Балльно-рейтинговая система аттестации
«отлично» - 85-100 баллов
«хорошо» - 71-84 баллов
«удовлетворительно» - 60-70 баллов
«неудовлетворительно с возможной пересдачей» - 31-59 баллов
«неудовлетворительно с повторным изучением дисциплины» - менее 31 баллов
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Возрастная психология как наука о психическом развитии в онтогенезе.
2. Понятие «развитие» и его критерии, различные типы развития. Понятия «рост», «возраст».
3. Основные факторы и условия психического развития.
4. Стратегии исследования психического развития ребенка.
5. Этапы становления психологии развития.
6. Возраст и возрастные категории.
7. Психоаналитическая теория детского развития З. Фрейда.
8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
9. Теория социального научения в современной американской психологии.
10. Учение об интеллектуальном развитии ребенка Ж.. Пиаже.
11. Проблема обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие зоны ближайшего развития.
12. Значение деятельности в развитии человека, ведущий тип деятельности (А.Н. Леонтьев).
13. Этапы формирования личности в онтогенезе (Л.И. Божович).
14. Периодизация детского развития Д.Б. Эльконина.
15. Кризис новорожденности. Комплекс оживления и его значение.
16. Развитие сенсорных систем и возникновение акта хватания в младенческом возрасте.
17. Основные психические новообразования младенческого возраста.
18. Особенности развития ребенка, воспитывающегося в условиях дефицита общения.
19. Кризис одного года. Появление новой социальной ситуации развития.
20. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущая в раннем детстве.
21. Развитие совместной деятельности с взрослым в раннем детстве. Ситуативно-деловая форма общения.
|
22. Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста.
23. Основные новообразования раннего детства.
24. Кризис трех лет. Симптомы кризиса.
25. Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста.
26. Развитие игры в дошкольном возрасте.
27. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка.
28. Развитие общения дошкольников со сверстниками.
29. Основные новообразования дошкольного возраста и их значение в развитии личности ребенка.
30. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
31. Кризис семи лет. Основная симптоматика кризиса.
32. Проблема готовности ребенка к школьному обучению.
33. Особенности и трудности школьного обучения. Становление учебной деятельности.
34. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности, определяющий психическое развитие младшего школьника.
35. Общение младшего школьника с родителями и другими взрослыми. Роль личности учителя в обучении и воспитании.
36. Особенности общения со сверстниками в младшем школьном возрасте. Виды общения в обучении.
37. Развитие познавательных процессов у ребенка младшего школьного возраста.
38. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка.
39. Анатомофизиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на поведение.
40. Центральное новообразование личности в подростковом возрасте.
41. Личностный кризис в отрочестве.
42. Различные типы развития отношений подростка с взрослыми.
43. Дружба, любовь и подростковая сексуальность.
|
44. Юность как социально-психологическое явление. Психологическая готовность к личностному самоопределению.
45. Психологические проблемы взаимоотношений старшеклассников с взрослыми.
46. Особенности формирования ценностных ориентаций и жизненные планы старшеклассников.
47. Поиск смысла жизни в ранней взрослости.
48. Психологическое содержание личностного кризиса молодости.
49. Когнитивное развитие в ранней взрослости.
50. Кризис взрослости.
51. Типы личности взрослого человека.
52. Социальная ситуация жизни людей пожилого возраста.
53. Социально-психологические типы старости.
Тестовые задания для проведения текущего контроля знаний студентов
Модуль 1
1. Выберите правильный вариант ответа: Возрастная психология изучает:
a) факты и закономерности развития психики человека;
б) общие законы развития и формирования психики;
в) проявления психики людей;
г) детей дошкольного и школьного возраста.
2 Метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий – это….
а) наблюдение;
б) опрос;
в) тестирование;
г) эксперимент.
3. Как по-другому называют «календарный» возраст?
а) условный;
б) абсолютный;
в) социокультурный.
4. Интериоризация – это:
а) преобразование предметной деятельности в структуру внутреннего плана;
б) защитный механизм личности;
в) получение, переработка и хранение информации, полученной человеком из вне;
|
г) интуитивное знание.
5. Процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности называется…
а) аккультурация;
б) воспитание;
в) социализация.
6. Каково, по мнению Л.С. Выготского, соотношение обучения и развития:
а) обучение должно идти на шаг впереди развития;
б) обучение не должно опережать развитие;
в) обучение и есть развитие.
7. Назовите основные виды депривации:
а) личностная
б) информационная
в) материальная
г) материнская
д) двигательная
е) сенсорная
ж) социальная
8. Причина «госпитализма» заключается в дефиците:
а) общения;
б) движения;
в) жевания.
9. Какие критерии возрастной периодизации рассматриваются в отечественной психологии?
а) новообразования
б) кризис
в) тип ведущей деятельности
г) социальная ситуация развития;
д) все ответы верны.
10. Кто из психологов ввел понятия «Психологические новообразования» и «социальная ситуация развития»:
а) Ж.Пиаже
б) Э.Эриксон
в) В. С. Мухина
г) Л. С. Выготский
Ключ к тестам модуля 1:
1)а; 2)г; 3) б; 4)а; 5)а; 6)а; 7) б, г, д. е, ж; 8)а; 9)д; 10) г
Критерии оценки теста:
90 % правильных ответов - оценка «5»
75 – 89 % правильных ответов – оценка «4»
50 – 74 % правильных ответов – оценка «3»
73% и меньше – оценка «2».
Модуль 2
1. В основе концепции психического развития Г.С. Холла лежит:
а) собственное наблюдение за процессом психического развития своего ребенка;
б) теория поэтапного формирования умственных действий;
в) биогенетический закон Геккеля;
г) эпигенетический принцип развития Э. Эриксона.
2. Как называется теория развития психического развития Э. Эриксона:
а) эпигенетическая;
б) культурно-историческая;
в) психосексуальная;
г) социального научения.
3. Ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина:
а) учебная деятельность;
б) предметно-манипулятивная деятельность;
в) эмоциональное общение со взрослыми;
г) игра.
4.Приписывание детьми явлениям природы и окружающим предметам человеческих качеств Жан Пиаже связывает с:
а) артификализмом;
б) госпитализмом;
в) антропоморфизмом;
г) эгоцентизмом.
5. Установите правильную последовательность стадий периодизации линии психосексуального развития З.Фрейда:
а) латентная стадия;
б) фаллическая стадия;
в) оральная стадия;
г) анальная стадия;
д) генитальная стадия.
6. Автор теории, основная идея которой: «Ребенок – целостная личность, активно познающая окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений. Он включается при этом в две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый». Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность».
а) Ж.Пиаже
б) Д.Б.Эльконин
в) В. С. Мухина
г) Л. С. Выготский
7. Как называется теория К.Бюллера?
а) теория конвергенции двух факторов;
б) теория трех ступеней развития.
8. Какое направление в психологии считает, что движущей силой в развитии является окружающая его среда?
а) эндогенное;
б) экзогенное.
9. Какое направление исследует познавательную деятельность человека?
а) психоаналитическое
б) социогенетическое
в) культурологическое
г) когнитивное
10.Развитие интеллекта по Ж.Пиаже проходит:
а) 2 стадии
б) 4 стадии
в) 3 стадии
г) Все ответы не верны
Ключ к тестам модуля 2:
1)в; 2)а; 3)в; 4)г; 5)в, г, б, а, д; 6); б; 7)б; 8)б; 9)г; 10) б.
Критерии оценки теста:
90 % правильных ответов - оценка «5»
75 – 89 % правильных ответов – оценка «4»
50 – 74 % правильных ответов – оценка «3»
73% и меньше – оценка «2».
Модуль 3
1. Какие рефлексы помогают приспособиться к новым условиям жизни новорожденному:
а) условные рефлексы;
б) безусловные рефлексы;
в) слуховые анализаторы.
2. «Комплекс оживления» включает в себя:
а) улыбку
б) поворот головы к источнику света
в) вокализации
г) сосательный рефлекс
д) двигательную активность конечностей
3.Простейшая первичная форма самосознания – это...
а) узнавание себя;
б) самооценка;
в) автономная речь.
4. Уровень умственного развития, который достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым называется:
а) уровнем актуального развития;
б) уровнем потенциального развития;
в) зоной ближайшего развития;
г) зоной опережающего развития.
5. Восстановите правильную последовательность развития детского мышления:
а) наглядно-образное;
б) словесно-логическое;
в) наглядно-действенное.
6. Выделите основные компоненты психологической готовности к школьному обучению:
а) социальная зрелость
б) эмоциональная зрелость
в) интеллектуальная зрелость
г) половая зрелость
7. Кризис 7 лет – это:
а) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности;
б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх;
в) тревожность, демонстративность, вербализм.
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
8. Назовите возраст, в каком появляется психологическая готовность к личностному определению:
а) взрослость;
б) отрочество;
в) юность.
9. Кому присуща следующая характеристика - отрицает у себя наличие каких-либо признаков старости и дряхлости?
а) старик-негативист;
б) старик экстравертированный;
в) старик интровертированный.
10. Определите границы зрелости:
а) 18-20 – 30 лет;
б) 30 – 55-60 лет;
в) 60 – 75 лет;
г) 75 – 90 лет;
д) более 90 лет.
Ключ к тестам модуля 3:
1)б; 2)а,в,д; 3)а; 4)б; 5)в, а, б; 6)а, б, в; 7)а; 8)1-б, 2-в, 3-а. 9) б; 10) б.
Критерии оценки теста:
90 % правильных ответов - оценка «5».
75 – 89 % правильных ответов – оценка «4»
50 – 74 % правильных ответов – оценка «3»
73% и меньше – оценка «2».