ний привязанности к близким взрослым, отсутствие или наличие
реакций настороженности при общении с незнакомыми людьми.
При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возник
новения, разнообразие, возможность появления ответных звуко
вых реакций, а также форму — гуканье, лепет, первые слоги.
Психологическое исследование психического развития ребен
ка первого года жизни традиционно завершается составлением
заключения о его состоянии. Наряду с общей оценкой тяжести и
характера нарушений в заключении должны быть указаны психи
ческие функции, развитие которых нарушено, и степень этого
нарушения, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме
того, следует дать развернутую характеристику каждой функции
на основании полученных при обследовании результатов, сгруп
пировав их по сферам (см. табл. 4).
Таблиц а 4
Нормативы нервно-психического развития детей первого года жизни
(по О.В.Баженовой)
Воз
раст,
мес
Воз Сфера
раст,
мес
Двигатель
ная
Сенсорная Эмоциональная
Голосовая
активность
Практическое
действие
Взаимодействие со
взрослыми
1 Смотрит на мать,
когда она с ним
разговаривает,
при этом откры
вает и закрывает
рот. Прослежи
вает горизонталь
ное движение
объекта от середи
ны поля зрения
1,5 Следит за двигаю
щимся человеком.
Прослеживает
движение объекта
от периферии к
центру поля
зрения
2 - 3 Развиты реакции
глаз — фиксация,
конвергенция,
Появление улы
бок на тактильное
воздействие, на
Возникновение
первых спонтан
ных вокализаций
Дотрагивается до
игрушек, подве
шенных над
Интерес к окру
жающим. Зри
тельный и эмо-
фокусировка. По
ворачивает голову
на звук, который
|
слышен на уровне
уха. Рассматривает
руки. Следит за
разнообразным
движением
игрушки
говорящее лицо.
Формируется
комплекс ожив
ления на говоря
щее лицо и не
сколько позже —
на яркий предмет
грудью. Присталь
ное внимание к
объектам. Появ
ление движения в
руках при виде
погремушек, по
мещенных в зону
непосредственной
досягаемости
циональный
контакт
3 - 4 Хороший
контроль
головы.
Опора на
руки в по
ложении
лежа на
животе
Прослеживает
невидимую траек
торию движения
объекта (экран
10-12 см). Ре
агирует на исче
зающий объект.
Локализует звук;
узнает маму
Комплекс ожив
ления вызывается
легко. Возникает
часто
Гуление. Расши
рение репертуара
случайно произ
носимых звуков
(а, у, я, м, п) и
использование их
при общении со
взрослыми
Произвольный за
хват. Неспецифи
ческие манипуля
ции. Оральные
контакты с объек
том
Интерес к окру
жающим. Узнает
мать. Возбужда
ется и предвосхи
щает общение.
Возможны
зрительный и
эмоциональный
контакты
5 - 6 Сформиро
вана зри
тельно-мо
торная ко
ординация
(может точ
но дотро
нуться до
предмета
под конт-
Улыбается своему
отражению в зер
кале. Перестает
рассматривать ру
ки. Больше вни
мания уделяется
игрушкам. Появ
ляются первые
любимые игруш
ки. Поворачивает
Формируется
контроль над от
рицательными
эмоциями. Это
проявляется в мо
дуляциях крика,
сдерживании
плача, паузой в
плаче для вос
приятия реакции
Вокализации при
манипуляциях с
объектами (голо
совое сопровож
дение действий).
Требование вни
мания осущест
вляется криком.
|
Произносит от
дельные слоги
Часто берет
игрушку из рук
взрослого. Форми
рование захвата.
Берет вторую иг
рушку, но трясет
первую. Зритель
но контролирует
манипуляции.
Все тянет в рот.
Инициирует об
щение (провоци
рует); прислуши
вается к речи; по
ворачивает голову
на звуки челове
ческого голоса.
Тянет руки, когда
хочет, чтобы его
взяли на руки.
Продолжение табл.4
Воз Сфера
раст,
мес
Двигатель
ная
Сенсорная Эмоциональная
Голосовая
активность
Практическое
действие
Взаимодействие со
взрослыми
рол ем зре
ния). Может
длительно
удерживать
предмет в
руках
голову на звук,
который раз
дается ниже уха.
Имитирует слы
шимые звуки
взрослого. По-раз
ному реагирует на
лица знакомых и
незнакомых
взрослых
(или звукосоче
тания). Начало
лепета
Любит играть с
бумагой.
Подносит ко рту
бутылочку
Отмечаются
первые попытки
подражания.
Понимает жест
(ручки, ручки).
Выявляется
реакция возбуж
дения, если ребе
нок слышит шаги
7 - 8 Может сам
сидеть. Хо
рошо пере
ворачивает
ся в любую
сторону из
любого по
ложения
Приспосаблива
ет позу; занимает
удобную позицию
для наблюдения.
Находит наполо
вину спрятанный
предмет, легко
снимает набро
шенный на него
платок.
Дифференцирует
незнакомых
Возникновение
реакции протеста
на воздействие
незнакомого
взрослого
Длительный ле
пет, повторное
произнесение
отдельных сло
гов, появление
псевдослов, вы
ражающих отно
шение ребенка к
происходящему
Перекладывает
предмет из руки в
руку, удерживает
две игрушки, за
хватывает предъ
|
явленную игруш
ку со стороны
свободной руки.
Удерживает иг
рушку при зри
тельном контроле.
Берет вторую иг
рушку со стороны
занятой руки.
Имитирует дей
ствия и шумы.
Старается при
влечь внимание
покашливанием,
кряхтением. Мо
жет играть в игры
с идентичными
ролями. Сжимает
губы, когда не
хочет есть. Пони
мает запрет. Ими
тирует звуки. От
водит руки мамы,
Пытаетс
я достать
предме
т из-за
барьера
, поме
щенног
о в одной
и
з полови
н поля
зрения
, исполь
зу
я ближайшу
ю к
барьер
у руку
отвлекае
т ее
, ес
л
и он
а собира
етс
я делат
ь не
приятны
е проце
дур
ы (чистить
носик
, ушки)
9-1 0 Находи
т спрятан
ны
й н
а глазах
предмет
. Выни
мае
т интересные
вещ
и и
з кармана
взрослого
, если
видел
, ка
к и
х туда
положили
Появлени
е вока
лизаци
й в конце
и в начал
е дейст
вий
Може
т взят
ь ма
леньки
й предмет:
таблетку
, горо
шинку
. Может
совершат
ь спе
цифичны
е мани
пуляции
: катать
машинку
Тяне
т мам
у за
одежду
, требуя
внимания
; машет
«д
о свидания»,
отвечае
т взглядом
ил
и движениями
н
а вопро
с «где?».
Играе
т в игр
ы с
неидентичными
ролями
, гд
е дей
стви
я ребенк
а и
взрослог
о н
е рас
пределен
ы (мама
дае
т плато
к —
ребено
к прячется
з
а него)
. Игра
«Дай
— отдай».
Ненадолг
о отдает
игрушку
Окончание табл. 4
Воз
раст,
мес
Воз Сфера
раст,
мес
Двигатель
ная
Сенсорная Эмоциональная
Голосовая
активность
Практическое
действие
Взаимодействие со
взрослыми
11-1 2 Переступает
ногами. Хо
дит само
стоятельно
Проявляет инте
рес к картинкам в
книге. Поворачи
вается на собст
венное имя.
Дифференцирует
тон
Существование
особых слов-ме
ток, понятных
только ребенку и
взрослому. Про
извольное повто
рение отдельных
слогов. Может
произносить от
дельные слова.
Понимает их
предметную соот
несенность
Складывает иг
рушки в корзину.
Достает предмет
из-за барьера
дальней рукой;
царапает картин
ки; пытается ли
стать книги.
Почти не тянет
предметы в рот,
но часто бросает
их на пол
Бросает игрушки,
чтобы подняли,
помогает одевать
себя. Владеет
указательным
жестом; мотает
головой, выражая
протест. Вокали
зирует в конце и
в начале
действий
- двигательная;
- сенсорная;
- эмоциональная;
- голосовая активность;
- практические действия;
- способы взаимодействия со взрослыми.
В этой части заключения необходимо описать не только успеш
но пройденные ребенком пробы и особенности их выполнения,
но и те пробы, которые ребенку выполнить не удалось. Содержа
щийся в заключении материал должен служить обоснованием
мнения исследователя о характере и механизме наблюдаемого
нарушения, что, в свою очередь, необходимо для правильного
определения путей коррекции и компенсации выявляемых нару
шений. В приложении 4.1 представлен образец оформления доку
ментации по результатам психолого-педагогического изучения
ребенка первого года жизни.
4.2. Психолого-педагогическое изучение детей
раннего возраста (1— 3 года)
4.2.1. Особенности развития
Возраст от 1 года до 3 лет — период существенных перемен в
жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при
нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие пред
метной деятельности и речи. Овладение ходьбой (прямохождение)
оказывает большое влияние на общее психическое развитие ре
бенка. С освоением ходьбы начинается новый этап в развитии —
овладение окружающим предметным миром. Получив возможность
самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает дальнее простран
ство, самостоятельно входит в контакт с предметами, которые
ранее оставались для него недоступными. В результате на втором
году жизни начинается бурное развитие предметных действий; на
третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.
В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие
восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами
он знакомится не только со способами их употребления, но и с
их свойствами — формой, величиной, цветом, материалом и др.
У детей возникают простые формы наглядно-действенного
мышления, самые первые обобщения, непосредственно связан
ные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков
предметов.
Особенно интенсивно в этот период идет развитие речи. К 3 го
дам ребенок общается с окружающими с помощью развернутых
фраз. Значительно возрастает активный словарь, однако при про-
изнесении слов дети ориентируются в первую очередь на интона
ционно-ритмическую и мелодическую характеристику, поэтому
многие звуки опускаются или заменяются близкими по артикуля
ции или звучанию.
К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая
функция речи, т.е. ребенок все больше подчиняет свои действия
словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное разви
тие понимания речи. Это выражается не только в возрастании ко
личества понимаемых слов, но и в том, что понимание речи начи
нает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.
Бурное развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает
все психические процессы, речь становится ведущим средством
общения и развития мышления ребенка.
4.2.2. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей раннего возраста
Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Прежде всего необходимо отметить, что результаты обследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком был установлен доброжелательный контакт и он был достаточно заинтересован в выполнении заданий. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.
Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка
раннего возраста является получение данных, характеризующих:
o - познавательные процессы;
o - эмоционально-волевую сферу;
o - предречевое и речевое развитие;
o - двигательное развитие.
Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.
Наиболее сложным является педагогическое обследование слуха детей 2 —3-го года жизни. Это связано с тем, что звуки постепенно перестают быть для ребенка безусловным раздражителем.
Многие дети с нормальным слухом перестают реагировать на привычные шумы, речевые сигналы, которые не обращены непосредственно к ним. Чтобы получить реакцию в виде поворота головы в сторону источника звука, необходимо предъявлять непривычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. В качестве источника звука используются барабан, дудка, голос разговорной громкости и шепот при произнесении звукоподражаний «ав-ав-ав» (собачка) и «пи-пи-пи» (птичка), имени ребенка, звукосочетаний типа «ккш». Звуковые стимулы предъявляются за спиной ребенка на расстоянии 6 м. Зрительное восприятие речи должно быть исключено.
Нормальной реакцией на звук в раннем возрасте может быть поворот головы в сторону источника звука, ответная голосовая реакция (имитация звука, повторение речевого стимула) на шепот с расстояния 6 м.
У ребенка 2 — 3 лет можно попытаться выработать условную двигательную реакцию на звук. Это позволит определить, слышит ли малыш шепот и на каком расстоянии. При подозрении на снижение слуха ребенок должен быть направлен на специальное аудиологическое обследование.
К числу симптомов снижения зрения в раннем возрасте можно отнести: использование рта в качестве дополнительного тактильного органа; приближение предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка.
Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:
o - принятие задания;
o - способы выполнения задания;
o - обучаемость в процессе обследования;
o - отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания предполагает согласие ребенка выполнять
предложенное задание независимо от качества самого выполне
ния. Это является первым, абсолютно необходимым условием
выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к
игрушкам, либо к общению со взрослым.
Основными способами выполнения задания у детей раннего
возраста являются:
- самостоятельное выполнение;
- при помощи взрослого;
- самостоятельное выполнение после обучения.
Адекватность действий определяют как соответствие действий
ребенка условиям данного задания, диктуемым характером мате
риала и требованиями инструкции. Наиболее примитивным спо
собом является действие силой или хаотичное действие без учета
свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех слу
чаях свидетельствует о нарушении умственного развития ребенка.
Обучаемость осуществляется только в пределах тех заданий,
которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе
обследования возможны следующие виды помощи:
- выполнение действия по подражанию;
- выполнение заданий по подражанию с использованием ука
зательных жестов;
- выполнение заданий по подражанию с речевой инструкцией.
На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить
от взрослого способ выполнения того или иного задания, дей
ствуя одновременно с ним. Количество показов способов выпол
нения задания не должно превышать трех. При этом речь взросло
го должна указывать на цель данного задания и содержать оценку
успешности действий ребенка. Обучаемость, т.е. переход ребенка
от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его
потенциальных возможностях. Низкая обучаемость в некоторых
случаях может быть связана с грубым недоразвитием интеллекта,
с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Использование «обучающего эксперимента» позволяет не только
проанализировать особенности разных сторон психической дея
тельности детей (внимание, речь, восприятие, мышление, па
мять), но и оценить их работоспособность. Это особо значимо
для детей раннего возраста с проблемами в развитии, так как
из-за нарушения работоспособности организовать специальное
исследование памяти и внимания часто представляется невоз
можным.
Важным диагностическим критерием оценки познавательной
деятельности детей является их отношение к результатам своей
деятельности. Для нормально развивающихся детей характерна
заинтересованность своей деятельностью и ее конечным резуль
татом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что
он делает, и к полученному результату.
При отборе методик для психолого-педагогического изучения детей раннего возраста необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности — от наиболее простых до сложных.
Задания предполагают "простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются «Доска
Сегена» (2 — 3 формы), складывание пирамидки (из шариков, из колечек), разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной), парные картинки (2 — 4), разрезные картинки (из 2 — 3 частей).
Логопедическое обследование проводится по традиционной схеме с учетом этапов развития детской речи.
Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:
- общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревож
ный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных
интересов, проявления возбудимости, расторможенное™;
- контактность (желание сотрудничать со взрослым). Поверх
ностность, легкость и связанная с этим неполноценность контак
та чаще всего могут быть связаны с интеллектуальным дефектом,
характерным для детей с умственной отсталостью. Затруднения в
установлении контакта испытывают дети с симптомами повы
шенного уровня тревожности, тормозимости, сложностями адап
тации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями стра
ха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта чаще
всего наблюдается в поведении аутичных детей и связывается с
отсутствием у них потребности в общении, отгороженностью,
преимущественной направленностью на предметный мир;
- эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. По
ощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную поло
жительными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего воз
раста (1 — 1,5 года). У невротизированных детей при поощрении
наряду с проявлениями радости отмечается резкое повышение
результативности выполнения заданий, что происходит благода
ря уменьшению эмоционального напряжения. Равнодушное отно
шение отмечается у детей, которые не заинтересованы в оценке
взрослого или не понимают смысла и значения одобрения (на
пример, при выраженных интеллектуальных нарушениях);
- эмоциональное реагирование на замечания и требования. При
этом фиксируются: реакция ребенка на замечания, исправление
им своего поведения в соответствии с замечанием, необходимость
более строгих мер для коррекции поведения;
- реагирование на трудности и неуспех деятельности. К концу
раннего возраста (с 2,5 — 3 лет) дети способны самостоятельно
обнаружить ошибочность собственных действий, при этом опре
деленные аспекты наглядно-действенной ситуации фиксируют
ся в элементарных речевых высказываниях типа: «так, не так»,
«а как же?», «правильно», «неправильно», «ой» и пр. Обнаружив
ошибку, дети сосредоточиваются на выполнении заданий и, ис
правляя ошибки, стараются достичь желаемого результата, обра
щаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.
Диагностика развития двигательной сферы детей раннего воз
раста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.
Параметры оценки развития общей моторики базируются на об
щевозрастных нормативах развития двигательной сферы у детей:
o 13 мес — ходит сам;
o 15 мес — ходит длительно, приседает, наклоняется, ползет вверх по лестнице, сам садится в кресло, может встать с коленей;
o 18 мес — сам поднимается и спускается по лестнице, может тащить за собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу;
o 21 мес — умеет ходить по поверхности шириной 15 — 20 см на высоте 15 — 20 см от пола;
o 2 года — может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствие, чередуя шаг; попадает по мячу ногой;
o 2,5 года — приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга;
o 3 года — может несколько секунд простоять на одной ноге;
поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги; прыгает на двух ногах; может ездить на трехколесном велосипеде.
Уровень развития мелкой моторики можно оценить по исполнению таких заданий, как построение башни, выполнение заданий с досками, застегивание пуговиц, рисование. Приведем некоторые нормативы:
o 18 мес — повторяет штрих;
o 2 года — по показу повторяет вертикальные линии и круги;
o 2,5 года — делает две линии или больше при рисунке креста;
o 3 года — копирует круг, повторяет по показу крест, рисует
человека без туловища («головонога»).
Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.
В случаях выявления нарушения психического развития в заключении даются характеристика его психической структуры и рекомендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы основные особенности развития ребенка раннего возраста?
2. Изучение каких сфер психической деятельности включает в себя
3. психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста?
4. Назовите основные параметры оценки познавательной деятельности в раннем возрасте.
5. Каковы основные способы выполнения задания детьми раннего возраста?
6. В чем состоит особенность диагностики эмоционально-волевой сферы
детей раннего возраста?
7. Назовите основные направления логопедического обследования ребенка раннего возраста.
8. Назовите параметры изучения двигательной сферы ребенка раннего возраста.
Литература
o Основная
o Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред.
o Е.А.Стребелевой. — М., 1998.
o Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.
o Дополнительна я
o Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М., 1997.
o Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В.Зейгарник, В. В. Нико
o лаевой, В.В.Лебединского. — М., 1987.
4.3. Психолого-педагогическое изучение детей
дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
4.3.1. Особенности развития
Дошкольное детство — большой и ответственный период жиз
ни. В этом возрасте происходят большие изменения в психическом
развитии ребенка. Значительно возрастает познавательная актив
ность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляют
ся зачатки логического мышления. Росту познавательных возмож
ностей способствует становление смысловой памяти, произволь
ного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребенком
окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов
детской деятельности. У дошкольников появляется возможность
выполнения действий по словесной инструкции, усвоения зна
ний на основе объяснений, но только при опоре на четкие на
глядные представления. Основой познания для этого возраста яв
ляется чувственное познание — восприятие и наглядное мышле
ние. Именно от того, как сформировано у ребенка-дошкольника
восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышле
ние, зависят его познавательные возможности, дальнейшее раз
витие деятельности, речи и более высоких, логических форм
мышления. В этот возрастной период у детей формируются про
странственные представления, которые играют большую роль в
общем психическом развитии ребенка и служат основой для овла
дения элементарными счетными операциями и математическими
понятиями.
Важное качественное приобретение дошкольного возраста —
появление игры как первого и основного вида совместной дея
тельности детей. Наряду с игрой в дошкольном детстве развива
ются так называемые продуктивные виды деятельности.
Интенсивное развитие всех психических функций и расшире
ние круга практической деятельности формируют у дошкольника
познавательное отношение к окружающей действительности.
Дошкольный возраст характеризуется и интенсивным разви
тием личности ребенка. Начинается развитие воли, формируется
внутренняя оценка ситуации, поступка, действий, совершенству
ется внимание, закладываются основы нравственного развития
личности.
К концу дошкольного возраста формируется готовность к
школьному обучению.
4.3.2. Рекомендации к психолого-педагогическому
изучению детей дошкольного возраста
При проведении обследования дошкольников следует соблю
дать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку