Изучение дисциплины «Возрастная психология» предусматривает формирование у студентов целостного научного представления о психологии развития, развитие компетенций, позволяющих формировать систему знаний о развитии человеческой психики на разных этапах онтогенеза.
Данная дисциплина направлена на развитие навыков критического анализа различных теорий и концепций развития личности, овладение студентами методологическими основами психологического исследования личности в процессе развития и образования.
В ходе проведения практических занятий необходимо обращать внимание на развитие навыков самостоятельной и творческой работы, которая формирует профессиональные умения студентов организовывать учебную и внеурочную деятельность в школе.
В процессе изучения дисциплины используются активные инновационные методы обучения, позволяющие отдельных компоненты формируемых компетенций с их последующей интеграцией в способы решаемых задач.
Для организации эффективного образовательного процесса по формированию компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО, изучение дисциплины «Возрастная психология» необходимо использовать следующие методы: лекционные занятия, семинары, практикумы, индивидуальные самостоятельные творческие работы и групповые формы работы студентов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Глоссарий
Адаптивность человека – (от лат. adaptare ‑ приспособлять) – врожденная и приобретенная способность к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Уровень адаптивности может повышаться или понижаться в течение жизни.
Адаптация к школе – перестройка познавательно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
|
Акмеология (греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет) – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.
Акселерация – ускорение соматического и психического развития; ускоренное изменение размеров тела в процессе взросления; более позднее наступление климакса, увеличение длительности жизни и другие явления того же порядка по сравнению с предыдущими поколениями.
Биогенетический закон – биологический закон, открытый Э. Геккелем (1834-1919): онтогенез в общих чертах повторяет филогенез.
Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований.
Вербальные функции (verbalis ‑ словесный) – процесс оперирования различными формами знакового (словесного) материала.
Витальные потребности – жизненно важные, органические потребности (в пище, тепле и т.д.).
Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
Возрастные часы – внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек отстает или опережает ключевые события жизни: обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др.
|
Вундеркинд – (нем. wunderkind – чудо-ребенок) – ребенок, обладающий гиперспособностями.
Гендерные особенности – особенности, связанные с признаками половой принадлежности.
Геронтогенез – один из возрастных периодов жизни человека.
Гетерохронность – (гр. heteros – другой и chronos ‑ время) –разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.
Депривация ‑ лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность, чего-то желанного, необходимого.
Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в конкретном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.
Зона актуального развития – наличный уровень развития, который характеризуется тем, что ребенок может выполнить сам, без помощи взрослого.
Зона ближайшего развития – это область еще не созревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка.
Игра – особый вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков.
Комплекс оживления – позитивная эмоционально-экспрессивная реакция, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком при появлении взрослого.
Когнитивные свойства – свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.
|
Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.
Ориентировочный рефлекс – реакция организма на новый стимул, проявляющаяся в общей его активности, сосредоточении внимания, мобилизации сил и ресурсов.
Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение человека, нарушающего существующие в обществе правовые или нравственные нормы.
Перцептивный – относящийся к области восприятия.
Полоролевое поведение – поведение, свойственное человеку определенного пола в той его социальной роли, которая соответствует половой принадлежности данного человека.
Познавательные психические процессы – психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь.
Психокорркеция – исправление недостатков в психике и поведении здорового человека при помощи специальных методов.
Пубертат – период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма.
Самоактуализация – стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т.п. Самоактуализация занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей.
Самосознание – осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка себя.
Третичная память – память на отдаленные события, например, у пожилых людей.
Фенотип – совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.
Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
Эгоцентризм детского мышления (по Ж. Пиаже) – центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция.
«Я» - концепция – согласованное и зафиксированное представление человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные образы самого себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение других людей и сопоставление себя с ним.