Тема 1. Роль исследований в развитии менеджмента




ГУРОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

По дисциплине «ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»

По направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»

(заочная форма обучения)

 

(М-31-01з)

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Киров

  Лекции Практики  
Семестр 1     -
Зачет     ¡

 

Оглавление
Лекции  
Тема 1. Роль исследований в развитии менеджмента ……..  
Тема 2. Система управления, как объект исследования.….  
Тема 3. Методология исследований в управленческой деятельности  
Тема 4. Разработка опросника  
Практическое занятие 1. - Определение проблемы исследования…….  
Практическое занятие 2 – Разработка опросника………………………  
Приложение А - Элементы системы организации……………………  
Приложение Б – Анкета……………………………………………….  

Тема 1. Роль исследований в развитии менеджмента

Управление, главным содержанием которого является принятие решений, трудно представить без исследовательской деятельности. По мере развития управления роль исследовательской деятельности возрастает.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характе­ристик являются следующие (таблица 1):

 

Таблица 1 – Основные характеристики исследования

Основные элементы Характеристика
1. Методология исследо-вания Совокупность целей, подходов, ориен­тиров, приоритетов, средств и методов исследования
2. Организация исследо-вания Порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регла­ментах, нормативах и инструкциях
3. Ресурсы исследования Комплекс средств и возможностей (на­пример, информационных, экономических, людских и пр.), обеспе­чивающих успешное проведение исследования и достижение его ре­зультатов
4. Объект и предмет исследования Объектом является система управ­ления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования
5. Тип исследования Принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик
6. Потребность исследо-вания Степень остроты проблемы, професси­онализма в подходах к ее решению, стиль управления
7. Результат исследо-вания Рекомендации, модель, формула, методи­ка, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий
8. Эффективность иссле-дования Соразмерность использованных ресур­сов на проведение исследования и результатов, полученных от него

 

Для современного менеджмента исследование – важная характеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности.

Одна из заметных тенденций развития управления – это возрастание доли исследовательской деятельности. Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. В прошлом деятельность менеджера считалась эффективной, если он стремился к четкому исполнительству, умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций инструкции, нормативы.

В современном управлении исследования должны занять все большую часть рабочего времени или усилий менеджера. Менеджер должен уметь выявлять причины успеха (неуспеха) своей деятельности и способа закрепления успеха, используя научный аппарат исследования.

Сегодня возникает понятие «менеджер исследовательского типа», или «креативный менеджер». Потребность в таких специалистах реализуется в самых разных направлениях – организация управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и т.д. особую актуальность приобретает способность менеджеров к быстрой оценке внутренней и внешней среды, к исследовательскому подходу при решении проблем.

Различают следующие черты менеджера исследовательского типа (таблица 2).

Таблица 2 – Основные черты менеджера исследовательского типа

Основные черты Характеристика
1. Проблемное видение мира  
2. Умение формулировать проблемы  
3. Восприятие действитель-ности  
4. Антиномичность  
5. Экспрезентность  
6. Развитая психологичес-кая саморегуляция  
7. Способность к имитации функций  
8. Психологическая прони-цательность  
9. Инновационность и безинерционность мышле-ния  
10. Аттрактивность  
11. Способность быстро перестраиваться  
12. Делегирование  
13. Способность к латен-тному руководству  

 

Все эти свойства должны существовать не разрозненно, а в совокупности. Именно это и характеризует менеджера исследовательского типа.

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный ди­ректор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно та­кого же уровня — более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инно­вационного менеджмента?

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера.

Исследование - это не только функция современного менеджмен­та, но и стиль функционирования всей системы управления, опреде­ленный тип организации деятельности персонала (требования, ответ­ственность, мотивация, нормативы). Формула современного управления — "Управлять, совершенствуя и совершенствуясь". Все эти действия направлены на главное – принятие эффективных управленческих решений.

Понятие «решение » в научной литературе трактуется по-разному. В зависимости от целей, которые ставят перед собой исследователи, под решением понимается как весь процесс подготовки, принятия и реализации решений, так и только волевой акт окончательного выбора одной или нескольких альтернатив решения проблемы.

Принятие решения - процесс выбора наиболее предпочтительного решения из допустимого множества решений или упорядочение множества решений.

Лицо, принимающее решение, сталкиваясь с неопределенностью, осознавая свое неполное знание о состоянии отдельных структурных элементов решения, формирует представление о том, какие именно сведения помогут ему эту неопределенность преодолеть. Это представление о требующейся маркетинговой информации называют информационными потребностями. Всю совокупность данных, привлекаемых в качестве информации для удовлетворения информационных потребностей, называют информационным обеспечением управленческих решений.

Одной из основных направлений совершенствования технологии и повышения эффективности исследований в менеджменте является формирование информационной базы с соблюдением основных принципов, представленных в таблице 3.

Таблица 3 - Основные принципы формирования и использования информации в процессе управления

Принципы Характеристика
1. Актуальность информа-ции Означает реальное отражение в каждый момент времени хранимой информации
2. Достоверность данных точном воспроизведении объективного состояния и развития производства, рынка и внешней макросреды.
3. Релевантность данных информацию в точном соответствии со сформулированными требованиями,
4. Полнота отображения Необходима для объективного учета всех факторов, формирующих, либо оказывающих влияние на состояние и развитие системы
5. Целенаправленность данных Ориентирует их на конкретные цели и задачи
6. Информационное един-ство Требует разработки системы показателей, при которой исключалась возможность противоречия в выводах и несогласованность первичных и производных данных
7. Полезность Характеризуется экономией затрат на принятие решений
8. Нормальная потреб-ность (насыщенность) То есть количество информации в единице носителя, соотношение полезных и общих сведений.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: