Глава 1.1. Обучающие игры




Игры – обучение, тренинг, досуг

(под ред. В.В.Петрусинского).

- М. Новая школа, 1994.

 

Глава 1.1. Обучающие игры

 

1.1.1. САМОЕ ГЛАВНОЕ

Внимание! Приготовьте бумагу и карандаш. Быстро и внимательно прочитайте учебный.текст. (Гонг). Вы познакомились с текстами. Сейчас вы посмотрите текст еще раз, и мы начнем соревнование. (Гонг). Нужно будет придумать наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст, т.е. охарактеризовать тему учебного материала одним словом. (Гонг). Затем нужно будет охарактеризовать данный материал одной фразой, а после — найти в нем какой-то секрет, особенность, т.е. то, без чего данный текст был бы лишен смысла. Итак, просматриваем текст готовимся к соревнованию. Слова, фразы и найденный "секрет" можно записывать. Внимание, начали! (Гонг). Сейчас по очереди вы будете читать свои слова, а все — внимательно слушать и выбирать более точное, оригинальное, остроумное. Сначала — слова. Пожалуйста! (Гонг). Отметим лучший вариант. (Гонг). Теперь, пожалуйста, ваши фразы! Начали! (Гонг). Отметим лучший вариант. (Гонг. Теперь "секреты", пожалуйста! (Гонг). Давайте подведем итоги соревнования. Ведущий, отметьте игроков, придумавших лучшие варианты. (Гонг). Спасибо! Игра окончена. (Гонг).

 

1.1.2. ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ

Приготовим бумагу и карандаш. Перед нами текст. Прочитаем его, стараясь как можно лучше понять. (Гонг). Теперь законспектируем текст; в ваших конспектах не должно быть слов и предложений, а только.либо рисунки, либо схемы, либо какие-то символы (постарайтесь совсем избегать слов). Изобразить текст можно по частям — по абзацам, тогда получится несколько опорных сигналов. Итак, прочитаем еще раз текст. Начали! (Гонг). Чтение закончили. Теперь, пожалуйста, изобразите опорные сигналы этого текста на ваших листочках. Пожалуйста! (Гонг). Пожалуйста, продемонстрируйте ваши схемы по очереди, объясните их, а все будут оценивать и выбирать лучшего игрока. Учитывайте также юмор и оригинальность изображаемого. Итак, слушаем вас всех по порядку. (Гонг). Поздравим победителей. Ведущий, Вам слово. (Гонг). Игра окончена: Спасибо. (Гонг).

 

1.1.3. ПО РОЛЯМ

Внимание! Перед вами текст; Прочитайте его за данное время. (Гонг). Давайте распределим роли: ведущий, автор, критик, главный герой (он может быть даже неодушевленным предметом). Какие роли можно еще придумать? Добавляйте, пожалуйста. Начали! (Гонг). Теперь, когда роли распределены, прочитаем текст еще раз, чтобы затем воспроизвести его по ролям. Подумайте, кому какую роль взять. Ведущий, руководите! (Гонг). Итак, внимание, текст! (Гонг). Пожалуйста, приступим к воспроизведению текста по ролям. Ведущий, руководите, пожалуйста! (Гонг). Теперь, ведущий, оцените, кто больше соответствовал своей роли, был более оригинальным. (Гонг). Поздравляем победителей! Всем спасибо! (Гонг).

 

1.1.4. ВОПРОС - ОТВЕТ

Перед вами текст. Быстро и внимательно прочитайте его (Гонг). Теперь разделимся на две команды. Пусть левая команда будет задавать вопросы, правая — отвечать. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту. Будут учитываться активность участников команд и, конечно, количество и глубина заданных вопросов и качество ответов, а также юмор, оригинальность, находчивость. Команды, еще раз внимательно прочитайте текст. (Гонг). Теперь за 1—2 минуты левая команда придумает свои занимательные вопросы (можно кратко записать), а правая — обсудит текст, выделит в нем главное, чтобы оценить качество задаваемых вопросов. Пожалуйста, готовьтесь к турниру (Гонг). Время на подготовку закончилось. Пожалуйста, правая команда, задавайте вопросы противникам, а левая команда постарается ответить. Начали! (Гонг). Итак, давайте оценим проведенную, игру. Ведущий, определите победителей. Пожалуйста! (Гонг). Игра окончена. Спасибо. (Гонг).

 

1.1.5. ВИКТОРИНА

Перед вами текст. Прочитайте его, пожалуйста. (Гонг). Разбейтесь на две команды. Сейчас левая команда должна обозначить абзацы цифрами и придумать вопрос-загадку к каждому абзацу текста. Затем эта команда в разбивку задаст свои вопросы-загадки правой команде. Правая команда должна ответить на вопрос и сказать, к какому абзацу он относится. Итак, еще раз посмотрите текст, договоритесь о нумерации абзацев и сформулируйте вопросы-загадки. Начали! (Гонг). Теперь, левая команда, вам дается время на подготовку вопросов-загадок, а правая в это время обсудит текст, выделив в каждом абзаце главную мысль. Потом мы будем оценивать оригинальность вопроса-загадки и оригинальность ответа, в том числе юмор, веселость и находчивость игроков. Внимание, начали! (Гонг). Время на подготовку истекло. Пожалуйста, левая команда, ваши вопросы. (Гонг). Внимание, правая команда, вам слово! (Гонг). Ведущий определите победителя! (Гонг). Спасибо. Игра окончена. (Гонг)

1.1.6. ПАНТОМИМА

Перед вами учебный текст. Прочитайте его быстро и внимательно. (Гонг). Теперь разделите этот текст на условные части, например на абзацы. Образуем две команды. Сейчас вы еще раз прочитайте текст, а затем участники правой команды должны каждый абзац" текста изобразить пантомимой. Участники левой команды должны догадаться, какой это абзац и о чем в нем говорится. Итак, читайте внимательно текст. (Гонг). Сейчас вам дается время на подготовку: правая команда готовит пантомиму для каждого абзаца, а левая, не теряя времени, повторяет текст, выделяя в каждом абзаце основную мысль. Пожалуйста, начали! (Гонг). Подготовка закончилась, приступим к показу и обсуждению. Пожалуйста, -команды, ваши пантомимы! (Гонг). Ведущий, определите победителей! (Гонг). Спасибо. Игра окончена (Гонг).

 

1.1.7. КОНСПЕКТ

Внимание! Перед вами учебный текст, разделенный на абзацы. Прочитайте его, пожалуйста! (Гонг). Возьмите бумагу и ручку. Нужно коротко законспектировать на отдельном листочке каждый абзац текста, выделяя в нем главную мысль, но "и не проставляя номера абзаца. Давайте еще раз для этого посмотрим текст. Внимание! (Гонг). Теперь перемешайте листочки и передайте их своему правому по кругу соседу. Побыстрее, пожалуйста. Так, очень хорошо! Теперь внимательно посмотрите конспекты своего соседа и поставьте сверху на каждом листочке цифру — номер абзаца учебного текста, к которому, по вашему мнению, относится конспект. Пожалуйста, внимательно смотрите конспекты и проставляйте номера. (Гонг). Опять передайте конспекты правому соседу. Теперь проставьте номера абзацев на других конспектах. Будем передавать их по кругу, пока к каждому не вернутся его конспекты. Пожалуйста, продолжим (Гонг). Каждый в своих конспектах проверяет правильность номеров абзацев. Посчитайте ошибочно проставленные номера в конспектах. Выигрывает тот, у кого номера абзацев проставлены правильно всеми участниками игры. Ведущий, оцените результаты игры. (Гонг). Поздравим победителей. На этом игра окончена. Всем спасибо! (Гонг).

 

1.1.8. УЧЕНЫЙ СОВЕТ

Перед Вами учебный текст. Пожалуйста, прочитайте его внимательно в течение заданного отрезка времени., (Гонг). Теперь давайте распределим роли: редактор, автор, критик, незнайка, специалист. Кто еще может выступать на ученом совете?! Подсказывайте. Пожалуйста — каждому свою роль. (Гонг). Сейчас каждый в своем амплуа должен изложить учебный текст. Остальные члены ученого совета оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший учебный текст. Члены ученого совета имеют право добавить и дополнить выступления друг друга. Итак, слушаем выступления членов Совета. Ведущий, руководите! (Гонг). Подведем итоги. Поздравим победителей. (Гонг). Всем спасибо. (Гонг).

 

1.1.9. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Перед вами учебный текст. Внимание! Прочитаем его. (Гонг). Теперь, пожалуйста, сядьте в круг. Мы сейчас будем пересказывать текст коллективно. Слева направо, по порядку, вы будете говорить существительное, которое наиболее точно соответствует каждому маленькому кусочку текста в его естественном порядке. Причем каждый последующий называет существительные, произнесенные перед ним другими игроками, и далее добавляет свое. Таким образом, мы должны воспроизвести учебный текст существительными, его основную идею. Еще раз внимательно прочитаем текст от начала и до конца. Пожалуйста (Гонг). Теперь начнем слева направо воспроизводить учебный текст существительными, повторяя по очереди все, сказанное перед нами и добавляя далее свое. Начали (Гонг). Итак, вот что у нас получилось. Что можно еще добавить? Ведущий, определите, кто точнее и остроумнее подбирал нужное для текста слово (Гонг). Спасибо. Игра окончена (Гонг).

 

1.1.10. НАЙДИ ОШИБКУ

Перед вами учебный текст. Давайте познакомимся с ним. Читаем текст быстро и внимательно (Гонг). Текст прочитан, и мы надеемся, что вы поняли содержание и главную мысль. Теперь вам будет предложен этот же текст, но с несколько измененным содержанием, т.е. некоторые утверждения текста будут изменены. Ваша задача — найти и исправить все неправильные утверждения. Это лучше сделать письменно. Каждый работает самостоятельно, а затем все вместе обсудим текст. Итак, приготовим бумагу и карандаш или ручку (Гонг). Все готово? Теперь приступим к просмотру вновь предложенного текста. Пожалуйста, начали' (Гонг). Пожалуйста, помечайте у себя на листочке ошибки, сделанные в тексте. Начали (Гонг). Давайте обсудим исправления. Посмотрим, кто сколько неточностей текста нашел и как они были исправлены. Начнем с того, на кого укажет ведущий. Пожалуйста, начали (Гонг). Мы обсудили текст, если не все неточности замечены играющими или получены недостаточно полные ответы, можно еще раз просмотреть начальный учебный текст и пометить у себя на листочке упущенное. Начали! (Гонг), Ведущий, определите лучших, самых точных и оригинальных игроков (Гонг). Спасибо. Игра окончена. (Гонг).

 

1.1.11. МОМЕНТАЛЬНОЕ ФОТО

Внимание. Разделитесь на две команды. Приготовьтесь к соревнованию команд. Возьмите для каждой команды бумагу и карандаши. (Гонг) Сейчас вам в течение очень короткого времени будет продемонстрирован текст. Вы должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды вместе могут восстановить по памяти Затем все вместе обсуждают и сравнивают, какая команда воспроизведет больше текста. Итак, приготовьтесь воспринять как можно больше текста за одно мгновение времени Начали (Гонт). Теперь, пожалуйста, зафиксируйте то, что вы запомнили. Участники команд, помогайте своей команде! Начали (Гонг). Теперь обсудим воспроизведенное, сравним результаты команд и, может быть, что-то добавим. Ведущий, пожалуйста (Гонг) Поздравляем победителей. Спасибо Игра окончена. (Гонг).

 

1.1.12. ЛУЧШИЙ ВОПРОС

Перед вами учебный текст. Давайте его прочитаем (Гонг). Теперь каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста. Вопрос, ответ на который показывает совершенство овладения этим материалом, дает возможность увидеть его с самой интересной стороны. Итак, еще раз прочитаем текст и придумаем интересный вопрос. Пожалуйста! (Гонг). Теперь немного времени на обдумывание, свой вопрос можно записать Пожалуйста! (Гонг). Ну, а теперь послушаем вопросы Команды по порядку будут их задавать, а остальные — отвечать на них как можно полнее. Начали (Гонг) Итак, давайте решим, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным Ведущий, определите победителей' (Гонг) Поздравим победителей. Спасибо. Игра окончена (Гонг).

 

1.1.13. ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ

Давайте прочитаем текст. Внимание (Гонг) Теперь встанем в круг Ведущий, стоящий в центре, закрывает глаза, кружится на месте и указывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее, по часовой стрелке, каждый говорит по одной фразе из учебного текста. И так до его конца. Итак, пересказываем текст по фразе. Ведущий, встаньте в центр, закрывайте глаза, кружитесь и указывайте, с кого начнем пересказ текста. Начали (Гонг). Теперь еще раз прочитаем текст. Пожалуйста (Гонг). Давайте исправим ошибки, если они есть, и дополним пересказ текста, поскольку, наверно, было что-то упущено. Пожалуйста, также по часовой стрелке, начнем с того, на кого укажет ведущий. Начали (Гонг). Теперь определим самого активного ученика Ведущий, пожалуйста, поздравьте победителя (Гонг). Спасибо, игра окончена (Гонг)

 

1.1.14. ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВОПРОСЫ

У нас у всех есть любимые занятия или, как сейчас говорят, хобби. Давайте представим, что мы все — общество спортсменов-рыболовов или охотников, или автомобилистов, или горнолыжников. В общем, выбирайте, какое у нас будет общество (Гонг) Теперь прочитаем заданный нам учебный текст как бы глазами выбранного вами специалиста (Гонг). Теперь по очереди задаем ему вопросы по тексту, исходя из того, что мы являемся членами этого общества Т.е. вопросы задаем по тексту, но специальные термины текста использовать нельзя, можно использовать только тематику, термины нашего общества, нашего общего дела. Кто задает вопрос с нарушением правил — выбывает из игры. Старайтесь придумать как можно больше вопросов по существу текста, используя тематику общества, к которому мы относимся. Выигрывает тот, кто останется. Начали (Гонг) Ведущий, определите победителей (Гонг). Спасибо. Игра окончена (Гонг).

 

1.1.15. СКАЗКА

Нам дан учебный текст. Давайте его прочитаем (Гонг). Теперь придумайте сказку по заданному тексту, понятную даже детям, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это у нас будет конкурс сказочников. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще раз прочитать текст — быстро и внимательно. Начали (Гонг). Ну, вот теперь придумаем сказку, о том как. Дальше будем слушать всех по очереди. Можно кратко записывать, если вам так легче готовиться. Итак, вам дается небольшое время на подготовку (Гонг). Теперь послушаем сказки Начали! (Гонг). Ведущий, определите победителей и не забудьте учесть оригинальность придуманного, юмор и необычность сказки (Гонг) Всем спасибо Игра окончена (Гонг)

 

1.1.16. МИНИАТЮРА

Мы на конкурсе миниатюр Пожалуйста, разбейтесь на группы по 3—4 человека (Гонг) Сейчас мы прочитаем учебный текст, а затем каждая группа изобразит существо текста какой-либо миниатюрой Это может быть сценка, песня, балет, пантомима Остальные должны будут словами объяснить, прокомментировать увиденное, используя сюжет и смысл прочитанного текста Итак, внимательно читаем текст Начали' (Гонг). Теперь, пожалуйста, обсудите в ваших группах прочитанный текст, выделите в нем главное и придумайте, как это можно изобразить (Гонг). Пожалуйста, начинаем конкурс миниатюр Кто самый смелый? За смелость мы прибавим каждой группе баллы (Гонг) Оценим по пятибалльной шкале каждую миниатюру, учитывая артистичность, находчивость, оригинальность и, конечно, знание изучаемого текста Ведущий, руководите! (Гонг) Ведущий, поздравьте победителей! (Гонг) Спасибо, игра окончена' (Гонг).

 

1.1.17. ОТВЕТ - СЛОВО

Давайте прочитаем текст Внимание' (Гонг) Теперь, пожалуйста, каждый должен задать вопрос и каждый ответить на чужой вопрос. Отвечать нужно в одно слово Это слово должно выражать суть ответа на заданный вопрос, быть ключевым словом ответа Итак, приготовимся задавать вопросы и предельно коротко, по существу, отвечать на них Выигрывает тот, у кого, по общему мнению, будет самый удачный вопрос или ответ. Прочитаем еще раз текст. (Гонг). Теперь, пожалуйста, немного подумайте, и мы приступим к перекрестному опросу (Гонг, пауза 15 сек) Пожалуйста, начинаем Задавать вопрос и отвечать на него будут игроки, выбранные ведущим. Начали' (Гонг). Оценим наиболее удачные вопросы и ответы Ведущий, определите победителей (Гонг). Спасибо Игра окончена (Гонг)

 

1.1.18. КАРТОЧКИ

Для проведения этой игры у каждого игрока должен быть под рукой стандартный лист бумаги для пишущей машинки Нарисуйте простой рисунок, например домик или ножницы, букет цветов — на весь лист бумаги. (Гонг). Теперь разрежьте этот лист на равные карточки Например, чтобы лист состоял из 12 карточек, нужно сделать три вертикальных и четыре горизонтальных разреза. (Гонг). Теперь прочитаем текст, разделим его на несколько смысловых частей, на столько, сколько получилось карточек из одного листа, в нашем случае — 12, и законспектируем его по одному предложению на каждой карточке, причем карточки должны лежать в таком порядке, чтобы на их обороте складывался ранее нарисованный рисунок Итак, складываем карточки рисунком вниз, внимательно слушаем текст и конспектируем его по предложению - на каждой карточке по порядку (слева направо и сверху вниз). Внимание. Начали! (Гонг). Теперь каждый игрок перемешивает свои карточки и передает соседу справа Получив чужие карточки, посмотрите конспект и разложите их в нужном порядке Если на обороте сложился рисунок (это легко проверить) — вы верно разложили карточки, а значит, хорошо поняли учебный текст Выигрывает тот, кто сложил рисунок быстрее Итак, передайте свои карточки соседу справа и разложите вновь полученные карточки в нужном порядке Начали! (Гонг). Ведущий, определите победителей. Спасибо Игра окончена. (Гонг)

 

1.1.19. СКАЗОЧНОЕ КОРОЛЕВСТВО

Прочитаем текст (Гонг). Выберем 2-х стражников, строгих и неподкупных Стражники охраняют сказочное королевство Но сегодня здесь бал и каждому хочется туда попасть Есть только один способ пройти ответить на любой каверзный вопрос стражника по учебному тексту Сейчас все внимательно еще раз прочитают текст, а стражники по нему составят вопросы Начали' (Гонг) Ну вот, вооружившись знаниями, можно по очереди подходить к стражникам — вдруг пропустят? Интересно, какие вопросы они зададут? Итак, стражники, пожалуйста, задавайте вопросы по тексту (Гонг). Можно ли еще что-нибудь спросить по тексту? Достаточно ли "въедливые" были наши стражники? Если кто-нибудь может задать еще вопросы по тексту, мы можем устроить смену караула стражников (Гонг) Всех ли пропустили на бал? Если есть еще несчастные, не сумевшие ответить на вопросы, давайте еще раз быстро посмотрим текст Если таких нет — начинаем балл (Гонг) Всем спасибо. Игра окончена. (Гонг).

 

1.1.20. ДРЕВО МУДРОСТИ

Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. (Гонг). Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. Пожалуйста, возьмем ручку, лист бумаги, придумаем и запишем вопрос. (Гонг). Пожалуйста, заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву Роль дерева может выполнять ведущий (Гонг) Теперь по очереди каждый подходит к дереву, "срывает" записку, и как можно более полно отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде чем мы начнем срывать с дерева листочки-вопросы, давайте еще раз быстро прочтем заданный текст Начали (Гонг). Ну вот, теперь по очереди срываем вопросы и приступим к ответам, пожалуйста! (Гонг). Ведущий, определите победителя (Гонг) Поздравим лучших знатоков Всем спасибо (Гонг)

 

1.1.21. ПОЧТА

Прочитаем внимательно учебный текст (Гонг). Возьмите лист бумаги, карандаш. Рассчитайтесь по часовой стрелке, присвоив таким образом каждому соответствующий номер адресата. Напишите и поместите листок так, чтобы его было видно всем (Гонг) Запомнили свои и чужие номера Теперь каждый задает вопрос по тексту, кратко, желательно с юмором, и кому-либо адресует свой вопрос, проставив соответствующий номер и обратный адрес. Можно адресовать вопросы 2—3 играющим — вобщем, чем больше, тем лучше. По команде ведущего игра останавливается и подводится итог Выигрывает тот, кто успел задать больше вопросов и больше ответить На вопросы и ответы будет отведено определенное время Итак, задавайте свои вопросы и передайте их почтальону — ведущему Начали (Гонг) Ведущий, определите победителя' (Гонг) Спасибо, игра окончена (Гонг).

 

1.1.22. ВОССТАНОВИ НЕВИДИМОЕ

(Для этой игры нужно приготовить книги с изучаемым текстом, а лучше - диафильмы с этим текстом Подготовьте этот текст, но не открывайте его) Пожалуйста, по команде ведущего открывайте текст на нужной странице всего на пять секунд, после чего правую часть текста - закрываете и продолжаете его смотреть до минуты Итак, пожалуйста, закройте правую часть текста - полстраницы или меньше, так, чтобы вы могли восстановить этот текст по смыслу Засеките время Начали (Гонг) Уберите текст. Пожалуйста (Гонг). Теперь кто-то из желающих может выйти вперед и, встав спиной к экрану, воспроизведите этот текст Все могут смотреть на этот текст, сравнивая ответ добровольца с оригиналом Итак, кто смелый - выходите вперед Просим вас пересказать этот текст (Гонг). Спасибо Давайте повторим эту процедуру несколько раз с другими текстами и с другими добровольцами, пока есть интерес к этой игре. Ведущий, руководите Просим вас (Гонг) Спасибо Теперь время подвести итоги Давайте оценим, кто в числе победителей этого конкурса Ведущий, вам слово, просим вас (Гонг) Спасибо, на этом игра закончена (Гонг)

 

1.1.23. СУТЬ

Суть любого текста извлечь довольно просто —нужно карандашом подчеркнуть те строки, в которых содержится основной смысл, это может занять 10-20% всего текста Приготовьте книги с изучаемым текстом Пожалуйста. (Гонг). Сейчас ведущий задаст раздел текста, а все участники игры приготовьтесь подчеркнуть те строки, в которых по вашему мнению содержится суть Приготовьтесь, но текст не открывайте Пожалуйста (Гонг). Сейчас все открывают текст и в течение нескольких минут, из расчета минута на страницу подчеркивают в тексте главное Начали (Гонг) Спасибо, время истекло. Теперь закройте книгу, на обложке напишите вашу фамилию карандашом Сейчас все книги пойдут по кругу Каждый быстро просмотрит текст и поставит оценку по пятибалльной системе каждому проходящему через него обработанному тексту На просмотр каждого текста отводится всего несколько секунд Ведущий дает сигнал для передачи книги соседу Договоримся передавать все книги вправо от вас Итак, проверяем тексты, ставим оценки на обложке каждой книги Начали (Гонг) Заканчиваем Книги должны вернуться к своим прежним владельцам Поинтересуйтесь оценками Просим вас (Гонг) А сейчас просим выйти вперед победителей конкурса, тех, у кого самые высокие оценки Можете построиться перед всеми в порядке убывания оценок Просим вас (Гонг) Спасибо, на этом игра закончена

 

1.1.24. ФЕХТОВАНИЕ

Познакомимся с учебным текстом (Гонг). Разделимся на пары. (Гонг). Ведущий задает проблему (или тему) Противник слева в каждой паре должен по заданному учебному материалу дать решение этой проблемы, а вы, его противник справа, постарайтесь выдвинуть контраргументы Не возбраняется в конце концов прийти к общему мнению Затем ведущий задает новую проблему Противники меняются ролями, т.е. противник справа в каждой паре объявляет решение вновь заданной проблемы по учебному материалу и отстаивает его, а противник слева не соглашается Прочитаем еще раз учебный материал (Гонг) Ведущий, ваша формулировка проблемы (Гонг) Приступаем к обсуждению по парам (Гонг). Ведущий — ваша новая проблема (Гонг). Меняемся ролями Приступаем к обсуждению (Гонг) Ведущий, определите, какая пара у нас наиболее активно обсуждала поставленные проблемы Это наши победители (Гонг) Поздравляем' Спасибо, игра закончена (Гонг)

 

1.1.25. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

(Для этой игры нужны книги с изучаемым текстом Приготовьте их Ведущий задает раздел, который требуется изучить)Итак, приготовились читать нужный текст По команде ведущего вы начнете чтение При чтении делайте заметки на полях, лучше всего такие, которые вызовут яркие эмоции Пусть это будут карикатуры, броские символы и отдельные реплики Постарайтесь сделать ваши заметки интересными и привлекательными для ваших коллег по игре, ведь потом все книги пойдут по кругу и все общими усилиями определят победителя этого соревнования Итак, открывайте текст на указанной ведущим странице и делайте заметки на полях, чтобы они были интересны всем здесь присутствующим Начали (Гонг) Время истекает Приготовьтесь пустить ваш конспект по кругу Передайте вашу книгу соседу справа, а на полученной вами книге поставьте карандашом оценку по пятибалльной системе На просмотр каждой книги отводится всего несколько секунд Ведущий, дозируйте время хлопками Начали (Гонг) Время истекает, книги возвращаются к своим хозяевам Оцените, каждый, сколько вы набрали баллов Пожалуйста (Гонг) Ведущий, пожалуйста, определите победителей этого соревнования Пожалуйста (Гонг) А теперь кого-то из победителей просим выйти вперед и продемонстрировать эффект своей работы Перескажите содержание текста, пользуясь только вашими заметками на полях Просим вас (Гонг). Спасибо, на этом игра закончена

 

1.1.26. ДОКЛАД

Давайте прочитаем текст (Гонг). Теперь, пожалуйста, передайте содержание этого текста при помощи рисунков, знаков, схем и передайте такую шпаргалку соседу справа (Гонг) Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа Пожалуйста, начинаем' (Гонг) Ведущий, кто, по-вашему, сделал доклад более подробно, с юмором, кто представил лучшее наглядное пособие? (Гонг) Поздравим победителей (Гонг). Спасибо Игра закончена (Гонг)

 

1.1.27. СЕМЕРКА

Утверждают, что любая дисциплина, любой материал могут быть легко усвоены путем разложения их на семь полочек, на семь единиц. Этими единицами могут служить следующие философские категории: особенное, общее, единичное, содержание, форма, явление, сущность Сейчас мы прочитаем учебный текст. А вы постарайтесь разложить весь материал по этим категориям, еще раз прослушайте и запишите их (диктовать медленно — повторяются категории — особенное, общее, единичное, содержание, форма, явление, сущность) Итак, внимательно читаем текст Начали (Гонг). Теперь мы предлагаем вам дать свое видение данного материала с точки зрения этих семи понятий. Можно при обдумывании делать краткие записи Начали (Гонг) Теперь послушаем каждого играющего, а потом решим, кто лучше отразил учебный материал в этих философских понятиях. Пожалуйста, начали' (Гонг) Ведущий, у кого, по-вашему мнению, получилось лучше. Играющие, помогите определить победителя, что вам понравилось, а что нет, высказывайтесь, аргументируйте (Гонг). Поздравим лучших учащихся. (Гонг). Спасибо, игра окончена (Гонг)

 

1.1.28. ЧАСТИ ТЕКСТА

Познакомимся с учебным текстом, внимательно и быстро его прочитаем (Гонг). Теперь разделимся на 4 группы (Гонг). Одна группа будет называться "введение", вторая — "основная мысль", третья — "заключение", четвертая — "дополнение" Играющие каждой группы начинают пересказывать часть текста по порядку, "введение", "основная мысль", "заключение" Группа "дополнение" имеет право взять слово после выступления каждой группы Начали. (Гонг). Теперь еще раз посмотрим текст, сравним его с информацией, воспроизведенной нами, и определим, какая группа точно соответствовала своему назначению (Гонг). Ведущий, определите победителей и поздравьте их. (Гонг). Спасибо, игра закончена (Гонг).

 

1.1.29. ДОТОШНЫЙ УЧЕНИК

Мы знаем, что для хорошего усвоения материала иногда нужно уметь запомнить самые мелкие подробности текста. Сейчас мы прочитаем текст быстро, но внимательно, затем вы составите список вопросов У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл в этом соревновании. Итак, внимательно читаем текст, чтобы составить вопросы Начали! (Гонг). Текст прочитали, теперь перейдем к вопросам Желательно, чтобы вопросы охватили весь материал и все его тонкости Запишите, пожалуйста! (Гонг). Сейчас по порядку вы будете задавать свои вопросы всем обучаемым, а они по очереди будут кратко отвечать на них. Отвечает тот, на кого указывает ведущий Затем определим самого дотошного ученика Итак, ваши вопросы, пожалуйста (Гонг). Ведущий, определите, кто занял первое место И завершите игру (Гонг).

 

1.1.30. СОСТАВЬ УЧЕБНИК

Сейчас мы быстро, но внимательно прочитаем учебный текст Начали' (Гонг). А вот теперь представьте, что вы — составитель учебника по данной дисциплине Учебник может включать содержание, основные разделы, трудности, которые могут встретиться при изучении этого материала, приемы, которые облегчат усвоение материала, какой-то личный опыт, приобретенный учащимся в жизни. Нужно составить наиболее удобный рациональный учебник, которым могли бы пользоваться остальные игроки. Не забывайте про юмор и оригинальность, а также про иллюстрации Итак, еще раз читаем текст, затем составляем учебник и выносим его на всеобщее обсуждение Внимание, текст' (Гонг), Приступаем к составлению макета учебника (Гонг). Теперь перейдем к обсуждению. Пожалуйста, начинаем' (Гонг). Давайте, решим, по какому учебнику было бы полезнее и приятнее учиться В каком учебнике материал изложен наиболее рационально и подробно? Ведущий, определите победителя. (Гонг). Мы поздравляем победителя и принимаем его учебник в печать Спасибо, игра окончена (Гонг).

 

1.1.31.ИНОСТРАННЫЙ СЛОВАРЬ

Если научиться запоминать иностранные слова, то не составит труда запоминать любые термины, понятия и т.д. Как это сделать? Давайте все вместе поиграем в игру, в которой вы убедитесь, что сможете запомнить прямо сейчас изрядное количество новых для вас слов и понятий Давайте разделимся на две команды. Ведущий, руководите Пожалуйста (Гонг) Сейчас кто-то из одной команды произносит иностранное слово с переводом или какой-то новый термин А представители другой команды по-, пытаются во всеуслышание связать звучание нового для вас термина с его переводом или интерпретацией Например, произносится английское слово кисс-поцелуй Другая команда придумывает фразу, например: "Киса Воробьянинов обожал целоваться" Итак, первая команда называет слова с их интерпретацией или переводом, желательно малоизвестные, а вторая команда придумывает ассоциативные фразы, в которых звучание каждого иностранного слова или нового термина связывается с его интерпретацией. Начали (Гонг) Спасибо, наверное, на этом нужно остановиться Теперь, пожалуйста, представители первой команды, называйте сами слова, а представители второй команды называйте их перевод, при этом громко вспоминая ассоциативные фразы Посмотрим, какой будет результат Авторы вопросов, отмечайте, какое количество слов запомнила вторая команда Просим вас. (Гонг) Спасибо А теперь пожалуйста, пусть команды поменяются ролями Вторая команда называет слова с переводом, первая команда придумывает ассоциативные фразы Слов должно быть примерно столько же, сколько в первой части игры. Просим вас (Гонг) Теперь давайте попробуем воспроизвести переводы предложенных вам слов Вторая команда называет слово, первая — ассоциативное предложение и перевод слова Авторы фиксируют количество правильных ответов Просим вас (Гонг). Спасибо, заканчиваем Ведущий, оцените итоги этого соревнования Кто победитель? Просим вас (Гонг) Спасибо, на этом игра закончена (Гонг).

 

1.1.32. СОСТАВЬ ТЕКСТ

Внимательно читаем текст. (Гонг). Возьмем ручку и бумагу. Каждый должен написать вопрос по тексту, свернуть листок и отдать его в руки ведущему. Пожалуйста, пишите свои вопросы (Гонг). Теперь каждый возьмет у ведущего листочек и прочитает попавший ему вопрос, подумает, как на него ответить. Но перед этим давайте еще раз быстро прочитаем текст (Гонг). Пожалуйста, тяните вопросы и обдумывайте ответы (Гонг). Теперь вы должны обсудить друг с другом свои ответы и выстроиться в том порядке, в каком идет текст Итак, пожалуйста, вам дается время на обсуждение текста и выстраивание его. Начали! (Гонг). Давайте в получившемся порядке перескажем текст и затем сравним его с данным учебным текстом Приступим к пересказу. (Гонг). Теперь посмотрим учебный текст Ведущий, определите самого активного игрока (Гонг). Спасибо, игра окончена (Гонг).

 

1.1.33. ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ

Давайте посмотрим текст и постараемся выделить в нем главное. (Гонг) Хорошо Теперь такое предложение, давайте разобьемся на две команды Пожалуйста (Гонг/ Итак, продолжаем Давайте попробуем представить текст в виде застывшей немой сцены Можно подготовиться. Каждый из участников может изобразить деталь этого текста. Можно взять листок бумаги, нарисовать или написать, какую деталь текста вы представляете, а затем можно взяться за руки, в соответствии с тем, как, по-вашему мнению, эти блоки текста связаны между собой. Свою версию, вариант немой сцены изображают сначала одна команда, затем другая Ведущий будет олицетворять собой жюри, в которое, впрочем, могут войти, по желанию ведущего, и представители команд Итак, на подготовку немой сцены, с использованием любого реквизита, плакатов, надписей каждой команде отводится не больше минуты. Все вместе начинаем готовиться Пожалуйста, начинаем подготовку (Гонг) Итак, подготовка заканчивается Давайте первое слово, если так можно сказать, ведь сцена немая, предоставим первой команде Внимание, начали (Гонг). Спасибо, теперь предоставляем сцену другой команде Ваш выход Начали! (Гонг). Ну, и в заключение нужно оценить оригинальность, находчивость и знание дела каждой команды Ведущий, вам слово для оценки итогов игры Пожалуйста (Гонг). Всем спасибо, на этом игра закончена (Гонг).

 

1.1.34.ЭМОЦИИ

Предположим, вам нужно запомнить текст Это сделать очень просто Все по очереди читают этот текст, читают разным голосом, с разными эмоциями. Учтите, чем с более выразительными интонациями и эмоциями вы прочтете фразу, тем больше вероятность ее всем запомнить Ведущий по очереди указывает на того игрока, которому предстоит читать А все остальные пытаются воспроизвести произнесенную им фразу Может быть это удастся даже сделать, сохранив эмоции читающего Победителями окажутся те, чьи фразы запомнили большинство участников игры Итак, по очереди читаем выбранный ведущим текст, по одной фразе, при этом стараемся придать голосу необычные интонации и выразительную эмоциональную насыщенность. Просим вас (Гонг) Итак, текст прочитан. Ведущий, пожалуйста по очереди укажите на тех, кто читал текст А все остальные участники пытаются хором воспроизвести фразу, произнесенную тем участником на которого указывает ведущий. Просим вас. Начали (Гонг) Спасибо Ведущий, оцените победителей этого соревнования. Чьи фразы оказались наиболее прочно усвоенными Просим вас. (Гонг). Спасибо, на этом игра закончена (Гонг).

 

1.1.35. ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Внимание Пусть кто-нибудь из вас будет изображать картину, портрет, можно свой собственный Определите также ведущего, затем разбейтесь на две команды Пожалуйста (Гонг) Сейчас команды в течение одной минуты будут любоваться картиной, рассматривая ее как можно подробнее Пожалуйста, перед вами — шедевр. Любуйтесь (Гонг). Теперь все отвернитесь. Ведущий, пожалуйста, измените в картине как можно больше деталей (Гонг). Теперь поочередно из первой и из второй команды, играющие подойдите по одному к картине и молча приведите в исходное положение все изменения Старайтесь ничего не упустить Пожалуйста, первый играющий' (Гонг). Второй, пожалуйста. И так далее — когда на место садится предыдущий играющий, к картине идет следующий. (Гонг). Ведущий, вам слово, объявите команду-победителя. (Гонг). Спасибо, игра закончена. (Гонг).

 

1.1.36. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: