Тема 4. Разработка опросника




Методика сбора информации и выполнения полевых процедур может контролироваться самой фирмой, при этом фирма имеет реальное представление о качестве собранных данных. Результаты исследований не доступны для конкурентов, так как являются собственностью фирмы, инициировавшей исследование.

В зависимости от того, каким образом будет собираться информация об исследуемом объекте, необходимо выбрать и соответствующую форму сбора данных. Разработка форм для сбора данных включает в себя:

1. Разработку вопросника (анкеты);

2. Составление композиции анкеты и ее апробацию;

Разработка форм для сбора данных включает в себя разработку вопросника.

Опрос может проводиться в устной и письменной форме. Для устного опроса разрабатывается вопросник. Для письменного опроса разрабатывается анкета. Критерии различных форм опроса представлены в таблице 12. Знак «+» означает, что данная форма опроса имеет преимущества, знак «-» - означает, что имеются недостатки, пробел означает отсутствие как плюсов, так и минусов.

Таблица 12 – Критерии различных форм опроса

Критерий Письменный опрос Личное интервью Телефон
2 Доля ответивших - +  
3 Затраты + - +
4 Влияние интервьюера + -  
5 Объем опроса - + -
6 Соблюдение порядка вопросов - + +
7 Влияние посторонних - +  
8 Быстрота - - +
9 Неправильное истолкование вопросов - + +
10 Комплексность информации - +  
11 Гарантии анонимности - + -
12 Учет несловесной ассоциации - + -

 

При разработке основной части вопросника следует обратить внимание на:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

а) тип вопросов (формат ответов)

Существует три основных формата задаваемых вопросов: открытые вопросы, закрытые вопросы и вопросы со шкалой ответов.

1. Открытый вопрос – вопрос анкеты, позволяющий опрашиваемому на вопрос отвечать своими словами, что дает ему возможность чувствовать себя при ответе на вопрос достаточно свободно, приводить примеры, иллюстрации. Открытые вопросы часто приводятся в начале анкеты для «разминки» респондентов. Примером открытого вопроса является вопрос: «Что Выдумаете о..?». В таких вопросах отсутствует предвзятость, стремление навязать определенный ответ. Однако ответы на открытые вопросы требуют достаточно больших затрат времени. Кроме того, полученные ответы могут быть интерпретированы по-разному.

Таблица 7 -Типичные примеры открытых вопросов

Название Описание Пример
Обычный вопрос Опрашиваемому задают вопрос, подра-зумевающий свободную форму ответа “Чем вы обычно занимаетесь, когда едете в поезде?”
Подбор словесной ассоциации Опрашиваемому называют слово и просят назвать первое, пришедшее на ум слово “Какое первое слово приходит вам на ум, когда вы слышите слово “турфирма”?”
Завершение предложения Опрашиваемому предлагают незакон-ченное предложение и просят его завершить “Когда я выбираю турфирму, для меня самое главное...”
Завершение рассказа Опрашиваемому предлагают незакон-ченный рассказ и просят его продолжить  

 

2. Закрытый вопрос включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает свой выбор. Существует два варианта таких вопросов:

а) Дихотомический, типа: «Имеете ли Вы счет в банке?», в данном случае имеется только два варианта ответа: да, нет.

б) Многовариантного выбора, типа: «Где Вы храните свои сбережения?» со следующими, скажем, вариантами ответов:

– в банке;
– в страховой компании;
– в строительной компании;
– дома,

из которых респондент может выбрать один или несколько ответов.
Использование данного типа вопросов активизирует деятельность респондентов по заполнению анкет, облегчает процесс ввода полученных данных.

3. Вопросы со шкалой ответов. Относительная важность или «веса» могут определяться как в качественной шкале (например, от «не имеет значения» до «имеет очень большое значение»), так и в количественной шкале (например, в долях 100-балльной шкалы).

Таблица 8 -Типичные примеры закрытых вопросов и вопросов со школой ответа

Название Описание Пример
Альтерна-тивный вопрос   Задумав поездку, вы лично позвонили в турфирму Лана? Да cНет c
Вопрос с выборочным ответом   С кем вы собираетесь путешествовать на этот раз? Один c С женой (мужем) c С женой (мужем) и детьми c Другое c
Вопрос со шкалой Лайкерта   Небольшие турфирмы обычно обслуживают клиентов лучше, чем крупные
Абсолютно не согласен o Не согласен o Не могу сказать o Абсолютно согласен o
Семанти-ческий дифферен-циал   Туристическая фирма Лана   Крупная oooooo Небольшая   Опытная ooooooНеопытная   Современная ooooooСтаромодная
Шкала важности   Состав туристической группы для меня
Исключительно важен o Очень важен o Довольно важен o Не очень важен o Совсем не важен o
Оценочная шкала   В турах туристической фирмы Лана питание...
Отличное o Хорошее o Удовлетвори-тельное o Неудовлетвори-тельное o
Шкала заинтересо-ванности в покупке   Если в салоне автобуса установлен телефон на случай длительного переезда, то я... Конечно, воспользуюсь этой услугой o Возможно, воспользуюсь этой услугой o Я еще не знаю o Возможно, не воспользуюсь этой услугой o Не воспользуюсь этой услугой o
                       

 

б) содержание вопросов и их число

Определяя содержание вопросов, необходимо учесть следующие обстоятельства:

· Вопрос должен быть сфокусирован по одной проблеме или теме (не рекомендуется задавать вопросы типа: «В каком оте­ле вы обычно останавливаетесь, когда вы осуществляете поездки?» Сфо­кусированный вопрос в данном случае звучит как: «Когда вы находи­тесь с семьей на отдыхе и останавливаетесь в отеле в месте отдыха, какой тип отеля вы обычно используете?»),

· Вопрос должен быть кратким и понятным. Следует избегать неопределенности и многословности формулировок, особенно когда вопросы излагаются устно. Сложные, длинные вопросы рассредоточивают внимание респон­дентов на отдельных частях вопроса, и вместо ответа на весь вопрос он может дать ответ только на одну его часть.

· Все респонденты должны понимать заданный вопрос одинаковым образом и отвечать на один и тот же вопрос, а не на свои варианты его домысливания. Для этого следует использовать четкую терминологию и очень конкретно формулировать вопросы;

· Вопрос не должен выходить за рамки опыта респондентов (бессмысленно спрашивать подростков о том, какой тип семейного автомобиля они приобретут, когда женятся). Если вопрос касается прошлого, помните, что далеко не все обладают хорошей памятью.

· Вопросы следует формулировать в нейтральной тональности, без некой положительной или отрицательной оценки рассматриваемой проблемы, они не должны склонять респондента к ответу, желаемому для исследователя.

При определении числа вопросов следует руководствоваться тезисом: чем их меньше, тем больше шансов получить на них ответы.

в) последовательность представления вопросов (анкета)

Существует по крайней мере два специальных подхода к проектированию вопросников: туннельный и секционный.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

г) наличие контрольных вопросов

Они должны проверять внимательность, серьезность и откровенность респондентов, заполняющих анкеты.

Составление композиции анкеты и ее опробация

Анкеты могут быть неструктурированными (в них все вопросы открытые), полностью структурированными (используются только закрытые вопросы), полуструктурироваными (сочетание двух вариантов).

Структура анкет

Текст анкеты как правило состоит на 4 блоков: «преамбула», «паспортичка», основной блок и «детектор».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перед запуском исследования формулировка каждого вопроса анкеты проверяется на точность, корректность и уместность. Выясняется:

1. Все ли варианты ответов присутствуют, следует ли добавить варианты ответа «не знаю», «затрудняюсь ответить» (дающие возможность уклониться от ответа), а к многовариантным вопросам - позицию «другое» (может быть, со свободной строкой).

2. Относится ли вопрос ко всей аудитории или только к ее части (в этом случае вводится вопрос-фильтр).

3. Объясняется ли техника заполнения.

4. Используются ли непонятные респонденту термины.

5. Не превышает ли вопрос возможностей респондента с точки зрения его компетенции (в этом случае нужен вопрос-фильтр на оценку компетентности).

6. Не превышает ли вопрос возможностей памяти респондента.

7. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос (тогда лучше разбить список на тематические блоки и сделать два вопроса или более).

8. Не вызывают ли вопросы какой-либо психологический дискомфорт (не задевают ли самолюбие респондента, не вызывают ли отрицательные эмоции, чувство вины или стыда).

Практическое занятие 1. - Определение проблемы исследования

Цель задания: Определить проблему исследования на выбранном объекте.

Методика:

1. Определить объектом и направление исследования.

2. Сформулировать проблему.

3. Определить основную цель проведения исследований

4. Выбрать наиболее актуальный метод проведения исследования.

5. Выбрать наиболее подходящий метод сбора информации.

Пояснения:

1. Объектом исследования является_______________________________

Для проведения исследования в данной организации было выбрано направление ___________________. Потому что……

2. На основании приема определения проблемы_______________________ и с помощью метода генерирования рабочей гипотезы ________________ было определено, что наиболее острой проблемой является _________

3. Целью проведения исследования является проведения _____________. Для того, чтобы_____________________________________________

4. Для решения поставленной цели был выбран _____________________ метод исследования. Потому что _______________________________

5. Для сбора информации был выбран метод __________________________ на основе ___________________________. Потому что_____________

Решение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: