Врачи (которые есть в нашей группе) сразу диагностируют у него кахексию. Оказывается, он съедает лишь один фрукт в день. С фруктами в храме нет проблем, т.к. их приносят в качестве подношений в огромных количествах. Но у него какая-то персональная аскеза. Брахман сказал, что он из Бомбея, ему 75 лет. Оставил семью, детей и внуков ради служения Шиве. Наш Виталик напоминает ему внука.
Он проводит нас по лабиринту помещений храма, где очень людно и очереди к алтарям. Все происходит очень быстро, так что часть группы отстает. На минуту заходим в какую-то тесную и душную комнату, где очередной брахман ставит точки. Там полагается присесть перед огненным лингамом, которого я толком не разглядел.
Во дворике останавливаемся перед странным барельефом, на котором лингам с лицом и какой-то воин со стрелой и окровавленным глазом. Сцена экспрессивная. Оказывается, это иллюстрация очень популярной легенды о преданности Шиве. Шива попросил глаз, и раджа выколол свой и преподнес. В общем, триллер «вырви глаз». Зачем же лингаму два глаза? Ведь зовут же пенис «одноглазый Джо» или «одноглазый пират».
Во дворе каждого храма есть бассейн для очистительных омовений. Но теперь они предусмотрительно закрыты заборами. Мы наблюдаем индийскую прудовую цаплю. Она крупнее и приземистее, чем обычная белая цапля. Вероятно, в пруду расплодились лягушки.
В тени под крышей паломники выполняют простирания. Всего лишь по одному разу. Не в сторону алтаря или изображения божества. Похоже, они просто выбирают относительно чистый участок пола. Напоследок дедушка-брахман трогательно нас всех благословляет, наложив ладони на голову. Шепчет какие-то мантры, то рассеянно, то сосредоточенно - в зависимости от головы.
|
Потом прибываем в ашрам Шри Рамана Махариши. Мы уже видели повсюду в Индии плакаты с его образом и надписью «Шри Рамана телеком». Хорошая идея для названия компании сотовой связи. В 16 лет будущий святой задался вопросом «Кто я?» и не прекращал поисков, пока не достиг самадхи, соединения с Атманом – трансперсональным Я. Его работы впечатлили К.Юнга и многих западных искателей.
Поэтому в ашраме множество туристов. Мы едва успеваем до закрытия посетить могилу святого. В мраморном зале было тихо, и ощущалась очень сильная энергия. Из всех святых мест, посещенных нами во время этого тура по Индии, для меня это было самое мощное место.
В примыкающих комнатках маленький музей и медитативные залы, где сидело несколько западных паломников. Можно поселиться бесплатно в отеле при храме. Гид Саша поделился, как жил здесь и кормился задешево в столовой.
Гуляя по территории, мы замечаем могилки любимых животных святого – коровы, собаки и вороны. Говорят, что он даровал им освобождение, т.е. всех отправил в самадхи. Правда, это означает, что они умерли. Мне стало интересно, если индийские коровы начнут медитировать по методу святого на вопросе «Кто я?», то будут ли они давать молоко или продолжать копаться в мусоре?
На крыше наблюдаем трогательную картину мартышки с детенышем. Прямо мадонна с младенцем. Все щелкают фотоаппаратами и пытаются покормить их бананами, вызывая ажиотаж во всей обезьяньей стае.
Купив экзотические фруктами – манго и джекфрукт (хлебное дерево), возвращаемся в Махабалипурам в знакомый отель. Про джекфрукт предупреждают, что его липкий сок сильно пачкает, поэтому местные мажут руки маслом перед разрезанием. Точно, пачкает. И потом все липнет к рукам,а отмывается не сразу и с большим трудом. Проверено. Плоды похожи на маленькие булочки и вкус сладкий ни на что не похожий.
|