Предварительное составление программы психологического исследования — неотъемлемая часть процедуры психологической диагностики. Программа экспериментально-психологического исследования определяет набор конкретных методик, тактических приемов их проведения и саму последовательность предъявления.
При исследовании детей с тяжелыми нарушениями на предварительном этапе (до собственно экспериментально-психологического и/или нейропсихологического исследования) помимо обычного сбора анамнеза, анализа документов и пр. может оказаться полезным составление так называемой шкалы навыков, необходимых для социальной и бытовой адаптации, предложенной И.Ю.Левченко (2000). Она представляет собой анализ возможностей ребенка по ряду следующих параметров.
Навыки, необходимые для социальной адаптации:
o - пользование ванной;
o - забота о волосах, ногтях;
o - вытирание полотенцем;
o - пользование общественным туалетом;
o - надевание одежды и обуви и уход за ними;
o - употребление основной кухонной утвари;
o - умение пользоваться газовыми и электрическими плитами;
o - использование шкал и мер;
o - приготовление простых блюд;
o - выполнение основных домашних поручений;
o - простая стирка и глажение;
o - пользование телефоном и умение сделать вызов срочных служб (врача, пожарных);
o - самостоятельное пользование общественным транспортом и знание правил пешехода;
o - овладение основными предосторожностями против возникновения пожара;
o - умение обратиться за помощью в случае необходимости;
o - распознавание цвета;
o - понимание показаний часов с латинскими и арабскими цифрами на циферблате;
o - пользование будильником;
o - совершение простых счетных операций;
|
o - устный счет;
o - знание денежных купюр и монет;
o - умение сделать мелкие покупки за наличный расчет;
o - умение отправить письмо, написать имя и адрес;
o - знание социально значимых слов и символов;
o - умение правильно стоять, сидеть и ходить;
o - прием лекарств по назначению, оказание элементарной первой помощи.
Социальные навыки:
o - установление и поддержание отношений с окружающими,
o - умение получать удовлетворение от этих отношений;
o - умение правильно реагировать на замечания;
o - проявление нормальной реакции на доброту и любовь;
o - владение основными речевыми навыками;
o - умение начать разговор;
o - пользование формулами вежливости: «пожалуйста», «спасибо» и др.;
o - умение обратиться за советом;
o - умение пользоваться столовой;
o - умение назначить встречу и быть вовремя при приглашении;
o - умение пригласить и развлечь дома гостей;
o - осознание опасности вредных привычек (курения, употребления алкоголя); осознание моральных норм, относящихся к сексуальному поведению; знание функций таких государственных учреждений, как милиция, больница.
Трудовые навыки:
o - способность следовать простым инструкциям;
o - употребление простых инструментов;
o - выполнение обычных домашних обязанностей;
o - способность переносить усталость;
o - принятие указаний и руководства;
o - принятие ответственности;
o - принятие роли подчиненного;
o - пунктуальность;
o - умение устанавливать отношения в процессе работы.
Отдых и развлечения:
o - умение организовать свободное время;
o - установление дружеских отношений; участие в клубных занятиях и кружках;
|
o - увлечение чем-либо (хобби);
o - посещение библиотек и музеев;
o - понимание в доступных пределах произведений искусства;
o - способность танцевать;
o - умение посещать кинотеатры и другие места развлечений.
Итак, после осуществления предварительной работы необходимо подобрать соответствующие методики и разработать последовательность их предъявления.
Выбору правильной последовательности предъявления методик не всегда придается должное значение, тогда как на практике это может быть очень важным фактором, определяющим информативность и достоверность исследования. Обычно вначале, после беседы, дают относительно несложные и нейтральные задания, так как на этом этапе еще идет установление контакта с подростком, «прощупывание» его возможностей и личностных реакций на исследование. Затем задания усложняются. Характер заданий лучше варьировать: например, не рекомендуется сначала предъявить все методики «на память» (напомним, что методик, изучающих исключительно одну функцию, в силу системности психики человека, не существует, и речь идет о выявлении той или иной методикой преимущественно той или иной функции), затем — «на мышление» и т.п. В случае предъявления однотипных методик скорее возникает явление пресыщаемости, ребенок быстрее устает, поскольку выполняет сходные виды деятельности.
Подбор конкретных методов исследования также требует внимания. Программа не должна быть перегружена, но в ходе ее реализации должны быть получены ответы на поставленные при обследовании ребенка вопросы. Конечно, подростки, как правило, более выносливы к длительному умственному напряжению, чем дети более младшего возраста, но все же утяжелять программу методиками «на всякий случай» нежелательно. Другое дело, когда в ходе исследования появляется подозрение на существование каких-то особых нарушений психики, что может повлечь за собой кардинальное изменение оценки характера отклонений в развитии (например, ребенок обследуется как умственно отсталый, а в ходе исследования обнаруживается искажение мышления, не свойственное данной аномалии развития). В таких случаях программа может быть дополнена соответствующими методиками и приемами, но без необходимости этого делать не следует.
|
По времени исследование подростка обычно не превышает 1,5 ч (а нередко оно занимает и меньше времени, если ребенок быстро истощается), поэтому в случае необходимости и при наличии возможности бывает целесообразно проводить исследование в течение нескольких дней.
Выбор методик всегда должен отвечать принципу всестороннего и целостного исследования, но при этом он в определенной степени зависит от целей и задач обследования.
Так, например, при выявлении причин трудностей в обучении в ряде случаев может оказаться полезным нейропсихологическое исследование, выявляющее тонкие нарушения корковых функций. При изучении причин нарушений поведения необходимо очень внимательно изучить не только личностные особенности подростка, но и всю систему его межличностных отношений, социально-психологическую ситуацию в семье, школе, выявить сферы дисгармонии отношений. Для этой цели могут использоваться опросники, проективные методики, социометрия (для определения положения ребенка в социальной микрогруппе).
Существенные особенности имеет исследование подростка с нарушениями развития в целях профориентации. Здесь помимо традиционных методик исследования познавательной сферы и личности используют специальные профдиагностические методики. Психика подростка оценивается с точки зрения возможности выполнения им той или иной профессиональной деятельности. В качестве дополнительных методов используют тесты способностей (общих и специальных). При этом, однако, не следует забывать, что профпригодность — динамичное образование, которое формируется в ходе деятельности, а не дано изначально; при этом уровень развития способностей не является решающим фактором. Профессиональное становление во многом зависит от мотивации, интересов, любви к своему делу, которые часто помогают компенсировать недостаток нужных способностей или развить их. Это касается и подростков с отклонениями в развитии, в связи с чем особое внимание следует обратить именно на данные характеристики.
Многие личностные особенности подростка изучаются с помощью рассмотренных выше экспериментально-психологических методик, тестов, опросников. Существуют и специально разработанные для профориентации опросники, уже хорошо зарекомендовавшие себя в работе с некоторыми категориями подростков с отклонениями в развитии. Это прежде всего Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Данный опросник исходит из положения о том, что все профессии можно классифицировать по признаку предмета труда на несколько групп. Предмет труда —это система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек определенной профессии должен мысленно или практически оперировать (распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их).
В соответствии с предметом труда мир профессий разделяется на следующие группы: «человек—природа» (предмет труда — живые организмы, биологические, микробиологические процессы); «человек—техника» (предмет труда — технические системы, технические и неживые предметы, материалы, энергия); «человек—человек» (предмет труда — люди, группы, коллективы); «человек—знак» (предмет труда — условные знаки, цифры, коды, формулы, естественные языки); «человек—художественный образ» (предмет труда — художественные образы, их части, элементы, свойства). Результаты ответа на данный опросник помогают сориентироваться, в какой сфере находятся профессиональные интересы подростка, насколько ярко они выражены. В дальнейшем профессиональные интересы подростка соотносятся с его фактическими и потенциальными возможностями.
Направленность личности для целей профориентации можно изучать с использованием методики «Ценностные ориентации» Рокича. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности, является основой отношений человека к окружающему миру и себе, ядром мотивации жизненной активности. Выделяют так называемые терминальные ценности (ценности-цели, к которым стремится человек) и инструментальные ценности (ценности-средства, убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности являются предпочтительными в любой ситуации). Рекомендуемая методика позволяет выявить иерархию ценностей и ее особенности. Трудностью при применении данной методики может стать желание подростка соответствовать социальным ожиданиям, в результате чего он будет отвечать не искренне, а «как положено». Эта трудность не возникнет, если с ребенком предварительно установлен хороший контакт, существует атмосфера доверия.
Итак, хотя не существует конкретных рецептов по составлению программ исследования, соблюдение приведенных правил и рекомендаций поможет полноценному изучению подростка с нарушениями развития.
Глава 5