Денежно-кредитная политика республики беларусь: характеристика,результативность, пути и способы совершенствования.




Согласно статьи 4 Банковского Кодекса Республики Беларусь денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики.

Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя:

• краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;

• важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;

• основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;

• оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;

• мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы Республики Беларусь, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе устанавливаются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, резервы центрального банка и др).

На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и объекта регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.

Согласно Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006г. № 1475, стратегической целью денежно-кредитной политики в 2006 - 2015 годах остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.

В рамках общей государственной экономической политики конечной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение с помощью монетарных инструментов совместно с мерами экономической политики снижения и поддержания стабильно низких темпов инфляции. При этом уровень инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских цен, в 2010 году должен составить не более 5 процентов, в 2015 году - не более 3 процентов.

В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики можно выделить:

• поддержание долговременного и устойчивого экономического роста цивилизованными средствами;

• достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;

• сохранение доверия населения к национальной банковской системе;

• поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;

• обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.

Следует признать, что воздействие монетарных рычагов на состояние национальной экономики обнаруживается лишь по истечении определенного периода времени. Поэтому ошибки, допущенные в регулировании денежно-кредитной сферы, всегда имеют необратимый характер.

К концу 2010 года при прогнозируемом уровне инфляции ставка рефинансирования составит 9 – 12 процентов годовых.

Для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности

банков будут использоваться постоянно доступные инструменты (кредит и депозит ”овернайт“, сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования.

Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечит движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования. К концу 2010 года ставки по кредиту ”овернайт“ и сделкам СВОП составят 17 – 20 процентов годовых, ставка по депозитам – 5 – 8 процентов годовых.

Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 12 – 15 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 10 – 13 процентов годовых.

В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 – 43 процентов, рублевой денежной массы – 35 – 42 процентов, широкой денежной массы – 34 – 42 процентов (приложение). При этом депозиты физических лиц возрастут на 5,6 – 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей.

Реализация мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и экономической политики позволит в 2010 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 – 14,8 процента, по широкой денежной массе – до 26,6 – 27,2 процента.

Прогнозируется, что международные резервные активы в определении

Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2010 год увеличатся на 0,5 – 1,83 млрд. долларов США.

Денежно-кредитные показатели в 2010 году рассчитаны исходя из

прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь. При изменении в течение 2010 года указанных параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.

Социально-экономическое развитие страны в 2010 году в значительной

мере определяется динамикой воздействия внешнеэкономических условий.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на 2010 год рост реального валового внутреннего продукта (далее – ВВП) составит 111 – 113 процентов, инвестиций в основной капитал – 123 – 125 процентов. Индекс потребительских цен (инфляция) оценивается на уровне 108 – 110 процентов. Дефицит республиканского бюджета в 2010 году не превысит 1,5 процента к ВВП.

В 2010 году денежно-кредитная политика будет направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.

Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля.

В 2010 году сохранится привязка курса белорусского рубля к корзине

иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют плюс/минус 10 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы Республики Беларусь продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.

Денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения.

Реализация намеченных целей, задач и мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит единство проводимой экономической политики.

В 2010-2011 году приоритетными направлениями развития банковского сектора республики станут преодоление негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.

За 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 24 – 25 процентов, доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 10 процентов.

Прирост активов банков сложится на уровне 31 – 36 процентов, что составит 63 процента к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 36 – 40 процентов и достигнут 51 процента к ВВП.

При этом доля кредитов, выдаваемых банками в рамках государственных программ, в общем объеме требований банков к экономике в 2010 году снизится по отношению к 2009 году на 2 – 3 процентных пункта.

В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжится работа по созданию новых финансовых

инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.

В 2010 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее

расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег.

Предстоит провести большую работу по увеличению золотовалютных резервов, за 2010 г. они должны возрасти в размере от 500 млн. до 1,8 млрд. долл. США. Сумма резервов должна соответствовать трехмесячному объему импорта. Выполнение этого норматива позволит успешнее вести работу на международных рынках капитала, в частности, повысит кредитный рейтинг Республики Беларусь, поэтому задача всех руководителей банковской системы и банков — активно работать в этом направлении.

В настоящее время не все банки реализуют имеющиеся у них возможности по работе на национальном валютном рынке. В первую очередь это относится к дочерним иностранным банкам, для которых созданы комфортные условия для привлечения иностранных ресурсов, предоставлены возможности для активной работы на нашем рынке.

Показатели роста кредитования экономики на 2010 г. определены в размере 136—140%. Многие банки в настоящее время имеют возможности по наращиванию активных операций. Одним из важнейших направлений работы является стабильное развитие самой банковской системы. В 2010 году рост ресурсной базы предусмотрен в размере 136%. Будут увеличиваться все ее составляющие, но особое внимание уделяется привлечению средств населения.

В настоящее время в Республике Беларусь из 32 действующих банков 25 являются банками с участием иностранного капитала, и все они имеют возможность активно работать по наращиванию ресурсов. Банкам следует активизировать работу с населением в части привлечения их средств во вклады. Увеличение остатка депозитов физических лиц на 5,6—7,2 трлн. руб. станет весомым вкладом в повышение финансового потенциала банковского сектора. Средства юридических лиц необходимо увеличить на 5,1—6,2 трлн. руб., нормативный капитал банковского сектора — на 3,4 трлн. руб. при среднем росте для банков на 24—25%. Банкам следует постоянно проводить работу по сокращению проблемных активов. В прогнозе указан параметр — не более 10%, но необходимо определить пороговый параметр — не выше 5%. В текущем году появляются перспективы значительно улучшить ситуацию с проблемными активами в государственных банках, кредитующих государственные программы социально-экономического развития.

В соответствии с прогнозными показателями на 2010 г. рост рублевой денежной массы составит 135-142%, широкой денежной массы – 134-142%, рублевой денежной базы – 136-143%. Это те основные показатели, которые характеризуют работу денежно-кредитной системы в 2010 г.

Не менее важная задача, поставленная в Республике Беларусь, - создать условия для быстрого экономического развития страны, для построения новой конкурентной экономики. На протяжении многих лет наша страна имеет отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Следует провести модернизацию, реконструкцию действующих предприятий всех форм собственности с целью выпуска на них конкурентоспособной продукции. Важно создавать и развивать новые наукоемкие отрасли, используя новейшие достижения, информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии и другие направления современной науки и техники.

Для достижения указанных целей необходимо решить масштабные задачи: провести полную дебюрократизацию экономики, повысить благосостояние граждан, качество и конкурентоспособность белорусской продукции, обеспечить приток иностранных инвестиций и положительное сальдо внешней торговли.

Индикаторами успешного продвижения Республики Беларусь в решении названных задач следует рассматривать ее вхождение в 30 стран с лучшими условиями ведения бизнеса и к 2015 г. — в число первых 50 стран

мира по индексу человеческого развития.

Состояние и динамика денежно-кредитной сферы, валютного рынка, банковской системы показывают, что Национальный банк, Правительство Республики Беларусь и банки в целом обеспечивают выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.

В 2010 улучшилось внешнеэкономическое положение, ожидается экономический рост. Если в прошлом году был спад мирового ВВП на 2,2%, то в нынешнем многими экспертами (включая представи-

телей МВФ) прогнозируется рост не менее 3%. Прогнозируется экономический рост в странах, являющихся основными торговыми партнерами Республики Беларусь. По последним данным, он будет даже вы-

ше, чем предполагалось несколько ранее, что оздает благоприятные условия для роста нашей внешнеэкономической деятельности. В текущем году наблюдается прогресс в налаживании экономических связей с Латинской Америкой, Африкой, странами Азии, что должно дать положительный результат в будущем.

Значительная работа проведена по совершенствованию экономического законодательства, созданию благоприятных условий способствующих привлечения иностранных инвестиций. Достаточно сказать, что только в рамках соглашения с Китайской Народной Республикой для нас открыта кредитная линия в размере 5,7 млрд. долл. США. Такие кредитные линии фактически есть по всем направлениям, вопрос только за реализацией эффективных проектов.

 


Заключение

В заключении работы можно сформулировать следующие выводы.

1) Денежно-кредитная политика представляет комплекс взаимосвязанных мер, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка кредитных капиталов с целью регулирования воспроизводственного процесса, обеспечения экономического роста, снижения уровня безработицы и инфляции в рамках национальной экономики. Денежно-кредитная политика является важнейшей составной частью механизма управления экономикой любого вида. Поэтому вполне закономерно, что современные государства с рыночной экономикой, используя различные денежно-кредитные инструменты, могут влиять на эффективность протекания большинства процессов общественного воспроизводства.

2) Конечными целями денежно-кредитной политики являются: устойчивые темпы эко­номического роста, высокий уровень занятости, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Посколь­ку отсутствует прямой механизм воздействия денежно-кредит­ной политики на сферу производства, центральный банк стра­ны устанавливает промежуточные цели денежно-кредитного регулирования: предложение денег (денежная масса), процент­ную ставку, обменный курс национальной валюты. Изменения данных параметров передаются в реальный сектор экономики, способствуя реализации конечных целей. Для достижения про­межуточных целей центральный банк в свою очередь определя­ет набор тактических целей. Ими могут быть денежная база, де­нежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или став­ка процента по государственным ценным бумагам и др.

В период инфляции центральный банк проводит полити­ку «дорогих денег», направленную на сокращение денежной массы. В периоды спада производства для стимулирования де­ловой активности он реализует политику «дешевых денег», которая приводит к увеличению предложения денег. В зависи­мости от выбора центральным банком промежуточной цели различают гибкую, жесткую и эластичную денежно-кредитную политику.

3) Эффективность монетарной политики в значительной ме­ре зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредит­ного регулирования. Основными инструментами являются: дис­контная политика, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Регулируя учетную ставку, цент­ральный банк управляет объемами рефинансирования коммер­ческих банков, изменяя их возможности создания новых денег. А изменяя резервную норму, он воздействует на денежный мультипликатор. Операции на открытом рынке (покупка-про­дажа государственных ценных бумаг) являются оперативным инструментом влияния на денежную базу. Все эти методы используются в единой системе.

4) Курсовая политика по-прежнему будет направлена на поддержание стабильного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют с целью обеспечения благоприятных условий внешней торговли и повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках.

5) В 2010-2011 году приоритетными направлениями развития банковского сектора республики станут преодоление негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.

6) Денежно-кредитная политика в 2010 году будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения. Реализация в 2010 году намеченных целей, задач и мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит единство проводимой экономической политики.

 

Список использованной ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, Изд. "Дело и Сервис", 2000.

2. Головачев А.С. Макроэкономика: Курс лекций. -Мн.: АУП, 2002. 252с.

3. Ясинский Ю.М. Макроэкономика: опыт и проблемы. Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1999.

4. Базылев Н.И. Экономическая теория – Мн.,2002.- 743 с.

5. Лемешевский И.М. Макроэкономика. Мн.: ФУАинформ, 2004. 576 с.

6. Макроэкономика: учеб. пособие /А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова.- Мн.: БГЭУ, 2007. 415 с.

7. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Макроэкономика: Учеб. пособие. М., 2002. 462 с.

8. Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 гг. – Национальный банк Республики Беларусь. – Мн., 2006.

9. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 год и задачи банковской системы по их реализации в 2010 году // Банковский вестник. 2010. № 4.

10. Ивашковский С.Н. Макроэкономика – Мн., 2002. - 471 с.

11. Основные направления денежно-кредитной политики на 2010 г. // https://www.nbrb.by/publications/ondkp/

12. Шагас Н.Л. Макроэкономика: учебник для студентов вузов, обуч.по экон.спец. – М.: Изд-во Московского университета, 2006. – 427 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: