Формы рубежного контроля




Балльно-рейтинговая система аттестации

«отлично» - 85-100 баллов

«хорошо» - 71-84 баллов

«удовлетворительно» - 60-70 баллов

«неудовлетворительно с возможной пересдачей» - 31-59 баллов

«неудовлетворительно с повторным изучением дисциплины» - менее 31 баллов

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

 

1. Возрастная психология как наука о психическом развитии в онтогенезе.

2. Понятие «развитие» и его критерии, различные типы развития. Понятия «рост», «возраст».

3. Основные факторы и условия психического развития.

4. Стратегии исследования психического развития ребенка.

5. Этапы становления психологии развития.

6. Возраст и возрастные категории.

7. Психоаналитическая теория детского развития З. Фрейда.

8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.

9. Теория социального научения в современной американской психологии.

10. Учение об интеллектуальном развитии ребенка Ж.. Пиаже.

11. Проблема обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие зоны ближайшего развития.

12. Значение деятельности в развитии человека, ведущий тип деятельности (А.Н. Леонтьев).

13. Этапы формирования личности в онтогенезе (Л.И. Божович).

14. Периодизация детского развития Д.Б. Эльконина.

15. Кризис новорожденности. Комплекс оживления и его значение.

16. Развитие сенсорных систем и возникновение акта хватания в младенческом возрасте.

17. Основные психические новообразования младенческого возраста.

18. Особенности развития ребенка, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

19. Кризис одного года. Появление новой социальной ситуации развития.

20. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущая в раннем детстве.

21. Развитие совместной деятельности с взрослым в раннем детстве. Ситуативно-деловая форма общения.

22. Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста.

23. Основные новообразования раннего детства.

24. Кризис трех лет. Симптомы кризиса.

25. Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста.

26. Развитие игры в дошкольном возрасте.

27. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка.

28. Развитие общения дошкольников со сверстниками.

29. Основные новообразования дошкольного возраста и их значение в развитии личности ребенка.

30. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.

31. Кризис семи лет. Основная симптоматика кризиса.

32. Проблема готовности ребенка к школьному обучению.

33. Особенности и трудности школьного обучения. Становление учебной деятельности.

34. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности, определяющий психическое развитие младшего школьника.

35. Общение младшего школьника с родителями и другими взрослыми. Роль личности учителя в обучении и воспитании.

36. Особенности общения со сверстниками в младшем школьном возрасте. Виды общения в обучении.

37. Развитие познавательных процессов у ребенка младшего школьного возраста.

38. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка.

39. Анатомофизиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на поведение.

40. Центральное новообразование личности в подростковом возрасте.

41. Личностный кризис в отрочестве.

42. Различные типы развития отношений подростка с взрослыми.

43. Дружба, любовь и подростковая сексуальность.

44. Юность как социально-психологическое явление. Психологическая готовность к личностному самоопределению.

45. Психологические проблемы взаимоотношений старшеклассников с взрослыми.

46. Особенности формирования ценностных ориентаций и жизненные планы старшеклассников.

47. Поиск смысла жизни в ранней взрослости.

48. Психологическое содержание личностного кризиса молодости.

49. Когнитивное развитие в ранней взрослости.

50. Кризис взрослости.

51. Типы личности взрослого человека.

52. Социальная ситуация жизни людей пожилого возраста.

53. Социально-психологические типы старости.

 

Тестовые задания для проведения текущего контроля знаний студентов

Модуль 1

1. Выберите правильный вариант ответа: Возрастная психология изучает:
a) факты и закономерности развития психики человека;

б) общие законы развития и формирования психики;

в) проявления психики людей;

г) детей дошкольного и школьного возраста.

2 Метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий – это….

а) наблюдение;

б) опрос;

в) тестирование;

г) эксперимент.

3. Как по-другому называют «календарный» возраст?

а) условный;

б) абсолютный;

в) социокультурный.

4. Интериоризация – это:

а) преобразование предметной деятельности в структуру внутреннего плана;

б) защитный механизм личности;

в) получение, переработка и хранение информации, полученной человеком из вне;

г) интуитивное знание.

5. Процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности называется…

а) аккультурация;

б) воспитание;

в) социализация.

6. Каково, по мнению Л.С. Выготского, соотношение обучения и развития:

а) обучение должно идти на шаг впереди развития;

б) обучение не должно опережать развитие;

в) обучение и есть развитие.

7. Назовите основные виды депривации:

а) личностная

б) информационная

в) материальная

г) материнская

д) двигательная

е) сенсорная

ж) социальная

8. Причина «госпитализма» заключается в дефиците:

а) общения;

б) движения;

в) жевания.

9. Какие критерии возрастной периодизации рассматриваются в отечественной психологии?

а) новообразования

б) кризис

в) тип ведущей деятельности

г) социальная ситуация развития;

д) все ответы верны.

10. Кто из психологов ввел понятия «Психологические новообразования» и «социальная ситуация развития»:

а) Ж.Пиаже

б) Э.Эриксон

в) В. С. Мухина

г) Л. С. Выготский

Ключ к тестам модуля 1:

1)а; 2)г; 3) б; 4)а; 5)а; 6)а; 7) б, г, д. е, ж; 8)а; 9)д; 10) г

Критерии оценки теста:

90 % правильных ответов - оценка «5»

75 – 89 % правильных ответов – оценка «4»

50 – 74 % правильных ответов – оценка «3»

73% и меньше – оценка «2».

Модуль 2

1. В основе концепции психического развития Г.С. Холла лежит:

а) собственное наблюдение за процессом психического развития своего ребенка;

б) теория поэтапного формирования умственных действий;

в) биогенетический закон Геккеля;

г) эпигенетический принцип развития Э. Эриксона.

2. Как называется теория развития психического развития Э. Эриксона:

а) эпигенетическая;

б) культурно-историческая;

в) психосексуальная;

г) социального научения.

3. Ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина:

а) учебная деятельность;

б) предметно-манипулятивная деятельность;

в) эмоциональное общение со взрослыми;

г) игра.

4.Приписывание детьми явлениям природы и окружающим предметам человеческих качеств Жан Пиаже связывает с:

а) артификализмом;

б) госпитализмом;

в) антропоморфизмом;

г) эгоцентизмом.

5. Установите правильную последовательность стадий периодизации линии психосексуального развития З.Фрейда:

а) латентная стадия;

б) фаллическая стадия;

в) оральная стадия;

г) анальная стадия;

д) генитальная стадия.

6. Автор теории, основная идея которой: «Ребенок – целостная личность, активно познающая окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений. Он включается при этом в две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый». Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность».

а) Ж.Пиаже

б) Д.Б.Эльконин

в) В. С. Мухина

г) Л. С. Выготский

7. Как называется теория К.Бюллера?

а) теория конвергенции двух факторов;

б) теория трех ступеней развития.

8. Какое направление в психологии считает, что движущей силой в развитии является окружающая его среда?

а) эндогенное;

б) экзогенное.

9. Какое направление исследует познавательную деятельность человека?

а) психоаналитическое

б) социогенетическое

в) культурологическое

г) когнитивное

10.Развитие интеллекта по Ж.Пиаже проходит:

а) 2 стадии

б) 4 стадии

в) 3 стадии

г) Все ответы не верны

 

Ключ к тестам модуля 2:

1)в; 2)а; 3)в; 4)г; 5)в, г, б, а, д; 6); б; 7)б; 8)б; 9)г; 10) б.

Критерии оценки теста:

90 % правильных ответов - оценка «5»

75 – 89 % правильных ответов – оценка «4»

50 – 74 % правильных ответов – оценка «3»

73% и меньше – оценка «2».

Модуль 3

1. Какие рефлексы помогают приспособиться к новым условиям жизни новорожденному:

а) условные рефлексы;

б) безусловные рефлексы;

в) слуховые анализаторы.

2. «Комплекс оживления» включает в себя:

а) улыбку

б) поворот головы к источнику света

в) вокализации

г) сосательный рефлекс

д) двигательную активность конечностей

3.Простейшая первичная форма самосознания – это...

а) узнавание себя;

б) самооценка;

в) автономная речь.

4. Уровень умственного развития, который достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым называется:

а) уровнем актуального развития;

б) уровнем потенциального развития;

в) зоной ближайшего развития;

г) зоной опережающего развития.

5. Восстановите правильную последовательность развития детского мышления:

а) наглядно-образное;

б) словесно-логическое;

в) наглядно-действенное.

6. Выделите основные компоненты психологической готовности к школьному обучению:
а) социальная зрелость

б) эмоциональная зрелость

в) интеллектуальная зрелость

г) половая зрелость

7. Кризис 7 лет – это:
а) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности;
б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх;
в) тревожность, демонстративность, вербализм.
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.

8. Назовите возраст, в каком появляется психологическая готовность к личностному определению:

а) взрослость;

б) отрочество;

в) юность.

9. Кому присуща следующая характеристика - отрицает у себя наличие каких-либо признаков старости и дряхлости?

а) старик-негативист;

б) старик экстравертированный;

в) старик интровертированный.

10. Определите границы зрелости:

а) 18-20 – 30 лет;

б) 30 – 55-60 лет;

в) 60 – 75 лет;

г) 75 – 90 лет;

д) более 90 лет.

Ключ к тестам модуля 3:

1)б; 2)а,в,д; 3)а; 4)б; 5)в, а, б; 6)а, б, в; 7)а; 8)1-б, 2-в, 3-а. 9) б; 10) б.

Критерии оценки теста:

90 % правильных ответов - оценка «5».

75 – 89 % правильных ответов – оценка «4»

50 – 74 % правильных ответов – оценка «3»

73% и меньше – оценка «2».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: