ГЛАВА 3.3. ИГРОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА 5 глава




 

3.3.50. ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Вспомните то золотое время, когда все вы были детьми Вспомните, как много радости каждому ребенку дарят детские телевизионные программы. Попробуйте снова окунуться в их яркий, красочный мир Теперь вы можете быть не только зрителями, но и участниками, авторами этих программ Для начала выберите себе одну из известных программ, которую вы постараетесь разыграть в нашем условном эфире. Это может быть "В гостях у сказки" "Будильник ", "АБВГДейка", "Ребятам о зверятах* "Марафон-15", и конечно же, "Спокойной ночи, малыши" Пожалуйста, остановите свой выбор на одной из известных передач (Гонг). А теперь, когда выбор сделан, можно приступить к работе Вы все участники творческой группы Осталось распределить обязанности Три основных вопроса что показывать, как показывать и кто будет показывать? То есть сценарная группа, группа режиссуры, художественного музыкального и прочего оформления и третья группа, куда войдут актеры, ведущие дикторы, все те, кто будет работать в эфире Итак, разбейтесь на три группы по вашим желаниям, склонностям и способностям Первая группа - сценарная, вторая - режиссура и оформление и третья - актерская группа] в которую войдут ведущие дикторы и исполнители различных ролей Пожалуйста' (Гонг) Вот уже обязанности определены Пора приступать к их выполнению Сценарная группа готовит план программы, ее тему, основные завязки и кульминацию режиссерская и оформительская группы готовят помещение, костюмы, музыкальную заставку и работают с актерами Актеры же настраиваются на исполнение ролей, продумывают свой текст, внешний имидж, оставив место для импровизации, проявляя актерский талант, находчивость и чувство юмора Итак, сценарная группа планирует программу Режиссер занимается с актерами, и в это же время готовится все оформление, вся материальная и техническая часть До выхода в эфир осталось 20 минут Скорее приступайте к своим обязанностям' (Гонг, пауза 20 минут) Постепенно все приготовления заканчиваются Мы подходим к тому ответственному моменту, когда диктор объявляет название всем известной передачи и дети замирают у голубых экранов Актеры занимают места перед камерой Сценаристы уже отдали им сценарий Режиссер за кадром руководит ходом программы Занимайте свои места Пора начинать Внимание (Гонг/ Спасибо, большое спасибо за ваше старание и за минуты, посвященные путешествию в мир детских программ До свидания, спасибо (Гонг)

 

ГЛАВА 4.1. ПСИХОСАМОРЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЯ
(занимательный аутотренинг).

Введение

Игры и упражнения данной главы направлены на подготовку психофизического состояния человека, они предназначены для отработки регуляции обучаемым своего мышечного тонуса, уровня работоспособности и интеллектуального настроя Теоретические исследования в этой области показали, что готовность к саморегуляции состояния, психической перестройке обеспечивает наиболее эффективный учебный процесс Известно, что у всех людей разная готовность к психической саморегуляции. Этот уровень определяется перед началом занятий специальным тестом, прогнозирующим успешность интенсивного обучения для каждого индивидуума Упражнения по психической саморегуляции состояния даются в игровой форме Коллективный, игровой и даже соревновательный характер ряда упражнений вносит в обучение момент занимательности, обеспечивает более интенсивное личностное включение в учебный процесс Игры могут использоваться для работы в парах и для групповых занятий Все упражнения имеют элементы обратной связи в условиях указывается, каким образом должна даваться количественная и качественная оценка эффективности данного упражнения для обучаемого. В некоторых упражнениях с целью активизации и нормализации психофизиологического состояния даются элементы рефлексбтерапии, точечного массажа и биоэнергетического воздействия В помещении, где происходят занятия, должны быть установлены кресла, желательно необходимое акустическое и эстетическое оформление помещения Если обучение происходит в группе, то нужно заранее выбрать ведущего из числа участников В начале и конце занятии дается тест на определение уровня суггестивности, по результатам которого можно судить об успешности проведения данного курса игр

 

4.1.1. ИНТРОСКОП

Сейчас вам предстоит ощутить свое тело Постарайтесь почувствовать в нем определенные ощущения и хорошо их запомнить так чтобы после упражнения вы смогли бы о них рассказать Итак, располагаемся поудобнее в кресле, закрываем глаза Излечим свое состояние В условиях расслабленного состояния определите какая рука теплее левая или правая На размышление 10 секунд (Гонг, пауза 10 сек) Итак определили какая рука теплее Теперь определите какая нога более теплая (Гонг пауза 8 сек) Запомнили2 Хорошо Теперь определите, какая часть тела наиболее холодная (Гонг пауза 10 сек) Запомнили, какая часть тела наиболее холодная Теперь оцените какая часть лица у вас наиболее теплая (Гонг, пауза 8 сек) А сейчас оцените, какая часть тела у вас наиболее расслабленная (Гонг, пауза 8 сек) А теперь оцените, какая часть тела вас сейчас больше всего беспокоит — например она не поддается управлению или вызывает какие-то нежелательные, неприятные ощущения (Гонг, пауза 8 сек) Теперь оценим, какая часть тела у вас наиболее мягкая (Гонг пауза 8 сек) Итак, оценили самую мягкую часть вашего тела, где мышцы как бы расплавлены Теперь давайте оценим самую невесомую в данный момент для вас часть тела ту часть в которой вы совсем не чувствуете веса (Гонг, пауза 8 сек) Итак, оценили самую невесомую часть тела А теперь, внимание попытаемся вспомнить свои ощущения Отметьте про себя, что вы почувствовали теплое или холодное, напряженное и расслабленное, приятное и неприятное, твердое — мягкое, тяжелое — невесомое Возьмите лист бумаги и ручку (Гонг) Нарисуйте на листе человечка — большого, на весь лист На своем рисунке отметьте кружочком те места у человечка, в которых вам удалось почувствовать свои ощущения Подпишите, что именно вам удалось почувствовать в этих местах Передайте листок ведущему, чтобы он смог оценить результат Не забудьте подписать на листке свою фамилию Ведущий, оцените результаты (Гонг) Спасибо Игра окончена (Гонг)

 

4.1.2. ЗАМЕДЛЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Садитесь поудобнее в кресло Положите руки на бедра раскрытыми ладонями к себе Закроите глаза Сосредоточьтесь на своей правой ладони — ладонь расслаблена Теперь начинайте медленно, как можно медленней, сжимать пальцы правой руки в кулак в течение одной минуты Мы будем вести отсчет времени через каждые 10 секунд Итак вам дается одна минута на то, чтобы сильно сжать пальцы правой руки в кулак И еще одна минута для того, чтобы разжать его до исходного, расслабленного положения Настроимся выполнять это упражнение плавно, очень плавно, с полным сосредоточением на пальцах правой руки Запоминайте свои ощущения и следите за отсчетом времени Итак, начали (Отметка времени каждые 10 секунд, до отметив 60) Разжимаем правую руку (Отметка времени каждые 10 секунд, до отметки 60) Такое же упражнение проделаем теперь для левой руки В течение одной минуты сжимайте пальцы до исходного состояния Запомните те ощущения, которые у вас были при выполнении упражнения правой и левой рукой Начали (Отметка времени каждые 10 секунд до отметки 60) Теперь разжимаем руку (Отметка времени каждые 10 секунд до отметки 60) Спасибо Итак, вы хорошо запомнили те ощущения, которые у вас возникли при выполнении упражнения правой и левой рукой. А сейчас можно открыть глаза и потянуться, размяться Сообщите ведущему, на какой, примерно, отметке времени вы ощутили, что кулак левой и правой руки полностью сжат, и наоборот, на каком по счету ударе вы ощутите расслабленность кисти (Гонг). Ведущий, оцените результат каждого участника Пожалуйста (Гонг) спасибо Упражнение закончено (Гонг).

 

4.1.3. ФОКУСИРОВКА

Внимание, разучиваем новое упражнение. Все участники, кроме ведущего, рассаживаются в кресла. Ведущий садится напротив всей группы Участники группы закрывают глаза и внимательно слушают ведущего Ведущий через интервалы 10—15 секунд произносит вслух названия каких-то частей тела, например правая рука, кисть правой руки, указательный палец правой руки, кончик этого пальца, плечевой пояс, поясница, голова, нос и т.д. Участники сосредоточивают свое внимание на тех частях своего тела, которые назвал ведущий Постарайтесь ясно почувствовать, внутренне ощутить эти участки тела После того, как вы выполнили концентрацию на внешних участках тела, можно перейти к внутренним участкам Ведущий называет внутренние органы тела, например, желудок, печень, отдельные мышцы, язык, гортань и другие органы, избегая только концентрации на области сердца Итак, вы сидите в креслах, ведущий концентрирует ваше внимание на отдельных частях тела, исключая область сердца Вы приучаетесь чувствовать эти участки тела В заключение по команде ведущего вы откроете глаза. Ведущий снова перечислит названные перед тем участки тела, желательно в той же последовательности А вы поднимите руку в том случае, если вам удалось сфокусировать внимание на этом участке Все участники, поднявшие руку, по очереди рассказывают о своих ощущениях Итак, ведущий, начинайте называть участки тела (Гонг). Ведущий, подведите итоги' и дайте свою оценку результата игры в целом. (Гонг/. Игра окончена

 

4.1.4. ФОКУСИРОВКА НА НАТУРЕ (Реквизит: указка).

В этом упражнении вы научитесь фокусировать свое внимание с открытыми глазами. Для этого, кроме ведущего, перед группой садится один из ее участников так, чтобы он вместе с ведущим был в поле зрения всех остальных Этот участник будет нашим эталонным обучаемым Ведущий показывает на нем конкретные части тела, на которых должны локализовать свое внимание участники Например, ведущий прикасается указкой к правому плечу эталонного обучаемого, и туда же, вслед за указкой, должно переместиться внимание всех участников Попробуйте ощутить при этом не только свое плечо, но и плечо эталонного обучаемого, как бы перенесясь в его образ В следующих заданиях по команде ведущего нужно будет сконцентрировать внимание на других частях тела, тех, на которых будет останавливаться своей указкой ведущий Указанную часть тела нужно ощутить при этом не только у себя, но и у эталонного обучаемого Старайтесь как можно полнее вжиться в его образ Ведущий определит число заданий, после которых упражнение можно будет закончить. Итак, пересядьте таким образом, чтобы в поле зрения были эталонный обучаемый и ведущий. Сядьте удобно в кресла, глаза открыты, все смотрят на эталонного обучаемого. Ведущий, начинайте указывать части тела эталонного обучаемого. (Гонг). А теперь оценим полученный эффект Все участники по очереди будут рассказывать ведущему о своих ощущениях. Ведущий сможет оценить, насколько полно каждому из участников удалось выполнить все элементы этой игры. Внимание, начали! (Гонг).

 

4.1.5. КИРПИЧ

Садимся в кресла, закрываем глаза. Приподнимите руки и расположите ладони параллельно друг другу на некотором расстоянии, сантиметров 20 — 30. Итак, глаза закрыты, руки подняты, ладони "смотрят друг на друга" Делая легкие движения сближения и удаления, постарайтесь почувствовать, что же там, между ладонями. Возможно, кроме ощущения тепла, вам.удастся почувствовать, как пространство между ладонями начинает пружинить, как бы уплотняться, препятствовать сближению рук Когда границы силового поля будут становиться все более определенными, вы должны почувствовать, как вы удерживаете между ладонями невидимый кирпич Возможно, этот кирпич будет нагретым, и даже сильно нагретым. Итак, в течение минуты попробуйте почувствовать между ладонями уплотнение пространства и ощутить невидимый, но тяжелый кирпич Глаза все время закрыты Аккуратно положите кирпич вниз, на пол Ощутите между ладонями второй кирпич За вторым — третий и т.д. После окончания упражнения оценим, сколько кирпичей вам удалось собрать таким образом на полу Итак, с закрытыми глазами приступайте к упражнению Самое главное — как следует ощутить свой первый кирпич На все упражнение — 1 минута Внимание, начали (Гонг, пауза 60 сек.) Закончили Пожалуйста (Гонг, пауза 8 сек.) Спасибо. А теперь разделимся на пары В каждой паре задача первого партнера — как бы материализовать кирпичи, сжимая их ладонями слева и справа Задача другого партнера — нащупывать эти кирпичи, подводя свои ладони сверху и снизу. Нащупав кирпич, нужно забрать его у партнера движением рук на себя. Старайтесь делать это упражнение с закрытыми глазами, если оно будет получаться, то можно попробовать и с открытыми. Итак, разделились на пары, первые номера материализуют кирпичи, вторые номера их ощущают, забирают себе и складывают на пол. Начали! (Гонг) Спасибо А теперь откройте глаза и покажите ведущему на пальцах, сколько кирпичей вам удалось ощутить. Пожалуйста! (Гонг, пауза 8 сек) Теперь по очереди расскажите друг другу о своих впечатлениях от этого упражнения, что вы ощущали, что чувствовали, насколько отчетливо и ярко вам удалось сформировать внутренние образы Ведущий, оцените результаты работы группы (Гонг).

 

4.1.6. ГАММА

Садитесь в кресла, руки положите на колени пальцами вниз, так чтобы ощутить коленные чашечки. Глаза закрыты. Сейчас ведущий будет называть пальцы: по очереди, сначала на левой руке, а потом на правой, начиная от мизинца левой руки Услышав название пальца, вы постарайтесь ощутить на кончике этого пальца биение пульса. Почувствовав пульс, делаете легкий кивок головой Начиная от мизинца левой руки, последовательно проходим пять пальцев на левой руке и затем пять пальцев на правой руке Внимание, ведущий, начинайте называть пальцы (Гонг) А теперь проделайте то же самое упражнение, но сейчас постарайтесь уже не надавливать пальцами на колени Пальцы лежат на коленях абсолютно неподвижно, легко и расслаблено Почувствовав в пальцах биение пульса, кивните Внимание, начали (Гонг) Спасибо. Теперь каждый по очереди рассказывает, какие ощущения у него при этом возникли Пожалуйста (Гонг) Спасибо Упражнение закончено. (Гонг)

4.1.7. КОНТРАСТ

Садитесь в кресла поудобнее, закройте глаза, сожмите правую руку в кулак. Сжимайте крепче, с максимальным усилием. Держите кулак максимально сжатым в течение 10—12 секунд. Итак, сжимаете правую руку в кулак и держите, держите, крепко держите (Гонг, пауза 12 сек.) А сейчас уроните руку на бедро и с закрытыми глазами прислушайтесь \ к ощущениям в кисти и в предплечье Может быть, вы ощутите тепло, -I разбухание руки и пальцев, жжение и тяжесть, а возможно — ленивую истому или пульсацию в мышцах Возможны и противоположные ощущения — прохлады или легкости Расскажите по очереди о своих ощущениях (Гонг) Теперь повторим упражнение с левой рукой Старайтесь только сжать кулак как можно сильнее и не ослаблять напряжение в течение паузы Запоминайте ваши ощущения, чтобы потом о них рассказать Итак, приготовились, закрыли глаза, пальцы левой руки сжимаем в кулак Очень, очень крепко. Держим сжатый кулак с максимальным усилием и напряжением (Гонг, пауза 10 сек.) А теперь — мгновенно разжали кулак и опустили руку на колено Спасибо, а теперь то же самое упражнение, но вы сжимаете обе руки одновременно. Приготовились, начали сжимать Применяйте максимальные усилия: руки должны дрожать от напряжения (Гонг, пауза 10 сек) Спасибо, а теперь одновременно расслабили руки и опустили их на колени Ведущий, опросите всех участников еще раз У кого самые яркие впечатления? Ведущий, подведите, пожалуйста, итоги упражнения (Гонг)

4.1.8. АССОЦИАЦИИ

Сядьте в кресла так, чтобы каждый участник мог видеть всех остальных Потренируемся в создании ассоциаций Постарайтесь описать состояние друг друга по их внешнему проявлению, используя самые различные ассоциации, привлекая образные художественные метафоры, когда человеческий голос может быть, например. ледяным, густым или бархатным. Взгляд — обжигающим или колючим Выражение лица — кислым, постным и т.д. Можно выражать свои ощущения через цвета, цвета — через звуки, звуки — через форму, можно использовать разные оттенки противоположных качеств" темное — светлое, большое — маленькое, пластичное — хрупкое, глубокое — мелкое, шершавое — гладкое, яркое — блеклое, острое — пресное и т д Итак, каждый по очереди, опишите состояния сидящих здесь участников, используя метафоры, образные сравнения, различные ассоциации Можете описать нескольких игроков, не обязательно всех Описываемый игрок либо подтвердит, ^ согласится с данным ему описанием, либо выразит свое несогласие, а в любом случае — прокомментирует сказанное Итак, сели в кресла, каждый по очереди начинает описывать состояния остальных участников Внимание, начали (Гонг) Спасибо Ведущий, подведите итоги игры! (Гонг).

4.1.9. ЛЕСЕНКА

Сядем в кресла так, чтобы каждый участник видел всех остальных Поиграем в такую игру. Известно, что каждая вещь, каждое событие могут быть оценены с точки зрения их метафорической, образной расслабленности или напряженности Например, манная каша большинством из нас воспринимается как размягченная, расслабленная, а осколок стекла — как сосредоточенный и напряженный Ведущий должен подобрать и назвать вслух предмет, любой, достаточно нейтральный, не вызывающий такого рода релаксационных ассоциаций, например — "чайник "Следующий за ним игрок, вступая в игру, должен назвать или как-то описать предмет, явление, ситуацию, которые в несколько большей степени. чем предыдущие, насыщены духом расслабления, например, "бутерброд" или же — "чайник" с теплой водой Следующий участник предлагает что-то еще более расслабленное. И, таким образом, игра движется по кругу, а воображение участников устремляется в область все более и более расслабленных, размягченных представлений и образов Если очередной игрок не может назвать следующий, еще более расслабленный предмет, то ведущий останавливает игру и начинает ее с нового исходного слова Попробуйте проделать такую игру несколько раз, столько, сколько сочтет нужным ведущий Итак, начиная с ведущего, называем предметы или явления все более и более размягченные или расслабленные. Внимание, начали' (Гонг) Спасибо А теперь будем называть предметы, каждый из которых более напряжен, сосредоточен, собран. Начали' (Гонг) Спасибо Ведущий, подведите итоги игры (Гонг)

4.1.10. ЗАДЕРЖКА

Садимся в кресла, принимаем удобное положение, закрываем глаза Сейчас, по команде, сожмем обе руки в кулак с максимальным усилием и будем удерживать обе руки в таком состоянии в пределах одной — двух минут Как только вы почувствуете угасание напряжения (а руки действительно очень трудно удерживать в таком напряженном состоянии), вы разжимаете обе руки и продолжаете сидеть с закрытыми глазами и полностью расслабленными руками Ведущий посмотрит, насколько сосредоточенно напрягался тот или иной участник, оценит, кто самый выдержанный Итак, сожмите руки в кулак Глаза закрыты, сидите так максимально возможное для вас время Начали (Гонг, пауза 60 сек) Спасибо Постарайтесь теперь как следует расслабить руки. Ведущий, в конце игры вы оцените наиболее старавшихся игроков. А сейчас — новое задание Нужно максимальное время держать обе руки в расслабленном состоянии, полностью расслабив все мышцы. Отнеситесь к этому самокритично Как только хоть одна мышца выйдет из полностью расслабленного состояния, поднимите руку Игра закончится, когда все участники поднимут руку Ведущий, следите. Итак, закрыли глаза, полностью расслабили обе руки Подождем минутку-другую. Кто наиболее выдержанный в расслабленном состоянии2 Внимание, начали' (Гонг, пауза 60 сек) Ведущий, сообщите, пожалуйста, кто на ваш взгляд лучше выполнял первое и второе задание. (Гонг).

 

4.1.11. ПРОВОДНИК

Садимся удобно в кресла, закрываем глаза. Сейчас напрягите наиболее освоенную вами группу мышц, например, мышцы ладони. После этого вы расслабитесь и добьетесь в этом месте отчетливого ощущения тяжести и тепла Итак, напрягите мышцы, подержите их в таком состоянии некоторое время, а затем расслабьте и вызовите в этом месте ощущение тяжести или тепла Внимание, начали Теперь, после того как вы почувствовали расслабленность, сгущение тепла, постарайтесь переместить этот сгусток в другую область тела, например, от ладони по руке, перевести его в плечо, а может быть — от стопы к бедру и обратно. Как тоуько вам удалось переместить ощущение тяжести или тепла в другую часть тела и затем вернуть обратно, скажите ведущему: "Готово" Ведущий будет следить, у кого лучше всего получается это упражнение. Итак, начали. (Пауза 40 сек.) Теперь — по очереди расскажите, пожалуйста, о своих ощущениях, о том, что вы чувствовали, выполняя это упражнение. После того как все выскажутся, ведущий, подведите итоги этой игры. (Гонг).

 

4.1.12. НАСОС

Садимся в кресла, глаза закрыты. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Постарайтесь почувствовать, как с каждым выдохом медленная размягчающая волна потоком прокатывается по всему вашему телу. Погрузитесь в этот пульсирующий поток расслабления. Постарайтесь усилить его мощность. Итак, глаза закрыты, ощутите с каждым выдохом медленную размягчающую волну, которая прокатывается по всему телу до самых кончиков пальцев ног и рук. Постарайтесь ощутить не только поток расслабления, но и сопровождающую его тепловую волну. Внимание, начали! (Гонг, пауза 15 сек.) Теперь, когда ощущение тепловой волны стало более четким, постарайтесь направить поток расслабление и тепла вдоль рук и ног до кончиков пальцев, мысленно закрыть "отверстия" кончиках пальцев рук и ног, через которые эта тепловая волна выходила наружу При этом тепло и тяжесть выдоха начинает скапливаться в пальцах, наполнять кисти и стопы, все более сгущаясь, концентрируясь и постепенно заполняя руки и ноги снизу доверху. Начали. (Гонг, пауза 30 сек.) Теперь, после того как вы ощутили тепло, мысленно откройте "отверстия" в кончиках пальцев, чтобы выпустить это тепло наружу. Мышцы должны наполниться прохладой. Для этого представьте себе, что вы плывете в холодной воде и с каждым взмахом рук, с каждым выдохом ощущение прохлады струится по вашим рукам и ногам. Итак, вы погружаетесь в приятную прохладную воду, чувствуете свежесть во всем теле (Гонг, пауза 20 сек.) А сейчас расскажите друг другу о тех ощущениях, которые вам удалось испытать. Рассказывайте по очереди, какие образы вызвали у вас эти упражнения. В результате такого обсуждения ведущий сможет подвести итоги игры Итак, приступаем к обсуждению. (Гонг).

 

4.1.13. ГРАВИТАЦИЯ

Располагаемся в креслах поудобнее с закрытыми глазами. Постарайтесь представить себе фантастический мир с переменным полем гравитации. Колебания силы притяжения совпадают с ритмом вашего дыхания На вдохе сила притяжения падает и тело делается почти невесомым. На выдохе тяжесть быстро нарастает и мышцы сковываются Итак, с закрытыми глазами сидим удобно в креслах. Сила притяжения меняется с ритмом дыхания на вдохе уменьшается и тело становится легким, а на выдохе быстро нарастает, и тело тяжелеет Начали! (Гонг, пауза 1 мин) Теперь пусть каждый участник расскажет, насколько ярко он ощутил изменения силы притяжения. Опишите где, в каких местах тела вы лучше всего ощущали легкость и тяжесть, каким образом это ощущение распространилось на вдохе и на выдохе. Ведущий подведет итоги ваших наблюдений. Пожалуйста! (Гонг)

 

4.1.14. АЭРОСТАТ

Сядьте в кресла, закройте глаза Давайте сконцентрируем внимание на своем дыхании. Попытаемся ощутить его как движение вашего тела по вертикали. На вдохе — вы преодолеваете земное тяготение, поднимаетесь вверх, а на выдохе — свободно падаете вниз. Через несколько вдохов и выдохов вам удастся раскачать в себе эти восхождения и погружения, причем воображаемая амплитуда внутренних ощущений должна в сотни раз превосходить реальные подъемы и опускания грудной клетки при дыхании Итак, несколько минут сосредоточенного тренинга на вдохе представляем себя взлетающим высоко в небо, на выдохе — погружение в неведомые глубины. Начали! (Гонг, пауза 1,5 мин.) Спасибо. Теперь каждый участник оценит, насколько легко ему удавалось всплывать и погружаться синхронно с дыханием. Ведущий, оцените результаты упражнения (Гонг).

 

4.1.15. ЗЕРКАЛО

Поставим кресла по кругу и сядем в них (Гонг). В этом упражнении глаза у вас будут открыты Сначала попробуйте ощутить волны расслабления, расходящиеся по телу с каждым выдохом. Затем вы начнете наблюдать за дыханием своего партнера справа, стараясь достичь синхронности своего дыхания с дыханием партнера Одновременно с выдохом по телу должна пройти расслабляющая волна. Глаза должны быть прикрыты, чтобы каждый видел, как поднимается и опускается в такт дыханию грудь товарища справа. Взгляд можно расфокусировать, так, чтобы партнер виделся как бы в размытом изображении А если улавливать ритм дыхания партнера на слух, то упражнение можно выполнять и с закрытыми глазами. Обычно такое расслабление совместно с партнером делается легче и достигает большой глубины. Создается ощущение, что партнер каким-то образом помогает расслабляться вам.самим. Итак, постарайтесь дышать синхронно с партнером, как бы заряжая друг друга потоками покоя и расслабленности Запоминайте ваши ощущения, чтобы мы могли обсудить, как у вас получается синхронная работа. Внимание, начали! (Гонг, пауза 1 мин) А теперь, расскажите, насколько явственно вы ощущали синхронность ритмов вдоха и выдоха, насколько глубоко смогли расслабиться Ведущий, оцените результаты работы всей группы (Гонг)

 

4.1.16. ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ

Сидя в креслах, разбейтесь на пары так, чтобы вашим партнером был сосед слева или справа. В каждой паре распределим роли: один из вас — режиссер, другой — актер. Режиссер придумает и назовет предмет, который представляет собой как бы само овеществленное расслабление, например, перезрелая или едва не срывающаяся с ветки груша, гигантский маятник, ползущая по склону вулкана мягкая, теплая лава, тающее масло. При этом режиссер должен силой воображения превратить себя в этот предмет, постараться ощутить себя в нем так, чтобы убедить, увлечь этим представлением актера Актеру же надо вжиться, перевоплотиться в образ, заданный режиссером От поверхностных, чисто внешних образов постарайтесь идти вглубь предмета, все более и более отождествляя себя с ним и переживая его изнутри. Итак, настройтесь на репетицию Режиссеры задают образы, актеры в них вживаются На все упражнение дается несколько минут, за это время вы побываете в роли режиссера или в роли актера. Внимание, начали! (Гонг, пауза 1,5 мин) Спасибо. Теперь режиссеры становятся актерами и наоборот. Ситуацию перевоплощения будет задавать ваш партнер, а вы постарайтесь вжиться в предлагаемый им образ Пожалуйста (Гонг. пауза 1,5 мин) Спасибо Ведущий, опросите участников, пусть каждый расскажет о своих впечатлениях. Затем подведите общий итог. (Гонг)

 

4.1.17. ТЕЛЕПАТИЯ

Сидя в креслах, вы будете тренироваться в передаче мыслей на расстоянии, может быть, это будет и не совсем игра В каждой паре сначала распределите роли передающего и принимающего мысли Принимающий удобно располагается в кресле, закрывает глаза, расслабляется Его задача — быть внимательным и абсолютно пассивным Ничего не делать самому, но все улавливать, впитывать, запоминать Задача передающего — мысленно расслабить некоторую область тела своего партнера по своему усмотрению, например лицо или кисть руки Тем, кто не уверен в своих телепатических способностях, разрешается положить ладонь на руку своего расслабляющегося партнера и так проводить свое мысленное внушение Итак, разбились на пары, распределили роли принимающего и передающего телепатическое внушение Передающие начинают мысленно расслаблять некоторую область тела своего партнера Внимание, начали (Гонг, пауза 40 сек) А теперь поменяйтесь ролями и продолжайте игру Таким образом, каждый из вас сможет попробовать себя и в ! роли приемника, и в роли передатчика мыслей. Какая же роль у вас лучше получается? Сейчас мы это узнаем Итак, поменялись ролями В | каждой паре мысленное внушение будет направлено теперь в обратную | сторону. Начали! (Гонг, пауза 40 сек) Спасибо А теперь, в заключение, обменяйтесь своими впечатлениями. Ведущий, расспросите всех участников игры, оцените успехи каждого в нашем телепатическом сеансе.' Назовите самую результативную пару Пожалуйста (Гонг).

 

4.1.18. ВНУШЕНИЕ

Разобьемся по парам, сядем попарно рядом друг с другом. Распределим! между собой роли Один из вас — тренер, второй — демонстратор. Демонстраторы удобно располагаются в кресле, руки на бедрах, кисти, свободно свисают вниз, на правой руке пальцы легко, без усилий сжимают какой-либо небольшой предмет — карандаш, ластик, скрепку Глаза закрыты Полная пассивность, никаких посторонних движений Тренер начинает проводить сеанс внушения, например, он говорит. "Правая рука тяжелеет, пальцы размягчаются, тепло струится по руке, наполняя ее тяжестью, истомой Тренер проводит внушение до тех пор, пока стук упавшего на пол карандаша или другого предмета не станет сигналом окончания упражнения На это может уйти две — три минуты Затем меняйтесь ролями. Теперь внушение производят новые тренеры, демонстраторы, бывшие тренеры, внимательно их слушают Итак, повторим это упражнение несколько раз, меняя роли Внимание, начали! (Гонг, пауза 2 мин) А теперь можно попытаться заставить партнера по внушению приподнять свою лежащую на бедре руку При этом тренер может провести внушение следующим образом "Рука становится легкой, сама собой поднимается вверх Рука легче воздуха, рука всплывает Посмотрим, у кого получится это упражнение Постарайтесь проделать его' в разных ролях, меняя партнера Итак, постарайтесь побыть и в роли демонстратора, и в роли тренера Внушайте своему партнеру, что рука его становится легкой, сама собой поднимается вверх При этом у демонстратора глаза закрыты, а тренер сидит рядом с ним и проникновенно проводит свое внушение Начали! (Гонг, пауза 2 мин) Спасибо Упражнение заканчивается. Давайте обменяемся мнениями, а ведущий подведет затем итог игры (Гонг)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: