Занятие 17. Особенности психического развития в период ранней взрослости.




Цель занятия: Познакомиться особенностями психического развития в период ранней взрослости.

Вопросы для обсуждения:

1. Физическое развитие в молодости.

2. Когнитивное развитие в молодости.

3. Стратегии жизни в молодом возрасте.

4. Кризис молодости.

5. Социальная активность молодых.

6. Профессиональное самоопределение и обретение нового социального статуса.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1980.

2. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.

3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.

 

Занятие 18. Психология зрелых возрастов

Цель занятия: Выделить основные возрастные особенности в зрелом возрасте и старости.

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение хронологического, биологического, психологического и социального возраста.

2. Зрелость как вершина жизненного пути. Стабильность и изменения личности в зрелости.

3. Период старения и старости. Биологические и социальные факторы старения. Проблема долголетия и жизнеспособности. Старость как социальная проблема.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М., 2000.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

2.3 Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы

2.3.1 Написание реферата

Целью выполнения реферата является более глубокое знакомство студентов с некоторыми вопросами, отражающими современные представления в области рассматриваемой дисциплины, а также закрепление навыков работы с психологической литературой.

Тематика рефератов:

1. Метод «поперечных» срезов: сущность, положительные и отрицательные стороны использования;

2. Лонгитюдный метод: сущность, положительные и отрицательные стороны использования;

3. Дневники наблюдений: сущность, положительные и отрицательные стороны использования;

4. Естественно-научный констатирующий эксперимент: сущность, положительные и отрицательные стороны использования;

5. Формирующий эксперимент: сущность, положительные и отрицательные стороны использования;

6. Метод тестов: определение, виды тестов, правила тестового обследования детей;

7. Анализ продуктов детской деятельности;

8. Анкетирование и беседа в исследовании психического развития детей;

9. Близнецовый метод: сущность, положительные и отрицательные стороны использования;

10. Этические нормы проведения психологических исследований в области возрастной психологии.

 

Методические рекомендации к написанию реферата:

Реферат - это краткое изложение в письменном виде, а затем в форме публичного выступления результатов самостоятельного изучения какой-либо проблемы [БЭС, с.1014]. Он включает в себя - в зависимости от выбранной темы, целей и задач исследования - обзор психологических первоисточников, историко-психологической и научно-теоретической литературы, в том числе и специальной периодической. В отличие от рецензии здесь не требуется разбора и оценки. Реферат представляет собой сокращенное отображение реферируемого произведения. Главным его достоинством является по возможности точное воспроизведение предмета реферирования. Если же при подготовке реферата автор хочет выразить свои мысли, то он должен с помощью тех или иных приемов (например, путем заключения в скобки указания своих инициалов) отличить их от содержания реферируемого произведения.

Реферирование - процесс свертывания, уплотнения информации, имеющейся в том или иной научном тексте, с целью получения краткого, сжатого содержания, предназначенной для этого статьи, главы книги, монографии и т.д. Главная задача реферирования состоит в том, чтобы при небольшом объеме реферата сохранить как можно больше значимой и информации, чтобы неизбежные при реферировании потери информации в минимальной степени коснулось важных и существенных сведений, содержащихся в тексте. Тема реферата определяется преподавателем или избирается студентом самостоятельно, в последнем случае тема реферата, выбранная студентом, в обязательном порядке обговаривается с преподавателем. В дальнейшем допускается незначительное изменение темы реферата только по согласованию с преподавателем. Основной целью работы над рефератом является приобретение навыка библиографического поиска необходимой литературы, аналитической работы с различными источниками по той или иной теме и грамотного письменного изложения. Задачей реферирования является подробное изучение выбранной проблемы, с возможностью дальнейшего исследования данного вопроса при написании курсовой работы. Реферат должен способствовать формированию навыков исследовательской работы, умения критически мыслить, анализировать, сравнивать, формировать суждения, классифицировать и делать самостоятельные выводы. Объем реферата определяется содержанием первоисточников и может колебаться от 10 до 20 машинописных листов.

Композиционно (строение, соотношение и взаимное расположение частей работы) текст реферата также может быть различным. Общая структура любого реферата должна состоять из трех частей: введения, основной части и заключения.

Во введении обосновывается выбор темы реферата, ее актуальность для науки вообще и для изучения данного учебного курса в частности. Также в введении дается краткая характеристика первоисточников (жанр, цели и задачи авторов). В этой части реферата может быть дан перечень ключевых слов, т.е. слова и словосочетания, выражающие понятия существенные для понимания данной проблемы.

Основная часть реферата. В ней передается содержание изученных первоисточников по данной проблеме. При необходимости (если, например, в работе затрагивается ряд проблем), данная часть работы может содержать несколько глав.

В заключении студент приводит собственные выводы по материалам изученных первоисточников, высказывает аргументированное согласие или несогласие с позицией или точкой зрения авторов.

Студенту необходимо знать и строго соблюдать основные требования к оформлению работы. Она должна быть написана логично, последовательно, четко, грамотно; с соблюдением абзацев. Страницы должны быть пронумерованы, и на каждой следует оставлять поля для замечаний рецензента.

Критерии оценивания рефератов:

Оценкой «отлично» оценивается реферат, в котором соблюдены следующие требования: обоснована актуальность избранной темы; полно и четко представлены основные теоретические понятия; проведен глубокий анализ теоретических и практических исследований по проблеме; продемонстрировано знание методологических основ изучаемой проблемы; показана осведомленность о новейших исследованиях в данной отрасли (по материалам научной периодики); уместно и точно использованы различные иллюстративные приемы - примеры, схемы, таблицы и т. д.; показано знание межпредметных связей; работа написана с использованием терминов современной науки, хорошим русским языком, соблюдена логическая стройность работы; соблюдены все требования к оформлению реферата.

Оценкой «хорошо» оценивается реферативная работа, в которой: в целом раскрыта актуальность темы; в основном представлен обзор основной литературы по данной проблеме; недостаточно использованы последние публикации по данному вопросу; выводы сформулированы недостаточно полно; собственная точка зрения отсутствует или недостаточно аргументирована; в изложении преобладает описательный характер.

Оценка «удовлетворительно» выставляется при условии: изложение носит исключительно описательный, компилятивный характер; библиография ограничена; изложение отличается слабой аргументацией; работа не выстроена логически; недостаточно используется научная терминология; выводы тривиальны; имеются существенные недостатки в оформлении.

Если большинство изложенных требований к реферату не соблюдено, то реферат не засчитывается.

 

2.3.2 Подготовка презентационного материала.

Темы презентаций:

1. Психоанализ и экспериментальное изучение детского развития.

2. Психоаналитическое направление: теория психосоциального развития Э. Эриксона.

3. Когнитивное направление: Ж.Пиаже и женевская школа психологии.

4. Концепция феноменологии развития В.С. Мухиной.

5. Социально-экологическое направление в психологии развития.

6. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.

7. Теория психосексуального развития З. Фрейда.

8. Стадии интеллектуального развития Ж. Пиаже.

9. Стадии нравственного развития по Л. Колбергу.

10. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского.

11. Социально-психологическая концепция развития личности А.В. Петровского.

12. Социально-нормативная периодизация развития личности в онтогенезе Д.И. Фельдштейна.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: