Занятие 1. Основные понятия возрастной психологии. (2ч.)
Цель занятия: Охарактеризовать понятия возрастной психологии и раскрыть связь возрастной психологии с другими науками.
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет и задачи возрастной психологии.
2. Характеристика понятий «развитие», «рост», «возраст» и характеристика научных теорий развития.
3. Структура возрастной психологии.
4. Связь возрастной психологии с другими науками.
5. Понятие периодизации развития и три группы периодизаций по Л.С. Выготскому.
6. Историография человеческого развития.
Литература:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. – М., 1982.
2. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.
3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.
Заниятие 2. Становление возрастной психологии как науки .
Цель занятия: Проанализировать становление возрастной психологии как науки, раскрыть основные этапы ее развития.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика донаучного этапа в становлении возрастной психологии.
2. Идеи развития в трудах Ж.Ж. Руссо.
3. Переход к научному изучению детской души в трудах Д. Тидемана.
4. Возрастная психология как самостоятельной дисциплины в 19в.
5. Появление педологии и ее значение.
Литература:
1. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.
2. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976.
3. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Вопросы психологии. –1998. – № 1.
Занятие 3. Условия, факторы и методы изучения психического развития ребенка.
Цель занятия: Выделить условия, факторы и методы изучения психического развития ребенка.
Вопросы для обсуждения:
1. Метод наблюдения в изучении психического развития ребенка.
|
2. Метод тестов и его недостатки.
3. Характеристика близнецового метода.
4. Метод эксперимента в исследовании ребенка.
5. Стратегия формирования психических процессов.
6. Проблема наследственности и среды в развитии ребенка.
7. Характеристика наследственных свойств организма и влияние социальной среды.
Литература:
1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Питер. – 2001.
2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.
3. Крайг Г. Психология развития. – Питер. – 2002.
Занятие 4. Основные концепции зарубежной психологии развития .
Цель занятия: Провести сравнительный анализосновных концепций зарубежной психологии развития.
Вопросы для обсуждения:
1. Концепция рекапитуляции Э. Геккеля и Ст. Холла.
2. Нормативный подход А. Гезелла и Л. Термена.
3. Теория К. Бюлера о трех ступенях детского развития.
4. Аналитическая школа детского анализа М. Клейн.
5. Историческая психология детства Ф. Ариес.
6. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна.
7. Изучение противоречий в развитии ребенка в теории А. Валлона.
Литература:
1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.
2. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.
3. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – МГУ. – 1980.
Занятие 5. Психоаналитический подход в психологии развития.
Цель занятия: Раскрытьпсихоаналитический подход в психологии развития и познакомиться с основными теориями развития личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа.
|
2. Понятие социализации в психоаналитических учениях.
3. Периодизация полного жизненного пути развития личности в теории З. Фрейда.
4. Типы характеров, формирующихся на каждой стадии.
5. Детское развитие как процесс социализации ребенка в теории А. Фрейд.
6. Психоисторическая теория развития личности с учетом конкретной культурной среды.
Литература:
1. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.
2. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона. Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. – М., 1978.
3. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. – М., 1996.
Занятие 6. Современные подходы к периодизации развития человека
Цель занятия: Провести сравнительный анализ с овременных подходов к периодизации развития человека.
Вопросы для обсуждения:
1. Периодизация Э. Эриксона.
2. Периодизация В.И. Слободчикова.
3. Периодизация Д.Б. Эльконина
Литература:
1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. Для студ. высш. учеб. завед. – 11-е изд., переаб. и доп. – М., 2007.
3. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. – 1991. – N 2.
4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
Занятие 7. Учение об интеллектуальном развитии ребенка
Жана Пиаже.
Цель занятия: изучить основные положения учения об интеллектуальном развитии ребенка Жана Пиаже, выделить стадии интеллектуального развития.
Вопросы для обсуждения:
|
1. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже.
2. Эгоцентризм детского мышления.
3. Принцип равновесия в объяснении интеллектуального развития ребенка.
4. Полемика Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.
5. Понятие социализации в теории Пиаже.
6. Стадии интеллектуального развития.
Литература:
1. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.
2. Пиаже Ж. Избр. психол. труды. – М., 1994.
3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1982.
Занятие 8. Л.С. Выготский и его школа.
Цель занятия: Познакомитьсяскультурно-исторической теорией развития психики Л.С. Выготского, сделать сравнительный анализ взглядов его последователей.
Вопросы для обсуждения:
1. Культурно-историческая теория развития психики.
2. Основные законы психического развития ребенка.
3. Обучение как движущая сила психического развития.
4. Понятие зоны ближайшего развития.
5. Гипотеза о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе и ее недостатки.
6. Изучение типов ведущей деятельности в онтогенезе в работах В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
7. Разработка операционального содержания деятельности в исследованиях П.Я. Гальперина.
8. Периоды и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину.
Литература:
1. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 1995.
3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1982.
4. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М., 1995.
5. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – МГУ. – 1978.
Занятие 9. Феномен детства как особого возраста жизни
Цель занятия: Раскрыть феномен детства как особого возраста жизни
Вопросы для обсуждения:
1. Детство как историческая категория.
2. Феномен человеческого детства.
3. Продолжительность современного человеческого детства.
4. Проблема границ детства.
5. Парадоксы детства.
Литература:
1. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.,1960-2002, любое издание.
2. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.,1996.
3. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. – Екатеринбург, 1999
4. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
5. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. – М., 1997.
6. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I. – Рига, 1999.
7. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
8. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.
9. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992.
Занятие 10. Особенности психического развития в период новорожденности.
Цель занятия: Раскрыть психологические характеристики возраста.
Вопросы для обсуждения:
1. Периоды пренатального развития.
2. Влияние среды на пренатальное развитие.
3. Безусловные рефлексы новорожденного и их значение для развития ребенка.
4. Основные новообразования периода новорожденности.
5. Развитие эмоциональной сферы.
6. Значение и характеристика «комплекса оживления».
Литература:
1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
3. Филиппова Г.Г. Сравнительно-психологическое исследование комплекса оживления / Вопросы психологии. – 1998. – № 6.
Занятие 11. Особенности психического развития в период младенчества .
Цель занятия: Раскрыть психологические характеристики младенчества
Вопросы для обсуждения:
1. Сенсорное и Моторное развитие в младенческом возрасте.
2. Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте.
3. Особенности эмоциональной жизни младенца.
4. Кризис первого года жизни.
Литература:
1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
2. Поливянова Н.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис 1 года) / Вопросы психологии. –1989. – № 1.
3. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. – М., 1991.