Понятие объекта инвестиционного правоотношения 2 глава




Как уже было сказано выше, развитие человеческого общества самым тесным образом связано с использованием минерального сырья, залегающего в недрах земли. В настоящее время потребности общества в использовании минерального сырья возрастают, что в свою очередь приводит к постоянному росту объемов добычи и расходования полезных ископаемых. Вместе с тем, это не означает, что понятия «недра» и «полезные ископаемые» могут быть уравнены. Законом РК о недрах и недропользовании прямо установлено, что минеральным сырьем признается извлеченная на поверхность часть недр, содержащая полезное ископаемое; полезным ископаемым - содержащееся в недрах природное минеральное образование в твердом, жидком или газообразном состоянии (в том числе лечебные грязи), пригодное для использования в материальном производстве; а также предусмотрен особый правовой режим для техногенных минеральных образований - минеральных образований, горных масс, жидкостей и смесей, содержащих полезные компоненты, являющиеся отходами горнодобывающих и обогатительных, металлургических и других видов производств недропользователей (п.п. 12, 13, 19 ст. 1). Соответственно, в действующем законодательстве четко проводится разграничение между понятиями «недра», «минеральное сырье», «полезное ископаемое», «техногенное минеральное образование».

Однако если первая точка зрения, отождествляющая недра и полезные ископаемые, уже несколько устарела, то вторая, несмотря на то, что они сложились примерно в один период времени, все еще сохранила свою актуальность. Достаточно сказать, что законодатель пошел именно по этому пути и устанавливает, что недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна морей, озер, рек и других водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию, с учетом научно-технического прогресса (п. 15 ст. 1 Закона РК о недрах и недропользовании). Аналогичным образом вопрос решается и в законодательстве других стран СНГ. Например, Законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. недра определяются как часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения[228].

Как видим, в обоих случаях определяющим признаком недр является их расположенность ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов. Здесь нужно также особо подчеркнуть, что ни в том, ни в другом случае не учитывается возможность выхода месторождений полезных ископаемых на поверхность земли. Следовательно, выходы месторождений полезных ископаемых на поверхность земли в соответствии с действующим законодательством нельзя признать недрами, и их правовой режим остается неопределенным. Полагаем, что с целью предотвращения такого понимания недр, российским законодательством в определенной степени восполняется неточность и неконкретность этого термина другим термином. Имеется в виду определение понятия «полезные ископаемые», содержащееся в Законе РФ о недрах, и раскрывающееся как, составные части недр в твердом, жидком или газообразном состоянии, которые могут добываться с промышленной целью путем извлечения или отделения их независимо от того, где они находятся - на глубине или выходят на поверхность.

Законодательством РК о недрах и недропользовании не предусматривается возможность выхода месторождений полезных ископаемых на поверхность, что нельзя признать правильным. Что же касается подземных вод, включенных в состав полезных ископаемых, то позиция законодателя понятна: поиск, разведка и добыча подземных вод ведутся аналогичными способами, что и полезных ископаемых. В силу своего естественного месторасположения подземные воды, так или иначе, оказывают влияние на месторождения полезных ископаемых (особенно на месторождения нефти и газа: как правило, в верхней части пласта располагается газ, ниже - нефть, еще ниже - вода[229]). Поэтому законодательство о недрах и недропользовании регулирует отношения по использованию и охране подземных вод только в той части, которая предполагает проведение разведки и разработки недр (в том числе, и использования недр для целей не связанных с разведкой или добычей полезных ископаемых). В целом же подземные воды, как составная часть единого водного фонда, должны быть подчинены правовому режиму вод.

Говоря о критериях разграничения недропользования и других видов природопользования (землепользования, водопользования и т.д.) нужно обратиться к прежней законотворческой практике, в частности, вспомнить о критериях отграничения недр от земли, отраженных еще в Горном положении СССР 1927 г., где указывалось, что полезные ископаемые являются составными частями недр, которые могут добываться путем извлечения или отделения с промышленной целью независимо от того, выходят ли они на поверхность или находятся в глубине[230]. В этом определении достаточно удачно применены термины «извлечение» и «отделение», потому что углубление под поверхность земли характерно как для недропользователей, так и для землепользователей и водопользователей. Однако для недропользователей извлечение или отделение составных частей недр - это единственно возможная форма использования земной поверхности, тогда как для землепользователей или водопользователей - это вовсе не обязательно; поэтому главными критериями выступают форма и цель использования земной поверхности.

Итак, под недрами нужно понимать часть земной коры с выходами полезных ископаемых на поверхность, которая может быть использована путем извлечения или отделения в сфере материального производства. Тут следует учитывать, что для права абсолютно не важны территориальные или пространственные границы между землей, недрами, водами и другими природными ресурсами, ведь право регулирует не соотношение различных объектов природы между собой, а те виды общественных отношений, которые возникают в процессе использования природной среды и ее составных частей для тех или иных нужд. С точки зрения права извлечение (отделение) полезных ископаемых от земной поверхности будет использованием недр, в то время как проникновение вглубь земли для прокладки труб или коммуникаций будет использованием земли. Поэтому в приведенном выше определении мы сделали основной упор на существенные признаки недр, раскрывающие их правовую природу, хотя возможно какие-то нюансы или детали нами не учтены, поэтому необходимо дальнейшее изучение и исследование этой проблемы.

Основным критерием для классификации объектов инвестиций выступает та сфера материального производства, в которой они осуществляются. Вместе с тем, зарубежный опыт показывает, что классификация объектов инвестиций может быть проведена и по другим основаниям. Так, например, в США все объекты инвестиций подразделяются на две группы: материальные активы и нематериальные активы. Материальные активы - это недвижимость; энергетические ресурсы (нефть, газ, уголь); золото и другие драгоценные металлы (платина, серебро); стратегические металлы (кадмий, селен, титан, ванадий); драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды); предметы коллекционирования (монеты, почтовые марки, произведения искусства, антиквариат). Инвестиции в материальные активы, весьма популярные и доходные в условиях высокой инфляции, становятся менее привлекательными и выгодными тогда, когда инфляция идет на убыль. В настоящее время более выгодны инвестиции в финансовые (нематериальные) активы, к которым относятся: ценные бумаги с фиксированным доходом (облигации, депозитные сертификаты, векселя); ценные бумаги с нефиксированным доходом (акции акционерных обществ, сертификаты акций и т.д.) смешанные формы (опционы, фьючерсы и т.д.)[231].

Ранее Законом РК об иностранных инвестициях ценные бумаги определялись как вид инвестиций, а не объект инвестиций (ст. 1). Но это не меняет сущности данного явления, потому что инвестиции могут выступать как в качестве объекта, так и в качестве самого инвестиционного инструмента. Так, например, при вложении свободных денежных средств в ценные бумаги, они являются объектом инвестиций, а при их дальнейшем размещении, они уже представляют собой инвестиции, вкладываемые с целью получения инвестиционного дохода. Согласно Закону РК о рынке ценных бумаг, объектами рынка ценных бумаг являются: негосударственные эмиссионные ценные бумаги организаций-резидентов РК; негосударственные эмиссионные ценные бумаги организаций-нерезидентов РК; эмиссионные ценные бумаги международных финансовых организаций; государственные эмиссионные ценные бумаги; иностранные государственные эмиссионные ценные бумаги; производные ценные бумаги и иные финансовые инструменты (ст. 4).

Подводя итоги, можно отметить, что те инвестиционные отношения, которые по своей природе являются гражданскими правоотношениями, в основном, складываются по поводу имущества, среди видов которого наиболее распространенными являются вещи. А.П. Сергеев под вещами понимает материальные предметы внешнего по отношению к человеку окружающему миру: как предметы материальной и духовной культуры, то есть продукты человеческого труда, так и предметы, созданные самой природой и используемые людьми в своей жизнедеятельности (земля, полезные ископаемые, растения и т.д.); при этом статус вещей приобретают лишь материальные ценности, полезные свойства которых осознаны и освоены людьми[232]. Б.В. Покровским указано, что суть вещи как имущества заключается не столько в ее естественных свойствах, хотя они и отражаются на ее правовом режиме, а в ее общественных свойствах как имущественного блага, способного удовлетворять человеческие потребности, обладающие потребительской и меновой стоимостью, могущего обычно иметь денежную оценку и способную, как правило, к обороту[233].

С учетом сказанного можно констатировать существование вещей (ценностей), имеющих природное происхождение, и вещей, созданных трудом человека, способных выступать в качестве объектов гражданских прав. Иначе говоря, внешний мир общества состоит из материальных ценностей (предметов), которые существуют независимо от приложения к ним человеческого труда, а также из предметов, к которым приложен человеческий труд. К первому виду относятся земля, недра, леса, воды и другие объекты природы, а ко второму - материальные ценности, обладающие свойствами товара. Разумеется, что правовой режим товарно-материальных ценностей отличается от правового режима природных объектов. Данные различия обусловлены в первую очередь особой экономической значимостью природных ресурсов по сравнению с другими материальными ценностями. Собственник товарно-материальных ценностей свободен в выборе форм и методов осуществления своего права и свободно реализует свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом; подобной свободой юридические и физические лица, имеющие право осуществлять операции по природопользованию, в отношении природных ресурсов не обладают[234]. Соответственно высказанное К.М. Ильясовой мнение о том, что право собственности не является безграничным правом и собственник должен претерпевать различного рода ограничения в общественных или частных интересах, имеет под собой определенную почву[235].

Следует особо подчеркнуть, что значимость объектов природы предопределяет такой объем правомочий, который не может превратить отдельных граждан в собственников в классическом смысле этого слова. Ведь даже в странах с развитой экономикой право частной собственности на землю и другие природные богатства не является абсолютным и безграничным, потому что сопряжено с интересами общества (в лице государства) и может быть реализовано с учетом определенных, а порой и существенных ограничений. Так, например, среди мер государственного регулирования в этой области можно выделить следующие: установление различного налогового режима (в том числе и льготного); отчуждение земли на общественные цели с компенсацией собственнику; переход в государственную собственность земли умершего, не имеющего наследников; установление ответственности за самовольное изменение собственником целевого назначения того или иного объекта природы и т.п. С другой стороны выделенных отличительных особенностей природных объектов еще не достаточно для того, чтобы утверждать, что они не могут быть признаны вещами в гражданско-правовом смысле.

Современное соотношение частно-правового регулирования природоресурсных отношений с публично-правовым регулированием привело к тому, что традиционные отрасли публичного права - земельное, водное, лесное, горное право все больше подвергаются воздействию частного права. В частности, это нашло отражение в существующем еще со времен римского права делении вещей на движимые и недвижимые, которое обусловлено естественными свойствами объектов гражданских прав. По мнению А.П. Сергеева, как правило, недвижимые вещи постоянно находятся в одном и том же месте, обладают индивидуальными признаками и являются незаменимыми; иными словами характерным признаком для большинства объектов недвижимости является их неразрывная связь с землей, именно благодаря которой они обычно обладают повышенной стоимостью[236]. С точки зрения О.М. Козыря, С.А. Степанова, из этого правила есть такое исключение: предприятие является недвижимостью не в силу его неразрывной связанности с землей, а по решению законодателя распространить на этот специфический объект особенности правового режима, устанавливаемого для недвижимого имущества; предприятие является объектом, который «выпадает» из классификации недвижимых и движимых вещей, поскольку оно вещью, даже сложной не является[237].

ГК РК устанавливается, что к недвижимому имуществу (недвижимые вещи, недвижимость) относятся: земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст. 117 ГК РК). В дополнение к аналогичному перечню видов недвижимого имущества, российским гражданским законодательством предусматривается отнесение к недвижимым вещам участков недр и обособленных водных объектов (ст. 130 ГК РФ). Т.Л. Левшина указывает в этой связи, что природоресурсовое законодательство, в отличие от гражданского законодательства, несколько по-иному определяет эти объекты применительно к праву собственности: например, законодательством о недрах признаются объектом государственной собственности недра в целом; участки же недр в виде горного отвода законодательством рассматриваются как объекты, которые могут предоставляться в пользование[238]. С позиции Г.В. Мерцаловой, недра и полезные ископаемые - это собственность государства, и от рационального их использования напрямую зависит благосостояние страны[239]. Здесь нужно несколько уточнить, что только полезные ископаемые, находящиеся в естественном состоянии, находятся в собственности государства, если же к ним приложен человеческий труд и они извлечены на поверхность, то они уже становятся товаром и будут находиться в собственности того лица, которое их добыло (если иное не предусмотрено условиями договора (контракта на недропользование).

Соответственно, разграничение проводится таким образом: недра и воды находятся в государственной собственности, в пользование могут предоставляться участок недр (горный отвод) и участок водной поверхности (часть водного объекта), а обособленные водные объекты могут находиться как в государственной, так и в муниципальной собственности. Похожим образом проводится разграничение понятий «земля» и «земельный участок» Б.В. Покровским: объектами гражданских прав являются земельные участки, а не земля как таковая[240]. С.А. Боголюбов указывает, что участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных Законом «О недрах»; тогда как добытые из недр полезные ископаемые (они при этом перестают быть объектом охраны окружающей среды, поскольку теряют связь с ней) по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности[241]. Н.В. Кузнецова также считает, что участки недр не могут быть предметом сделок или отчуждаться в иной форме, но полагает, что допускается лишь оборот прав пользования недрами, которые могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в пределах, установленных законом[242]. Н.Н. Веденин развивает эту мысль таким образом, что действующее законодательство РФ, исходя из специфики недр, признает право частной собственности лишь на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью[243]. На наш взгляд, по законодательству РФ (ГК РФ) земельные участки, участки недр и участки водной поверхности относятся к недвижимому имуществу, поэтому отношения, возникающие в процессе их использования, должны носить частно-правовой, а не публично-правовой характер.

Говоря о приблизительном характере перечня недвижимости в ГК РК и исходя из законодательно закрепленных признаков, К.М. Ильясова относит к недвижимости - незавершенное строительство, автомобильные дороги, участки недр, подземные сооружения, имеющие прочную связь с землей, поскольку их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению и целостности[244]. Однако на трубопроводы и высоковольтные линии электропередач, несмотря на их прочную связь с землей, К.М. Ильясова предлагает распространить режим движимого имущества, в силу того, что отнесение указанных объектов к недвижимости потребует регистрации прав на них в каждом регистрирующем органе, что намного затруднит признание прав на такие объекты и совершение операций с ними[245]. С последним утверждением можно согласиться только с оговоркой, что трубопроводы и высоковольтные линии электропередач - это недвижимое имущество, приравненное по своему режиму к движимому. Что касается признания объектов незавершенного строительства недвижимым имуществом, то, полагаем, что здесь не все так просто - не любое незавершенное строительство может быть отнесено к недвижимому имуществу, а только то, которое характеризуется капитальностью. Н.В. Кусяпова полагает, что признак «капитальности» является непременным условием признания недвижимыми вещами здания или сооружения и предлагает его понимать как наличие несущих конструкций здания, сооружения и их связь с землей через фундамент[246]. В целом, с таким утверждением можно согласиться, в противном случае - достаточно будет заложить фундамент и такое незавершенное строительство уже может быть признанно самостоятельным объектом и перейти в разряд недвижимого имущества.

Объекты инвестиционных правоотношений многочисленны и разнообразны, нами рассмотрены лишь отдельные их виды. Инвестиционные отношения развиваются очень быстро и становятся все более сложными, как по содержанию, так и по формам их проявления. Как следствие, многие аспекты инвестиционной деятельности остаются без должного законодательного закрепления. Можно отметить следующие негативные моменты: в действующем законодательстве РК отсутствуют нормы, посвященные объектам инвестиционных правоотношений; нет четкости в определении объектов инвестиционной деятельности и объектов инвестиций; не выработана единая позиция в отношении недвижимого имущества, в частности нет ясности в том, относятся ли к недвижимому имуществу участки недр и закрытые (обособленные) водные объекты. Поэтому, несмотря на принятие нового инвестиционного закона, предстоит еще работа по устранению серьезных пробелов в инвестиционном законодательстве, что, несомненно, повысит его эффективность и значимость в регулировании инвестиционных отношений.

 

§3. Содержание инвестиционного правоотношения

 

В литературе вопрос о содержании правоотношения остается дискуссионным. В основном, сложилось три подхода: 1) с точки зрения А.В. Мицкевича, содержание правоотношения является структурным элементом и включает взаимные права и обязанности субъектов[247], в дополнение к этому, в содержание правоотношения С.С. Алексеев включает и поведение субъектов[248]; 2) по мнению В.Н. Хропанюка, самостоятельными элементами структуры правоотношения выступают права и обязанности субъектов[249] (то есть права и обязанности в отдельности друг от друга, а не как совокупность); 3) В.Н. Протасов утверждает, что содержание не может быть отождествлено не только с отдельно взятым элементом, но даже и с составом в целом; не содержание - элемент состава, а напротив, состав есть одна из сторон содержания (наряду со структурой); следовательно, содержанием может быть только единство состава и структуры - структурно-организованное единство элементов[250].

Несмотря на существенные различия в подходах, можно выявить и общее - единодушие в понимании правоотношения как сложного явления, состоящего из структурных элементов. Различия можно классифицировать следующим образом: признание содержания правоотношения структурным элементом и отрицание этого; включение в понятие «содержание» только юридического содержания, или еще и фактического содержания; рассмотрение прав и обязанностей как совокупности, составляющей содержание правоотношения. В первую очередь, по нашему мнению, неоправданно чрезмерное расширение самого понятия «содержание» за пределы структурного элемента. Видимо с общефилософских позиций возможно отождествлять содержание со структурой и составом правоотношения, но с общеправовых позиций - это нецелесообразно, потому что происходит расширение одного понятия (содержания) за счет сужения других понятий (структуры и состава). Содержание правоотношения является структурным элементом вследствие того, что без других элементов структуры (без субъектов и объектов правоотношения), в отдельности от них, оно существовать не может. Именно неразрывная связь всех трех элементов составляет структуру правоотношения, представляющего собой взаимосвязь между участниками (субъектами) правоотношения, осуществляемую посредством возлагаемых на них субъективных прав и юридических обязанностей.

Далее, понятие «содержание» можно рассматривать и в узком смысле (имея в виду только его юридическое содержание) и в широком смысле (включая и фактическое содержание). Но опять-таки встает вопрос о целесообразности: юридическое содержание определяет фактическое содержание, то есть правовое отношение выступает в качестве юридической формы фактического общественного отношения. Рассмотрение в качестве самостоятельных элементов структуры правоотношения прав и обязанностей, представляется нелогичным, так как единство прав и обязанностей является общеизвестным фактом и в доказательствах не нуждается. Именно неразрывная связь субъективных прав и обязанностей составляет содержание правоотношения. О.С. Иоффе верно замечено, что когда государство регулирует поведение граждан непосредственно, при помощи норм объективного права, путем возложения на них определенных, законом установленных обязанностей, то эти обязанности должны быть выполнены перед самим государством; когда же регулирование поведения осуществляется не правовыми нормами непосредственно, а этими последними при помощи субъективных прав, то право требования определенного поведения от обязанных лиц принадлежит в первую очередь не государству непосредственно, а лицам, наделенным субъективными правами[251]. Субъективное юридическое право - это не просто фактическая возможность того или иного поведения, а защищенная государством возможность поведения, потому что субъективное право предоставляет право требовать от обязанной стороны совершения определенных действий, право обращения за защитой в соответствующий государственный орган, право на самозащиту нарушенного права и т.п. В противовес субъективному праву, предоставляющему свободу поведения, юридическая обязанность состоит в должном поведении, которое должно соответствовать субъективному праву, и в этом проявляется взаимная связь субъективных прав и юридических обязанностей.

Таким образом, содержание инвестиционного правоотношения составляет совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов (участников) этих правоотношений.

 

 

Тема 7. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

§1. Инвестиционная деятельность (понятие, признаки и виды)

 

Возвращаясь к вопросу о соотношении понятий «инвестиционная деятельность» и «инвестирование», нужно отметить, что инвестиционная деятельность охватывает инвестирование (под которым понимается вложение инвестиций) и реализацию инвестиций (то есть совокупность практических действий по их осуществлению). Следовательно, инвестиционная деятельность может быть охарактеризована как деятельность по вложению инвестиций и реализации инвестиций.

В соответствии с Законом об инвестициях «инвестиционная деятельность» представляет собой деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 1). В указанном определении понятие «инвестиционной деятельности» неоправданно сужено: во-первых, ограничен круг субъектов инвестиционной деятельности (исключены государства и международные организации); во-вторых, инвестиционная деятельность ограничена рамками деятельности по участию в уставном капитале коммерческих организаций; в-третьих, она ограничена использованием создаваемых или увеличиваемых фиксированных активов для предпринимательской деятельности.

На наш взгляд, инвестиционная деятельность может быть признана в качестве вида не только коммерческой (предпринимательской) деятельности, но и некоммерческой деятельности. Поэтому инвестиционной деятельности присущи такие признаки предпринимательства, как самостоятельность, инициативность, рисковый характер. Но вместе с тем, инвестиционная деятельность характеризуется направленностью на создание материальных или духовных благ (объекта инвестиционной деятельности) и преследует цель - получение прибыли (извлечение дохода) или достижение положительного социального эффекта.

Рассматривая инвестиционную деятельность как процесс по созданию объекта инвестиционной деятельности (т.е. осуществление инвестиций в прямой форме) можно выделить две основные стадии: 1) прединвестиционная стадия (вложение инвестиций); 2) постинвестиционная стадия (наступает после создания объекта инвестиционной деятельности, и включает в себя использование объекта инвестором либо его продажу, сдачу в аренду и т.д., то есть определение юридической или фактической судьбы объекта инвестиционной деятельности). Прединвестиционная стадия также состоит из ряда последовательно совершаемых действий - принятие решения инвестором об осуществлении инвестиционной деятельности; выбор инвестируемого объекта; разработка инвестиционного проекта; заключение инвестиционного договора (согласование условий инвестиционного контракта); исполнение договора (создание объекта инвестиционной деятельности). Постинвестиционная стадия, в основном направлена на определение юридической или фактической судьбы объекта инвестиционной деятельности.

В свою очередь, инвестиционная деятельность, не связанная с созданием объекта инвестиционной деятельности (т.е. осуществление инвестиций в косвенной и ссудной форме), также охватывает две стадии, но несколько иного содержания: 1) прединвестиционная стадия (вложение инвестиций (в том числе, принятие решения об осуществлении инвестиционной деятельности, согласование условий инвестиционного договора и его заключение); 2) постинвестиционная стадия (получение прибыли (дохода) от инвестиций).

Виды инвестиционной деятельности можно классифицировать в зависимости от сферы вложения и реализации инвестиций - это инвестиционная деятельность в сфере недропользования, строительства, на рынке ценных бумаг, в банковской сфере, в некоммерческой сфере и т.д.; в зависимости от субъекта - это инвестиционная деятельность физических лиц (в том числе, граждан РК, иностранных граждан и лиц без гражданства), юридических лиц, государства (в том числе иностранных государств), международных организаций; в зависимости от оказания государственной поддержки - инвестиционная деятельность, осуществляемая без предоставления инвестиционных преференций, и инвестиционная деятельность юридического лица РК, заключившего контракт о предоставлении инвестиционных преференций; и т.п.

 

 

§2. Государственное управление и государственное регулирование инвестиционной деятельности

 

Государство, регулируя инвестиционные отношения, использует различные формы и методы воздействия на поведение субъектов инвестиционной деятельности, и может выступать как собственник в отношении объектов государственной собственности и как регулятор инвестиционных отношений по поводу объектов, не находящихся в государственной собственности. Как правило, в первом случае речь идет о государственном управлении, во втором, - о государственном регулировании инвестиционной деятельности.

Государственное управление - это правовой институт, непосредственно связанный с институтом государственной собственности, потому что управление как таковое представляет собой не что иное, как способ выражения отношений собственности. Государственное управление объектами государственной собственности реализуется посредством взаимодействия субъектов управления - соответствующих государственных органов и юридических и физических лиц. В частности, в системе общественных отношений по управлению недрами с одной стороны выступают недропользователи (физические или юридические лица, обладающие в соответствии с действующим законодательством правом на проведение операций по недропользованию); а с другой - соответствующие органы государственного управления (министерства, комитеты и т.д.). При этом, общественные отношения, складывающиеся между указанными субъектами, могут быть как вертикальными управленческими правоотношениями, целиком и полностью построенными на власти и подчинении (например, отношения в области охраны недр и окружающей природной среды), так и горизонтальными общественными отношениями, в которых нет какого-либо подчинения (например, договорные правоотношения).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: