Тема 3. Методология исследования системы управления




___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перед началом исследования системы управления необходимо определиться с функциональной ролью самого исследования.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Функций – это то, что (планирование, организация, координация, контроль, мотивация) и с какими параметрами (эффективностью, затратами, риском) должна сделать система управления, чтобы добиться цели.

Исследование и анализ являются исходной базой оценки обоснования основных мероприятий по совершенствованию и повышению эффективности управления.

Исследование систем управления, как и любое исследование, осуществляется в несколько этапов. Основные этапы исследования представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Основные этапы исследования

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные направления исследования системы управления представлены на рисунке 8.

 

 


Рисунок 8 – Направления исследования системы управления

 

1. Организация управления – комплекс действий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами для достижения цели управления. Организация управления включает в себя: изучение целей системы, определение состава системы управления, определение структуры системы управления, разработку технологии управления, определение потоков информации, определение форм и порядка документооборота, подготовка и использование технических средств, подбор управленческого персонала, обучение руководителей. Экономичность системы управления, определяется затратами на управление. При оценке экономичности управления необходимо проводить анализ затрат на организацию труда, на персонал, на производственную деятельность и т.д.

2. Обоснованность и качество принятых управленческих решений основано на анализе процесса разработки управленческого решения в данной организации. Качество управленческого решения – это степень соответствия его внутренним требованиям организации.

3. Методы воздействия одной системы на другую определяются методами управления. Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Результативность определяется достижением поставленных целей.

4. Методы формирования трудового коллектива основаны на определении размера коллектива. Развитие трудового коллектива, основано на отборе, обучении и т.д.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выявление объекта и предмета исследования тесно связано с формулировкой рассматриваемой проблемы. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное.

Объект исследования – это лицо (лица), процесс, результат этого процесса или явление, выступающие носителями или источниками проблемы.

В качестве объекта исследования могут выступать:

- реальные физические и юридические лица (например, потребители, домохозяйства, сама фирма, поставщики, посредники и пр.);

- процессы и экономические механизмы (например, процесс принятия решения о покупке, функционирование рыночного механизма, изменение факторов макросреды и т.д.);

- сферы деятельности (например, отрасль, сектор рынка);

- регионы (географические рынки);

- товары.

Предмет исследования – это та часть объекта или его свойства, которые задействованы в появлении проблемной ситуации.

 

Например,

объект исследования – аппарат управления,

предмет исследования – иерархия аппарата управления,

метод принятия управленческого решения руководителем,

форма контроля деятельности предприятия

процесс формирования миссии и целей организации и т.д.

объект исследования – ООО «АБВ»,

предмет исследования – система мотивации в организации,

процесс принятия управленческого решения,

система планирования на предприятии и т.д.

Выбор предмета исследования в каждом случае будет продиктован формулировкой проблемы.

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

1. В начале для определения проблемы необходимо воспользоваться одним из приемов (рисунок 9):

 

 
 

 


Рисунок 9 – Приема определения проблемы в системе управления

 

Моделирование проблемы – это построение адекватной модели проблемы, позволяющей более глубоко исследовать проблему. Такая мо­дель должна давать ответы на вопросы типа «что будет, если», т.е. как из­менится проблемная ситуация при том или ином изменении факторов.

Каждый из представленных приемов имеет свои достоинства и недостатки (таблица 6).

Таблица 6 – Достоинства и недостатки приемов осмысления проблемы

Приемы Достоинства Недостатки
1.Анализ результатов деятельности Прост Доступен Не требует допол. организ. усилий Выявляет излишне много взаимосвязанных между собой проблем. Проведение процедуры анализа в полном объеме может быть очень трудоемко. Требуется хорошо отработ. система сбора инф.
2.Экспертный опрос Позволяет быстро оценить проблему. Задействует опыт и квал-цию профес-ов. Субъективный подход. Распыляется ответственность между несколькими экспертами. Отсутствует аналитическое обоснование проблемы
3.Привлечение консультантов Профессиональный подход. Позволяет не только выявить проб-лему, но и провести аудит маркет. дея-ти. Привлечение консультантов обходится дорого. Процедура выявления проблемы длительная. Возможна утечка конфиденциальной информации.
4.Моделирова- ние проблемы Научное обоснование структуры проблемы. Построение модели трудоемко. Имеются ограничения при использовании количественных моделей. Требуется высокая квалификация исследователя.

2. Далее формируется рабочая гипотеза. Определение проблемы и рабочих гипотез ее решения является важным фактором успеха исследования.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Иными словами, проблема, требующая решения, преобразуется в проблему, требующую исследования (в проблему недостающей информации для принятия решения). Для генерирования (создание, построение) рабочих гипотез применимы практически все творческие методы, их можно условно разделить на две группы. Первая группа – логические методы (систематико- логические), вторая – интуитивно-творческие (рисунок 10).

Логические методы генерирования рабочих гипотез подразумевают выяснение совокупности элементов проблемной ситуации, т.е. разделение исходной проблемы на подпроблемы и раздельный анализ каждой части. Общее решение находится путем комбинаций частных решений.

Интуитивно-творческие методы - не делят анализируемую проблему на отдельные элементы с комбинацией частичных решений, а рассматривают проблему как единое целое.

 
 

 

 


Рисунок 10 – Виды методов генерирования рабочих гипотез

А) Метод анализа круга проблем - заключается в установлении взаимосвязи «причина-следствие» для иерархической структуризации проблемы.

Б) Метод контрольных вопросов (контрольных листов) - заключается в формулировке всех возможных вопросов, относящихся к решаемой проблеме, и поиск ответов на них. Допускаются разнообразные формулировки одного и того же вопроса, поскольку использование новых символов для выражения идеи может подтолкнуть к генерированию новой. Этот метод более продуктивен при организации работы в несколько этапов по 1,0–1,5 часа с достаточно длительными перерывами. Метод контрольных вопросов по своей сути призван выявить вопросы, требующие углубленного рассмотрения.

В) Метод дерева решений - основан на построении логической цепочки последовательных действий по принципу «каждое действие является следствием предыдущего». Т.о. решение проблемы структурируется поэтапно с учетом возможных альтернативных последствий каждого действия и вероятности их возникновения.

Г) Морфологический метод - позволяет построить различные комбинации основных структурных элементов рассматриваемой проблемы. Базовый принцип морфологического метода – исследование структуры объекта и взаимосвязей элементов в рамках объекта. Суть метода – в последовательном переборе всех возможных сочетаний параметров объекта. Гипотезы строятся на основе выбранных комбинаций различных характеристик по каждому структурному элементу.

Д) Метод систематизированной интеграции элементов решения - основан на выработке комплексного решения проблемы на основе объединения отдельных идей. Метод реализуется в рамках совещания 5-7 человек.

Е) Метод логико-смыслового моделирования проблем по Е.П. Голубкову - представляет собой комплексный метод, который позволяет провести всесторонний анализ проблемной ситуации, сформулировать основные гипотезы, цели и задачи исследования для выбора наиболее важных приемов сбора информации.

Ж) Метод аналогий (бионика) - формирование рабочей гипотезы по выдвинутой проблеме осуществляется на основе анализа некой ситуации, уже имевшей место быть в прошлом и похожей на ту, которая возникла в данный момент. Это метод стимулирования творческих идей на основе поиска аналогий с природой. Метод получил название «бионика». Бионика - наука об использовании в технике знаний о конструкции, принципе и технологическом процессе живого организма и метод стимулирования творческих идей на основе поиска аналогий с природой. У бионики есть символ: скрещенные скальпель, паяльник и знак интеграла (рисунок 11).

Рисунок 11 – Символ бионики

 

Прародителем бионики считается Леонардо да Винчи. Его чертежи и схемы летательных аппаратов были основаны на строении крыла птицы (рисунок 12).

Рисунок 12 – Работы Леонардо Да Винчи в области бионики

 

Наиболее яркими приверженцами бионического подхода к дизайну являются японцы. Изучение природы – основополагающий элемент философии и религии этой страны, поэтому технологи и разработчики часто обращаются к природным приспособлениям. Так, в основу дизайна носовой части Японского сверхскоростного поезда-пули Shinkansen 500 Series лег природный прототип – клюв птички зимородка, который обладает сбалансированным в ходе эволюции параметрами обтекаемости. Использование таких пропорций в дизайне кабины поезда позволяет экономить на расходе потребляемой мощности при движении до 15 % за счет сокращения сопротивляемости воздушного потока (рисунок 13).

Рисунок 13 – Использование бионики в дизайне кабины поезда

 

Когда разработчики сталкиваются с некоей инженерной или дизайнерской проблемой, они ищут решение в «научной базе» неограниченного размера, которая принадлежит животным и растениям. Примерно так же поступил Густав Эйфель, который в 1889 году построил чертеж Эйфелевой башни. Это сооружение считается одним из самых ранних очевидных примеров использования бионики в инженерии. Конструкция Эйфелевой башни основана на научной работе швейцарского профессора анатомии Хермана фон Мейера (Hermann Von Meyer). За 40 лет до сооружения парижского инженерного чуда профессор исследовал костную структуру головки бедренной кости в том месте, где она изгибается и под углом входит в сустав. И при этом кость почему-то не ломается под тяжестью тела. Фон Мейер обнаружил, что головка кости покрыта изощренной сетью миниатюрных косточек, благодаря которым нагрузка удивительным образом перераспределяется по кости. Эта сеть имела строгую геометрическую структуру, которую профессор задокументировал. В 1866 году швейцарский инженер Карл Кульман (Carl Cullman) подвел теоретическую базу под открытие фон Мейера, а спустя 20 лет природное распределение нагрузки с помощью кривых суппортов было использовано Эйфелем (рисунок 14 и рисунок 15).

 

 


Другое знаменитое заимствование сделал швейцарский инженер Джордж де Местраль (Georges de Mestral) в 1955 году. Он часто гулял со своей собакой и заметил, что к ее шерсти постоянно прилипают какие-то непонятные растения. Выяснив причину, де Местраль определил, что он возможен благодаря маленьким крючкам на плодах дурнишника (так называется этот сорняк). В результате инженер осознал важность сделанного открытия и через восемь лет запатентовал удобную «липучку» Velcro, которая сегодня широко используется при изготовлении не только военной, но и гражданской одежды (рисунок 16).

Рисунок 16 – Плод дурнишника прицепился к рубашке

З) Метод «мозгового штурма» - процесс генерирования идей относительно гипотез исследования группой специалистов должен быть разделен во времени с обсуждением, оценкой и выбором наиболее приемлемых вариантов. При выдвижении идей не требуется их обоснование, все без исключения идеи протоколируются. Оценка и отбор гипотез производятся на последующем этапе. Развитием метода «мозгового штурма» является метод 635. Данный метод был разработан Рорбахом и заключается в специальном регламенте организации работы команды. Числа, давшие название методу, означают, что в совещании принимают участие 6 человек, которые в течении 5 минут должны разработать минимум 3 предложения по решению проблемы. Предложения заносятся в формуляр и передаются соседнему участнику по часовой стрелке, в течение последующих 5 минут участники должны дополнить или изменить полученные от соседей идеи или написать еще 3 новые. После того как каждый участник поработал с каждым формуляром, идеи подвергаются анализу и оценке. Метод более прост в организации и не выдвигает высоких требований к участникам, но некоторое количество идей будет продублировано.

И) Метод синектики. Этот метод был предложен Вильямом Гордоном и построен на комбинации методов «мозгового штурма» и аналогий. «Синектики» означает соединение разнородных вещей, на первый взгляд независимых друг от друга. Использование метода позволяет проанализировать проблему с новой точки зрения, увидеть непривычное в привычном и наоборот, найти знакомое в незнакомом. «Отчуждение» проблемы происходит путем формирования ассоциаций с другими сферами жизни, однако отсутствие знаний в других областях способно создать проблемы для использования этого метода.

Разработка рабочей гипотезы решения проблемы является одним из важнейших этапов исследования и требует особого внимания исследователей.

 

3. После формулирования проблемы исследования, необходимо продумать цели проведения исследования.

Таблица - Цели исследований

Название вида Описание Пример исследования
1. Поисковые (разведочные) Предусматривают сбор информации для предварительной оценки проблемы и ее структурирования; помогают сформировать базу знаний по проблеме и выработать рабочую гипотезу; используются для генерирования идеи Производитель прохладительных напитков проводит исследование, чтобы выяснить, что могло привести к падению сбыта продукции.
2. Описательные (дескриптивные) Предусматривают описание выбранных явлений, объектов исследования и факторов, оказывающих воздействие на их состояние. Производитель прохладительных напитков изучает различия в потреблении прохладительных напитков в зависимости от возраста, пола и региона проживания.
3.Каузальные (экспериментальные) Предусматривают проверку гипотезы о наличии некоторой причинно-следственной связи. Производитель прохладительных напитков проводит эксперимент, Применяя различные виды рекламы в различных географических сегментах, Чтобы выяснить, какая рекламная стратегия наиболее эффективна.
4. Тестовые Предусматривают отбор перспективных вариантов или оценку правильности принятых решений.  
5. Прогнозные Предусматривают предсказание состояния объекта в будущем. Широко используется в тех случаях, когда нет данных о продажах, например при прогнозировании продаж нового товара. Прогнозирование социальных последствий безработицы

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Проводится анализ:

- Анализ финансово-хозяйственной деятельности

- Анализ трудовых ресурсов

- Анализ информационного обеспечения

- Анализ технического обеспечения

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выбор метода исследования тесно связан с ответом на вопрос: «Каким образом планируется изучать объект исследования?». В зависимости от того, будут ли рассматриваться реальные примеры объекта исследования или будут собираться мнения компетентных специалистов об изучаемом объекте, или объект будет исследоваться на основе имитационной модели, от этого зависит выбор метода исследования (рисунок 17).

                     
   
Каким образом будет изучаться объект исследования?
 
 
   
   
На основе изучения реального объекта  
 
На основе изучения мнений компетентных специалистов  
       
На основании заменителя- имитатора реального объекта  
 
 
 
 

 

 


 

 

               
 
     
 
   
Рисунок 17 - Выбор метода исследования  

 


1. Эмпирические методы исследования - могут быть востребованы для всех видов исследований, так как основаны на изучении реальных объектов. Большинство объектов исследования, как правило, доступно для изучения в своей естественной среде. Для сбора информации непосредственно от объекта исследования существует группа полевых методов. Методы: наблюдение, метод фокус-групп, опрос и др.

2. Экспертные методы исследования. Методы экспертных оценок предполагают сбор мнений об объекте исследования специалистов-экспертов в определенной области. Метод может быть востребован практически для всех видов исследований, но в первую очередь – для поисковых и прогнозных исследований. Методы: интервьюирования, сценариев, аналитических записок и др.

3. Экономико-математические методы исследования. Экономико-математические методы применяются в исследованиях, в ходе которого изучаются объекты-заменители. В последнее время термин «моделирование» получил широкое распространение, поэтому название «Экономико-математические методы исследования» может быть заменено на более широкое. Метод исследования с помощью моделей упрощает ситуацию, позволяет сконцентрироваться на более важных аспектах, и может быть востребован для каузальных, тестовых и прогнозных исследований. Основной проблемой его использования является построение адекватной модели.

Виды эталонного состояния системы управления представлены на рисунке 18.

Процесс исследования конкретного объекта, который производиться в соответствии с выбранной (рекомендуемой) моделью системы управления (эталон) представлен на рисунок 19.

Каждый из методов исследования имеет свои достоинства и недостатки (таблица 7)

 

 

       
 
 
   

 

 


2. Исследование задач управления  

 

 


5. Выбор модели  

 


Рисунок 19 – Исследование объекта управления в соответствии с эталонной моделью

 

Таблица 7 - Характеристика эмпирических методов исследования

Достоинства Недостатки
Эмпирические методы исследования
  .
Экспертные методы исследования
   
Экономико-математические методы исследования
   

Для того, чтобы провести исследования с учетом выбранного метода, необходимо собрать нужную информацию. Существует два основных метода сбора информации: полевые исследования и кабинетные исследования.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 
 

 

 


Рисунок 20 – Методы сбора информации

Наблюдение это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств.

Эксперимент — это метод сбора первичной информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью установить взаимосвязи между событиями.

Опрос — это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.

Традиционный (классический) анализ документов представляет собой неформализованный метод изучения сути материала, выделяя основные мысли и идеи, прослеживая логику связей.

Информативно-целевой анализ представляет собой метод изучения текстовых документов с целью выявления их информативности. Под информативностью понимается, во-первых, способность текста донести основной замысел автора, во-вторых, быть источником некоторых сведений.

Контент-анализ представляет собой формализованный метод качественно-количественного изучения документов, основанный на выделении в содержании материалов определенных смысловых категорий.

Фокусирование (фокус-группа) - метод качественных исследований, который заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории.

Каждый метод сбора информации имеет свои достоинства и недостатки, которые представлены в таблице 8.

 

Таблица 8 - Достоинства и недостатки полевых исследований

Достоинства Недостатки
Полевые исследования
Проводятся в соответствии с целями исследования. Методика сбора информации контролируется фирмой, инициировавшей исследование Результаты надежны, предоставляют всю полноту информации и недоступны для конкурентов Подход к изучению объекта может быть ограниченным. Качество исследования в значительной степени зависит от квалификации персонала. Некоторые виды информации не могут быть получены фирмой самостоятельно с помощью полевых методов. Процесс сбора информации является длительным, дорогим и трудоемким, связан с коммуникационными проблемами.
Кабинетные исследования
Быстрота и относительная дешевизна. Возможность мониторинга основных рыночных тенденций, динамического изменения различных объектов. Возможность получения данных, которые фирма не в состоянии собрать самостоятельно. Задействование нескольких источников, что позволяет сопоставить данные, выявить разные подходы к решению проблемы. Совмещение процессов сбора и анализа информации. Затрудненность проверки достоверности и надежности информации, полученной из вторичных источников Низкая релевантность информации; высокий риск ее устаревания, неполноты, противоречивости и несопоставимости В силу возможной фрагментарности информации – длительность процесса сбора данных

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Составить проект проведения исследования (таблицы 9). Построить диаграмму для проекта исследования.

Таблица 9 – Исходные данные по проекту

Название работы Исполнитель Длительность работы
     

 

2. Для проведения исследования руководству необходимо сформировать «команду» (рабочую группу) энергичных и квалифицированных сотрудников, которые будут посвящать данной работе все свое рабочее время. По возможности в рабочей группе должны быть представлены все основные подразделения компании, либо привлечены специализированные консалтинговые организации.

При формировании рабочей группы необходимо:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Примерный план деятельности рабочей группы представлен в таблице 10.

 

 

Таблица 10 – План рабочей группы

Июнь 2015 · Анонсирование цели и задач исследования. · Формирование Рабочей Группы. · Утверждение состава и графика работ.
Июль – Сентябрь 2015 Сбор информации необходимой для проведения исследования
Октябрь – Ноябрь 2015   · Анализ и систематизация полученной информации. · Подготовка отчета с результатами исследования. · Презентация и утверждение результатов исследования на совещании Рабочей Группы.
Ноябрь – Декабрь 2015 Презентация результатов исследования и публикация отчета в средствах массовой информации (при необходимости).

3. Определение объема ассигнований для проведения исследования.

Вопрос о выделении ассигнований на проведение исследований можно рассматривать в двух аспектах:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Существует несколько подходов к выделению ассигнований на исследовательскую деятельность:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когда речь идет об отдельном исследовании (т. е. возникает вопрос о составлении бюджета на проведение определенного исследования), то необходимо оценить потенциальные расходы, которые понесет фирма при реализации этого исследования.

Стоимость отдельного исследования складывается из следующих статей затрат:

1. Переменные расходы, непосредственно связанные с выполняемым объемом работ:

· Заработная плата специалистов;

· Заработная плата интервьюеров;

· Заработная плата кодировщиков;

· Начисления на заработную плату;

· Расходы на тиражирование рабочих документов (печать, расходные материалы, аудио- и видеопленка, бумага).

2. Прочие расходы, непосредственно связанные с проводимым исследованием:

· Оплата дополнительной информации;

· Амортизация оборудования.

3. Постоянные расходы:

· Аренда помещений;

· Постоянные АХР (телефон, коммунальные платежи и др.);

· Представительские расходы.

Список статей расходов не является исчерпывающим и может быть дополнен в зависимости от специфики исследовательской деятельности.

Постатейный расклад расходов позволяет оценить затраты на исследовательскую деятельность, однако не дает методики для оценки размера расходов, связанных с оплатой труда.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итогом исследования будет является обработка полученных данных, формирование отчета проведенного исследования и оценка полученных результатов

Рисунок 21 – Основные этапы подготовки данных к анализу

Процедура кодирования заключается в присвоении кода, обычно цифрового, каждому возможному варианту ответа по каждому вопросу (рисунок 22).

 

Рисунок 22 – Пример кодировки информации и преобразование данных

 

Формирование необходимых данных. В зависимости от необходимых результатовзакодированные данные можно сформировать в виде диаграмм и таблиц для формирования выводов от исследования. (рисунок 23, таблица 11)

Рисунок 23– Условия банка, от которых не откажется респондент

 

Таблица 11 - Показатели осведомленности респондентов о программах лояльности

Параметры осведомленности Количество человек
чел. %
очень плохо разбираюсь   8,8
плохо разбираюсь   41,2
разбираюсь   41,2
хорошо разбираюсь   8,8
очень хорошо разбираюсь    

Подготовка отчета о результатах исследования

Главным разделом отчета является раздел, в котором излагаются результаты исследования. Как правило, логика данного раздела определяется структурой вопросника, т.к. вопросы в нем излагаются в определенной логической последовательности. Составители отчета должны учитывать специальную подготовку читателей и их интерес к проекту, а также обстоятельства, при которых они будут читать и использовать данный отчет.

В отчете следует избегать злоупотребления специальной термино-логией и жаргоном. Необходимые термины разъясняются в Приложении. Для удовлетворения нужд нескольких групп с различными уровнями специальной подготовки и интереса к проекту в отчет включаются различные разделы или составляются полностью отдельные отчеты.

Структура отчета:

1 Титульная страница. Должна содержать название отчета, информацию (имя, адрес, телефон) об исследователе или организации, проводящей исследование; название организации-клиента, для которой приготовлен отчет; дату его составления. Название должно указывать на характер проекта.

2 Сопроводительное письмо. Доставляется клиенту вместе с отчетом, и в котором подводится краткий итог данного проекта, не затрагивающий полученных результатов. В письме также нужно указать необходимость дальнейших действий со стороны клиента, таких как реализация полученных данных или дальнейшие исследования, которые нужно предпринять.

3 Разрешительное, уполномочивающее письмо. Этот документ отсылается клиентом исследователю до того, как начнутся работы по проекту. Это письмо уполномочивает исследователя на выполнение работы по проекту и устанавливает объемы и условия работы. Часто в сопроводительном письме достаточно сослаться на уполномочивающее письмо. Однако иногда необходимо включить копию разрешительного письма в отчет.

4 Оглавление. Приводится список частей отчета с соответствующими номерами страниц. Во многих отчетах оглавление включает только главные заголовки и подзаголовки. За оглавлением следует список таблиц, графиков, приложений и примеров.

5 Резюме для руководителей. Важнейшая часть отчета, поскольку зачастую только ее и читают руководители компании-клиента. В резюме следует кратко описать проблему, метод и план исследования. Один из разделов резюме должен посвящаться основным результатам, выводам и рекомендациям. Резюме составляется после написания отчета.

6 Опреде



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: