Проанализируем внешнюю среду, в которой действует ООО «Офис - Шоп» (таблица 4).
Проанализируем влияние каждого из внешних факторов на деятельность фирмы ООО «Офис - Шоп».
1) Экономические факторы. Налоги (-)
Одним из факторов внешней среды, оказывающих влияние на фирму, являются нормы налогообложения.
В настоящее время налоговая система нашей страны далеко не совершенна. Существует большое количество разнообразных налогов, которые фирма вынуждена выплачивать государству.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы облегчить налоговое бремя предприятий с целью стимулирования их развития, государству необходимо совершенствовать свою налоговую политику, что и делается в последнее время (введение новых глав Налогового кодекса, снижение ставок налогов, отмена ряда налогов и т.п.).
Кроме того, для фирмы существуют законные способы уменьшения налогового бремени. Основной из них — оптимизация налоговой политики путем внедрения и использования систем управленческого и операционного учета.
Таблица 4.
Анализ внешней среды фирмы ООО «Офис - Шоп»
Группа факторов | Факторы | Факторы | |||
Способствующие достиже -нию целей | Препятствующие достиже- нию целей | ||||
1. Экономические | 1. Нормы налогообложения. | - | |||
факторы | 2. Таможенные пошлины. | - | |||
3. Курс валюты. | - | ||||
4. Темпы инфляции. | - | ||||
5. Уровень безработицы. | + | - | |||
2.Рыночные | 1. Уровень конкуренции. | + | - | ||
факторы | 2. Демографические условия. | + | - | ||
3. Уровень доходов населения. | + | - | |||
4. Жизненный цикл товара. | + | - | |||
3. Технологические | 1. Совершенствование средств | + | |||
факторы | связи. | ||||
2. Совершенствование средств | + | ||||
доставки товаров. | + | ||||
3. Совершенствование сбыта | |||||
продукции. | |||||
4. Социальные | 1. Отношение людей к работе и | ||||
факторы | к качеству жизни. | + | - | ||
2. Установки, жизненные | |||||
ценности и традиции. | + | - | |||
3. Уровень образования рабочей силы. | + | ||||
|
Таможенные пошлины (-)
Фирма производит закупки большей части своего ассортимента в России. Следовательно, величина таможенных пошлин не будет оказывать значительное влияние на ценовую политику фирмы.
Курс валюты (-)
ООО «Офис - Шоп» производит расчёты по всем счетам в рублях. Иностранную валюту в своей работе предприятие не использует.
Темпы инфляции (-)
Темпы инфляции в России на протяжении ряда лет сохраняются на уровне около 10% в год. Данный фактор негативно влияет на ценовую политику предприятия, т.к. повышение цен на продукцию предприятия снижает ее конкурентноспособность.
Уровень безработицы (+,-)
Высокий уровень безработицы в стране с одной стороны позволяет предприятию не испытывать недостатка в кадрах, с другой – особенность безработицы в России такова, что многие специалисты, стоящие на бирже труда, пытаются устроиться на работу с минимальными профессиональными требованиями и на максимально высокую оплату труда, что негативно влияет на деятельность фирмы.
2) Рыночные факторы. Уровень конкуренции (+,-)
Конкуренция на рынке канцтоваров и товаров для офиса довольно высока, что с одной стороны осложняет работу предприятия, а с другой, за счет высокого качества поставляемой продукции, позволяет ООО «Офис - Шоп» удерживать свои позиции на рынке.
|
Демографические условия (+,-)
ООО «Офис - Шоп» работает с различными предприятиями г. Самары и Самарской области, непосредственного влияния на деятельность предприятия демографические условия не оказывают.
Уровень доходов населения (+,-)
Так как предприятие работает только с юридическими лицами, уровень доходов населения на деятельность фирмы не влияет.
Жизненный цикл товара (+,-)
Увеличение жизненного цикла товара предприятия с одной стороны положительно характеризует деятельность предприятия, повышает его конкурентноспособность, с другой – увеличивая жизненный цикл товара, предприятие рискует снизить объемы продаж.
3) Технические факторы. Совершенствование средств связи (+)
В современных условиях рынка совершенствование средств связи положительно влияет на деятельность предприятия, т.к. связь является необходимым средством распространения информации, ведения переговоров, налаживания новых деловых контактов. ООО «Офис - Шоп» использует в своей работе телефон, факс, Интернет.
Совершенствование средств доставки товаров (+)
ООО «Офис - Шоп» доставку своей продукции покупателям до 2005 года осуществляло с использованием транспорта сторонних организаций. Начиная с 2005 года, когда предприятие приобрело автомобиль ГАЗЕЛЬ, ООО «Офис - Шоп» использует для доставки покупателям товаров свой транспорт, что позволило сократить расходы на транспорт почти в 2 раза.
Совершенствование сбыта продукции (+)
Совершенствование сбыта продукции положительно влияет на деятельность любого предприятия, т.к. позволяет увеличить количество продаж, и следовательно, доходы предприятия.
|
4) Социальные факторы. Отношение людей к работе и качеству жизни (+,-)
Отношение людей к работе и уровню жизни оказывает значительное влияние на деятельность ООО «Офис - Шоп», т.к. предприятие работает с дорогостоящим оборудованием и равнодушие сотрудников может привести к порче его (не осторожное обращение, халатность и т.д.). Сотрудник, заинтересованный в успехах предприятия способен вносить ценные предложения по совершенствованию деятельности предприятия в целом или отдельных его участков.
Уровень образования рабочей силы (+)
Работники ООО «Офис - Шоп» имеют высшее и средне – специальное образование, что способствует достижению поставленных руководством предприятия целей.
Проанализируем внутреннюю среду организации ООО «Офис - Шоп» (Таблица 5).
Таблица 5.
Анализ внутренней среды фирмы ООО «Офис – Шоп»
Сфера | Факторы | Сильная сторона | Слабая сторона | ||||
Кадры | 1. Управленческий персонал (стиль управления, квалификация и др.). 2. Мораль и квалификация сотрудников. 3. Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в целом по отрасли. 4. Текучесть кадров и прогулы. | + + + + | - - | ||||
Организация общего управления | 1. Организационная структура (четкость распределения в организации прав и обязанностей). 2. Престиж: и имидж: фирмы. 3. Организация системы коммуникаций. | + + + | |||||
Торговля | 1. Возможность продажи товаров по более низкой цене, чем у конкурентов. 2. Возможность обслуживания рынков, не доступных конкурентам. 3. Возможность закупок товаров у большего числа фирм-производителей. 4. Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек. 5. Система контроля запасов товаров, оборот запасов. | + + + + | - - | ||||
Маркетинг | 1. Товары, продаваемые фирмой (конкурентоспособность товаров). 2. Сбор необходимой информации о рынке. 3. Доля рынка. 4. Номенклатуру товаров и потенциал расширения. 5. Жизненный цикл основных товаров. 6. Организация сбыта: знание потребностей потребителей. 7. Имидж: репутация и качество товара. 8. Продвижение товаров на рынок и их реклама. 9. Ценовая политика. | + + + + + + + + + | - - - - | ||||
Финансы | 1. Возможность привлечения краткосрочного капитала. | + | |||||
2. Возможность привлечения долгосрочного капитала. | + | - | |||||
3. Отношение к налогам. | + | ||||||
Рассмотрим каждый из факторов внутренней среды организации ООО «Офис - Шоп».
1. Кадры
Управленческий персонал (+)
Высшее руководство использует демократический стиль управления, характеризующийся высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательно, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.
Высшие руководители находятся на своих местах со дня основания фирмы, поэтому полностью в курсе всех дел в организации, владеют ситуацией. Квалификация менеджеров среднего уровня управления позволяет им справляться со своими обязанностями. Кроме того, менеджеры постоянно занимаются повышением своей квалификации.
Мораль и квалификация сотрудников (+)
Квалификация сотрудников фирмы полностью соответствует текущим задачам фирмы. Все работники организации периодически увеличивают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации для того, чтобы квалификация сотрудников соответствовала и будущим задачам организации. Поведение работников соответствует высоким моральным принципам, принятым в обществе.
Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в целом по отрасли (±)
В соответствии с политикой оплаты труда в фирме, по сравнению с другими организациями аналогичного профиля, совокупность выплат работникам несколько выше, чем у конкурентов. Заработная плата работникам индексируется в соответствии с темпами инфляции, применяется целый ряд надбавок и доплат работникам (за выслугу лет, высокий уровень квалификации и т.д., и т.п.), премий, социальных выплат, что позволяет сохранять кадры и привлекать новых квалифицированных сотрудников. Следует также отметить, что данный показатель находится на уровне среднего по отрасли.
Текучесть кадров и прогулы (+,-)
Текучесть кадров в ООО «Офис - Шоп» не высокая, прогулы по неуважительным причинам отсутствуют.
2. Организация общего управления
Все сотрудники предприятия действуют в соответствии с должностными инструкциями разработанными в ООО «Офис - Шоп».
Престиж и имидж фирмы (+)
Руководство фирмы тщательно поддерживает престиж фирмы, что позволяет предприятию сохранять и укреплять свои позиции на рынке промышленных товаров.
Организация системы коммуникаций (+)
Так как ООО «Офис - Шоп» относится к малым предприятия, систему коммуникации в фирме составляет корпоративная сотовая связь и связь посредством сети Интернет.
3. Торговля
Возможность продажи товаров по более низкой цене, чем у конкурентов (+)
ООО «Офис - Шоп» реализует свою продукцию по цене на 10-15 % ниже, чем у основных конкурентов.
Возможность обслуживания рынков, не доступных конкурентам (+)
Рынков, свободных от конкурентов, предприятие не имеет, что является слабой стороной деятельности предприятия.
Возможность закупок товаров у большего числа фирм-производителей (+)
Предприятие производит закупку товаров у многих поставщиков, запасные части предприятию поставляют два основных поставщика, что также является слабой стороной в деятельности предприятия.
Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек (+)
ООО «Офис - Шоп» имеет более низкие издержки обращения (на 5-10%) по сравнению с предприятиями – конкурентами, что обусловлено малым размером предприятия.
Система контроля запасов товаров, оборот запасов (+)
Контроль запасов товаров, оборота запасов на предприятии осуществляется автоматизировано.
4. Маркетинг
Товары, продаваемые фирмой (конкурентоспособность товаров) (+)
Оборудование, поставляемое ООО «Офис - Шоп» относительно дешево и высокого качества, что обуславливает его конкурентноспособность
Сбор необходимой информации о рынке (+)
Маркетинговый отдел предприятия регулярно отслеживает состояние рынка промышленного оборудования
Номенклатуру товаров и потенциал расширения (+)
Номенклатура товаров предприятия постоянно расширяется, что является сильной стороной предприятия.
Продвижение товаров на рынок и их реклама (+)
ООО «Офис - Шоп» рекламирует свою продукцию в специализированной печати, в Интернете, размещает наружную рекламу.
Ценовая политика (+)
Ценовая политика предприятия направлена с одной стороны на достижения максимальной прибыли предприятия, с другой – на поддержание товара на конкурентноспособном уровне.
5. Финансы
Возможность привлечения краткосрочного капитала (+)
ООО «Офис - Шоп» использует в своей деятельности краткосрочный привлеченный капитал, чаще всего предприятия использует в качестве заемных средств предоплату поставщиков и краткосрочные кредиты банков.
Возможность привлечения долгосрочного капитала (+)
Долгосрочный заемный капитал предприятие не привлекает.
Отношение к налогам (-)
Льгот по налогам ООО «Офис - Шоп» не имеет. Предприятие находится на традиционной системе налогообложения.