Задача № 1
Месяцы | Поставка, тыс. ед. | |
По договору | Фактически | |
Итого: |
Оценить ритмичность поставки.
Решение
Для того чтобы оценить ритмичность поставки нужно вычислить коэффициент аритмичности:
Кар= ,
где – поставка соответственно по условиям договора и фактически за i-ый промежуток времени;
n – число периодов поставки.
Кар=
Коэффициент аритмичности достаточно удален от 0. Это позволяет сделать вывод о том, что поставка неритмична.
Задача №2
Имеются следующие данные
Месяц | Объем поставки, т |
Январь | |
Февраль | |
Март | |
Апрель | |
Май | |
Июнь | |
Итого за 6 месяцев |
Определить показатель неравномерности поставок товаров за первое полугодие.
Решение
Показатель неравномерности рассчитывается по следующей формуле:
p=1–V, где V – коэффициент вариации
где – среднеквадратическое отклонение объемов поставки за каждый равный отрезок времени от среднего уровня за весь период:
где П – размер поставки за i-ый период;
n – число отрезков времени.
Найдем средний размер фактических поставок
Для расчета коэффициента вариации найдем предварительно величину дисперсии и среднего квадратического отклонения. Для этого составим вспомогательную таблицу.
месяц | - | ||
январь | -4.2 | 17.6 | |
февраль | -4.2 | 17.6 | |
март | -24.2 | 585.6 | |
апрель | 5.8 | 33.6 | |
май | 10.8 | 116.6 | |
июнь | 15.8 | 249.6 | |
Всего: | 404.2 | 1020.6 |
Дисперсию, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации вычислим по формулам на основании данных таблицы:
|
Вычислим коэффициент равномерности поставок:
p=100–7,6=92,4 %
Следовательно, поставка достаточно равномерна, т.к. коэффициент равномерности близок к 100%.
Задача № 3
Имеются следующие данные
Сорта | Цена по договору, тыс. р. | Ранг сорта (балл) | Поставка, тыс. ед. | |
По договору | Фактически | |||
Высший | 15,0 | |||
Средний | 6,5 | |||
Низший | 1,2 | |||
Итого: |
Рассчитать сортность поставки двумя способами.
Решение
Для удобства расчетов подсчитаем итоговые значения по столбцам таблицы:
Сорта | Цена по договору, тыс. р. | Ранг сорта (балл) | Поставка, тыс. ед. | |
По договору | Фактически | |||
Высший | 15,0 | |||
Средний | 6,5 | |||
Низший | 1,2 | |||
Итого: |
Индекс сортности строится в двух вариантах:
1 по средним ценам, где цена выступает мерилом качества и сорта:
Iсорт ,
где – средняя договорная цена для каждого сорта товара, исчисленная по следующей формуле:
=
Iсорт
Индекс сортности больше 1. Это вызвано тем, что поставлено больше продукции высшего сорта, которому соответствует самая высокая цена, чем предусматривалось поставить по договору.
2 По средним баллам:
где – баллы (ранги) сортности.
Вместо средней цены рассчитывается средний балл по структуре сортности, предусмотренный договором:
.
Iсорт
Индекс сортности больше 1. Это вызвано тем, что поставлено больше продукции высшего сорта, которому соответствуют высшие баллы, чем предусматривалось поставить по договору.
|
Задача №4
Ассортиментные виды | Поставка, ед. | Цена, тыс. р. | ||
По договору | Фактически | По договору | Фактически | |
Итого: |
Определить:
1 показатели относительного и абсолютного соответствия поставки договорным условиям и разложить их по факторам;
2 показатели, характеризующие ассортиментные сдвиги в поставке.
Решение
1 Относительное соответствие поставки договорным условиям:
,
где и – цена фактически и по договору соответственно;
и – объем поставки фактически и по договору соответственно.
Разность между числителем и знаменателем покажет абсолютный размер несоответствия. Это несоответствие может быть вызвано двумя факторами - количественным и ценовым.
В первом случае индекс имеет вид:
Абсолютная степень отклонения за счет количества поставки:
А во втором случае:
Абсолютная степень отклонения за счет цены поставки:
Абсолютный размер несоответствия:
.
2 определим абсолютные линейные отклонения поставки от условий договора по каждой ассортиментной позиции:
Относительное отклонение можно рассчитать по формуле:
3 Выявим влияние ассортиментных сдвигов на размер отклонения фактической поставки от договорной с помощью индекса структурных сдвигов:
|
.
Следовательно, в результате несоблюдения договорных условий поставки по ассортименту стоимость поставки выросла на 10%.
Задача № 5
По области имеются следующие данные (млн р.):
производственные предприятия продали товаров оптовым фирмам-посредникам своей области на 1900, других областей - на 1400, предприятиям розничной торговли области - на 1000, предприятиям социальной сферы на 400, населению - на 30;
оптовые фирмы-посредники продали товаров друг другу на 500; оптовым фирмам других регионов - на 600, розничным торговыми предприятиями области - на 850. производственным предприятиям - на 40, населению - на 50;
предприятия розничной торговли продали товаров населению на 1790, продуктов питания предприятиям социальной сферы для питания обслуживаемых ими контингентов населения (санаториям, больницам и др.) - на 320.
Постройте таблицу, характеризующую распределение товарооборота области по продавцам и покупателям, на основе этих данных исчислите по области в целом валовой, оптовый, розничный и чистый товарооборот, коэффициент звенности.
Определите, как изменились товарные запасы на предприятиях розничной торговли области.
Решение
Покупатели | ||||||||
Продавцы | Оптовые фирмы-посредники своей области | Оптовые фирмы-посредники других областей | Предприятия розничной торговли | Производственные предприятия | Предприятия социальной сферы | Население | Всего | |
Производственные предприятия | - | |||||||
Оптовые фирмы-посредники | - | |||||||
Предприятия розничной торговли | - | - | - | - | ||||
Итого |
Определим валовой товарооборот, учитывая, что сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю образует валовой товарооборот:
ТОвал = 2400 + 2000 + 1850 + 480 + 720 + 1870 = 4730 + 2480 + 2110 = 9320 (млн р.)
По признаку покупателя, т.е. в зависимости от того, кто покупает товар, товарооборот подразделяется на оптовый и розничный.
Оптовым товарооборотом называется продажа товаров крупными партиями производственными, сбытовыми, торговыми предприятиями другим торговым предприятиям для последующей перепродажи, а также производственным и массовым потребителям.
Определим оптовый товарооборот:
ТОопт = 2400 + 2000 +1850 + 480 + 720 = 7450 (млн р.)
Продажа товаров конечным потребителям, преимущественно населению, для удовлетворения личных потребностей относится к категории розничного товарооборота. Основная масса товаров, охватываемая розничным товарооборотом, продается в розничных предприятиях и предприятиях массового питания, хотя в качестве продавцов могут выступать производственные и оптово-розничные торговые предприятия, а также отдельные лица.
Розничным товарооборотомназывается продажа товаров предприятиями, объединениями и физическими лицами населению для конечного потребления.
Определим розничный товарооборот:
или
Определим чистый товарооборот:
Чистый товарооборот — товарооборот, освобожденный от повторного счета, равный конечной продаже товара.
Если предприятия социальной сферы оказывают платные услуги населению, то они перепродают полученные товары, следовательно, стоимость этих товаров нельзя включать в чистый товарооборот.
Поэтому для определенности включим в чистый товарооборот реализацию товаров конечному потребителю, а именно населению, а также продажу товаров оптовым фирмам других регионов:
ТОчист = 2000 + 1870= 3870 (млн р.)
Показатель числа перепродаж: товара, или коэффициент звенности (коммерческой, или торгово-организационной), рассчитывается как отношение валового товарооборота к чистому.
Определим коэффициент звенности (Кзв) для по области в целом:
Кзв = 9320: 3870 = 2,4 звена
т.е. в среднем товар перепродавался 2,4 раза в целом по области.
Изменение товарных запасов может быть определено как разность между поступлением и реализацией товаров:
Д3=3к -Зн = П – Р,
причем, если П>Р, то имеет место рост товарных запасов (+): Д3>0, и, наоборот, при П<Р запасы сокращаются (–): Д3<0. Если П = Р, то запасы остаются без изменения:
ДЗ=0.
Определим на какую сумму изменились товарные запасы на предприятиях розничной торговли:
ДЗ = П – Р = 1850 – 2110 = -260 (млн р.)
Таким образом, товарные запасы на предприятиях розничной торговли сократились на 260 млн рублей.
Задача №6
Имеются следующие данные:
Месяцы | Товарооборот, млн р. |
Охарактеризовать динамику товарооборота за 6 месяцев. Рассчитать темпы роста и прироста (цепные и базисные), абсолютный прирост (цепной и базисный), абсолютное значение 1 % прироста, среднегодовой темп роста. Решение
Цепной темп роста:
ТР(1)=Т2: Т1
ТР(2)=Т3: Т2
ТР(3)=Т4: Т3
ТР(4)=Т5: Т4
ТР(5)=Т6: Т5
Подставим исходные данные:
ТР(1)=590: 500=1,18
ТР(2)=770: 590=1,31
ТР(3)=930: 770=1,21
ТР(4)=1120: 770=1,31
ТР(5)=1490: 1220=1,22
Базисный темп роста:
ТР(1)=Т2: Т1
ТР(2)=Т3: Т1
ТР(3)=Т4: Т1
ТТ(4)=Т5: Т1
ТТ(5)=Т6: Т1
Подставим исходные данные:
ТР(1)=590: 500=1,18
ТР(2)=770: 500=1,54
ТР(3)=930: 500=1,86
ТР(4)=1120: 500=2,44
ТР(5)=1490: 500=2,98.
Темп прироста (цепной):
(1)=(Т2 - Т1)/ Т1
(2)=(Т3 - Т2)/ Т2
(3)=(Т4 - Т3)/ Т3
(4)=(Т5 - Т4)/ Т4
(5)=(Т6 - Т5)/ Т5
Подставим исходные данные:
(1)=(590 – 500_/500=1,18
(2)=(770-590)/ 590=0,31
(3)=(930: 770)/770=0,21
(4)=(1120: 930)/930=0,31
(5)=(1490 -1220)/1220=0,22.
Темп прироста (базисный):
(1)=(Т2 - Т1)/ Т1
(2)=(Т3 – Т1)/ Т1
(3)=(Т4 – Т1)/ Т1
(4)=(Т5 – Т1)/ Т1
(5)=(Т6 – Т1)/ Т1
Подставим исходные данные:
(1)=(590 - 500)/500=0,18
(2)=(770 – 500)/500=0,54
(3)=(930 – 500)/500=0,86
(4)=(1120 – 500)/500=1,44
(5)=(1490 – 500)/500=1,98.
Темп прироста можно найти как разность между темпом роста и единицей: 1,18-1=0,18; 1,54-1=0,54 и т.д.
Абсолютный прирост (цепной)-это разность между каждым уровнем ряда и предыдущим уровнем:
= y2 – y1
(2)= y3 - y2
(3)= y4 - y3
(4)= y5 - y4
(5)= y6 - y5
Подставим исходные данные:
(1)=590 - 500=90
(2)=770 - 590=180
(3)=930 - 770=160
(4)=1120 - 770=290
(5)=1490 - 1220=270
Абсолютный прирост (базисный)- это разность между каждым уровнем ряда и уровнем принятым за базу (обычно - первым):
(1)=y2 – y1
(2)=y3 – y1
(3)=y4 – y1
(4)=y5 – y1
(5)=y6 – y1
Подставим исходные данные:
(1)=590 - 500=90
(2)=770 - 500=270
(3)=930 - 500=430
(4)=1120 - 500=720
(5)=1490 - 500=990
Чтобы найти абсолютное значение 1% прироста, необходимо абсолютный прирост (цепной) разделить на темп прироста (цепной) и на 100%:
А1 = 90: 0,18: 100=5
А2 =180: 0,31: 100=5,9
А3 =160: 0,21: 100=7,7
А4 =290: 0,31: 100=9,3
А5 =270: 0,22: 100=12,2.
Абсолютное значение 1% прироста можно также найти как сотую часть предыдущего уровня: А1 0,01* 500=5; А2=0,01*590=5,9 и т. д.
Среднегодовой темп роста:
Результаты расчетов занесем в таблицу:
Месяцы | Товарооборот, млн р. y | Темп роста | Темп прироста | Абсолютный прирост, млн р. | Абсолютное значение 1% прироста | |||
цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | |||
- | - | - | - | - | - | |||
1,18 | 1,18 | 0,18 | 0,18 | |||||
1,31 | 1,54 | 0,31 | 0,54 | 5,8 | ||||
1,21 | 1,86 | 0,21 | 0,86 | 7,6 | ||||
1,31 | 2,44 | 0,31 | 1,44 | 9,3 | ||||
1,22 | 2,98 | 0,22 | 1,98 | 12,3 |
Вывод: приведенные данные свидетельствуют об ускоренном развитии товарооборота. За 6 месяцев денежная выручка фирмы увеличилась почти в три раза. Среднегодовой темп роста составил 124,4 %.
Задача №7
Рассчитать товарную структуру товарооборота балансовым методом.
млн р.
Товары | Запасы на начало периода | Поступление товаров | Документированный расход товаров | Запасы на конец периода | Расход товаров | Уд. вес расхода в % к итогу | Продажа товаров |
Х | |||||||
У | |||||||
Z | |||||||
Итого: |
Справка: доход (денежная выручка) составила 360 млн р.
Решение
Товары | Запасы на начало периода | Поступление товаров | Документированный расход товаров | Запасы на конец периода | Расход товаров | Уд.вес расхода в % к итогу | Продажа товаров |
Х | |||||||
У | |||||||
Z | |||||||
Итого: |
Суть балансового метода состоит в использовании балансовой формулы вида:
,
где ДР – документированный расход, не являющийся продажей (передача товара другому предприятию собственной фирмы, отпуск товара на благотворительные цели)
П – поступления
Р – расход товара, который может не совпадать с фактической продажей за счет недокументированного расхода, это неустановленные потери и хищения, ошибки в учете и т. д.
Зн, Зк – запасы, соответственно на начало и конец периода.
Товар Х:
Р = 20+180-24-36=140
Товар У:
Р = 24+212-24-32=180
Товар Z:
З = 12+88-2-18=80.
Удельный вес расхода в % к итогу определяется как отношение расхода конкретного товара к итоговому расходу всех товаров.
Товар Х:
Товар У:
Товар Z:
Размер продажи товара определим как произведение удельного веса расхода на сумму товарооборота:
0,35*360=126
0,45*360=162
0,72*360=72
Если расход товара больше, чем денежная выручка, то имеется недокументированный расход:
400-360=40 млн р.
Таким образом, недокументированный расход составил 40 млн р.
Задача №8
Имеются данные о товарообороте и ценах по трем группам товаров
Товар | Розничный товарооборот в фактических ценах, тыс. р. | Изменение цен в отчетном периоде по сравнению с базисным, % | |
Базисный период | Отчетный период | ||
+8 | |||
+13 | |||
-2 |
Определить: 1 сводные индексы товарооборота в фактических и сопоставимых ценах; 2 сводный индекс физического объема товарооборота; 3 абсолютное изменение товарооборота, в том числе вследствие изменения объема реализации в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Решение
Пересчитаем величину товарооборота за отчетный период в сопоставимые цены, разделив его величину на индекс цен. Запишем индивидуальные индексы цен:
Товар №1 2780: 1,08 = 2574,07 тыс. р.;
Товар №2 2150: 1,13 = 1902,65 тыс. р.;
Товар №3 3120: 0,98 = 3183,67 тыс. р.
Определим сводный индекс товарооборота в фактических ценах.
Определим сводный индекс товарооборота в сопоставимых ценах.
Вычислим сводный индекс физического объема товарооборота.
Воспользуемся формулой
Вычислим абсолютное изменение товарооборота.
В том числе вследствие изменения объема реализации в отчетном периоде по сравнению с базисным
Вывод: Таким образом, товарооборот отчетного периода в фактических ценах увеличился на 12,6 %, а в сопоставимых ценах – на 5,1 %. Физический объем товарооборота возрос на 7,1 %, в результате чего товарооборот в отчетном периоде увеличился по сравнению с базисным на 510,5 тыс. р.