СОДЕРЖАНИЕ УМК
1. Рабочая программа дисциплины.
2. Краткое изложение программного материала с методическими указаниями студенту:
2.1. Методические указания по выполнению заданий, обеспечивающих достижение комплексных целей модулей дисциплины;
2.2. Методические рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.
2.3 Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы;
3. Формы рубежного контроля.
4. Методические рекомендации преподавателю.
5. Дополнительные методические материалы.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и практической психологии
Утверждаю Декан факультета педагогики и практической психологии ___________________ Р.М._Чумичева Подпись И.О. Фамилия Дата |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Направление подготовки (специальность)
Естественнонаучное образование»
Профиль подготовки Биология, Химия
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Кафедра психологии развития и возрастной психологии
факультета Педагогики и практической психологии
Курс ____ 1 _____ семестр ____ 2 _________
Форма обучения очная
Разработчик: Лебеденко О.А.,
ассистент кафедры психологии развития и возрастной психологии, кандидат философских наук
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание
Рецензент(ы) Чумакова Т. Н. доцент кафедры философии и педагогики НГМА, к. п. н.
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание
Ростов–на–Дону
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета педагогики и практической психологии протокол заседания от ________________ № _____________ | Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии развития и возрастной психологии протокол заседания от ____________________ № _______________ |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры/учебно-методического совета факультета ______________________________________ (название выпускающей кафедры/факультета, реализующего ООП ВПО) от ___________________ №______________ |
|
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Цели и задачи освоения дисциплины
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), по направлению подготовки 050100 «Естественнонаучное образование» профиль подготовки «Биология, Химия».
Цель освоения дисциплины«Возрастная психология» - формирование у студентов целостного научного представления о психологии развития, развитие компетенций, позволяющих формировать систему знаний о развитии человеческой психики на разных этапах онтогенеза.
Задачи дисциплины:
Ø сформировать прочные знания, умения и навыки об основных категориях возрастной психологии;
Ø рассмотреть движущие силы, источники и механизмы психического развития личности в онтогенезе;
Ø показать особенности психического развития личности на разных этапах онтогенеза.
II. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Учебная дисциплина (модуль) «Возрастная психология» относится к модулю 1 базовой (общепрофессиональной части) профессионального цикла. Дисциплина входит в состав комплекса психолого-педагогических дисциплин, в ходе освоения которых формируются базовые общекультурные и общепрофессиональные компетенции в сфере психолого-педагогической деятельности. Освоение содержания дисциплины «Возрастная психология» базируется на компетенциях, приобретенных ранее в ходе освоения дисциплин гуманитарного, социального, естественно-научного циклов.
|
III. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО (ОС ЮФУ) и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
Общекультурные (ОК):
• способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
· готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
· способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
Общепрофессиональные (ОПК):
• способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
• готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК- 2);
|
• готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
• способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
• готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
• способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7).
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
- основные этапы исторического развития возрастной психологии;
- механизмы, факторы и закономерности психического развития личности на разных этапах онтогенеза;
- основные категории, принципы и методы возрастной психологии.
Уметь:
- применять методы диагностики развития, общения и деятельности детей на разных возрастных этапах;
- практически осуществлять психологическое просвещение родителей по вопросам психического развития личности детей различного возраста;
- осуществлять соответствующее возрасту взаимодействие субъектов образовательного процесса;
- осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.
Владеть:
- понятийным аппаратом возрастной психологии;
- опытом практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;
- способами сотрудничества с учебно-воспитательными организациями
социума;
- методами организации деятельности детей в соответствии с возрастными нормами развития.
IV. Содержание и структура дисциплины
Содержание модулей дисциплины
№ модуля | Наименование модуля | Содержание модуля | Форма текущего контроля |
Модуль 1 Возрастная психология как наука | Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Место возрастной психологии всистеме психологических наук. Основные понятия возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии. | Собеседование – УО-1, Учебные задачи - ТС-2. Рефераты ПР-4, | |
Модуль 2 Основные теории психического развития человека в зарубежной и отечественной психологии | Психологические основания периодизаций развития. Современные подходы к периодизации развития человека. Возрасты жизни в культурно-исторической ретроспективе. Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка (В.Штерн). Стадии психосексуального развития личности. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона. Концепция интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С.Выготского. | Собеседование – УО-1, Тесты-ПР -1, | |
Модуль3 Особенности психического развития человека на разных возрастных этапах. | Феномен детства как особого возраста жизни. Психологические особенности младенческого возраста. Психологическая характеристика раннего возраста. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Подростковый возраст. Юношеский возраст. Психология зрелых возрастов. | Собеседование – УО-1, Тесты-ПР -1, |
Структура дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часов).