В статистике широко используется система стоимостных показателей продукции предприятия: валовой оборот, валовая, товарная, реализованная и чистая продукция.
Валовой оборот (ВО) определяет общий объем продукции, произведенной за какой-либо промежуток времени всеми промышленно-производственными цехами предприятия независимо от того, потреблена ли данная продукция в этом же периоде в других цехах предприятия и оставлена ли она для использования в следующем периоде или отпущена на сторону.
Особенностью данного показателя является то, что он содержит повторный счет стоимости продукции, которая передается из цеха в цех для дальнейшей обработки. Такой повторный счет получил название внутризаводского оборота (ВЗО). В него входят: стоимость готовых изделий, полуфабрикатов и продукции вспомогательных цехов, произведенных в данном периоде и потребленных на предприятии на его собственные промышленно-производственные нужды. Однако он не включает продукцию, зачисленную в состав собственных основных фондов предприятия.
Валовая продукция (ВП) определяет конечный результат промышленно-производ-ственной деятельности предприятия за определенный промежуток времени. Валовая продукция представляет собой стоимость продукции всех промышленно-производственных цехов за вычетом той ее части, которая была использована внутри данного предприятия на собственные промышленно-производственные нужды, и вычисляется по формуле:
ВП = ВО - ВЗО.
Валовая продукция за отчетный период включает следующие элементы:
1) Стоимость готовых изделий, которые выработаны за отчетный период как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика.
|
2) Стоимость работ промышленного характера, которые выполнены по заказам со стороны.
3) Стоимость полуфабрикатов, инструментов, приспособлений для выработки, отпущенных, в отчетном периоде на сторону, в том числе своему капитальному строительству и другим непромышленным подразделениям своего предприятия.
4) Изменение остатков полуфабрикатов, инструментов, приспособлений собственного производства (вычисляется как разность между стоимостью остатков на конец и начало периода).
5) Изменение остатков незавершенного производства.
Товарная продукция предприятия, или как ее называют в настоящее время объем продукции (работ, услуг), представляет собой показатель, характеризующий продукцию, произведенную для реализации на сторону, т.е. за пределы предприятия. Она может быть определена следующим образом: товарная продукция равна валовой за вычетом изменения остатков полуфабрикатов.
Рыночный выпуск включает товары и. услуги, которые производятся для реализации по экономически значимым ценам. Цены считаются экономически значимыми в том случае, если они складываются под влиянием спроса и предложения и, в свою очередь, влияют на них. Рыночными производителями принято называть тех производителей, чей выпуск в основном является рыночным.
Объем рыночного выпуска вычисляется путем суммирования стоимости следующих производственных в текущем периоде товаров и услуг:
1) которые реализованы по экономически значимым ценам;
2) предоставленных работодателями своим работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;
|
3) обмененных по бартеру (бартером называется натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую безденежной оплаты; торговая сделка, которая осуществляется по схеме «товар за товар»}.
4) которые предоставляются друг другу заведениями, принадлежащими рыночному производителю, для использования в производстве; а также изменение стоимости незавершенного производства и запасов готовой продукции, которая предназначена для рыночного использования в последующих периодах.
По ценам фактической реализации оценивается та часть произведенных товаров и услуг, которая была реализована на рынке: Остальные же товары и услуги, входящие в рыночный выпуск, оцениваются условно по рыночным ценам на аналогичные товары и услуги.