МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ




Занятие 1. Основные понятия возрастной психологии. (2ч.)

Цель занятия: Охарактеризовать понятия возрастной психологии и раскрыть связь возрастной психологии с другими науками.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и задачи возрастной психологии.

2. Характеристика понятий «развитие», «рост», «возраст» и характеристика научных теорий развития.

3. Структура возрастной психологии.

4. Связь возрастной психологии с другими науками.

5. Понятие периодизации развития и три группы периодизаций по Л.С. Выготскому.

6. Историография человеческого развития.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. – М., 1982.

2. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.

Заниятие 2. Становление возрастной психологии как науки .

Цель занятия: Проанализировать становление возрастной психологии как науки, раскрыть основные этапы ее развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика донаучного этапа в становлении возрастной психологии.

2. Идеи развития в трудах Ж.Ж. Руссо.

3. Переход к научному изучению детской души в трудах Д. Тидемана.

4. Возрастная психология как самостоятельной дисциплины в 19в.

5. Появление педологии и ее значение.

Литература:

1. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

2. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976.

3. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Вопросы психологии. –1998. – № 1.

 

Занятие 3. Условия, факторы и методы изучения психического развития ребенка.

Цель занятия: Выделить условия, факторы и методы изучения психического развития ребенка.

Вопросы для обсуждения:

1. Метод наблюдения в изучении психического развития ребенка.

2. Метод тестов и его недостатки.

3. Характеристика близнецового метода.

4. Метод эксперимента в исследовании ребенка.

5. Стратегия формирования психических процессов.

6. Проблема наследственности и среды в развитии ребенка.

7. Характеристика наследственных свойств организма и влияние социальной среды.

Литература:

1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Питер. – 2001.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.

3. Крайг Г. Психология развития. – Питер. – 2002.

 

Занятие 4. Основные концепции зарубежной психологии развития .

Цель занятия: Провести сравнительный анализосновных концепций зарубежной психологии развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция рекапитуляции Э. Геккеля и Ст. Холла.

2. Нормативный подход А. Гезелла и Л. Термена.

3. Теория К. Бюлера о трех ступенях детского развития.

4. Аналитическая школа детского анализа М. Клейн.

5. Историческая психология детства Ф. Ариес.

6. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна.

7. Изучение противоречий в развитии ребенка в теории А. Валлона.

Литература:

1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.

2. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

3. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – МГУ. – 1980.

 

Занятие 5. Психоаналитический подход в психологии развития.

Цель занятия: Раскрытьпсихоаналитический подход в психологии развития и познакомиться с основными теориями развития личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа.

2. Понятие социализации в психоаналитических учениях.

3. Периодизация полного жизненного пути развития личности в теории З. Фрейда.

4. Типы характеров, формирующихся на каждой стадии.

5. Детское развитие как процесс социализации ребенка в теории А. Фрейд.

6. Психоисторическая теория развития личности с учетом конкретной культурной среды.

Литература:

1. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

2. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона. Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. – М., 1978.

3. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. – М., 1996.

 

Занятие 6. Современные подходы к периодизации развития человека

Цель занятия: Провести сравнительный анализ с овременных подходов к периодизации развития человека.

Вопросы для обсуждения:

1. Периодизация Э. Эриксона.

2. Периодизация В.И. Слободчикова.

3. Периодизация Д.Б. Эльконина

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984.

2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. Для студ. высш. учеб. завед. – 11-е изд., переаб. и доп. – М., 2007.

3. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. – 1991. – N 2.

4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

Занятие 7. Учение об интеллектуальном развитии ребенка

Жана Пиаже.

Цель занятия: изучить основные положения учения об интеллектуальном развитии ребенка Жана Пиаже, выделить стадии интеллектуального развития.

Вопросы для обсуждения:

1. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже.

2. Эгоцентризм детского мышления.

3. Принцип равновесия в объяснении интеллектуального развития ребенка.

4. Полемика Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.

5. Понятие социализации в теории Пиаже.

6. Стадии интеллектуального развития.

Литература:

1. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

2. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. – М., 1994.

3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1982.

 

Занятие 8. Л.С. Выготский и его школа.

Цель занятия: Познакомитьсяскультурно-исторической теорией развития психики Л.С. Выготского, сделать сравнительный анализ взглядов его последователей.

Вопросы для обсуждения:

1. Культурно-историческая теория развития психики.

2. Основные законы психического развития ребенка.

3. Обучение как движущая сила психического развития.

4. Понятие зоны ближайшего развития.

5. Гипотеза о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе и ее недостатки.

6. Изучение типов ведущей деятельности в онтогенезе в работах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

7. Разработка операционального содержания деятельности в исследованиях П.Я. Гальперина.

8. Периоды и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину.

Литература:

1. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 1995.

3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1982.

4. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М., 1995.

5. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – МГУ. – 1978.

 

 

Занятие 9. Феномен детства как особого возраста жизни

Цель занятия: Раскрыть феномен детства как особого возраста жизни

Вопросы для обсуждения:

1. Детство как историческая категория.

2. Феномен человеческого детства.

3. Продолжительность современного человеческого детства.

4. Проблема границ детства.

5. Парадоксы детства.

Литература:

1. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.,1960-2002, любое издание.

2. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.,1996.

3. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. – Екатеринбург, 1999

4. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

5. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. – М., 1997.

6. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I. – Рига, 1999.

7. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

8. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.

9. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992.

 

Занятие 10. Особенности психического развития в период новорожденности.

Цель занятия: Раскрыть психологические характеристики возраста.

Вопросы для обсуждения:

1. Периоды пренатального развития.

2. Влияние среды на пренатальное развитие.

3. Безусловные рефлексы новорожденного и их значение для развития ребенка.

4. Основные новообразования периода новорожденности.

5. Развитие эмоциональной сферы.

6. Значение и характеристика «комплекса оживления».

Литература:

1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.

2. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

3. Филиппова Г.Г. Сравнительно-психологическое исследование комплекса оживления / Вопросы психологии. – 1998. – № 6.

 

Занятие 11. Особенности психического развития в период младенчества .

Цель занятия: Раскрыть психологические характеристики младенчества

Вопросы для обсуждения:

1. Сенсорное и Моторное развитие в младенческом возрасте.

2. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.

3. Особенности эмоциональной жизни младенца.

4. Кризис первого года жизни.

Литература:

1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

2. Поливянова Н.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис 1 года) / Вопросы психологии. –1989. – № 1.

3. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. – М., 1991.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: