Младший школьный возраст (7-11 лет)




Основные психологические новообразования:

- интериоризация моральных норм и основы формирования осознанного отношения к ним;

- развитие внутреннего плана действий, личностной рефлексии, самоконтроля и самооценки;

- развитие произвольности познавательных процессов – внимания, восприятия, памяти;

- начальные уровни осознанного умения учиться;

- овладение письменной речью;

- начало освоения научных понятий.

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками для достижения общей цели.

 

Основные формы деятельности:

— познание и учение: освоение знаковых форм описания всеобщих законов и отношений; расширение горизонта окружающего мира за пределы непосредственных наблюдений; освоение способов управления вниманием и возможностями тела;

— общение: принятие правил, ответственность как за собственные учебные достижения, так и за результаты в рамках «общего дела»;

 

— творчество: освоение нормы реалистического изображения (как реальных, так и воображаемых объектов, сюжетов и ситуаций); конструирование реалистических копий реальных и воображаемых объектов;

— игра: игра в команде (спортивная командная игра, сюжетно-ролевая командная игра), индивидуальные соревнования;

— труд: усвоение позитивных установок к труду и различным продуктивным технологиям.

Основные возрастные задачи: развитие воображения как способности творения «понятийных конструкций» внешнего мира и представления их в знаковых системах; появление основ теоретического (рефлексивного) мышления посредством коллективного решения специально выстроенных «учебных задач» в рамках учебных предметов; овладение грамотностью, в том числе функциональной; освоение обобщенных способов действия.

Основная характеристика образовательного пространства — наличие нескольких взаимодополняющих пространств: учения, тренировки, пробы, игры и места для предъявления своих достижений.

Педагогический коллектив должен обеспечить свободный переход из одного пространства в другое, организуя образовательный процесс в разных урочных и внеурочных формах, в разных видах деятельности младшего школьника. Индивидуализация в начальной школе — это создание условий для реализации личного понимания, интереса и поиска средств, позволяющих его проявить, создание авторских работ (проб) на предметном материале, участие в формировании норм работы и оценивания.

Основные образовательные процессы: познавательные игры; решение игровых задач, формирующих способы продуктивного взаимодействия с действительностью и разрешения проблемных ситуаций; формирование навыков «эстетического действия» («создания красоты»).

Основные образовательные формы: предметные и творческие кружки и секции нового типа (игровые и моделирующие); образовательные игры и игровые пространства (в том числе, открытые); творческие проекты; клубы маленьких книголюбов, кинолюбов, почемучек.

Подростковый возраст

Основные психологические новообразования:

- чувство взрослости, становление Я-концепции как интегративной системы представлений о себе;

- развитие нравственного саморегулирования;

- формирование зрелых форм учебной мотивации, при которой учение приобретает личностный смысл;

- гипотетико-дедуктивное мышление как условие формирования научного мировоззрения;

- развитие новых форм общения и придания особой значимости общению;

- опыт совместного действия в сообществе сверстников и значимых взрослых, объединённых на основе совместного замысла деятельности;

- опыт личностно и социально значимого решения и поступка.

Основные формы деятельности

— общение: формирование групп и сообществ по интересам и реализация совместных интересов, в развитой форме — совместная социально-значимая деятельность, установление статусных отношений в совместной деятельности и сообществах по интересам;

— познание и учение: тематически ориентированный устойчивый познавательный интерес; освоение основных схем моделирования законов объективного мира; освоение собственной эмоциональной сферы и телесных изменений;

— творчество: освоение целостного авторского действия; освоение эстетической формы как способа выражения эмоциональной сферы и отношения к действительности (в том числе через воображаемые сюжеты и ситуации); освоения нормы конструирования как моделирования свойств реальных и воображаемых объектов;

— игра: игра на основе освоенных знаний о мире, в том числе игра в гендерные отношения и социальные статусы на основе присвоенных культурных образцов;

—труд: усвоение позитивных установок к труду и различным продуктивным технологиям.

Основные возрастные задачи:

— развитие воображения как способности проектирования образов внешнего мира и своих действий в этом внешнем мире;

— развитие способности удерживать свою позицию и точку зрения, кооперироваться с иными позициями и носителями иных точек зрения;

— овладение свободой и самодеятельностью.

На этой ступени необходимо создать условия, в которых возможно: двигаться в познании окружающего мира по собственной индивидуальной образовательной траектории; приобрести опыт собственной проектной работы; рассматривать своё видение мира из других позиций, что связано с выстраиванием позиционных коопераций в учебном процессе; экспериментировать с собственным действием, возможность пробовать различные учебные интересы (меняя пред-профиль своего обучения).

Основные образовательные процессы: организация продуктивной внутривозрастной и межвозрастной коммуникации, а позднее — продуктивного социально-представленного «проектного» действия; формирование навыков управления собой и своими состояниями, самопозиционирования, управления микроколлективом.

Основные образовательные формы: клубы по интересам; практико–ориентированные объединения как социального, так и профессионального характера; исследовательские лаборатории (практикумы); учебные социальные проекты, массовые движения, проектные сессии (в том числе, в формате интенсивных школ).

Юношеский возраст

Основные новообразования:

- формирование мировоззрения, устойчивая Я-концепция, готовность к личностному и профессиональному самоопределению, формирование жизненных планов;

- построение системы ценностей и этических принципов как ориентиров собственного поведения;

— развитие гипотетико-дедуктивного мышления, теоретического мышления, метапознания (познания методов познания);

- расширение диапазона общения при его одновременной индивидуализации;

- готовность и способность полноценно включаться в реальные сложные проекты (исследовательские, трудовые, гражданские, бизнес-проекты и т.д.).

Основные формы деятельности:

— общение: включение в разновозрастные коллективы единомышленников для совместной продуктивной деятельности (исследовательской, творческой, проектной); свободное выстраивание отношений на основе общности интересов и мировоззрения;

— познание и учение: оформление образа мира и образа себя в мире, представления об оптимальном укладе и жизненной стратегии;

— творчество: создание метафор и сюжетов, оформляющих личные установки, мировоззрение и жизненные стратегии; конструирование моделей целостных социальных и технических систем (реальных и воображаемых);

—труд: усвоение позитивных установок к труду и различным продуктивным технологиям.

— игра: «игра всерьёз», подразумевающая реальный риск (экстремальный спорт, экстремальный туризм); проживание игровых миров, имитирующих исторические и фантастические сюжеты; пробы профессиональной деятельности.

Основные возрастные задачи:

— развитие воображения как способности творения гипотез, проектов и программ;

— овладение свободой и самодеятельностью в сфере исследований, проектирования, творчества;

— овладение способностью осуществлять научную проверку гипотез и практически воплощать проекты и программы.

Основные образовательные процессы: формирование картины мира; формирование культурной и социальной идентичности; ориентация в мире ценностей, жизненных стратегий, профессий; освоение статуса и самоощущения взрослого человека.

Основные образовательные формы:

Индивидуальные и групповые познавательные и исследовательские проекты. Формирование максимально разнообразной, и при этом системной, целостной картины мира, с необходимым обозначением собственного места и возможных траекторий в подобном мире. Интенсивные образовательные погружения, моделирующие современные практики.

Основное содержательное наполнение:

— Профессиональные пробы в режиме стажировки в основных деятельностных позициях, характерных для современных и наиболее вероятных ближайших будущих трудовых коопераций.

— Проекты, предполагающие реальный результат, а также преодоление реальных трудностей.

— Сочетание индивидуальных образовательных программ с введением в сферу профессиональной деятельности, где профессиональная сфера рассматривается по принципу организации современных технологий мышления и деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: