков разных товаров, для разных периодов времени, в разрезе отдельных регионов, по разным группам населения. Анализ показателей дает возможность оптимизировать государственную политику в области образования, а производителям образовательных услуг – определить свою стратегию на данном рынке.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Почему образовательные услуги обладают огромной социальной значимостью?
2. Раскройте сущность понятия «образовательная услуга». Почему образовательные услуги относятся к сфере потребления частных благ, которые регулируются рыночным механизмом?
3. Раскройте особенности образовательной услуги исходя из ее свойств.
4. Назовите основные характеристики образовательной услуги. В чем проявляется нематериальность услуги; неотделимость от субъекта, оказывающего услугу и возможность потребления услуги только в процессе ее оказания; неэквивалентность услуги и результата ее потребления.
5. Назовите виды образовательных услуг. Почему существуют различные подходы к классификации образовательных услуг?
6. Раскройте сущность понятия «рынок образовательных услуг». Какова специфика рынка в сфере образования?
7. Назовите субъектов экономических отношений на рынке образовательных услуг. Дайте их характеристику.
8. Кто на рынке образовательных услуг в России чаще всего является производителем?
9. Как трактуются понятия «потребитель-покупатель» и «потребитель-клиент»?
10. Кто является посредникам на рынке образовательных услуг? Какие функции выполняют посредникам на рынке образовательных услуг?
11. Назовите тенденции в соответствии, с которыми происходит формирование и развитие рынка образовательных услуг.
12. Возможно ли рассматривать рынок образовательных услуг как экономическое пространство, которое подчиняется законам рынка и на котором «работают» такие категории рынка как: «спрос», «предложение», «издержки», «цена», «прибыль» и т.д.? Имеют ли эти рыночные категории специфические особенности?
13. Дайте характеристику модели спроса и предложения образовательных услуг (автор М. Карной).
14. Почему, согласно позиции экономистов, спрос на рынке образовательных услуг неэластичен?