Метод правового регулирования инвестиционного права 7 глава




Проанализировав казахстанско-российские законодательные определения инвестиций, можно выявить три принципиально важных отличия: 1) в российском законодательстве приводится подробный перечень тех благ, которые могут быть инвестициями; в казахстанском - никакой конкретизации видов имущества кроме предметов лизинга с момента заключения договора и прав на них; 2) российским законодательством предусматривается вложение инвестиций в объекты предпринимательской и других видов деятельности; тогда как в казахстанском закреплено, что объектами инвестиций являются уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности; а также, в целом, четко определяется, что Закон РК об инвестициях не регулирует отношения, связанные с вложением капитала в некоммерческие организации, в том числе для образовательных, благотворительных, научных или религиозных целей (ст. 2 Закона РК об инвестициях); 3) в российском законодательстве определяется цель инвестиций (получение прибыли и достижение положительного социального эффекта), а в казахстанском - цель инвестиций не указывается, хотя, как мы считаем, предполагается, что целью инвестиций является получение прибыли; поэтому отличие не столько в том, что в казахстанском законодательстве цель инвестиций отсутствует, сколько в том, что под ней понимается только получение прибыли (дохода).

Главная трудность, как мы считаем, встающая перед законодателем в определении понятия инвестиций заключается в том, что в своей деятельности он должен учитывать объективные потребности человеческой жизни, а не идти навстречу субъективным интересам различных групп и финансовых институтов, рекомендации которых сегодня преподносятся как реальные требования современной юридической теории и практики. Поэтому внесение изменений и дополнений в отдельные нормативные правовые акты или принятие новых актов, само по себе еще не означает позитивное развитие и совершенствование законодательства, необходима концепция развития законодательства, в целом, и инвестиционного, в частности.

Вместе с тем, понимание инвестиций так и остается нерешенным и противоречивым: как денежных средств или финансовых средств; как финансовых и материальных средств; как материальных и интеллектуальных ценностей; как всех видов имущества или ценностей; и т.п. На наш взгляд, инвестиции, как и любое другое сложное явление, можно рассматривать в широком и в узком смыслах.

В широком смысле (в настоящее время наиболее распространенном) под инвестициями следует понимать любые виды имущественных (материальных) и интеллектуальных (нематериальных) ценностей, а также прав на них, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, с целью получения прибыли (дохода) и (или) достижения положительного социального эффекта. В данном случае трактовка понятия «инвестиций» является максимально широкой, так как предполагается, что в качестве инвестиций могут выступать самые разнообразные виды материальных и нематериальных ценностей, а также прав на них. Однако нужно помнить и о первоначальном понимании «инвестиций» с момента их возникновения, когда инвестиции ассоциировались только с денежными средствами. Поэтому в узком смысле инвестиции - это собственные, заемные или привлеченные денежные средства, вкладываемые инвестором с целью извлечения прибыли (дохода) и направленные на создание материальных или духовных благ.

С точки зрения юридической науки нельзя признать правильным использование термина «капиталовложения» как синонима понятия «инвестиции». В экономической теории «капиталовложения» рассматриваются двояко: как процесс вложения капитала и как инвестируемый капитал (блага), вследствие чего в юридической литературе обосновывается целесообразность признания инвестиций капиталовложений в смысле инвестируемых благ, а для обозначения процесса осуществления инвестиций следует остановиться на термине «инвестирование». В конечном счете, предлагается такое разграничение этих терминов: инвестиции - это блага (материальные и нематериальные ценности), которые инвестируются; инвестирование - это осуществление инвестиций; инвестиционная деятельность - это предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением инвестиций (то есть с инвестированием)[105].

В общем, соглашаясь с подобным подходом к разграничению основных категорий инвестиционного права (инвестиции, инвестирование, инвестиционная деятельность), все же следует отметить, что в литературе нет такой однозначности в определении сущности инвестиционной деятельности, наоборот, вопрос о том, является ли инвестиционная деятельность предпринимательской, представляется спорным. В частности, приводится такой аргумент, что если мы, безусловно, признаем инвестиционную деятельность предпринимательской, то у любого лица, которое приобретает ценную бумагу, возникает обязанность регистрироваться в качестве предпринимателя; поэтому инвестиционная деятельность в разных своих проявлениях может носить статус предпринимательской, может таковой не являться[106]. Следовательно, инвестиционная и предпринимательская деятельность тесно взаимосвязаны, но по своему содержанию они не всегда совпадают. И тот факт, что товары, импортируемые и предназначенные для реализации без переработки, в законодательном порядке были исключены из состава инвестиций, лишнее тому подтверждение. Ведь именно эта предпринимательская деятельность, широко и повсеместно развивающаяся в Казахстане, инвестиционной деятельностью и не является.

Бесспорно, что инвестиционная деятельность направлена на получение прибыли (как и предпринимательская), но в процессе ее осуществления возможно и желательно достижение социального эффекта (улучшение материального благосостояния населения страны, сокращение безработицы и т.д.); экономического эффекта (внедрение новых технологий, развитие отсталых отраслей экономики и т.д.); экологического эффекта (разрешение существующих и предотвращение будущих экологических проблем, создание благоприятной для проживания окружающей среды и т.п.) и научно-технического эффекта (развитие отечественных науки и техники, инновационной деятельности и т.п.). Для этих целей и используются инвестиции во всем мире, и в первую очередь, иностранные. Так, немногим более чем пятьдесят лет назад чуть ли не самым рискованными считалась капиталовложения в экономику Германии и Японии. Однако грамотное и умелое привлечение и размещение иностранных инвестиций позволило этим странам не только выйти из экономического кризиса, но и занять ведущие позиции в мировом сообществе. Пример, достойный внимания, тем более, что по всем показателям послевоенные Германия и Япония находились в гораздо худшем состоянии, чем наша республика сейчас.

Конечно, теоретически достижение положительного социального эффекта предполагается и в результате предпринимательской деятельности, но законодателем этот факт игнорируется. Можно прийти к выводу, что главным и определяющим признаком предпринимательской деятельности является получение прибыли (дохода), без каких-либо возможных других вариаций. Проблема соотношения предпринимательской и инвестиционной деятельности усугубляется нечеткостью законодательного определения инвестиционной деятельности. В Законе об инвестициях термин «инвестирование» заменен на термин «осуществление инвестиций» (что в принципе одно и то же) и введено понятие «инвестиционная деятельность». Вроде бы наконец-то найдено оптимальное решение проблемы надлежащего законодательного урегулирования, но не все так просто. С учетом того, что понятие «инвестиции» сужено до «инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств», инвестиционная деятельность, в свою очередь, ограничена участием в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности. Следовательно, в очередной раз произошла подмена понятия «инвестирование» понятием «инвестиционная деятельность», и вторая составляющая инвестиционной деятельности (совокупность практических действий по реализации инвестиций) опять-таки осталась не урегулированной.

 

§2. Признаки инвестиций

 

Исходя из понимания инвестиций как материальных и нематериальных ценностей, необходимо сформулировать те признаки, которыми эти ценности должны обладать, чтобы они рассматривались как инвестиции. Основным и определяющим признаком инвестиций является их направленность на создание материальных или духовных благ, а не на личное потребление. Этот признак раскрывается в целевом назначении инвестиций, которые вкладываются в объекты предпринимательской и иных видов деятельности. Тогда как, например, иностранные товарные кредиты должны быть исключены из категории инвестиций, если поставляемые товары не являются оборудованием или материалами для прочих нужд, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности; то же самое и в отношении средств поступающих в рамках официальной технической помощи или грантов, предоставляемых нашей стране.

Следующие признаки раскрывают предпринимательскую сущность инвестиций - вкладываются они, в основном, с целью получения прибыли (дохода) и осуществляются инвестором от своего имени и под свой риск. Тут нужно особенно подчеркнуть, что инвестиционная деятельность, также как и предпринимательская характеризуется самостоятельностью и инициативностью, но эти виды деятельности могут, как совпадать друг с другом, так и нет; соответственно инвестор может иметь статус предпринимателя, а может и не иметь.

И, наконец, отличительным признаком инвестиций является их долгосрочность в том смысле, что они не могут носить разовый характер, хотя могут быть непродолжительными в традиционном или обыденном понимании. Определенная временная продолжительность влияет как на отделение инвестиций от других финансовых инструментов, так и на их классификацию. В частности, инвестиции, в зависимости от срока их действия, могут быть подразделены на долгосрочные и краткосрочные.

Итак, инвестиции - это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, а также прав на них, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли (дохода) и (или) достижения положительного социального эффекта. Данное определение, возможно максимально не детализировано, но, на наш взгляд, оно наиболее полно и точно отражает сущность такого сложного и многогранного явления как инвестиции.

 

 

§3. Классификация инвестиций и их виды

 

Выявление особенностей многообразных видов инвестиций и их классификация имеют большое теоретическое и практическое значение, так как способствуют упорядочению инвестиционных отношений и дальнейшему совершенствованию инвестиционного законодательства.

Существуют различные основания классификации инвестиций и разные подходы к этой проблеме. Традиционным в развитых странах считается деление инвестиций на: потребительские (денежные средства, вкладываемые в недвижимость или товары длительного пользования, с целью получения дохода или прибыли в будущем), экономические инвестиции (все виды материальных и нематериальных благ, вкладываемых в реальные активы и направленных на производство товаров и услуг с целью получения прибыли или дохода) и инвестиции в ценные бумаги (денежные средства, вкладываемые инвестором в ценные бумаги с целью получения прибыли или дохода)[107]. Считаем неудачным название «потребительские» инвестиции, потому что в нем внимание акцентируется на понятии «потребление» и, соответственно, предполагается, что речь идет о личном потреблении, что абсолютно не согласуется с сущностью «инвестиций». Более того, нельзя считать инвестицией любую ценность, которая может принести доход, также как и нельзя не признавать инвестируемые блага инвестицией только потому, что прибыли или дохода не было. Как уже говорилось выше, главным признаком здесь выступает то, что инвестиции направлены не на личное потребление, а на создание материальных или духовных благ. В целом, приведенная классификация видов инвестиций не в состоянии охватить все существующие виды, отличается терминологической неточностью, вследствие чего не может быть признана в качестве основного деления видов инвестиций. По существу в данном случае в основе деления лежит критерий - объект инвестиций.

Здесь можно рассмотреть еще один пример классификации инвестиций: по объекту инвестирования - материальные (вещественные), финансовые и нематериальные; по субъекту инвестирования - институциональные (профессиональные) инвестиции, корпоративные и индивидуальные: по критерию субъекта инвестирования также - иностранные, внутренние и смешанные инвестиции; по форме собственности - частные, государственные инвестиции, инвестиции муниципальных образований, смешанные инвестиции[108]. Во-первых, деление в зависимости от того, материальные или нематериальные объекты выступают объектом инвестирования, позволяет выделить только два вида - материальные и нематериальные, что касается финансовых, то, скорее всего, это тоже материальные объекты (если они выражены в овеществленной (документарной) форме). Во-вторых, в основе деления на институциональные, корпоративные и индивидуальные лежит деление инвесторов на институциональных и индивидуальных, но корпоративные инвестиции явно выходят за рамки этой классификации, поскольку здесь определяющим критерием будет не субъект, а объект инвестирования - собственное производство продукции (работ, услуг) (корпоративные инвестиции можно отнести к разновидности прямых инвестиций). В-третьих, вряд ли обоснованно при классификации на различные виды инвестиций использовать один и тот же критерий - субъект инвестирования. В-четвертых, смешанных инвестиций (как в зависимости от субъекта, так и от формы собственности) не существует, либо это иностранные или национальные инвестиции, либо государственные или частные. В-пятых, по нашему мнению, есть две формы собственности, поэтому в зависимости от этого критерия можно выделить только два вида инвестиций - государственные и частные. Если обобщить сказанное и убрать лишнее, то можно назвать такие виды инвестиций, как институциональные и индивидуальные, иностранные и национальные (отечественные), государственные и частные.

Указанные подходы к классификации инвестиций объединяет попытка дифференцировать инвестиции на три и более вида. Вместе с тем, вызывает сомнение возможность проведения общей классификации таким образом (с выделением трех и более элементов), тут нужно использовать подход, выработанный гражданско-правовой наукой, о делении на основе двучленной формулы, в соответствии с которым образованы такие пары как, «имущественное - неимущественное», «вещное - обязательственное», «абсолютное - относительное»[109]. С помощью деления на основе двучленной формулы можно распределить основные виды инвестиций следующим образом: капиталообразующие и интеллектуальные, государственные и частные, иностранные и национальные (отечественные). Что же касается других видов инвестиций, например, таких как, прямые и портфельные, реальные и финансовые, долгосрочные и краткосрочные, высокорискованные и малорискованные, то они подпадают под основное деление и являются дополнительными видами инвестиций.

 

§4. Капиталообразующие и интеллектуальные инвестиции

Одним из основных классификационных критериев деления инвестиций выступает цель инвестиций - получение прибыли (дохода) и (или) достижение положительного социального эффекта. В зависимости от этого, инвестиции подразделяются на капиталообразующие и интеллектуальные (социальные).

Капиталообразующие инвестиции - это инвестиции, направленные на увеличение или прирост материальных и нематериальных активов. Иначе говоря, это инвестиции в их традиционном понимании, потому что, как правило, инвестиции являются капиталообразующими, то есть выступают способом или средством получения прибыли или дохода. В свою очередь, капиталообразующие инвестиции подразделяются на реальные и финансовые инвестиции, либо на прямые и портфельные инвестиции.

Интеллектуальные инвестиции - это инвестиции, направленные на подготовку специалистов различных уровней, а также повышение их квалификации, проведение научных исследований, и т.д. На наш взгляд, наиболее распространенными видами интеллектуальных инвестиций в настоящее время являются кредиты на получение высшего образования. Так, в соответствии с п.п. 10-1 ст. 1 Закона РК «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319-III образовательный кредит - это деньги, предоставляемые заемщику финансовыми организациями для оплаты обучения на условиях срочности, платности и возвратности. Наряду с этим, широкое распространение получили различные формы повышения квалификации работников, оплачиваемые за счет средств работодателя, которые, в конечном счете, позволяют повысить конкурентоспособность той или иной компании.

На наш взгляд, понятие интеллектуальные инвестиции можно расширить до понятия «социальные инвестиции», поскольку и в том и в другом случае объектом инвестиций выступает социальная сфера и предполагается в качестве основной цели достижение положительного социального эффекта (при этом не исключается возможность одновременно и получения прибыли или дохода).

 

§5. Государственные и частные инвестиции

 

Общепризнанно, что собственность является неотъемлемой частью понятия инвестиций, поэтому форма собственности также выступает основанием для их классификации. Соответственно можно выделить государственные инвестиции (осуществляемые за счет бюджетных средств) и частные инвестиции (осуществляемые за счет собственных или заемных средств негосударственными юридическими лицами или гражданами).

Здесь сразу же следует оговориться, что Законом об инвестициях не регулируются отношения, связанные с осуществлением инвестиций из средств государственного бюджета, то есть отношения, возникающие по поводу государственных инвестиций (законодатель использует понятие «бюджетные инвестиции»). Как мы полагаем, исключение из сферы регулирования нового инвестиционного закона этой группы отношений объясняется их публично-правовым характером. Но это не означает такого существенного изменения природы государственных (бюджетных) инвестиций, которое могло бы привести к отрицанию того факта, что они являются таким же равноценным видом инвестиций, как и частные инвестиции. Вместе с тем существуют особенности регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления государственных (бюджетных) инвестиций, которые устанавливаются нормативными актами, составляющими систему финансового (бюджетного) законодательства.

Основным законодательным актом в данной области является - Бюджетный кодекс РК от 24 апреля 2004 г. Также к числу актов, имеющих самое непосредственное отношение к процессу инвестирования, можно отнести Закон РК «О Банке развития Казахстана» от 25 апреля 2001 г. № 178-II. Сравнительный анализ норм финансового (бюджетного) и инвестиционного законодательства позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, Бюджетным кодексом введено новое понятие «бюджетный инвестиционный процесс», под которым понимается совокупность мероприятий по осуществлению бюджетных инвестиций, реализуемых в течение ограниченного периода времени и имеющих завершенный характер. В Законе об инвестициях определяется, что инвестиционный проект - комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств.

Во-вторых, Бюджетным кодексом выделяются четыре вида займа: 1) внешний заем (отношения займа, в которых заимодателем выступает нерезидент РК, а заемщиком Правительство РК или резидент РК); 2) внутренний заем (отношения займа, в которых заимодателем выступает резидент РК, а заемщиком Правительство РК или резидент РК); 3) гарантированный государством заем (негосударственный заем, обеспеченный государственной гарантией); 4) государственный заем (отношения займа, в которых заемщиком выступает Правительство РК, Национальный банк РК или местные исполнительные органы). Программные займы (займы, предоставляемые Правительству РК или Национальному банку РК международными финансовыми организациями на условиях выполнения согласованных с ними мероприятий по развитию и реформированию экономики РК) можно рассматривать как разновидность внешнего займа. Очевидно, что в сферу регулирования данного законодательного акта включены не только отношения, возникающие в процессе осуществления государственного заимствования, но и отношения, складывающиеся в процессе негосударственного заимствования, обеспечиваемого государственными гарантиями (гарантированный государством заем). Исходя из изложенного, можно предположить, что предоставление государственной гарантии есть ни что иное, как косвенное регулирование (стимулирование) инвестиционной активности отечественных инвесторов (резидентов РК, осуществляющих предпринимательскую деятельность).

В-третьих, представляет интерес с позиций определения специфики государственных (бюджетных) инвестиций деятельность Банка развития Казахстана - национального института развития (акционерного общества, единственным акционером которого является национальная управляющая компания). Так, согласно Закону РК «О Банке Развития Казахстана» задачами его являются: 1) среднесрочное (на срок 5 лет и более) и долгосрочное (на срок 10 лет и более - до 20 лет) кредитование инвестиционных проектов; 2) кредитование экспортных операций резидентов РК с целью стимулирования экспорта продукции, выпускаемой на территории РК; 3) стимулирование кредитования производственного сектора отечественной экономики путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами, а также софинансирования; 4) совершенствование механизмов финансирования инвестиционных проектов, реализуемых Правительством РК; 5) иные задачи в соответствии с законодательными актами РК.

Еще одной особенностью правового регулирования в этой сфере является отказ законодателя от использования термина «государственные инвестиции», как уже отмечалось, законодатель применяет термин «бюджетные инвестиции». До принятия Бюджетного кодекса это понятие широко использовалось, и сложилась определенная система законодательных и подзаконных актов, регулирующих государственные инвестиции (например, постановления Правительства РК «Об утверждении Правил разработки и реализации Программы государственных инвестиций» от 31 декабря 1998 г.; «Об утверждении Программы государственных инвестиций Республики Казахстан на 2000 - 2002 годы» от 30 декабря 2000 г. и др.). В соответствии с Бюджетным кодексом «бюджетные инвестиции» - это финансирование, направленное на увеличение стоимости активов государства, развитие человеческих и возобновление природных ресурсов с целью получения экономических выгод или достижения социально-экономического эффекта (п. 7 ст. 4 Бюджетного кодекса). На наш взгляд, законодательное определение «бюджетных инвестиций» является более удачным, чем предыдущее, поскольку в нем нашли отражение такие основные признаки инвестиций (в том числе и бюджетных), как направленность на создание материальных или духовных благ (увеличение стоимости активов государства, развитие человеческих и возобновление природных ресурсов), а также цель инвестиций - не только получение прибыли (экономических выгод), но и достижение социально-экономического эффекта. Однако, представляется неверным понимание «инвестиций» как процесса, т.е. - финансирования. В данном случая произошла та же ошибка, что и прежде, просто слово «инвестирование» было заменено на - «финансирование». Еще раз повторимся, что инвестиции - это ценности (материальные или нематериальные), а инвестирование - это процесс (финансирование - это государственное (бюджетное) инвестирование).

В целом, в настоящее время согласно действующему законодательству принципами планирования и осуществления бюджетных инвестиций являются: 1) принцип стабильности и взаимодополняемости всех программных и плановых документов в системе планирования социально-экономического развития РК; 2) принцип последовательности и соответствия решений государственных органов и должностных лиц принятой государственной инвестиционной политике (п. 1 ст. 148 Бюджетного кодекса). Значит, государственные (бюджетные) инвестиции являются одним из основных инструментов, позволяющих государству напрямую участвовать в процессе осуществления инвестиционной деятельности.

Государственные (бюджетные) инвестиции отличаются от частных инвестиций следующим: 1) источниками государственных (бюджетных) инвестиций являются бюджетные средства; 2) государственные (бюджетные) инвестиции осуществляются на возвратной и платной основе; 3) государственные (бюджетные) инвестиции характеризуются тем, что государство устанавливает основания и порядок их предоставления; 4) объемы и размеры государственных (бюджетных) инвестиций зависят от утверждения государственного бюджета; 5) государство осуществляет контроль за целевым использованием государственных (бюджетных) инвестиций; 6) государственные (бюджетные) инвестиции обеспечиваются имуществом государственной казны.

Частные инвестиции и порядок их осуществления регулируются нормами законодательства об инвестициях, гражданского законодательства, законодательства о недрах и недропользовании и нормами других отраслей законодательства. Главные особенности частных инвестиций, отличающие их от государственных (бюджетных), заключаются в том, что источники, объемы и объекты инвестиций определяются самим инвестором, а государство обеспечивает защиту прав инвестора от возможных посягательств, в том числе и со стороны государственных органов. Здесь еще раз следует подчеркнуть, что Закон об инвестициях регулирует отношения, связанные именно с частными, а не с государственными (бюджетными) инвестициями.

 

§6. Иностранные и национальные инвестиции

 

Наиболее урегулированными в законодательном плане до недавнего времени являлись такие виды инвестиций, как иностранные инвестиции и прямые инвестиции (к которым могли быть отнесены и иностранные и национальные инвестиции). Общепризнанным основанием деления на иностранные и национальные инвестиции выступает - осуществляются инвестиции в стране инвестора или в другом государстве. На наш взгляд, немаловажно здесь и то, о какой собственности идет речь (о национальной частной собственности или государственной собственности; об иностранной частной собственности или собственности иностранных государств или международных организаций).

В настоящее время в законодательстве не проводится разграничения между иностранными и национальными инвестициями, соответственно все инвестиции являются национальными инвестициями (независимо от источника происхождения).

В отличие от РК, в которой специальное законодательство об иностранных инвестициях отменено, в РФ принят новый Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 г., взамен Закона РСФСР об иностранных инвестициях 1991 г.[110] (далее - ФЗ об иностранных инвестициях). В качестве главной отличительной особенности данного законодательного акта от предыдущего является исключение из сферы его регулирования отношений, связанных с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством РФ о некоммерческих организациях; а также отношений, связанных с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются законодательством РФ о банках и банковской деятельности и о страховании. Соответственно этому, под иностранными инвестициями понимаются вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации (ст. 2 ФЗ об иностранных инвестициях).

Несомненно, что в рыночных условиях просто не обойтись без иностранных инвестиций, поскольку создать производство, отвечающее всем современным требованиям, с использованием новых технологий можно, в первую очередь, с помощью прямых иностранных инвестиций. Но не следует забывать и о том, что положение страны, принимающей иностранные инвестиции, весьма уязвимо, так как экономическая зависимость, по мере увеличения, приводит, как правило, к зависимости политической, когда такие неотъемлемые атрибуты государства, как суверенитет и независимость, становятся просто декларативными. Поэтому нужно создать все необходимые условия для гармоничного соотношения иностранного и национального капитала в экономике государства.

Таким образом, в соответствии с подходом, выработанным международной теорией и практикой инвестирования, деление инвестиций на национальные и иностранные имеет большое значение. В Республике Казахстан согласно новому инвестиционному закону разграничение между ними не проводится, поэтому законодательно определена только одна группа - инвесторы. Вместе с тем, по нашему мнению, пока еще рано говорить о едином правовом режиме для всех иностранных и национальных инвестиций, вследствие того, что еще предстоит кропотливая работа по приведению в соответствие с Законом об инвестициях ранее принятых нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и сохранивших различия в правовом статусе иностранных инвесторов (в первую очередь налогового законодательства). В отношении же контрактов с иностранными инвесторами, заключенными до введения в действие Закона об инвестициях, вряд ли предстоит пересмотр условий контрактов. Во-первых, потому что международными договорами могут быть установлены иные правила; во-вторых, пересмотр условий контрактов с иностранными инвесторами, приводящих к ухудшению положения иностранного инвестора, по соглашению сторон представляется нереальным (какой иностранный инвестор добровольно согласится с ухудшением своего правового положения); в-третьих, государство гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и государственными органами РК (следовательно, до истечения срока контрактов иностранных инвесторов, условия, содержащиеся в них и предусматривающие льготы и преференции, останутся неизменными). Следовательно, сохранение особенностей в правовом регулировании иностранных и национальных инвестиций обусловливает сохранение различий в правовом статусе иностранных и национальных инвесторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: