ГЛАВА 3.1. ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ (искусство общения).




Глава 3.1. содержит ранее апробированные (30) и новые игры, написанные Е. Г. Розановой. Игры главы 3.2. подготовлены А. И. Добродомовой, В. В. Пет-русинским, М. М. Арсентьевой. В главе 3.3. использованы ранее апробированные (30) и новые игры, подготовленные М. М. Арсентьевой и В. В. Петрусинским.

 

Как важно уметь находить общий язык! Как важно понимать друг друга! Ведь основные беды человечества проистекают именно от недостатка взаимопонимания. Здесь приводятся игры, которые дают возможность устанавливать лучший контакт между собеседниками.

Введение

Общение людей друг с другом — весьма сложный ч тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению иным образом, не используя для этого только свой реальный опыт? Игры, собранные в этой главе, как раз представляют такую возможность В большинстве своем они являются моделями жизненных ситуаций общения. Участникам предлагается разыграть различные сценки из жизни: конфликтные ситуации, ситуации совместной жизни, знакомства, борьбу мнений и т.д. Задача каждого из обучаемых: провести общение наиболее эффективным и адекватным образом. В конце каждого упражнения подводятся итоги и определяется победитель — тот человек или несколько человек, у кого лучше всех получается данный вид тренинга. Остальные участники сравнивают себя с победителями, делают выводы относительно своих ошибок и в следующем упражнении стремятся учитывать их и совершенствовать свое поведение в новых ситуациях. Большим плюсом такого рода упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, мы не чувствуем той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает людям возможность больше пробовать, проявлять творчество и не бояться "проиграть", искать более эффективные формы, взаимодействия друг с другом. Занятия по тренингу общения проводятся в просторном помещении с установленными в нем креслами. Кресла ставятся полукругом. В центре полукруга — место для разыгрывания сценок В тех случаях, когда игры проводятся одновременно по парам, кресла можно развернуть таким образом, чтобы участники могли сидеть лицом друг к другу. Если тренинг проводится автоматизирование, то инструктор, работающий с магнитофоном, следит за ходом игр, внося свои коррективы по ходу дела. Он пользуется кнопкой дистанционного включения магнитофона, останавливая его по сигналу гонга с фонограммы. Итак, приступим к тренингу общения.

 

3.1.1. ПРИВЕТСТВИЕ

Обмен приветствиями — это обмен человеческим теплом Встречая человека, мы прежде всего встречаемся с ним взглядом и выражаем в той или иной форме, что мы рады существованию этого человека, рады, что он есть среди нас Конечно так происходит, если мы искренни в выражении своих чувств, если мы подлинны в своем поведении. Давайте попробуем разные формы приветствия и определим наиболее эффективные для вас Для этого предлагаем участникам разделиться на две группы и встать напротив друг друга на расстоянии нескольких шагов в две шеренги Пожалуйста (Гонг) Теперь по сигналу ведущего партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями Это могут быть рукопожатия, объятия, реверансы, похлопывания, восторженные восклицания и тихие многозначительные взгляды Обменявшись приветствиями, партнеры меняются — делают шаг вправо Пожалуйста, обменяйтесь приветствиями (Гонг). Хорошо. А сейчас в каждой шеренге участники, поменяйте партнеров Пожалуйста (Гонг/ Ну, а теперь продолжим приветствие уже с новыми партнерами, в новой форме Подумайте, как лучше приветствовать нового партнера, что подходит именно сейчас, именно для этого человека Пожалуйста (Гонг) Спасибо Может быть, ведущий организует конкурс на самое оригинальное приветствие? Кто победит? Действуйте! (Гонг) Подведем итог и закончим игру (Гонг)

 

3.1.2. ЗНАКОМСТВО

Садимся в круг Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным (Гонг) А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме Например "Лед и пламень", "То как зверь она завоет, то заплачет как дитя" "Тиха, печальна, молчалива "и т.д. Пожалуйста (Гонг) Придумали? Хорошо, Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры То, что вы только что придумали Просим вас (Гонг) Спасибо Мы сделали один шаг навстречу друг другу Обсудите, чьи представления произвели наибольшее впечатление Ведущий, руководите (Гонг) Спасибо, игра закончена (Гонг)

 

3.1.3. ПРОРЫВ.

Способны ли вы добиться своего, несмотря ни на какие препятствия? Способны ли вы защитить свои позиции, отстоять свое, несмотря на мощный натиск противника? Сейчас мы можем попробовать свои силы в этих двух направлениях Возможно, что мы узнаем о себе и о людях что-то новое, может быть решим свои или чужие проблемы Пожалуйста, давайте разделимся на две группы, пусть группы образуют две концентрические окружности наружний круг и внутренний круг Пожалуйста (Гонг). По удару гонга участники, стоящие во внутреннем круге начинают двигаться по часовой стрелке, а те, кто находится во внешнем круге — против часовой стрелки По сигналу ведущего — хлопку —останавливайтесь, каждый напротив своего будущего партнера по взаимодействию Просим вас (Гонг) Теперь образовались пары, в которых один партнер — из внешнего круга, другой — из внутреннего Задача "внешнего партнера" любыми доступными ему средствами прорваться в центр (это могут быть слова, физическая сила (в пределах приличия), хитрость и т.п.) Задача "внутреннего партнера" не пустить ни за что Он также применяет все, имеющиеся у него на вооружении способы препятствия своему противнику Итак, если задание понятно, то мы можем приступить к первому поединку Пожалуйста (Гонг) Спасибо Пары расстаются, и все встают снова в два концентрических круга Давайте опять пройдемся по и против часовой стрелки, пока не услышим сигнал для остановки. Начали (Гонг). А теперь повторим игру с новыми партнерами Пожалуйста. Начали (Гонг) Ведущий, определите самых настойчивых игроков Вам слово (Гонг). Спасибо, на этом игра заканчивается (Гонг)

3.1.4. МОЕ

Способны ли вы удержать то, что имеете? Способны ли вы вырваться из связывающих вас пут? Давайте попробуем смоделировать эти жизненные ситуации с вашими партнерами При этом модель взаимоотношений такого рода у вас должна получиться в символической форме Для этого давайте разделимся по парам Пожалуйста (Гонг) Один из партнеров — тот, который изображает собственника, заключает в железные объятия того, кто играет непокорную собственность Один стремиться удержать во что бы то ни стало и говорит убежденным голосом "Мое" А другой вырывается изо всех сил на волю (действия обоих партнеров не должны принимать характер силовой борьбы — главное тут внутренняя убежденность, которую надо попытаться внушить партнеру) Когда вы будете проделывать эти упражнения, вы вспомните ситуации свой жизни, когда вам было необходимо кого-то или что-то удержать, и, наоборот, вырваться откуда-то, освободиться от чего-то Зарядите свои действия этими неудовлетворенными желаниями из прошлого Пожалуйста, начинайте (Гонг) Спасибо, а теперь поменяйтесь местами и повторите упражнение (Гонг). Давайте обменяемся своими впечатлениями Ведущий, руководите (Гонг). Спасибо, на этом игра закончена (Гонг)

 

3.1.5. МЕТАФОРА

Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается? Предлагаем всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала предлагаем желающему быть предметом творчества, выйти в середину круга Пожалуйста, кто хочет увидеть себя со стороны, глазами других yчacтникoв. Пожалуйста (Гонг) Сейчас, задание участникам какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена все это напоминает? Например, образ нашего добровольца может вас натолкнуть на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами, а может быть вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда Итак, пожалуйста, поделитесь своими творческими идеями по этому поводу (Гонг) Спасибо. Есть ли еще желающие увидеть себя со стороны? Ведущий, руководите Пожалуйста (Гонг) Давайте обменяемся впечатлениями Ведущий, руководите (Гонг). Спасибо, на этом игра закончена. (Гонг).

 

3.1.6. ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Как склонить человека встать на вашу точку зрения? Попробуем практически отстаивать свою точку зрения, но не путем спора с партнером, а используя попытку склонить своего партнера к вашей точке зрения, как бы косвенно используя в ващем разговоре некоторые приемы. Например, в 99 случаях из 100 люди не любят себя критиковать или признавать себя неправыми Не говорите, что вы умнее Воздерживайтесь от прямого высказывания своего мнения, если оно противоречит мнению других Уважайте мнения других Никогда не говорите прямо, что человек неправ. Если в разговоре оказалось, что вы неправы, признайтесь в этом, причем в категорической форме Разбейте разговор на несколько этапов, по каждому из которых ваш собеседник должен вам сказать "да" Не давайте ему возможности говорить "нет "Если человек согласится с вами в девяти случаях, то скорее всего он согласится и в десятом Давайте выберем наиболее актуальную на сегодняшний день тему для вашего разговора Ведущий, определите эту тему Тут могут последовать любые вопросы Например в процессе перестройки чье значение больше — выдающейся личности или демократии? Инопланетяне — это миф или реальность? Чудо существует или нет? И так далее Сделаем так Ведущий, определите тему, но так, чтобы слева от вас к вам вышли и встали все, кто имеет одно мнение Справа от вас — оппоненты по этому вопросу Постарайтесь выбрать такую тему, где количество сторонников и противников примерно одинаковое Итак, на согласование темы и формирование сторон отводится одна минута Приступайте (Гонг)

Итак, продолжим нашу работу Сейчас, пожалуйста, по своему усмотрению, разбейтесь на пары Напарника выбирают себе из противоположной команды. Можете сесть куда-то в сторонку или встать где-то в утолок. Начните вашу дискуссию на несколько минут Постарайтесь склонить своего противника на свою точку зрения Победителем этого соревнования будет тот, кто смог это сделать, по признанию собеседника Напоминаем, какие приемы рекомендуем использовать в вашей беседе. Не старайтесь критиковать своего противника, особенно его личность. Уходите от прямого спора, старайтесь свое мнение высказывать косвенно, подводя собеседника как бы к вашей точке зрения Уступите собеседнику какие-то вопросы в начале вашего спора Несколько раз повторенное им "да" может распространиться и на окончательный ответ Итак, садитесь, начали (Гонг)

Спасибо, спасибо Теперь просьба ко всем Будем на этот раз самокритичными Пожалуйста, поднимите руку те, кто с удовлетворением признает изменение своей точки зрения в этом споре Если такие есть, давайте их все поздравим Пожалуйста (Гонг) Спасибо, на этом игра закончена (Гонг).

 

3.1.7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Как трудно принять оптимальное решение Нужно все взвесить, нужно учесть ситуацию, мнения других лиц, а главное — учесть момент, все текущие обстоятельства Представьте, что каждый из вас обладает неограниченными возможностями, неограниченной властью, неограниченным финансированием Одно ограничение — время Каждому из вас предстоит возглавить Всемирную комиссию по улучшению жизни человечества, а может быть — и по его спасению от губительного действия цивилизации Посоветуйтесь друг с другом, какие меры следовало бы срочно предпринять и как это можно было бы организовать Постарайтесь, чтобы ваш проект оказался лучшим Какие приемы мы при этом рекомендуем использовать? Конечно, нужно уважать мнение своего собеседника Если человек использует свой опыт, приводя какие-то примеры, дайте ему возможность высказаться о своих успехах, не заставляйте его выслушивать ваши рассказы о своих успехах Дайте человеку возможность почувствовать, что идея, которую вы хотите высказать, поданная вами, принадлежит вашему собеседнику Постарайтесь смотреть на вещи глазами вашего собеседника Постоянно себе задавайте вопросы, почему у него такое мнение Относитесь с сочувствием к идеям и желаниям вашего собеседника Вы можете с чем-то быть и несогласны Но при этом вы скажете, например "Если бы я был на вашем месте, я бы считал точно так же Но вот на своем месте мое мнение сводится к следующему " И дальше высказывайте свое мнение Ваш успех станет реальнее Прибегайте к благородным мотивам Если у вас есть решение вопроса лучшее, чем у вашего собеседника, вызовите его на соревнование, смоделируйте процесс реализации своего и его проекта Итак, пожалуйста, разбейтесь на пары (Гонг) Вам дается несколько минут на обсуждение вашего решения в ситуациях, где предстоит взять громадную ответственность за спасение и прогресс человечества А ваш напарник — коллега, оппонент должен его либо поддержать, либо склонить вас к своему варианту Потом мы тут.же оценим все те случаи, когда напарники приходят к выводу, что они именно в таком составе, вдвоем, берутся за решение поставленной проблемы Начали! (Гонг) Спасибо, давайте закончим дискуссию и оценим результат Пожалуйста, поднимите руки все те, кто признает факт изменения своей точки зрения под влиянием своего напарника Пожалуйста! (Гонг) Теперь, в заключение, поздравим именно побежденных, ведь надо иметь мужество, чтобы признать себя в каком-то смысле побежденным, одновременно отдавая долг умению и эрудиции напарников (Гонг/

 

3.1.8. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

Типичная ситуация разговор начальника с подчиненным Давайте сядем по парам (Гонг) В этом туре, кто сидит слева — начальник, кто сидит справа в каждой паре — подчиненный Тема разговора острая, например получение квартиры, увольнение, перевод в другую организацию, разговор о повышении Выбираем любую из этих или иных тем и начинаем разговор Потом оценим его эффективность Для того чтобы достичь успеха, рекомендуем использовать следующие приемы Начинайте беседу с похвалы и искреннего восхищения друг другом Не говорите прямо человеку о его недостатках или ошибках Если вы хотите критиковать собеседника, лучше указать сначала на свои ошибки и недостатки, а потом исподволь подойти и к недостаткам собеседника Вместо категоричного отказа лучше задать вопросы типа Не считаете ли вы, что так сделать лучше Дайте человеку возможность сохранить свою репутацию Не говорите, например что он не понимает а скажите, что в этот раз он поступил опрометчиво Одобряйте даже незначительный успех вашего коллеги, его малейшие достижения Щедрость на похвалу вполне окупится Старайтесь создать человеку хорошую репутацию, даже приписывая ему положительные черты, и человек будет стремиться оправдать ваше мнение Старайтесь показать что недостатки о которых говорится в споре могут быть легко устранены различными способами, помимо тех, которые предлагает ваш собеседник Итак, по парам обсуждаем проблемы,/используя приемы, которые только что были упомянуты Начали! (Гонг) Спасибо, а теперь пожалуйста поднимите руки те кому по поставленному вопросу удалось достигнуть совместного решения (Гонг) Спасибо Давайте отметим победителей На этом игра заканчивается Благодарим всех за внимание (Гонг)

 

 

3.1.9. ПРОВИНИВШИЙСЯ

Кто не ошибается? Разве что тот кто ничего не делает Всем нам так или иначе приходилось ошибаться, изменять свою точку зрения Но как нелегко признавать свои собственные ошибки, особенно когда это нужно делать на людях Но жизнь есть жизнь Надо уметь достойно признавать себя на каком то этапе побежденным, чтобы в следующий раз избежать этих ошибок Надо уметь показать и другим пример Пожалуй ста задумайтесь все на несколько секунд, припомните самокритично, какие были самые существенные ошибки в вашей жизни Представьте себе, что вы вернулись в то старое время, исейчас вы в преддверии совершения этой ошибки Конечно, задним числом все кажется иначе И то что это была ошибка, ясно только сейчас Но все же как бы вы поступили, если бы с сегодняшним багажом опыта вы вернулись в прошлое? В тот самый момент, когда бь! находитесь в преддверии той самой главной ошибки Что бы вы сказали окружающим? Представьте себе ситуацию, когда можно было поставить вопрос иначе Итак, ваша речь в ситуации, в присутствии тех лиц, когда можно было избежать ошибки Проговорите это в течение одной минуты мысленно с закрыты ми глазами Затем все желающие смогут поднять руку, взять слово и выступить с речью Итак, для мысленной подготовки речи вам дается одна минута Начали' (Гонг) Минута закончилась Сейчас желающие поднимают руку, берут слово В конце сегодняшнего заседания ведущий оценит те выступления которые больше всего понравились слушателям Начали! (Гонг) Спасибо Теперь давайте оценим итоги Ведущий вам слово (Гонг)

 

3.1.10. ЖЕЛАНИЯ

Как много мы теряем порой от нашего собственного безразличия к выполняемой работе? Это же можно сказать и о других людях? А стоит человеку увидеть заинтересованность — это будет безудержный стимул к выполнению им буквально невыполнимого Как важно подать что то не в виде команды, приказа, распоряжения а в виде совета, который потом реализуется как собственное желание Итак разделитесь на пары (Гонг) Ну, давайте попробуем внушить свои желания Только надо учитывать, что желания бывают часто естественными. Естественно стремление человека к самосохранению, желание здоровья себе и своей семье, стремление к достатку, стремление к удовлетворению собственного тщеславия Да, да, да — к- признанию собственной значимости в обществе У женщин особенно развито стремление быть привлекательной и нравиться другим Вот на основе этих естественных стремлений хорошо бы и построить желание вашего собеседника выполнить вашу волю Давайте разделимся на пары и проиграем такую ситуацию. Каждый из вас задается целью заставить, именно заставить, своего собеседника совершить какое-то действие Об этом вы ему прямо не говорите Чтобы было все объективно, давайте каждый возьмет лист бумаги, сложит его вдвое и напишет задания своему партнеру, которые вы хотите, чтобы он исполнил в результате вашей беседы с ним Какое это может быть задание? Да все, что угодно сплясать вприсядку, крикнуть "Кукареку'", почесать затылок, спеть — словом, совершить любое действие, целесообразность выполнения которого для данной обстановки совершенно не очевидна Но для того, чтобы достичь поставленной цели, весьма простой для вас, нужны творчество, фантазия и неординарность подхода С какой это стати человек будет делать то, что ему минуту назад казалось абсурдом, совершенно нeнyжным? А ведь подходы есть Собственно, какие можно рекомендовать приемы? Ну, например, заинтриговать рассказом какой-то истории, продолжение которой следует после совершения вашим напарником предложенного вами действия Это должно быть неявным Ваш противник не должен подозревать, что именно это-то действие, которое было вами задумано Итак, каждый возьмите лист бумаги, сложите его вдвое и внутри напишите задание своему сопернику На это вам дается несколько секунд Начали! (Гонг) Спасибо Листы держите сложенными, они вам понадобятся чуть позже Лучше их куда-нибудь убрать А сейчас начинайте беседу В каждой паре, естественно, будет две задачи Сначала выступает сидящий слева, затем инициаторами разговора будут сидящие справа в каждой паре Какие можно рекомендовать приемы? Чтобы подвести человека к выполнению вашего желания, дайте возможность человеку удовлетворить свое тщеславие, выделиться каким-то образом среди окружающих вас людей Полезно побудить стремление к здоровью, к достатку, к миру в семье, к успехам в работе Пробудить интерес к хобби, тягу к интересному, загадочному, таинственному. Очень поощряются всякие нетривиальные решения, неожиданности. Тут, правда, нужны изобретательность и фантазия Не будем ограничивать вас ни' в чем Как только действие, заранее вами запрограммированное, будет выполнено, автор задания вручает записку напарнику И тут же в этой паре начинается второй тур — роли меняются В конце нашей игры ведущий оценит всех, чьи задания были выполнены их напарниками Итак, начали' (Гонг). Спасибо Давайте оценим, чьи задания в данный момент уже выполнены Пожалуйста, поднимите руки (Гонг). Спасибо Ну, а теперь давайте полюбопытствуем, какие именно задания и каким образом удалось реализовать в каждой паре Пострадавшие и их наставники, вам по очереди слово Просим вас! (Гонг). Спасибо Поздравляем авторов наиболее оригинальных решений На этом игра закончена. (Гонг).

 

3.1.11. ДЕТЕКТИВ

Как порой сложно докопаться до истины! Иногда она так глубоко сокрыта. Как сейчас все было бы по-другому, если бы в свое время вы знали Наверное, без труда можно было бы сейчас вспомнить обстоятельства какой-то ситуации, некоторые признаки которой вам были ранее известны, но вы не придали значения этому, а повлекло это весьма существенные последствия. Всего несколько секунд вам дается, чтобы сформулировать и очень коротко осветить своему партнеру ситуацию, в которой вы находились, до конца не докопавшись до истины А истина открылась потом, спустя некоторое время И если бы вы были следопытом, если бы вы обладали проницательностью Шерлока Холмса, вы, наверное, еще в те времена могли предотвратить — чтo? Вспомните и сформулируйте это своему собеседнику, а затем наводящими вопросами постарайтесь подвести вашего собеседника к дознанию истины, не раскрывая ее прямо Для объективности давайте возьмем листок бумаги, сложим его вдвое Напишем то, что должен ваш напарник извлечь из вашего рассказа Итак, пожалуйста, несколько секунд вам дается, чтобы разделиться на пары, вспомнить какую-то историю из вашей практики, написать на листочке то, до чего должен дознаться ваш напарник Начали' (Гонг) Итак, закончили подготовку Сейчас начнем игру Начинает сидящий справа в каждой паре, затем игру продолжает сидящий слева Рассказчик описывает ситуацию, а его коллега пытается провести дознание. Какие можно рекомендовать приемы В роли слушателя внимательное слушание, сопоставление, наводящий вопрос, обращения к личности, риторический вопрос, вопрос врасплох на неожиданную тему, анализ неточностей В роли рассказчика обобщения, анализ, структурирование, выделение главного, связей, сопоставление, объяснение, доказательство, критика, классификация, выдвижение гипотез, поиск аналога, использование наглядности, моделирование, определение критериев и т д Итак, начинаем работу в парах Пожалуйста! (Гонг) Спасибо Теперь, пожалуйста, поменяйтесь ролями (Гонг) А сейчас те, кто уже получил в награду от своего напарника вещественные доказательства своей правоты в виде записки, поднимите вверх эту записку Ведущий, пожалуйста, подсчитайте победителей этой игры. (Гонг). А в заключение давайте послушаем всех, кто победил в этой игре Пожалуйста, ведущий, предоставляйте слово по очереди всем парам, где есть победители, тогда окончательно оценим победителей сегодняшнего соревнования Начали. (Гонг). Спасибо На этом игра закончена Благодарим всех, особенно победителей (Гонг).

 

3.1.12. ПРОСЬБА

Как много зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу От этого по существу зависит — "быть или не быть "А между тем существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы Ну, давайте попробуем Выберите себе партнера и пока в порядке шутки попросите его о некотором одолжении Попросите у него на время, например, очки, авторучку. Можно что-то более существенное, можно попросить о каком-то одолжении с его стороны, но все зависит от той формы, в которой вы изложите свою просьбу. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и совсем незнакомого человека. Если ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета и значимости, -ваши шансы повышаются, а сам факт обращения к нему создает ещё i большую значимость, повышает авторитет и является большой честью для всех, кто к нему обращается. Это, конечно, размягчит жесткое сердце противника. Известно, что когда к мужчине обращается с просьбой женщина, можно ожидать большего успеха. Если за просьбой следует тут же, еще до получения ответа, косвенная признательность, благодарность за предстоящую услугу, уже трудно отказать. Итак, давайте попробуем. Выберите себе партнера, подойдите к нему, присядьте рядом и попробуйте, может быть, начиная издалека, попросить у него что-нибудь. Пожалуйста, начали. (Гонг). Так, спасибо, спасибо. Теперь просьба каждому подойти к ведущему со своими трофеями. Разумеется, их придется вернуть, но первенство все равно сохранится за тем, кто набрал больше всего трофеев. Пожалуйста! (Гонг). Благодарим всех за участие, а особенно победителей. (Гонг).

 

3.1.13. НАХАЛ

Ну бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами кто-то "влезает!" Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко отбить охоту на будущее такому нахалу. А тем не менее, как лее быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны. Давайте попробуем разобрать такую ситуацию. Пожалуйста, разбейтесь на пары. В каждой паре сидящий слева — добросовестно стоит в очереди. Нахал заходит справа. Пожалуйста, отреагируйте экспромтом, да так, чтобы было не повадно. Пожалуйста, начали! (Гонг). Спасибо. Теперь, давайте поменяемся ролями. Теперь нахал будет заходить слева, правые игроки каждой пары должны отреагировать. Начали. (Гонг). Спасибо. Ну а теперь давайте устроим конкурс на лучший ответ в данной ситуации. Пожалуйста, ведущий, организуйте это соревнование и оцените самого находчивого игрока этого соревнования. Ведущий, пожалуйста! (Гонг). Спасибо. На этом игра закончена. (Гонг).

 

3.1.14. ГРАБИТЕЛЬ

Как много мы порой теряем из-за того, что бываем не подготовлены к неожиданностям. Часто порядочный человек приходит в смятение при проявлении явной непорядочности, грубости или насилия над личностью. Дать сдачу? Но ведь грубость никогда не была показателем силы. А вовремя сказанная острая фраза может поставить в замешательство и грубияна! Мы будем готовы к самому худшему случаю, поскольку такие случаи и вызывают наибольшее замешательство. Разыграем такую ситуацию, Представьте себе, на вас нападает грабитель. Так, прямо, среди бела дня. Возможно, он вооружен, но и единственное оружие для вас —это слово. Что вы можете так, сходу, противопоставить ему? Ведь в такой ситуации, ситуации экстремальной, неординарной, наверное, и слово тоже не всякое поможет. Решение создавшейся ситуации требует неординарного подхода, Грабитель, как правило, пользуется неожиданностью. Наверное, лучше этим же и ответить. А чем его удивить? Вот в этом и вопрос. Здесь поможет только выдумка, фантазия и находчивость. Итак, давайте по парам разыграем такую ситуацию. В каждой паре сидящий слева — грабитель, а вы, справа, — его жертва. У вас времени всего несколько секунд. Пожалуйста, начали! (Гонг). Спасибо. Несколько опасных секунд прошли. А теперь быстро перевоплотимся, грабитель заходит справа в каждую пару игроков. Итак, несколько опасных мгновений. Начали! (Гонг). Спасибо, спасибо... Опасность миновала. Ведущий, организуйте, пожалуйста, конкурс на лучшее решение в создавшемся положении. Пожалуйста, предоставьте слово всем желающим, и все вместе оцените победителя в этом конкурсе. Начали! (Гонг). Спасибо, игра закончена. Поздравляем победителей. (Гонг).

 

3.1.15. ШУТКА

Стоит ли говорить о том, как велика роль юмора, шуток и вообще хорошего настроения при достижении взаимопонимания! Как много очень серьезных вопросов, решение по которым весьма затруднительно, оказывались легко решаемыми играючи, с шутками и прибаутками! В каждой шутке есть намек. Шутя, можно сделать то, что при серьезном подходе кажется проблемой. Как правило, запоминаются люди, которые, используя шутку, создают хорошее настроение для окружающих. Даже рассказанный перед началом дела анекдот располагает к дружескому тону предстоящего разговора. Вот, давайте попробуем проиграть такую ситуацию. Вам предстоит друг с другом обсудить весьма серьезный вопрос. Какой именно? Ну, это можно решить совместно. Например, какие экстренные меры принять для подъема экономики, улучшения снабжения товарами, реального повышения производительности труда. Итак, давайте поиграем. Разбейтесь на пары. (Гонг). Вы разбились на пары и диалоги между вами постарайтесь провести так, чтобы после каждой фразы шел афоризм, шутка. Паузу можно заполнить также анекдотами. Ну, а чтобы оценить, кто из вас настроен на юмористический лад, можно между вами положить какой-то предмет и передвигать его в каждой паре, которая в данный момент имеет преимущество в юморе. Заканчивая соревнование, посмотрите, на чьей стороне будет этот предмет. Итак, шутливый и одновременно серьезный разговор. Оценка юмора — предмет: монета, авторучка, все, что угодно. Начали! (Гонг). Спасибо, спасибо, на этом игра заканчивается. Ведущий, пожалуйста, обойдите всех игроков. Выделите тех, кто имеет явное преимущество в юморе. Пожалуйста! (Гонг). Итак, поздравляем победителей. На этом игра закончена. (Гонг).

 

3.1.16. ПАРЫ(Реквизит: листы писчей бумаги.)

Внимание, разбейтесь на пары в произвольном порядке. Впрочем, желательно, чтобы в каждой паре были участники примерно одинакового роста. Но это не обязательно. Просто неодинаковым по росту игрокам в этой игре будет труднее играть, чем остальным. Итак, разбейтесь, образуйте пары. Пожалуйста! (Гонг). Внимание, теперь возьмите на каждую пару по одному чистому листку писчей бумаги. Пожалуйста, возьмите бумагу. (Гонг). Внимание! Теперь в парах встаньте лицом друг к другу, слушайте условия игры, Вам нужно будет в этой игре двигаться по помещению парами, соприкасаясь при этом с головой партнера верхней частью своей головы. Проще говоря, соприкасаясь лоб в лоб. Листком бумаги вам нужно будет проложить место соприкосновения и удерживать листок во время движения по помещению без помощи рук. Руки должны быть заведены за спину так, как это делают конькобежцы на длинной дистанции. Итак, положив листки, соприкоснитесь с партнерами верхней частью лба, удерживайте листок, зажатый между вами. Руки. за спину, пожалуйста, примите эту исходную позицию. (Гонг). Внимание, внимание! Теперь вам нужно будет в произвольном направлении под музыку двигаться по помещению, оставаться без движения на месте нельзя. Впрочем, стоя на месте, можно приседать и вновь вставать. Разговаривать ни в коем случае нельзя. Вы должны найти каналы интуитивного понимания партнера. Выбывает из игры та пара, которая не смогла удержать листок, и этот листок бумаги упал на пол. В этом случае, как только листок коснется пола, партнеры замирают в тех позах, в которых их застал этот момент, и сохраняют эти позы до конца игры. Выигрывают те пары, которые дольше всех могут удержать листок. Итак, удерживая листок, перемещайтесь по помещению. Двигайтесь, держа руки за спиной при этом. Если листок уронили — застывайте на месте. Не разговаривайте друг с другом. Внимание, начали! (Гонг, танцевальная музыка, лучше танго.) Спасибо, поздравляем победителей! (Гонг).

 

3.1.17. ЧУВСТВОВАНИЕ

Можем.ли мы почувствовать, ощутить, понять человека рядом? Давайте встанем в круг поближе друг к другу. Закройте-ка глаза. (Гонг). Теперь пусть каждый возьмет правой рукой руку соседа. Вашу левую руку возьмет сосед справа. Так. (Гонг). Подержите руку соседа в своей. Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться. Не открывая глаз, сконцентрируйте внимание на ладони соседа справа, ладони, которой вы касаетесь. Постарайтесь оценить свои субъективные ощущения. Какие чувства вызывает у вас прикосновение к руке партнера? Что вы можете сказать о его состоянии? Постарайтесь оценить это состояние. Пожалуйста. (Гонг). А сейчас откройте глаза, опустите руки. Что вы скажете о состоянии своего партнера? Скажите ему об этом, а партнер оценит. Пожалуйста. (Гонг). Чьи определения совпадают с вашими собственными ощущениями? Кто оказался наиболее точным в своих ощущениях? Итак, каждый побывает и в качестве эксперта работы своего коллеги, и в качестве эталона. Как эксперт, поднимите, пожалуйста, руку и оцените работу своего коллеги по пятибалльной, системе. Соответственно поднимайте столько пальцев, во сколько баллов вы оценили работу коллеги. Каждый может оценить каждого. Просим вас. (Гонг). Спасибо, на этом игра закончена. (Гонг).

 

3.1.18. ВЫХОД ИЗ КОНТАКТА

Как выйти из контакта? Порой это сделать довольно трудно. Особенно когда мы торопимся, опаздываем. Попробуем пережить эту сложную ситуацию. Для начала разбейтесь на пары. (Гонг). Представьте, вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с вами разговор, расспрашивает о делах, о семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, однако, взглянув на часы, понимаете, что вам нужно идти. Не забудьте, вам надо достойно выйти из контакта. Итак, распределите роли. Начинаем выходить из контакта. Пожалуйста. (Гонг). Хорошо! Ну, а сейчас нужно оценить, кто из участников игры нашел наиболее удачный выход из контакта. Каждый поднимите руку, на которой будет столько открытых пальцев, во сколько вы оценили успех своего коллеги. Пожалуйста! (Гонг). Результат налицо. Каждый может посмотреть и увидеть взаимные оценки. Давайте выделим лучшие оценки. Пожалуйста. (Гонг). Всем спасибо. Игра закончена. (Гонг).

 

3.1.19. САМОКРИТИКА

У каждого человека есть своя собственная теория, касающаяся того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде индивидом, отличает его от остальных людей. При этом невольно возникает вопрос, разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам себя считает. Попробуем выяснить этот вопрос. Возьмите лист бумаги, подпишите его (анонимы нынче не в моде), Разделите лист бумаги на три равные полосы по вертикали. Пожалуйста. (Гонг). Итак, первое задание. Напишите в первой графе в ответ на вопрос: "Кто я такой?" 10 слов-эпитетов. Сделайте это, пожалуйста, быстро, записывая свои ответы точно в такой форме, как они сразу приходят в голову. (Гонг). Задание второе: во второй графе ответьте на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвались бы о вас ваши отец, мать или старшие родственники. Можете выбрать одного из них. Также десять слов. Пожалуйста. (Гонг). И, наконец, третье задание. В третьей графе на тот же вопрос будет отвечать кто-то из группы. Кто именно — вы определите сами. Итак, ваш избранник (может быть любой из группы) также дает десять ответов на вопрос "Кто вы такой? "Передайте ваши листки вашему избраннику. Пожалуйста. Заполните третью графу. Начали. (Гонг). Итак, время истекло, возьмите ваши листки обратно, сравните три набора ответов. Выделите, в чем их сходство. Вы можете выделить доминирующую линию вашего повед



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: