Ценностный статус и стратегическая роль дополнительного образования в современном обществе




ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Первая версия)

Оглавление

Введение. 3

1. Ценностный статус и стратегическая роль дополнительного образования в современном обществе 4

2. Потенциал дополнительного образования. 6

3. Вызовы и актуальные проблемы развития дополнительного образования в современной России 12

4. Цели и задачи развития дополнительного образования. 16

5. Принципы дополнительного образования. 17

6. Основные механизмы развития дополнительного образования. 18

7. Основные направления реализации Концепции.. 19

7.1. Повышение доступности программ дополнительного образования, в т.ч. для особых категорий детей: 19

7.2. Расширение спектра программ дополнительного образования: 21

7.3. Развитие системы регулирования качества дополнительного образования: 22

7.4. Повышение эффективности деятельности организаций дополнительного образования: 23

7.5. Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования: 25

7.6. Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования: 26

7.7. Модернизация инфраструктуры дополнительного образования: 27

7.8. Развитие неформального и информального образования: 29

8. Ожидаемые результаты и эффекты реализации концепции.. 30

Приложение 1. Дополнительное образование как институт взросления. 35

Приложение 2. Центры интеллектуального развития и творчества детей, подростков и молодежи 44

Приложение 3. Дополнительное образование как ресурс регионального развития. 49

Приложение 4. Описание механизма зачета программ, пройденных обучающимися в сторонних образовательных организациях. 57

Приложение 5. Дополнительное образование детей как сфера межведомственного, государственно-частного и социального партнёрства. Механизмы консолидации и интеграции ресурсов. 60

 

Введение

В ситуации перехода России от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы к системе дополнительного непрерывного образования человека, социализации и саморазвитию человека через расширение возможностей дополнительного образования подрастающих поколений. Все более резко в условиях информационной социализации осознается необходимость общественного понимания миссии дополнительного образования, как открытого образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.

В сетевом столетии также появляется реальная возможность рефлексии ценностного статуса дополнительного непрерывного образования как уникальной и конкурентоспособной отечественной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.

Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество детской и подростковой субкультуры в Общее Дело всего общества, а не отдельных обособленных организационно-управленческих институций: детского сада, школы, техникума или вуза.

Дополнительное образование по своей сути представляет особое движение личности «поверх барьеров», которые человек выбирает сам, чтобы делать самого себя. «Личностью надо в ы делаться» - эти слова Ф.М.Достоевского могут стать эпиграфом, рельефно передающим смысл миссии дополнительного образования в развитии человека.

В связи с особой миссией дополнительного образования и возможностью изменения ценностного статуса дополнительного образования появляется шанс на то, что реализации по отношению к дополнительному образованию государственной политики, заложенной в Указах Президента России 2012 года, позволит дополнительному образованию перестать быть «золушкой» российского образования и ответить на вызовы и риски информационной эпохи. Именно на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение дополнительного образования личности в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства в XXI веке, и направлен предлагаемый проект концепции развития дополнительного образования детей, подростков и молодежи.

Ценностный статус и стратегическая роль дополнительного образования в современном обществе

 

В условиях развития постиндустриальной цивилизации государства и общество сталкиваются с новыми многообразными вызовами, успешный ответ на которые позволит выйти на качественно новый уровень жизни и развития человека, а несвоевременное или неадекватное реагирование может привести на грань катастрофы.

Во все времена миссия подготовки общества к вступлению в новые культурные эпохи ложится на систему образования. Сегодня этот вопрос встает еще более остро. В новой эпохе конкурентоспособность государств и благополучие общества прямо зависит от того, какую роль в них играет и как организовано образование. В постиндустриальном обществе образование, помимо своих традиционных функций (общественного воспроизводства и трансляции культуры), призвано решать задачи социокультурного и экономического развития, конструирования будущего, развития индивидуальности граждан.

Однако все более очевидно, что возможности общего образования в полноценном осуществлении этой миссии ограничены. Несмотря на попытки изменить его содержание и формы оно оказывается по-прежнему сосредоточено преимущественно на достижении предметных образовательных результатов, не готово обеспечить познавательную мотивацию, предоставить возможности свободного выбора образовательной траектории и сформировать умение проектировать для себя образовательную программу на протяжении всей жизни.

Реализовать миссию образования для человека, государства и общества в современном мире позволяет непрерывное дополнительное образование. Его исходной ступенью является дополнительное образование, ориентированное на свободный выбор образовательных программ, индивидуальную логику их освоения с множеством уровней образовательного результата, развитие мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению.

Сфера дополнительного образования создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего.

При этом эффективное использование потенциала дополнительного образования предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере, использование современных решений, как в области содержания и технологий, так и в части управленческих и экономических моделей.

Созданная 95 лет назад система дополнительного образования является одним из уникальных достижений российского образования. Использование ее лучших традиций и качественная модернизация в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и семей, изменениями технологического и социального уклада позволит России достойно ответить на вызовы постиндустриальной эпохи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: