7.1. Повышение доступности программ дополнительного образования, в т.ч. для особых категорий детей.
Модернизация системы статистического учета в системе дополнительного образования.
Вовлечение в систему дополнительных поставщиков образовательных услуг, в том числе частных организаций, индивидуальных предпринимателей, в том числе работающих без привлечения дополнительных работников, посредством распространения механизмов поддержки персонифицированного выбора потребителями общеразвивающих программ дополнительного образования.
Расширение разнообразия программ, проектов и творческих инициатив дополнительного образования детей в организациях высшего профессионального образования (в т.ч. дистанционного) за счет средств федерального бюджета.
Внедрение открытых сервисов информационного сопровождения участников программ дополнительного образования, обеспечивающих, в том числе, на поддержку выбора программ, индивидуальных траекторий развития граждан.
Закрепление государственных стандартов доступности услуг дополнительного образования. Формирование федерального фонда персонифицированного финансирования программ дополнительного образования, направленного на поддержку выбора потребителями программ дополнительного образования, за счет средств федерального бюджета в соответствии с требованиями указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599.
Закрепление региональных стандартов доступности услуг дополнительного образования, внедрение механизмов их финансового обеспечения на уровне субъектов Российской Федерации, в том числе посредством создания региональных фондов персонифицированного финансирования.
|
Поддержка сети образовательных организаций, реализующих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы.
Выделение субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ модернизации дополнительного образования.
Создание механизмов вовлечения детей в систему дополнительного образования (в особенности, одаренных детей и детей в трудной жизненной ситуации).
Введение электронных систем участия детей в программах дополнительного образования.
Развитие моделей инклюзивного дополнительного образования и создание безбарьерной среды в организациях дополнительного образования.
Формирование и развитие территориальных сетей организаций дополнительного образования с использованием вариативных моделей горизонтальной (организации различных типов и ведомственной принадлежности) и вертикальной (федеральные, региональные и муниципальные организации) интеграции и кооперации.
7.2. Расширение спектра программ дополнительного образования:
Разработка концепции обновления содержания дополнительного образования, учитывающей перспективные тенденции развития науки, общества, технологий, особенности современного детства.
Выделение направлений дополнительного образования, связанных с приоритетами социального и экономического развития страны, адресная поддержка проектов и программ, методических разработок и программ повышения квалификации педагогов по данным направлениям[2].
Разработка и внедрение специальных инклюзивных программ дополнительного образования детей, учитывающие специфику работы с детьми с особыми потребностями и способствующие их социально-психологической реабилитации.
|
Разработка и внедрение современных программ профессиональной ориентации (самоопределения), формирующих базовые компетентности, позволяющие адекватно ориентироваться на современных рынках труда, в т.ч. массового компетентностного тренинга.
Нормативная регламентация, методическая и кадровая поддержка усиления образовательного характера программ отдыха и оздоровления детей и подростков, формирующих мотивацию к познанию и творчеству.
Внедрение инструментов стимулирования расширения спектра программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировочные площадки).
Формирование банка инновационных программ дополнительного образования на федеральном и региональном уровнях.
Нормативное закрепление, организационная и методическая поддержка внедрения новых форм дополнительного образования.
Поддержка инновационных разработок в сфере дополнительного образования (модельные программы, методическое обеспечение).
Нормативное закрепление как самостоятельных образовательных форм и методическая поддержка организации трудовых практик (стажировок) учебного характера для обучающихся на реальных производствах и в крупных производственных проектах.
7.3. Развитие системы регулирования качества дополнительного образования:
Разработка и внедрение современных федеральных государственных требований к предпрофессиональным программам дополнительного образования.
|
Внедрение моделей независимой оценки качества деятельности организаций, оказывающих услуги дополнительного образования, в т.ч. общественного рейтингования.
Разработка и внедрение системы общественно-профессиональной экспертизы программ дополнительного образования, результаты которой учитываются при формировании государственных (муниципальных) заданий организациям дополнительного образования,
Создание самоорганизующихся объединений поставщиков услуг дополнительного образования, включая наделение их функционалом по ведению реестра дополнительных общеразвивающих программ и их поставщиков, на которые распространяются федеральные (региональные) обязательства по персонифицированному финансированию в случае их выбора потребителями.
Внедрение системы выявление и учета (в т.ч. при поступлении в организации профессионального образования) достижений детей в программах дополнительного образования, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную (в т.ч. волонтерскую) деятельность.
Внедрение инструментов стимулирования обновления образовательных программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик (путем выделения грантов, проведения конкурсов, повышения квалификации на стажировочных площадках).
Формирование банка лучших инновационных программ и практик дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях.
Создание механизмов поддержки потребителей в выборе программ, построении индивидуальных образовательных траекторий, эффективном использовании ресурсов сферы дополнительного образования (информационное, тьюторское и консультационное сопровождение: создание тьюторских центров, информационных навигаторов, открытое представление баз данных и рейтингов организаций и программ).
Внедрение механизмов финансового обеспечения реализации органами государственной власти и местного самоуправления полномочий по организации дополнительного образования в подведомственных образовательных организациях на основе принципов нормативного подушевого финансирования.
7.4. Повышение эффективности деятельности организаций дополнительного образования
Организация регулярных обследований масштаба и содержания спроса населения на услуги дополнительного образования.
Внедрение модели персонифицированного финансирования дополнительных общеразвивающих программ, включенных в реестры самоорганизующихся объединений поставщиков услуг дополнительного образования, за счет средств создаваемого федерального фонда[3]
Внедрение механизмов финансового обеспечения реализации органами государственной власти и местного самоуправления полномочий по организации дополнительного образования в подведомственных образовательных организациях.
Интеграция и кооперация ресурсов сферы образования, культуры, спорта на базе создания интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы (с принятием Федерального Закона, позволяющего создавать данные комплексы, определять направления их деятельности и финансировать).
Формирование региональной межведомственной модели управления сферой дополнительного образования.
Создание и распространение в субъектах Российской Федерации механизмов государственной поддержки реализации дополнительных общеразвивающих программ в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и у индивидуальных предпринимателей.
Разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия организаций различного уровня и ведомственной принадлежности в оказании услуг дополнительного образования, их финансового обеспечения (в том числе музеев, организаций науки, предприятий инновационного сектора, культурных индустрий, физической культуры и спорта, высшего и специального професстонального образования).
Внедрение механизмов адресной поддержки организаций, демонстрирующих высокие достижения в поддержке одаренных детей и работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Разработка и внедрение механизмов оценки эффективности реализации дополнительных образовательных программ.
Внедрение механизмов, расширяющих возможность оплаты потребителями услуг по реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ (на принципах софинансирования).
7.5. Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования:
Апробация и внедрение уровневого профессионального стандарта педагога дополнительного образования.
Модернизация требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, системы аттестации педагогических кадров с опорой на уровневый профессиональный стандарт и модель карьерного роста.
Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования.
Формирование современной системы сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования.
Поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ в сфере дополнительного образования, в т.ч. сетевых межрегиональных проектов, конкурсов профессионального мастерства педагогов, программ и инновационных технологий.
Создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования молодых специалистов, их профессионального и творческого развития.
Внедрение механизмов адресной поддержки педагогов, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Проектирование новых специальностей в сфере дополнительного образования, квалификационных требований к ним, расширение спектра магистерских программ.
Увеличение объема подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования, в том числе педагогов-тьюторов.
Подготовка управленческих кадров для сферы дополнительного образования с приоритетами в области менеджмента, маркетинга, коммерциализации разработок.
Снятие барьеров и создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока в систему квалифицированных специалистов в областях науки, техники, искусства, физической культуры и спорта, предпринимательства и др.
Поддержка включения в систему дополнительного образования педагогических работников в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг дополнительного образования без получения лицензии.
Привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования волонтеров, студенчества и родительской общественности.
Развитие механизмов горизонтального профессионального развития и карьеры.
Поддержка профессиональных сообществ и объединений педагогов дополнительного образования.
Формирование экспертного сообщества для сопровождения инновационного развития системы дополнительного образования.
7.6. Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования
Упрощение порядка лицензирования организаций, индивидуальных предпринимателей, работающих с привлечением дополнительных работников. осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, смягчение лицензионных требований..
Обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих программы дополнительного образования к бюджетному финансированию, в том числе посредством распространения государственных обязательств по персонифицированному финансированию выбора потребителей программ, при условии включения программ и поставщиков в реестры самоорганизующихся объединений поставщиков услуг дополнительного образования
Использование механизмов налогового стимулирования для развития негосударственных организаций, реализующих программы дополнительного образования.
Субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставление государственных гарантий для перспективных стартапов в сфере дополнительного образования.
Снижение ставок арендной платы для негосударственных организаций, реализующих программы дополнительного образования.
Оптимизация требований к устройству зданий и помещений, содержанию и режиму работы организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих образовательные услуги дополнительного образования.
Увеличение масштабов поддержки некоммерческих организаций, реализующих программы дополнительного образования, через систему грантов социально-ориентированным некоммерческим организациям.
Создание стимулов для расширения масштаба программ дополнительного образования, финансируемых организациями, предприятиями для детей сотрудников.
7.7. Модернизация инфраструктуры дополнительного образования
Создание в системе дополнительного образования детей на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации сети ресурсных центров для обеспечения технологической подготовки учащихся и их научно-технического творчества на уровне современного технического прогресса.
Развитие сети организаций дополнительного образования в территориях в соответствии с демографическими тенденциями, социокультурными особенностями, градостроительными планами, стандартами определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры.
Воссоздание на новой основе (решение конкретных актуальных проблем муниципального и регионального уровня через включение детей в соответствующую деятельность) сети кубов (детско-взрослых, подростоковых) по месту жительства.
Проведение аудита материальной базы организаций дополнительного образования.
Капитальный ремонт и реконструкция зданий организаций дополнительного образования, благоустройство и оснащение прилегающих территорий.
Реализация программы оснащения организаций учебным оборудованием, инвентарем, пособиями, компьютерной техникой и высокоскоростной интернет-связью.
Создание новых моделей организаций дополнительного образования (модульные интенсивные школы, центры дистанционного образования, тьюторские центры и др.).
Разработка и внедрение механизмов государственно-частного партнерства, использования инфраструктуры организаций высокотехнологичных отраслей производства, науки, культуры.
Развитие производственно-технологической инфраструктуры дополнительного образования: минитехнопарки, детско-взрослые образовательные производства, фаблабы и др..
Создание в субъектах Российской Федерации сетей эксплораториумов, игровых центров и технических площадок (центров увлечений, хобби-центров), центров интеллектуального развития и творчества детей, подростков и молодежи, музеев науки и техники (в том числе виртуальных), тематических парков (использующих исторический, культурный, этнографический потенциал территорий).
Реализация программы модернизации и развития инфраструктуры продуктивного досуга и образования детей в каникулярный период.
Модернизация инфраструктуры и деятельности музеев, обеспечивающая возможность реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков.
Создание «индустрии поддержки технического творчества». Организация разработки и выпуска конструкторов, универсального технологического и научного оборудования, материалов, узлов и деталей для технического творчества.
Развитие системы производства методических пособий, инструментария (музыкальных инструментов, спортивного инвентаря) и оборудования для программ дополнительного образования, в т.ч через систему налоговых стимулов для предприятий, разработку государственной программы развития индустрии развивающих товаров для детей.
Создание необходимых условий для массового занятия молодежи техническими видами спорта в системе ДОСАФ.
Формирование современных территориальных социально-культурных сред развития и социализации детей.
Воссоздание системы «шефства» промышленных предприятий, научных учреждений, организаций культуры над учреждениями дополнительного образования.
7.8. Развитие неформального и информального образования:
Поддержка общественных (охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории группы детей и молодежи) медийных (использующих в качестве инструментов сервисы Интернет, ТВ, радио, анимация) проектов, направленных на просвещение детей и подростков, формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок.
Создание в сети Интернет специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида:
электронные научно-популярные журналы;
лекции и мастер-классы педагогов и носителей практик,
сетевые педагоги (консультанты, репетиторы, тьюторы),
обучающие игры и игры-симуляторы,
сервисы для создания и презентации творческих продуктов и проектов,
сетевые конкурсные площадки для презентации способностей, интерактивные аудиовизуальные системы тестирования знаний и компетенций (с системой признания в формальном образовании),
сетевые коммуникативные и проектные сообщества, сообщества по обмену знаниями и др.
Создание условий для реализации программ, совмещающих образование и продуктивный досуг (научные эксперименты, мастер-классы, образовательный туризм и др.).
Реализация проектов по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция, экстремальные виды спорта и т. д.).