Тема 8. Статистика товародвижения и товарооборота
Задача № 1
Оценить ритмичность поставки.
Решение Для того чтобы оценить ритмичность поставки нужно вычислить коэффициент аритмичности: Кар=
где n – число периодов поставки.
Кар=
Коэффициент аритмичности достаточно удален от 0. Это позволяет сделать вывод о том, что поставка неритмична.
Задача №2 Имеются следующие данные
Определить показатель неравномерности поставок товаров за первое полугодие. Решение Показатель неравномерности рассчитывается по следующей формуле: p=1–V, где V – коэффициент вариации
где
где П – размер поставки за i-ый период; n – число отрезков времени. Найдем средний размер фактических поставок
Для расчета коэффициента вариации найдем предварительно величину дисперсии и среднего квадратического отклонения. Для этого составим вспомогательную таблицу.
Дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации вычислим по формулам на основании данных таблицы:
Вычислим коэффициент равномерности поставок:
p=100–7,6=92,4 %
Следовательно, поставка достаточно равномерна, т.к. коэффициент равномерности близок к 100%.
Задача № 3 Имеются следующие данные
Рассчитать сортность поставки двумя способами.
Решение Для удобства расчетов подсчитаем итоговые значения по столбцам таблицы:
Индекс сортности строится в двух вариантах: 1 по средним ценам, где цена выступает мерилом качества и сорта:
Iсорт
где
Iсорт
Индекс сортности больше 1. Это вызвано тем, что поставлено больше продукции высшего сорта, которому соответствует самая высокая цена, чем предусматривалось поставить по договору. 2 По средним баллам:
где Вместо средней цены рассчитывается средний балл по структуре сортности, предусмотренный договором:
Iсорт
Индекс сортности больше 1. Это вызвано тем, что поставлено больше продукции высшего сорта, которому соответствуют высшие баллы, чем предусматривалось поставить по договору.
Задача №4
Определить: 1 показатели относительного и абсолютного соответствия поставки договорным условиям и разложить их по факторам; 2 показатели, характеризующие ассортиментные сдвиги в поставке.
Решение 1 Относительное соответствие поставки договорным условиям:
где
Разность между числителем и знаменателем покажет абсолютный размер несоответствия. Это несоответствие может быть вызвано двумя факторами - количественным и ценовым. В первом случае индекс имеет вид:
Абсолютная степень отклонения за счет количества поставки:
А во втором случае:
Абсолютная степень отклонения за счет цены поставки:
Абсолютный размер несоответствия:
2 определим абсолютные линейные отклонения поставки от условий договора по каждой ассортиментной позиции:
Относительное отклонение можно рассчитать по формуле:
3 Выявим влияние ассортиментных сдвигов на размер отклонения фактической поставки от договорной с помощью индекса структурных сдвигов: Следовательно, в результате несоблюдения договорных условий поставки по ассортименту стоимость поставки выросла на 10%. Задача № 5 По области имеются следующие данные (млн р.): производственные предприятия продали товаров оптовым фирмам-посредникам своей области на 1900, других областей - на 1400, предприятиям розничной торговли области - на 1000, предприятиям социальной сферы на 400, населению - на 30; оптовые фирмы-посредники продали товаров друг другу на 500; оптовым фирмам других регионов - на 600, розничным торговыми предприятиями области - на 850. производственным предприятиям - на 40, населению - на 50; предприятия розничной торговли продали товаров населению на 1790, продуктов питания предприятиям социальной сферы для питания обслуживаемых ими контингентов населения (санаториям, больницам и др.) - на 320. Постройте таблицу, характеризующую распределение товарооборота области по продавцам и покупателям, на основе этих данных исчислите по области в целом валовой, оптовый, розничный и чистый товарооборот, коэффициент звенности. Определите, как изменились товарные запасы на предприятиях розничной торговли области.
Решение
Определим валовой товарооборот, учитывая, что сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю образует валовой товарооборот: ТОвал = 2400 + 2000 + 1850 + 480 + 720 + 1870 = 4730 + 2480 + 2110 = 9320 (млн р.)
По признаку покупателя, т.е. в зависимости от того, кто покупает товар, товарооборот подразделяется на оптовый и розничный. Оптовым товарооборотом называется продажа товаров крупными партиями производственными, сбытовыми, торговыми предприятиями другим торговым предприятиям для последующей перепродажи, а также производственным и массовым потребителям. Определим оптовый товарооборот:
ТОопт = 2400 + 2000 +1850 + 480 + 720 = 7450 (млн р.)
Продажа товаров конечным потребителям, преимущественно населению, для удовлетворения личных потребностей относится к категории розничного товарооборота. Основная масса товаров, охватываемая розничным товарооборотом, продается в розничных предприятиях и предприятиях массового питания, хотя в качестве продавцов могут выступать производственные и оптово-розничные торговые предприятия, а также отдельные лица. Розничным товарооборотомназывается продажа товаров предприятиями, объединениями и физическими лицами населению для конечного потребления. Определим розничный товарооборот:
или
Определим чистый товарооборот: Чистый товарооборот — товарооборот, освобожденный от повторного счета, равный конечной продаже товара. Если предприятия социальной сферы оказывают платные услуги населению, то они перепродают полученные товары, следовательно, стоимость этих товаров нельзя включать в чистый товарооборот. Поэтому для определенности включим в чистый товарооборот реализацию товаров конечному потребителю, а именно населению, а также продажу товаров оптовым фирмам других регионов:
ТОчист = 2000 + 1870= 3870 (млн р.)
Показатель числа перепродаж: товара, или коэффициент звенности (коммерческой, или торгово-организационной), рассчитывается как отношение валового товарооборота к чистому. Определим коэффициент звенности (Кзв) для по области в целом:
Кзв = 9320 : 3870 = 2,4 звена
т.е. в среднем товар перепродавался 2,4 раза в целом по области. Изменение товарных запасов может быть определено как разность между поступлением и реализацией товаров:
Д3=3к -Зн = П – Р, причем, если П>Р, то имеет место рост товарных запасов (+): Д3>0, и, наоборот, при П<Р запасы сокращаются (–): Д3<0. Если П = Р, то запасы остаются без изменения: ДЗ=0.
Определим на какую сумму изменились товарные запасы на предприятиях розничной торговли:
ДЗ = П – Р = 1850 – 2110 = -260 (млн р.)
Таким образом, товарные запасы на предприятиях розничной торговли сократились на 260 млн рублей.
Задача №6 Имеются следующие данные:
Охарактеризовать динамику товарооборота за 6 месяцев. Рассчитать темпы роста и прироста (цепные и базисные), абсолютный прирост (цепной и базисный), абсолютное значение 1 % прироста, среднегодовой темп роста. Решение Цепной темп роста: ТР(1)=Т2 : Т1 ТР(2)=Т3 : Т2 ТР(3)=Т4 : Т3 ТР(4)=Т5 : Т4 ТР(5)=Т6 : Т5 Подставим исходные данные: ТР(1)=590 : 500=1,18 ТР(2)=770 : 590=1,31 ТР(3)=930 : 770=1,21 ТР(4)=1120 : 770=1,31 ТР(5)=1490 : 1220=1,22 Базисный темп роста: ТР(1)=Т2 : Т1 ТР(2)=Т3 : Т1 ТР(3)=Т4 : Т1 ТТ(4)=Т5 : Т1 ТТ(5)=Т6 : Т1 Подставим исходные данные: ТР(1)=590 : 500=1,18 ТР(2)=770 : 500=1,54 ТР(3)=930 : 500=1,86 ТР(4)=1120 : 500=2,44 ТР(5)=1490 : 500=2,98. Темп прироста (цепной): Подставим исходные данные: Темп прироста (базисный): Подставим исходные данные: Темп прироста можно найти как разность между темпом роста и единицей: 1,18-1=0,18; 1,54-1=0,54 и т.д. Абсолютный прирост (цепной)-это разность между каждым уровнем ряда и предыдущим уровнем:
Подставим исходные данные:
Абсолютный прирост (базисный)- это разность между каждым уровнем ряда и уровнем принятым за базу (обычно - первым):
Подставим исходные данные:
Чтобы найти абсолютное значение 1% прироста, необходимо абсолютный прирост (цепной) разделить на темп прироста (цепной) и на 100%: А1 = 90 : 0,18 : 100=5 А2 =180 : 0,31 : 100=5,9 А3 =160 : 0,21 : 100=7,7 А4 =290 : 0,31 : 100=9,3 А5 =270 : 0,22 : 100=12,2. Абсолютное значение 1% прироста можно также найти как сотую часть предыдущего уровня: А1 0,01* 500=5; А2=0,01*590=5,9 и т. д. Среднегодовой темп роста:
Результаты расчетов занесем в таблицу:
Вывод: приведенные данные свидетельствуют об ускоренном развитии товарооборота. За 6 месяцев денежная выручка фирмы увеличилась почти в три раза. Среднегодовой темп роста составил 124,4 %.
Задача №7 Рассчитать товарную структуру товарооборота балансовым методом.
млн р.
Справка: доход (денежная выручка) составила 360 млн р.
Решение
Суть балансового метода состоит в использовании балансовой формулы вида:
где ДР – документированный расход, не являющийся продажей (передача товара другому предприятию собственной фирмы, отпуск товара на благотворительные цели) П – поступления Р – расход товара, который может не совпадать с фактической продажей за счет недокументированного расхода, это неустановленные потери и хищения, ошибки в учете и т. д. Зн, Зк – запасы, соответственно на начало и конец периода.
Товар Х: Р = 20+180-24-36=140 Товар У: Р = 24+212-24-32=180 Товар Z: З = 12+88-2-18=80. Удельный вес расхода в % к итогу определяется как отношение расхода конкретного товара к итоговому расходу всех товаров.
Товар Х: Товар У: Товар Z: Размер продажи товара определим как произведение удельного веса расхода на сумму товарооборота: 0,35*360=126 0,45*360=162 0,72*360=72 Если расход товара больше, чем денежная выручка, то имеется недокументированный расход: 400-360=40 млн р. Таким образом, недокументированный расход составил 40 млн р. Задача №8 Имеются данные о товарообороте и ценах по трем группам товаров
Определить: 1 сводные индексы товарооборота в фактических и сопоставимых ценах; 2 сводный индекс физического объема товарооборота; 3 абсолютное изменение товарооборота, в том числе вследствие изменения объема реализации в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Решение Пересчитаем величину товарооборота за отчетный период в сопоставимые цены, разделив его величину на индекс цен. Запишем индивидуальные индексы цен:
Товар №1 2780 : 1,08 = 2574,07 тыс. р.; Товар №2 2150 : 1,13 = 1902,65 тыс. р.; Товар №3 3120 : 0,98 = 3183,67 тыс. р.
Определим сводный индекс товарооборота в фактических ценах.
Определим сводный индекс товарооборота в сопоставимых ценах.
Вычислим сводный индекс физического объема товарооборота. Воспользуемся формулой
Вычислим абсолютное изменение товарооборота.
В том числе вследствие изменения объема реализации в отчетном периоде по сравнению с базисным
Вывод:Таким образом, товарооборот отчетного периода в фактических ценах увеличился на 12,6 %, а в сопоставимых ценах – на 5,1 %. Физический объем товарооборота возрос на 7,1 %, в результате чего товарооборот в отчетном периоде увеличился по сравнению с базисным на 510,5 тыс. р.
Читайте также: Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |