Понятие объекта инвестиционного правоотношения 3 глава




Специфика участия государства в гражданских правоотношениях, с точки зрения Ю.В. Романец, проявляется в двух аспектах: во-первых, в силу того, что государство должно обеспечивать определенные потребности всего общества, необходим правовой механизм, позволяющий ему планировать свое участие в гражданских обязательствах и добиваться выполнения этих планов; во-вторых, поскольку государственная собственность создается на публичные средства и используется на публичные цели, необходим особый контроль за ее созданием и использованием; иными словами, в правовом регулировании гражданских отношений, связанных с государственной собственностью, должно быть четко выражено публичное начало, обеспечивающее надлежащее выполнение тех задач, которые возложены на государство[252]. Вместе с тем считаем неверным утверждение о сохранении публичных начал в регулировании гражданских отношений, связанных с государственной собственностью, наоборот регулирование гражданских отношений, в том числе складывающихся по поводу объектов государственной собственности, должны строится только на частно-правовых началах.

В этой связи следует согласиться с мнением М.К. Сулейменова о том, что, имея участие в уставном капитале юридических лиц, государство выступает как субъект частного права, но при этом государство сохраняет осуществление своих публичных функций, направленных на защиту государственных и социальных интересов, правомерных интересов граждан и юридических лиц; главная задача при решении проблемы участия государства в уставном капитале юридических лиц - это четкое концептуально обоснованное разграничение частно-правовых и публично-правовых методов правового регулирования этих сложных комплексных отношений[253]. Поэтому необходимо в ближайшее время в законодательном плане разрешить проблему участия государства в коммерческих и некоммерческих юридических лицах.

В результате проведенной реорганизации системы государственного управления[254] центральным исполнительным органом в области государственной поддержки инвестиций стало Министерство индустрии и торговли РК. В качестве стратегических функций министерства в этой сфере выступают: работа по реализации мер, направленных на улучшение инвестиционного климата РК; обеспечение оценки эффективности мер государственной поддержки и уровня инвестиций частного сектора; разработка и координация реализации государственной политики по стимулированию инвестиционной активности частного сектора и улучшению инвестиционного климата в РК; координация деятельности государственных органов по совершенствованию инвестиционного климата в части развития международного сотрудничества по вопросам взаимной защиты и поощрения инвестиций, а также определение перечня приоритетных видов деятельности для предоставления инвестиционных преференций; разработка мер по осуществлению государственного контроля за исполнением инвестиционных обязательств[255].

Комитет по инвестициям Министерства индустрии и торговли РК является ведомством министерства, осуществляющим специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию в области государственной поддержки инвестиций в РК. Первоначально в соответствии с постановлением Правительства РК от 18 ноября 2002 г. закреплялся довольно обширный перечень основных задач Комитета по инвестициям, а именно: содействие привлечению инвестиций в экономику РК; разработка и реализация мер по улучшению инвестиционного климата в стране; координация деятельности государственных органов по работе с инвесторами; обеспечение деятельности Совета иностранных инвесторов; содействие привлечению финансовых ресурсов для реализации государственных программ, приоритетных проектов; создание эффективной системы взаимодействия с инвесторами, содействие в обеспечении соблюдения гарантий, установленных законодательством РК, а также в защите законных прав и интересов инвесторов[256]. Однако теперь согласно Положению о Комитете по инвестициям, утвержденному постановлением Правительства РК от 26 ноября 2004 г. в качестве основных задач Комитета по инвестициям названы только две: 1) оказание мер государственной поддержки инвестиций путем заключения контрактов; и 2) привлечение крупных иностранных компаний в несырьевой сектор экономики Республики Казахстан[257]. По сути дела это даже не задачи, а главные направления деятельности Комитета по инвестициям, наиболее важные и приоритетные на сегодняшний день.

Анализ действующего законодательства позволяет выявить следующие особенности регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления инвестиционной деятельности. Государственное регулирование инвестиционных отношений представляет собой институт инвестиционного права, который можно условно разделить на две составные части: прямое государственное регулирование - осуществляемое в сфере государственных инвестиций; в сфере недропользования и других видов природопользования; в сфере приватизации объектов государственной собственности; и т.д. Вторая составляющая - это косвенное регулирование инвестиционных процессов в стране, включающее обеспечение государством гарантий прав инвесторов, защиты инвестиций и оказание государственной поддержки инвесторам, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики (путем предоставления инвестиционных налоговых преференций, освобождения от обложения таможенными пошлинами, предоставления государственных натурных грантов). Соответственно, прямое государственное регулирование реализуется посредством административных мер и способов воздействия, тогда как косвенное регулирование предполагает преимущественное применение экономических мер стимулирующего характера.

Вместе с тем, развитие косвенного регулирования не должно означать полного отказа государства от участия в инвестиционной деятельности. Мировая практика свидетельствует в пользу вмешательства государства в экономические проблемы: во Франции, например, осуществляется стратегический анализ рыночной экономики, и государство во всех необходимых случаях вносит коррективы в планы деятельности компаний и корпораций[258]. По существу, аналогичным образом складывается практика и в других странах. В послевоенный период в развитых странах наблюдалось резкое усиление президентской власти, концентрация функций в руках главы государства, происходил рост государственного аппарата за счет увеличения числа министерств и центральных ведомств (в 1963 г. в Англии насчитывалось 42 министерства и около 60 ведомств, что неизбежно привело к необходимости сокращения аппарата и в 1970 г. число министерств уменьшилось до 14[259]). Даже в США, бастионе свободной коммерции, современный уровень развития экономики не может быть объяснен исключительно действием рыночных законов, в большей степени это является следствием проведения государственной политики, направленной на оказание государственной поддержки развитию бизнеса (в том числе, малого и среднего бизнеса) как на федеральном уровне, так и на уровне штатов[260]. Поэтому можно говорить об объективной обусловленности государственного регулирования экономических отношений, что в полной мере проявляется и в инвестиционной сфере.

 

 

§3. Методы и направления государственного регулирования инвестиционной деятельности

 

В современных условиях специфика участия государства в инвестиционных отношениях проявляется в том, что государство как субъект оказывает воздействие на инвестиционные отношения посредством их публично-правового урегулирования (напрямую управляя государственными инвестициями) и частно-правового урегулирования (участвуя в договорных (гражданско-правовых) отношениях). При этом можно в сфере публично-правового регулирования выделить прямое (централизованное, административное) воздействие и непрямое (в первую очередь, стимулирующее) воздействие. Следовательно, существуют два основных способа воздействия на инвестиционные отношения - частно-правовой (диспозитивный) и публично-правовой (императивный). Указанные методы являются общими, тогда как применяются и специальные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности - предоставление инвестиционных преференций, установление национального режима иностранным инвестициям, совершенствование системы налогообложения в инвестиционной сфере, защита прав инвесторов, и т.п.

В частности, одним из направлений государственного регулирования инвестиций выступает разработка, принятие и реализация республиканских и местных бюджетных инвестиционных проектов (программ). Бюджетные инвестиции осуществляются посредством реализации бюджетных инвестиционных проектов и бюджетных инвестиционных программ, а также посредством участия в формировании и увеличении уставного капитала юридических лиц. По уровню значимости решаемых задач бюджетные инвестиционные проекты (программы) подразделяются на республиканские и местные. Критериями определения республиканских и местных бюджетных инвестиционных проектов (программ) являются: 1) критерий по виду собственности, определяющий бюджетный инвестиционный проект (программу) как республиканский или местный в зависимости от возникающего права собственности (республиканской или коммунальной) на имущество, полученное в результате реализации бюджетного инвестиционного проекта (программы); 2) критерий по получателям выгод, определяющий бюджетный инвестиционный проект (программу) как республиканский, если получателями экономических выгод от реализации бюджетного инвестиционного проекта (программы) являются субъекты двух и более областей, города республиканского значения, столицы, и как местный, если получателями экономических выгод от реализации бюджетного инвестиционного проекта (программы) являются субъекты одной области, города республиканского значения, столицы (ст. 47 Бюджетного кодекса). В соответствии с Правилами рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиционных проектов, утвержденными постановлением Правительства РК от 17 апреля 2009 г. № 545 отбор бюджетных инвестиционных проектов и вынесение на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии осуществляются центральным или местным уполномоченным органом по государственному планированию при представлении администратором бюджетных программ документов, указанных в п. 1 ст. 66 Бюджетного кодекса РК в рамках формирования перечня приоритетных бюджетных инвестиций в составе прогноза социально-экономического развития[261].

В Российской Федерации государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на схожих началах: в составе Федерального Бюджета формируется Бюджет развития, формируемый в составе капитальных расходов Федерального Бюджета и используемый для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов; разрабатываются и принимаются федеральные и региональные инвестиционные программы (например, Федеральная адресная инвестиционная программа)[262]. При этом достаточное распространение получила практика направления государственных (бюджетных) инвестиций не только для инвестирования государственных учреждений и организаций, но и для инвестирования частных лиц. Так, Указом Президента РФ «О частных инвестициях в Российской Федерации» от 17 сентября 1994 г.[263] предусмотрено, что инвестор, победивший на конкурсе инвестиционного проекта, вправе по своему выбору определить различные формы участия государства в финансовом обеспечении представленного им проекта.

В соответствии с бюджетным законодательством РФ[264], предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества указанных лиц (ст. 80). Условиями выделения денежных средств являются: 1) более высокий относительно других инвестиционных проектов уровень отдачи в федеральный бюджет; 2) наличие у заемщика собственных денежных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50 миллионов долларов США) - не менее 10% указанного объема; 3) диверсификация риска государства с частным капиталом (наличие частных соинвесторов и кредиторов, готовых предоставить средства; 4) наличие у инвестора собственных средств, не покрытых государственной гарантией. Формами государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов выступают: предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев; предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ; предоставление государственных гарантий по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора[265]. В качестве отличительных особенностей можно назвать следующие: в России государственная поддержка частных инвестиций осуществляется путем выделения денежных средств и предоставления государственных гарантий частным лицам (инвесторам). Тогда как в РК предоставление инвестиционных преференций инвесторам, заключившим контракт с Комитетом по инвестициям, не предполагает предоставления денежных средств из республиканского бюджета или предоставление государственных гарантий.

Также представляет интерес тот факт, что ФЗ об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений предусматривает создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений и прямое участие государства в этой деятельности. Но конкретно не устанавливает, какие льготы и преференции будут предоставлены для стимулирования данного вида инвестиционной деятельности (есть указание на то, что субъектам инвестиционной деятельности предоставляются льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащие законодательству РФ (п. 2 ст. 11).

В противоположность этому, в РК устанавливается предоставление инвестиционных преференций, но при соблюдении двух условий: 1) соответствия предусматриваемой инвестиционной деятельности перечню приоритетных видов деятельности на уровне классов общего классификатора видов экономической деятельности или перечню инвестиционных стратегических проектов; 2) предоставления необходимых документов, подтверждающих наличие у инвестора (юридического лица РК) финансовых, технических и организационных возможностей для реализации инвестиционного проекта или инвестиционного стратегического проекта.

Соответственно, используются различные методы стимулирования инвесторов: в РК инвесторам, осуществляющим деятельность в приоритетных секторах экономики или реализующим инвестиционные стратегические проекты, предоставляются значительные инвестиционные преференции, не подлежащие возврату по истечении срока договора в случае его надлежащего исполнения и на длительный срок (до 5 лет). Тогда как в РФ выделение денежных средств осуществляется только на возвратной основе и ограничено небольшим периодом времени (не более 24 месяцев); в отношении инвестиций, осуществляемых в форме капиталовложений, хотя законодательством и устанавливается их значимость для развития экономики, но каких-либо конкретных льгот или преференций инвесторам, их осуществляющих, не предусматривается. Считаем это серьезным упущением, потому что теряется основной смысл этого законодательного акта - обеспечить необходимые условия для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капиталовложений.

В РФ государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на трех уровнях: 1) РФ совместно с республиканскими и муниципальными органами разрабатывает и реализует различные программы по развитию экономики; 2) республики в составе федерации на своей территории в пределах своей компетенции устанавливают порядок осуществления инвестиций и обеспечивают их защиту; 3) местные органы власти, самостоятельно, без согласования с вышестоящими органами определяют направления использования инвестиций, осуществляемых за счет местного бюджета и привлеченных кредитов, организуют реализацию инвестиционных проектов. Право принятия решений по инвестициям и условий инвестирования на территории России в объекты федеральной собственности, собственности других республик, а также совместной собственности федерации и других республик определяются на основании специальных межреспубликанских договоров[266].

Очевидно, что местные исполнительные органы в РФ более свободны в выборе форм и методов инвестирования, чем местные исполнительные органы в РК. Наряду с этим, российские местные исполнительные органы без согласования с вышестоящими органами могут не только определять направления использования инвестиций, но и организовывать реализацию инвестиционных проектов. Полагаем, что чрезмерная централизация и излишнее администрирование в регулировании инвестиционной деятельности сковывают инициативу местных исполнительных органов и не способствует экономическому развитию регионов.

 

 

§4. Прямое государственное регулирование инвестиционной деятельности

 

В странах Европы прямое государственное регулирование инвестиционной деятельности сложилось вследствие необходимости оперативного разрешения проблем в бедствующих регионах, обострившихся после первого нефтяного кризиса. Целесообразность государственного вмешательства была обусловлена отсутствием интереса у национальных и иностранных инвесторов по участию в развитии экономики того или иного региона. В результате появились государственные инвестиционные компании, которые создавались для привлечения новых инвесторов в бедствующие регионы, оказания им помощи в расширении, реконструкции существующих и создании новых производств. Первостепенное значение при этом придавалось таким мероприятиям, как: выпуск новых видов продукции; внедрение современных технологий; обновление и рост производства; организация предприятий с совместным участием иностранного капитала; содействие проведению исследований по созданию новых продуктов и разработке новых технологий (безотходных и малоотходных технологий).

Создание государственных инвестиционных компаний в разных странах было продиктовано необходимостью государственного стимулирования деятельности инвесторов в регионах, нуждающихся в мерах подобного характера. Например, в США с целью поднятия экономики обширного региона «бедствия», охватывающего территорию семи штатов на юго-востоке страны (долина реки Теннеси), была создана, специальная государственная корпорация - Управление (Администрация) долины Теннеси[267]. В Бельгии есть региональные инвестиционные компании, выполняющие функции банка развития, а именно: стимулирование создания новых частных компаний, реконструкции и расширения уже существующих; содействие образованию новых государственных компаний; проведение государственной экономической политики в регионах. В Швеции, с учетом низкой эффективности традиционных видов помощи в проблемных регионах, создаются государственные региональные компании, которые оказывают финансовую поддержку, принимая долевое участие в реконверсии предприятий и организаций производства новых товаров, поддерживают предприятия малого и среднего бизнеса. В Нидерландах создано пять государственных компаний регионального развития, они стимулируют развитие собственного потенциала различных регионов и усиление связей между региональной и общенациональной промышленностью, оказывают помощь существующим фирмам, особенно малым и средним, принимают долевое участие в деятельности отдельных фирм[268].

Обобщая сказанное, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, без экономического развития регионов невозможно обеспечить реальное экономическое развитие страны в целом. Во-вторых, наряду с развитием государственной поддержки инвестиций, осуществляемым в приоритетных секторах экономики, нужно разработать и принять программы содействия развитию отдельных регионов страны, наиболее нуждающихся в оказании поддержки со стороны государства. В-третьих, необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на преодоление экономической отсталости некоторых регионов нашей страны (в первую очередь, стимулирующего характера).

В качестве конкретных мер, способных разрешить сложившуюся ситуацию, можно назвать такие, как: создание государственных инвестиционных компаний; разработка и реализация конкретных программ развития регионов; реализация проектов, направленных на создание (восстановление) отдельных производств; и т.п. К сожалению, на практике деятельность местных органов носит в большей степени формальный характер и не приносит ощутимых результатов. Возможно следует увеличить самостоятельность местных исполнительных органов и расширить полномочия региональных подразделений Комитета по инвестициям в области привлечения инвестиций в региональные и межрегиональные проекты, а не устанавливать новые правила осуществления мониторинга и контроля за деятельностью инвесторов.

Завершая, следует отметить, что определенные шаги по совершенствованию прямого государственного регулирования государственными (бюджетными) инвестициями предпринимаются. В частности, Правительство РК намерено повысить и упорядочить требования к подготовке, анализу, экспертизе и отбору бюджетных инвестиционных проектов (программ). На начальном этапе при разработке Программ государственных инвестиций не всегда учитывался такой важный момент, как реальная приоритетность того или иного сектора экономики, который заявлялся в качестве такового. Например, выделенные как приоритетные - государственные услуги общего характера, намного опережали по объемам финансирования более значимые, с нашей точки зрения, секторы, такие как, образование, здравоохранение, социальная помощь и социальное обеспечение, а также общественный порядок и безопасность. Да и сами инвестиционные проекты в сфере государственных услуг (модернизация Казначейства, развитие финансового сектора, заем технической помощи, пилотный проект по регистрации прав на недвижимость и сделок с ней; регистрация прав на недвижимость и сделок с ней) нельзя назвать более приоритетными, чем государственные проекты технического оснащения органов безопасности, органов внутренних дел; развитие базового образования или реформа в секторе здравоохранения[269]. Поэтому следует четко определить критерии, которым должны отвечать бюджетные инвестиционные проекта и бюджетные инвестиционные программы, установить персональную ответственность должностных лиц, принимающих решение об их отборе, а также лиц, занимающихся их реализацией.

 

 

§5. Проблемы совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности

 

Зарубежный исследователь развивающихся рынков М. Мобиус полагает, что ключевым моментом для ускоренного развития являются низкие налоги, контролируемые правительственные расходы, стабильная валюта, открытые рынки и нерегулируемые цены (поскольку такие ценовые движения составляют жизненно важный источник информации для экономической системы)[270]. Не отрицая, в целом, предлагаемый комплекс мер по созданию развитой рыночной экономики, не лишним будет напомнить об одном из самых эффективных способов сокращения государственных расходов и высвобождения финансовых ресурсов для частного сектора - о приватизации.

Успешный опыт Великобритании в этой области продемонстрировал, что чрезмерный контроль государства над всеми отраслями производства оказывает негативное воздействие на развитие экономики. В частности, до проведения национализации, такие отрасли экономики как, угольная промышленность, сталелитейная промышленность, газоснабжение, производство электроэнергии, телекоммуникации, авиационная промышленность, кораблестроение и др., характеризовались низкой производительностью труда, высокими затратами, высокими ценами, неэффективным использованием ресурсов и некачественным обслуживанием клиентов. По мнению М. Мобиуса, проведенная в Великобритании приватизация улучшила производительность труда в бывших национализированных отраслях и доказала большую важность роли государства как регулятора, а не собственника[271].

Однако приватизация объектов государственной собственности, проведенная в странах - бывших социалистических республиках Советского Союза не была такой успешной и получила нарицательное название «прихватизация». Не случайно среди основных причин инвестиционного кризиса в России С.А. Павлова, Д.Б. Филимонов называют: ошибки в проведении приватизации; отсутствие продуманной промышленной политики, в том числе четкого плана государственного протекционизма; отсутствие единой концепции конверсии; и др.[272]. Н.Н. Жансеитов подводя итоги начальных этапов приватизации в Казахстане, делает вывод о том, что этот процесс пошел не по пути становления комплекса рыночных механизмов и появления институтов, способствующих эффективного функционированию негосударственного сектора, и привел к разбазариванию приватизируемого имущества и продаже его за бесценок[273].

Все это свидетельствует о том, что нельзя слепо копировать опыт развитых государств, необходимо избежать ошибок, совершенных многими развивающимися странами, некогда являвшимися примером для подражания (например, Аргентина, страны Юго-Восточной Азии), нужно, основываясь на зарубежном опыте и учитывая объективные экономические закономерности общественного развития, выработать свои концептуальные подходы к теории экономического развития, и создать свою экономическую модель, а не американскую, германскую или французскую.

Достижение устойчивого экономического роста невозможно без повышения инвестиционной активности в стране. В свою очередь инвестиционную активность можно обеспечить только при условии формирования привлекательного инвестиционного климата, как для иностранных, так и для национальных инвесторов. В инвестиционной сфере получили законодательное закрепление гарантии правовой защиты деятельности инвесторов: иностранным и национальным инвесторам в равной степени предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается Конституцией РК, Законом об инвестициях и иными нормативными правовыми актами республики, а также международными договорами, ратифицированными РК (ст. 4 Закона РК об инвестициях).

Говоря о роли государства в условиях «свободного рынка», Ю.Г. Басин, М.К. Сулейменов, Е.Б. Жусупов подчеркивают, что сейчас государство ищет новые формы развития рыночных отношений, повышения инициативы и заинтересованности предпринимателей, в том числе инвесторов: дальнейшее развитие экономики явно нуждается в усилении государственного управления рыночными отношениями, но не методами приказов и бесконечных требований, а четким установлением государственных запретов, разумных и продуманных проверок, строгой отчетности и направленности финансовой заинтересованности предпринимателей в нужных для государства экономических и социальных целях[274]. Разумеется, соотношение запретов, ограничений и дозволений, преференций должно быть оптимальным: государство должно стоять на страже общественных (публичных) интересов.

Наша страна известна своими огромными запасами залежей полезных ископаемых и главная задача состоит в том, чтобы рационально и эффективно их использовать. Как заметил Дж. Стиглиц, большинство богатых природными ресурсами стран не могут похвастаться более высоким темпом роста или каким-либо другими экономическими успехами по сравнению со странами, не наделенными ресурсами (богатая нефтью Нигерия растратила четверть триллиона нефтяных доходов и сейчас имеет огромные долги, две трети населения Венесуэлы живет в бедности)[275]. Поэтому мы должны умело распорядиться доставшимися нам природными ресурсами в интересах настоящего и будущего поколений.

Самое непосредственное и первоочередное влияние на улучшение инвестиционного климата в нашей стране может оказать совершенствование действующего инвестиционного законодательства. Однако Закон РК «Об инвестициях», вопреки ожиданиям, в недостаточной степени оправдывает свое назначение как основного специального акта в области регулирования инвестиционных отношений. Поэтому, на наш взгляд, впереди кропотливая работа по серьезной доработке основных положений Закона об инвестициях, в частности, и по совершенствованию всего массива нормативных актов, регулирующих инвестиционные отношения, в целом. Следует еще раз подчеркнуть, что правовое регулирование выступает неотъемлемой частью государственного регулирования, направленного на привлечение в экономику страны иностранных и национальных (отечественных) инвестиций, что предопределяет особенности участия государства как субъекта инвестиционных отношений в условиях рынка.

С учетом вышеизложенного, можно сформулировать следующие основные направления совершенствования государственного регулирования инвестиций: совершенствование правового регулирования инвестиций; реформирование существующей налоговой системы в сторону снижения (облегчения) налогового бремени; дальнейшее развитие и совершенствование политики государственной поддержки инвестиций, осуществляемых в приоритетных секторах экономики; повышение привлекательности ценных бумаг отечественных эмитентов; создание системы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг; повышение инвестиционной активности населения.

 

 

Тема 8. Правовое регулирование инвестиций в различных отраслях экономики

§1. Правовое регулирование инвестиций в сфере недропользования

 

В процессе использования недр возникает две группы правоотношений: во-первых, отношения собственности на недра земли, находящейся в пределах РК; во-вторых, отношения по владению и пользованию недрами. Правовые нормы, регулирующие отношения собственности на недра, образуют институт государственной собственности на недра. В свою очередь, правовые нормы, регулирующие отношения по владению и пользованию недрами в пределах контрактной территории, предоставленные недропользователю в соответствии с порядком, установленным законом, в своей совокупности создают особый правовой институт - институт недропользования. Институт государственной собственности на недра - это институт публичного права, а институт недропользования - это институт частного права (хотя, конечно, не следует забывать о том, что не всегда возможно установить четкую грань между частным и публичным правом, и в этом случае могут появиться особые частно-публичные образования).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: