ГУРОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
По дисциплине «ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»
По направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»
(заочная форма обучения)
(М-31-01з)
Учебно-методическое пособие
Киров
Лекции | Практики | ||
Семестр 1 | - | ||
Зачет | ¡ |
Оглавление | |
Лекции | |
Тема 1. Роль исследований в развитии менеджмента …….. | |
Тема 2. Система управления, как объект исследования.…. | |
Тема 3. Методология исследований в управленческой деятельности | |
Тема 4. Разработка опросника | |
Практическое занятие 1. - Определение проблемы исследования……. | |
Практическое занятие 2 – Разработка опросника……………………… | |
Приложение А - Элементы системы организации…………………… | |
Приложение Б – Анкета………………………………………………. |
Тема 1. Роль исследований в развитии менеджмента
Управление, главным содержанием которого является принятие решений, трудно представить без исследовательской деятельности. По мере развития управления роль исследовательской деятельности возрастает.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие (таблица 1):
Таблица 1 – Основные характеристики исследования
Основные элементы | Характеристика |
1. Методология исследо-вания | Совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования |
2. Организация исследо-вания | Порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях |
3. Ресурсы исследования | Комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов |
4. Объект и предмет исследования | Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования |
5. Тип исследования | Принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик |
6. Потребность исследо-вания | Степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления |
7. Результат исследо-вания | Рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий |
8. Эффективность иссле-дования | Соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него |
|
Для современного менеджмента исследование – важная характеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности.
Одна из заметных тенденций развития управления – это возрастание доли исследовательской деятельности. Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. В прошлом деятельность менеджера считалась эффективной, если он стремился к четкому исполнительству, умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций инструкции, нормативы.
|
В современном управлении исследования должны занять все большую часть рабочего времени или усилий менеджера. Менеджер должен уметь выявлять причины успеха (неуспеха) своей деятельности и способа закрепления успеха, используя научный аппарат исследования.
Сегодня возникает понятие «менеджер исследовательского типа», или «креативный менеджер». Потребность в таких специалистах реализуется в самых разных направлениях – организация управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и т.д. особую актуальность приобретает способность менеджеров к быстрой оценке внутренней и внешней среды, к исследовательскому подходу при решении проблем.
Различают следующие черты менеджера исследовательского типа (таблица 2).
Таблица 2 – Основные черты менеджера исследовательского типа
Основные черты | Характеристика |
1. Проблемное видение мира | |
2. Умение формулировать проблемы | |
3. Восприятие действитель-ности | |
4. Антиномичность | |
5. Экспрезентность | |
6. Развитая психологичес-кая саморегуляция | |
7. Способность к имитации функций | |
8. Психологическая прони-цательность | |
9. Инновационность и безинерционность мышле-ния | |
10. Аттрактивность | |
11. Способность быстро перестраиваться | |
12. Делегирование | |
13. Способность к латен-тному руководству |
Все эти свойства должны существовать не разрозненно, а в совокупности. Именно это и характеризует менеджера исследовательского типа.
|
Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе.
Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня — более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента?
В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера.
Исследование - это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы). Формула современного управления — "Управлять, совершенствуя и совершенствуясь". Все эти действия направлены на главное – принятие эффективных управленческих решений.
Понятие «решение » в научной литературе трактуется по-разному. В зависимости от целей, которые ставят перед собой исследователи, под решением понимается как весь процесс подготовки, принятия и реализации решений, так и только волевой акт окончательного выбора одной или нескольких альтернатив решения проблемы.
Принятие решения - процесс выбора наиболее предпочтительного решения из допустимого множества решений или упорядочение множества решений.
Лицо, принимающее решение, сталкиваясь с неопределенностью, осознавая свое неполное знание о состоянии отдельных структурных элементов решения, формирует представление о том, какие именно сведения помогут ему эту неопределенность преодолеть. Это представление о требующейся маркетинговой информации называют информационными потребностями. Всю совокупность данных, привлекаемых в качестве информации для удовлетворения информационных потребностей, называют информационным обеспечением управленческих решений.
Одной из основных направлений совершенствования технологии и повышения эффективности исследований в менеджменте является формирование информационной базы с соблюдением основных принципов, представленных в таблице 3.
Таблица 3 - Основные принципы формирования и использования информации в процессе управления
Принципы | Характеристика |
1. Актуальность информа-ции | Означает реальное отражение в каждый момент времени хранимой информации |
2. Достоверность данных | точном воспроизведении объективного состояния и развития производства, рынка и внешней макросреды. |
3. Релевантность данных | информацию в точном соответствии со сформулированными требованиями, |
4. Полнота отображения | Необходима для объективного учета всех факторов, формирующих, либо оказывающих влияние на состояние и развитие системы |
5. Целенаправленность данных | Ориентирует |
6. Информационное един-ство | Требует разработки системы показателей, при которой исключалась возможность противоречия в выводах и несогласованность первичных и производных данных |
7. Полезность | Характеризуется экономией затрат на принятие решений |
8. Нормальная потреб-ность (насыщенность) | То есть количество информации в единице носителя, соотношение полезных и общих сведений. |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________