Методик для обследования детей и подростков 3 глава




методика включает несколько этапов.

На первом этапе испытуемому предлагаются задачи на поиск

слова из бессмысленной последовательности букв. Он должен найти

единственное верное решение и сформулировать правило, веду­

щее к решению поставленной задачи.

На следующем этапе испытуемому предлагаются сюжетные

картинки. Он должен перечислить все возможные обстоятельства,

которые привели к изображенной на картинке ситуации, и дать

прогноз ее дальнейшего развития.

Далее испытуемому предлагаются различные предметы и его

просят перечислить все возможные способы их применения.

При изучении творческих способностей и воображения детей

и подростков с нарушениями развития методики Дж. Гилфорда и

Е.П.Торренса в классическом варианте, как правило, не исполь­

зуются, однако широко используется модификация методики

Е.П.Торренса «Дорисуй фигуру». При изучении детей дошколь­

ного возраста используются также такие задания, как «Разрезные

картинки», «Нарисуй целое» (А.А.Катаева, Е.А.Стребелева). При

изучении школьников с интеллектуальными нарушениями могут

использоваться задания на составление рассказа с опорой на

предложенные слова, рисование иллюстраций к этому рассказу

(О. В. Боровик)

3.4.4. Нейропсихологическое изучение детей

с нарушениями развития

В последние годы системный анализ высших психических функ­

ций (ВПФ) все чаще используется в психиатрии детского возра­

ста и дефектологии при изучении различных вариантов психиче­

ского дизонтогенеза: задержки интеллектуального развития, спе­

цифических нарушений школьных навыков (дислексии, дисгра-

фии, дискалькулии), речевых нарушений и др. Как известно, эти

виды нарушенного психического развития в основном связаны с

органическим повреждением головного мозга на ранних этапах

онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, фор­

мирующихся постнатально.

По мнению многих отечественных и зарубежных исследовате­

лей, нейропсихологические методики целесообразно применять в

комплексе клинико-психологического изучения аномальных де­

тей, так как полученные таким образом данные позволяют оце­

нить состояние зрительного и слухового восприятия, праксиса,

речи, памяти — тех функций, которые обеспечивают возможно­

сти овладения элементарными школьными навыками (чтением,

письмом, счетом, решением арифметических задач).

Кроме частных нарушений перечисленных выше психических

функций трудности обучения детей могут быть обусловлены об­

щими неспецифическими расстройствами мозговой деятельности,

отражающими дискоординацию корко-подкорковых взаимодей­

ствий. При этом в одних случаях на первый план выступают рас­

стройства общей нейродинамики, проявляющиеся в повышенной

истощаемое™, нарушении темпа и подвижности психических

процессов, а также работоспособности. При других клинических

вариантах психического дизонтогенеза более значимы нарушения

произвольности и целенаправленности познавательной деятель­

ности: отсутствие или нестойкость установки (мотивации) на по­

знавательную деятельность, трудности планирования заданной

психической операции, нестойкость произвольного внимания и

контроля. Как известно, эти стороны сознательной деятельности

обеспечиваются прежде всего работой лобных и лобно-подкорко-

вых мозговых систем (А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Е. Д. Хомская и др.)1

Таким образом, данные нейропсихологического исследования

ребенка с нарушениями развития позволяют уточнить структуру

нарушений его познавательной деятельности, что чрезвычайно

важно при решении вопросов прогноза и индивидуализации пси­

холого-педагогической помощи.

Модификация нейропсихологической методики А. Р.Лурия,

адаптированная для исследования детей с явлениями резидуаль-

ной церебральной недостаточности, позволяет:

- выделить основные критерии качественной оценки состоя­

ния высших психических функций;

определить критерии качественно-количественной оценки

состояния ВПФ для определения степени их нарушения для воз­

можности сравнения результатов повторных исследований одного

и того же ребенка в процессе коррекционной работы с ним, а

также для сравнения нейропсихологических характеристик детей

одного возраста однородных либо разнородных клинических групп.

При качественном анализе состояния ВПФ прежде всего необ­

ходимо выделение ведущего фактора, затрудняющего осуществ­

ление заданной психологической операции. Такими ведущими

факторами могут быть нарушения:

- нейродинамические;

- высших форм регуляции;

- отдельных корковых функций.

Критерий качественно-количественной оценки результатов

исследования базируется на степени выраженности качественных

показателей нарушений ВПФ.

В зависимости от работоспособности ребенка исследование мо­

жет проводиться в один, два, реже — в три сеанса продолжитель­

ностью около 1 ч. Используется следующая схема обследования:

- предметный гнозис;

- различение ритмических последовательностей;

- пробы Заззо;

- воспроизведение позы пальцев;

- пробы Хэда;

Наиболее полно вопросы нейропсихологического изучения детей освеще­

ны в работах А.В.Семенович (1998, 2002).

- проба «перебор пальцев»;

- проба Озерецкого;

- воспроизведение графического образа;

- воспроизведение ритмических последовательностей;

- складывание фигур из палочек;

- решение задач с кубиками Кооса;

- условные двигательные задачи;

- речевая моторика;

- фонематический слух;

- понимание логико-грамматических конструкций;

- спонтанная речь;

- заучивание 10 слов;

- чтение;

- письмо;

- счетные операции;

- решение задач.

Существует несколько модификаций нейропсихологической

методики для обследования детей. Специально для нейропсихо-

логического обследования старших дошкольников методика была

адаптирована Т. Н.Волковской (1999). Для обследования млад­

ших школьников можно рекомендовать вариант, предложенный

И. Ф. Марковской.

Интерпретация данных нейропсихологического исследования

осуществляется в результате анализа протокольных записей и вы­

черчивания индивидуального «профиля» состояния психических

функций.

Оценка потенциальных возможностей ребенка производится на

основании следующих показателей:

- тяжесть (интенсивность) и распространенность (экстенсив­

ность) нарушений психических функций;

- ведущий фактор, препятствующий выполнению заданий;

- восприимчивость ребенка к помощи, предлагаемой в про­

цессе проведения эксперимента.

На первые два вопроса экспериментатор может ответить в ре­

зультате изучения так называемого индивидуального «профиля»

нейропсихологических характеристик: выявление наиболее типич­

ного, часто повторяющегося балла и выделение наиболее страда­

ющих функций, обеспечивающих формирование того или иного

школьного навыка.

Возможность ответа на третий вопрос изначально предусмотре­

на специальной организацией нейропсихологического исследова­

ния. Большинство заданий, включенных в исследование, предъяв­

ляется в двух вариантах. При первом варианте инструкция не от­

личается от применяемой в практике исследования взрослых. При

неправильном выполнении то же задание дается в ситуации игры,

обеспечивающей не только эмоциональную стимуляцию, но и

включение речевого и смыслового опосредования действия (на­

пример: «Ты командир, а твои пальчики солдаты, командуй —

раз, два... и т.п.). После подобной организации, как правило,

результаты выполнения задания улучшаются, балльная оценка

повышается. Этот новый результат вносится в протокол исследо­

вания и соответственно отмечается на графике индивидуального

«профиля». Таким образом, эффективность помощи и, что осо­

бенно важно, виды ее становятся важными данными для оценки

потенциальных возможностей ребенка.

Опыт работы с предлагаемой модификацией нейропсихологи-

ческой методики показал, что общим нейродинамическим нару­

шениям в виде лабильности и истощаемости соответствует дис­

функция лобных систем в звене контроля. Более грубые наруше­

ния нейродинамики в виде персевераторности, инертности чаще

сочетаются с нарушениями отдельных корковых функций и с обус­

ловленной ими вторичной дезорганизацией программирования

деятельности.

3.4.5. Подходы к изучению личности детей

и подростков с нарушениями развития

Для выявления личностных особенностей в психодиагностике

используются специальные методики — личностные опросники и

проективные методы.

Опросниками называются методики, содержащие в качестве

материала вопросы, на которые обследуемый должен ответить,

или утверждения, с которыми он должен согласиться либо не

согласиться. Ответы даются в свободной форме (опросники «от­

крытого» типа) или выбираются из предлагаемых вариантов

(опросники «закрытого» типа).

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения ин­

формации об обследуемом, непосредственно не отражающей его

личностные особенности. Таковыми могут быть биографические

опросники, в ряде случаев — опросники интересов и опросники

установок (в зависимости от того, насколько соотносятся конк­

ретные выявляемые интересы и установки с собственно личност­

ными психологическими характеристиками: например, опросник,

выявляющий установку — отношение к определенной социаль­

ной группе, — относится к опросникам-анкетам).

Личностные опросники

Личностные опросники, как это явствует из названия, пред­

назначены для измерения личностных особенностей. Среди них

выделяют несколько групп.

Наиболее распространены типологические опросники, кото­

рые разрабатываются на основе определения типов личности (ряд

теорий личности предполагает такую возможность) и позволяют

отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся ка­

чественно своеобразными проявлениями. К типологическим отно­

сятся, например, опросники Г. Айзенка, определяющие тип лично­

сти в зависимости от выраженности двух независимых факторов —

экстраверсии и эмоциональной нестабильности (нейротизма). В раз­

личных вариантах опросника обследуемым предъявляется опрос­

ный лист с набором вопросов, на которые предлагают ответить

«да» или «нет» (иногда допускается ответ «не знаю», но не во всех

вариантах опросника). Одна часть вопросов направлена на диаг­

ностику экстраверсии, другая — на диагностику нейротизма.

Часть опросников предусматривает специальные вопросы, от­

веты на которые свидетельствуют о достоверности результатов. Как

правило, это вопросы, связанные с «мелкими человеческими сла­

бостями» (предполагается, что большинство людей им подверже­

ны) и их проявлениями (типа: «правда ли, что Вы никогда не

лжете?»). Считается, что отрицание указывает на недостоверность

результатов (не обязательно на намеренную ложь). Это распрост­

раненный, но не единственный способ.

Известным опросником для изучения личностных особенно­

стей является Миннесотский многоаспектный личностный опрос­

ник (ММР1). В основном варианте он состоит из 550 утверждений,

соответствующих Щ диагностическим и трем контрольным шка­

лам. Опросник создавался на клиническом материале и применя­

ется в различных областях психодиагностики. Обследование на

основании ММР1 завершается построением «профиля личности».

Основной интерес при интерпретации представляют не показате­

ли по отдельным шкалам, а их соотношение; по типу профиля

делаются основные выводы об особенностях личности. Впрочем,

в практике в качестве самостоятельных опросников используются

и отдельные вопросы, соответствующие основным и дополнитель­

ным шкалам ММР1, например шкала проявлений тревожности

Дж. Тейлор.

От типологических опросников отличают опросники черт лич­

ности, измеряющие выраженность черт — устойчивых личност­

ных признаков. Одним из наиболее распространенных является

16-факторный личностный опросник Р Кеттелла (впервые опуб­

ликован в 1950 г.). Под фактором здесь имеется в виду глубинная

личностная характеристика, определяющая группу устойчивых

поведенческих проявлений и относительно независимая от дру­

гих характеристик того же порядка. Факторы в системе Кеттелла

имеют «технические» и «бытовые» названия; в качестве приме­

ров приведем несколько бытовых: «высокий интеллект —низкий

интеллект», «совестливость —недобросовестность», «смелость —

робость». Каждая пара обозначает один фактор через названия

«полюсов».

При психологическом изучении личности подростков и юно­

шей (14—18 лет) широко применяется Патохарактерологический

диагностический опросник для подростков (ПДО), разработан­

ный под руководством А.Е.Личко. Этот опросник предназначен

для определения типов характера при конституциональных и орга­

нических психопатиях, в случаях патологического развития лич­

ности и акцентуаций характера. Пользуясь описаниями известных

психиатров, авторы опросника составили наборы фраз, отражаю­

щих отношения подростков с разными типами психопатий и ак­

центуаций к ряду жизненных проблем, актуальных для подрост­

кового возраста. Принцип отношений был заимствован из психо­

логии отношений (В.Н.Мясищев).

Опросник позволяет выявить следующие типы акцентуаций:

гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический,

сенситивный, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неус­

тойчивый, конформный. С помощью опросника можно также вы­

являть признаки, указывающие на высокий риск формирования

психопатий, на возможную органическую природу психопатий и

акцентуаций характера, а также определять степень выраженно­

сти реакции эмансипации и показатели психологической склон­

ности к алкоголизации и делинквентности.

Следует отметить, что результат исследований с помощью ПДО,

как и в случае использования других личностных опросников, не

является клиническим диагнозом. Так, например, с помощью

опросника шизоидная акцентуация может быть диагностирована

как в случае нормы, так и в случае шизоидной психопатии, а

также синдрома раннего детского аутизма. Но выявление типа ак­

центуации в каждом из этих случаев может помочь в дифферен­

циальной диагностике и в разработке индивидуальной коррекци-

онной программы.

Приведем пример использования ПДО изучения личностных особен­

ностей больного Жоры, 15 лет, ученика специальной школы для детей с

нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Подросток поступил в психиатрическую больницу в связи с непра­

вильным поведением в школе: злостно нарушал порядок, дрался, гру­

бил учителям, перед стационированием стал неуправляемым. Со слов

матери, рано начал курить, дружит со старшими по возрасту, хулиганит,

вымогает у нее деньги. В отделении с трудом привыкал к распорядку, на­

рушал режим, курил в неустановленных местах, нецензурно бранился.

Результаты обследования по ПДО. По шкале объективной оценки,

несмотря на склонность к диссимуляции, установлен неустойчивый тип.

Конформность низкая. Реакция эмансипации выраженная (е-6). Имеют­

ся данные, указывающие на возможность формирования психопатии

(К= 1, В = 6), а также на склонность к алкоголизации и делинквентности.

Анализ отдельных выборов больного выявил безразличное отноше­

ние к будущему, отсутствие переживания физического дефекта и уста­

новок на получение профессии и трудовую деятельность.

Эти результаты в сопоставлении с данными других методик помогли

врачу поставить диагноз «психопатоподобный синдром», наметить так­

тику лечения. Совместно с психологом были разработаны рекомендации

по организации работы и семейной психотерапии, даны рекомендации

родителям по нормализации взаимоотношений в семье и оптимизации

воспитательного процесса с учетом личностных особенностей подростка.

Проективные методики

В основу построения проективных методик положено пред­

ставление о том, что в творчестве, высказываниях, предпочте­

ниях человека, интерпретации им событий проявляются скрытые

неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, харак­

теризующие личность. Обследование с помощью этих методик

предполагает создание ситуации неопределенности. Инструкция

определяет либо общие направления, либо начальный момент

обследования. Стимульный материал, предъявляемый для обсле­

дования, может толковаться разными способами — важны от­

ношение, субъективный смысл, ассоциации, вызываемые этим

материалом.

В клинической практике широко используются Тест фрустра-

ционной толерантности Розенцвейга, Тематический апперцеп­

тивный тест (ТАТ), Тест Роршаха, Тест цветовых предпочтений

Люшера.

На основании ряда формальных показателей этих методик вы­

деляются следующие признаки:

- относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения

испытуемого;

- отсутствие каких-либо внешних показателей оценочного от­

ношения к испытуемому со стороны экспериментатора;

- общая оценка взаимоотношения личности с ее социальным

окружением, обобщенная оценка ряда личностных свойств (а не

измерение какой-либо отдельной психической функции).

Рассмотрим наиболее типичные проективные методики.

Тест Розенцвейга

Тест является проективной методикой исследования личности.

В качестве стимульного материала используются 24 рисунка, на

которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной си­

туации.

Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми

описывается фрустрация — собственная или другого индивида (они

написаны рядом с персонажем). Над персонажем, изображенным

справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен

вписать первые пришедшие на ум ответы. Ситуации, изображен­

ные на рисунках, могут быть разделены на две группы:

- ситуации препятствия;

- ситуации общения.

Оценка полученных ответов осуществляется главным образом

по направлению реакций:

- экстрапунитивные — направлены на окружение; осуждается

внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда

разрешения ситуации требуют от другого лица;

- интропунитивные — направлены на самого себя с приняти­

ем вины или ответственности за исправление возникшей ситуа­

ции; фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

- импунитивные — обвинения отсутствуют.

По определенной программе выделяются скрытые мотивы по­

ведения.

Существует детский вариант этого теста — тест детской аппер­

цепции, в котором персонажами являются дети или дети во взаи­

модействии со взрослыми, в некоторых модификациях — живот­

ные. В этом случае ответы могут даваться устно.

Тест Роршаха

Тест является одной из самых популярных проективных мето­

дик. Стимульный материал теста состоит из 10 стандартных таб­

лиц с черно-белыми цветными симметричными слабоструктури­

рованными изображениями (так называемые «пятна» Роршаха).

Обследуемому предлагается ответить на вопрос: «Что изображено

на рисунке, на что это похоже?». Производится дословная запись

всех высказываний испытуемого с учетом контекста (предъявляе­

мого рисунка, сопутствующего элемента поведения и т.п.).

Полученные ответы формализуются с помощью специально

разработанной системы символов по категориям:

- локализация (в ответе фигурирует все изображение или от­

дельные его части);

- детерминанты (учет доминирующей в описании формы изоб­

ражения, цвета, формы совместно с цветом и т.д.);

- уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма

изображения отражена в ответе);

- содержание (ответы касаются людей, животных, неодушев­

ленных предметов и т.д.);

- оригинальность — популярность.

Помимо диагностики общей направленности личности («тип

переживания») тест позволяет получить данные о степени реали­

стичности восприятия действительности, эмоциональном отно­

шении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тре­

вожности.

«Тест тематической апперцепции» (ТАТ)

Наряду с Тестом Роршаха считается одним из наиболее авто­

ритетных и распространенных тестов.

Материал теста — таблицы с картинами, изображающими не­

определенные ситуации, допускающие их различное понимание

и толкование. Вместе с тем каждый рисунок предполагает актуали­

зацию переживаний определенного типа и отношений к опреде­

ленным ситуациям. Испытуемым по каждой предъявляемой кар­

тине (всего их 30 и одна пустая таблица, на которой возможно

вообразить любую картину; в обследовании, как правило, предъяв­

ляются 20) предлагается составить рассказ, в котором описыва­

лись бы события, приведшие к изображенной на ней ситуации,

происходящие в настоящее время — мысли, чувства, отношения

персонажей, — и завершение истории. Производится дословная

запись рассказа, фиксируется время, паузы, особенности поведе­

ния, интонирования, мимики и др.

При анализе определяется, с каким «героем» соотносит себя

обследуемый, определяются важнейшие характеристики «героя»,

среди которых ведущее место занимают его потребности и осо­

бенности влияний на него среды (так называемые «прессы» и «дав­

ления» и их соотношение); в итоге создается представление об

особенностях потребностной сферы обследуемого, его внутрен­

них и внешних конфликтах, способах защиты и др.

Тест цветовых выборов Люшера

В классическом варианте тест представлен в двух основных фор­

мах: полный (73 цветовые таблицы) и краткий (восемь цветов).

Полный вариант довольно сложен в проведении и интерпрета­

ции; применяется, как правило, в тех ситуациях, когда требуется

углубленное обследование, а другие методы недостаточно аде­

кватны. Краткий вариант менее трудоемок, результаты обследова­

ния легко обрабатываются и процедура интерпретации проста. Этот

набор включает в себя четыре основных цвета и четыре дополни­

тельных. Основные цвета (синий, зеленый, красный, желтый)

играют особую роль и каждый из них имеет свое значение, выра­

жая одну из основных потребностей.

Обследование протекает следующим образом: испытуемому

предлагается выбрать из предложенных восьми цветов наиболее

предпочитаемый (тот, который ему больше всех нравится), при

этом стараться не ассоциировать этот цвет с какими-либо пред­

метами). После первого выбора предлагается повторить процеду­

ру — выбрать наиболее предпочитаемый из оставшихся семи

цветов, шести, пяти и т.д. Через 1—2 мин процедуру следует

повторить, предварительно изменив в случайном порядке рас­

положение цветов. При этом необходимо обратить внимание

обследуемого, что опрос не направлен на изучение его памяти

и он может выбрать те цвета, которые ему нравятся в данный

момент.

После первого и второго опроса психолог производит интер­

претацию результатов обследования. По результатам тестирования

можно установить основной способ действия, цель, к которой

стремится испытуемый, незадействованные особенности его лич­

ности, подавленные потребности, актуальные проблемы и ряд

других показателей, характеризующих его личность.

Все описанные методики подтвердили свою диагностическую

эффективность в практике, но при обследовании детей, лиц с

сенсорными и речевыми дефектами, умственно отсталых любого

возраста сфера их использования ограниченна. Например, ум­

ственно отсталые не понимают многих ситуаций, изображенных

на карточках ТАТ или Теста Розенцвейга, поэтому результаты

обследования не раскрывают их личностных особенностей и скры­

тых переживаний, а указывают на низкий интеллектуальный

уровень.

Особые проблемы возникают при попытках обследовать с по­

мощью этих методик детей и подростков с недоразвитием речи, в

том числе и вследствие нарушений слуха. Они чаще всего не спо­

собны дать связное развернутое описание стимульного материа­

ла, самостоятельно составить рассказ. В этих случаях лучше вос­

пользоваться другими проективными методиками.

Например, школьники с легкой умственной отсталостью и

учащиеся речевых школ, которые не могут справиться с ТАТ,

способны завершить незавершенные предложения типа: «Мой

отец...», «В детстве меня... Предложения предлагаются исходя из

того, какие свойства личности хотят выявить при обследовании.

Тест «Нарисуй человека»

Одним из часто встречающихся в практике психолога тестов

является тест «Нарисуй человека» и его варианты. Основной вари­

ант предложен К. Маховер на основе теста Ф. Гудинаф, использо­

вавшей рисунок человека для оценки умственного развития. В те­

сте обследуемому предлагается нарисовать человека карандашом

на листе бумаги; после завершения рисунка предлагается нари­

совать человека противоположного пола. За этим следует опрос

относительно нарисованных фигур — пол, возраст, привычки и

т.д. При интерпретации исходят из положения о том, что в ри­

сунке человека обследуемый выражает свое Я, и его особенно­

сти можно определить по предложенной системе критериев. Боль­

шое внимание уделяется тому, как нарисованы отдельные дета­

ли фигуры (глаза, руки и др.), их пропорциям; они трактуются

символически как воплощение отношения к определенным сто­

ронам жизни.

Тесты «Дом—дерево—человек», «Несуществующее животное»,

«Рисунок семьи»

Идея о том, что в рисунке можно увидеть своеобразный «авто­

портрет», лежит и в основе теста «Дом—дерево—человек» Гуди-

наф — Харриса. При психологическом обследовании детей и под­

ростков широкое распространение получили также рисуночные

тесты «Несуществующее животное» и «Рисунок семьи».

Однако при обследовании некоторых категорий детей с откло­

нениями в развитии к интерпретации результатов этих методик

следует подходить с осторожностью. Например, дети с нарушени­

ем манипулятивных функций, с нарушениями зрительного вос­

приятия, с пространственными нарушениями часто рисуют де­

формированные фигуры, «теряют» мелкие детали; изображение

деталей лица диспропорционально. При выраженных нарушениях

схемы тела, например при детском церебральном параличе, дета­

ли фигуры могут быть разбросаны по всему листу (например, ко­

нечности размещены с одной стороны), а при нарушении ориен­

тировки в плоскости листа изображение может размещаться в

одном из углов, чаще в правом нижнем.

Все эти особенности выполнения заданий связаны с наруше­

ниями высших психических функций из-за органического пораже­

ния мозга или анализаторов, а не с нарушениями личности. В этих

случаях проективная значимость исследования практически от­

сутствует.

В других же случаях результаты рисуночных тестов могут быть

очень информативными. Так, подросток с тяжелыми хронически­

ми заболеваниями почек изобразил человека со спинкой кровати

вместо ног; девочка с моторной алалией нарисовала членов своей

семьи без каких-либо особенностей, а себя — безо рта; девушка с

ампутированной ногой изображала людей летящими в длинных

одеждах, скрывающих ноги.

Таким образом, при обследовании детей с нарушениями раз­

вития очень важно учитывать такие показатели, как уровень сфор­

мированное™ изобразительной деятельности и состояние зритель­

ного восприятия, пространственных представлений, моторных

функций.

Контрольные вопросы

1. Какие методики могут использоваться для исследования мышле­

ния, памяти, восприятия детей дошкольного возраста? Школьного воз­

раста?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: