Государственный кредит в странах с развитой рыночной экономикой




Тема 3. Место государственного кредита и государственного долга в финансовых системах зарубежных стран

1. Государственный кредит в странах с развитой рыночной экономикой

2. Становление института государственного долга в странах с трансформационной экономикой

3. Мировой опыт урегулирования проблем внешней задолженности

4. Направления развития государственного кредита в условиях глобализации финансовых рынков

 

Государственный кредит в странах с развитой рыночной экономикой

С обновлением европейской экономики, возникновением в ней излишка капитала, с одной стороны, и снятия валютных ограничений, с другой, начали активизироваться операции по международному коммерческому кредитованию.

Интенсивное развитие международной кредитной сферы в 50-х годах ХХ в. было связано с массовым привлечением частного капитала в международные кредитные операции. Наряду с США, роль кредиторов стали играть и отдельные европейские страны.

Качественно изменило ситуацию на международном кредитном рынке появление нефтяных кризисов. Рост цен на нефть привёл к перераспределению мирового богатства в пользу стран-экспортёров нефти, большинство стран-импортёров нефти были вынуждены осуществлять масштабные заимствования на мировом рынке для обслуживания дефицита платежного баланса. Страны-экспортёры нефти в 1970-1980-х годах выступают как кредиторы. Кредитование экспортерами нефти стран-импортеров нефти осуществлялось преимущественно через европейские рынки краткосрочных кредитов и облигаций, стимулируя их интенсивное развитие.

Повлияла на ситуацию на мировом рынке внешних долгов и утрата долларом США статуса единой ключевой валюты. После краха Бреттон-Вудской системы доля доллара США в международных финансовых и торговых расчетах, а также в официальных золотовалютных резервах государств стала уменьшаться, и возможности США финансировать дефицит платежного баланса за счет экспорта долларов существенно сократились. В 80-90-х годах США выступают наибольшим нетто-заёмщиком. Последовательная политика искусственного повышения внутренних процентных ставок в США содействовала активизации притока инвестиционного капитала в страну, а произошедший рост курса доллара США содействовал дальнейшему росту привлекательности долларовых инвестиций.

Несмотря на стремительное повышение роли корпоративного внешнего долга в мировых финансовых операциях, государственный внешний долг сохраняет свою значимость. Хотя непосредственные заимствования государственных органов власти развитых стран у внешних заёмщиков в 70-90 –г.г. ХХ в. были сравнительно невелики, поскольку государственный долг развитых стран формировался, прежде всего, за счет внешнего рынка капиталов, нельзя недооценивать роль транснационального движения кредитного капитала в формировании государственного долга.

Наибольшее значение прямые межгосударственные кредиты в формировании государственного долга развитых стран имели в 50-60-х годах, в дальнейшем эта форма внешнего долга использовалась лишь эпизодически, преимущественно – для финансирования краткосрочной кризисной задолженности.

Большую роль в формировании государственного долга развитых стран играет приобретение государственных ценных бумаг этих стран нерезидентами. Эти бумаги, характеризуемые наиболее высокой надёжностью и ликвидностью, используются как объекты долгосрочных инвестиций средств государственных валютных резервов, а также страховых компаний и пенсионных фондов.

Важной формой государственного внешнего долга является также задолженность, связанная с финансированием больших инфраструктурных проектов (чаще – в сфере связи, транспорта и коммунальных услуг). Непосредственными заемщиками таких проектов выступают частные компании, которые финансируются преимущественно за счет частного капитала. Однако, согласно сформированной практике, необходимым условием внешних заимствований под финансирование инфраструктурных проектов является участие государства или международных финансовых организаций в финансировании проекта как совместного кредитора или гаранта той или другой части обязательств заемщиков перед частными кредиторами.

Важнейшим изменением организационной инфраструктуры рынка внешних долгов во второй половине ХХ в. стало появление международных финансовых организаций, прежде всего, МВФ, группы МБРР, региональных банков реконструкции и развития и клубов кредиторов, которые начинают играть существенную роль в финансировании внешнего долга развитых стран.

Наибольшую роль в финансировании внешнего долга развитых стран международные финансовые организации играли в 50-70-х г.г. В частности, в этот период до 60% совокупных объемов кредитов МВФ были предоставлены именно развитым странам, прежде всего, европейским государствам. Однако в меру послевоенного оздоровления экономики развитых стран МВФ переориентировался на финансирование развивающихся стран. Доля развитых стран в его кредитах в последние десятилетия ХХ в. не превышала 10%. Международные организации, сформировавшиеся в 70-90 –х годах, как правило, были ориентированы на кредитование развивающихся стран. Однако роль международных финансовых организаций как кредиторов развитых стран постепенно снижается. Только специализированные региональные финансовые организации, прежде всего, европейские, как и раньше, активно предоставляют кредиты развитым странам.

90-ые годы прошлого века отличаются высокой международной мобильностью капитала, которая значительно отличалась по своим масштабам от всех послевоенных десятилетий. Мобильность и масштабность мировых потоков заимствованных финансовых ресурсов стимулируется неравномерностью экономического развития, неравновесием текущих платежных балансов, отсутствием у большинства стран достаточных собственных ресурсов для осуществления внутренних инвестиций, покрытия дефицитов государственных бюджетов, проведения социально-экономических преобразований и исполнения долговых обязательств по внутренним и внешним заимствованиям. Зависимость национальных экономических структур от внешних заимствований возрастает в условиях высокой либерализации и глобализации финансовых рынков. Во многих странах образовалась долговая экономическая система, да и международная экономика в целом из-за своей дефицитности всё более приобретает долговые признаки.

Дефицит государственного бюджета, привлечение и использование займов для его покрытия привели к формированию и значительному росту государственного долга в Украине. Большие размеры внутреннего и внешнего долга, а также, соответственно, рост расходов на его обслуживание, обусловливают необходимость решения проблемы государственного долга, а значит и поиска эффективных методов управления государственным долгом. Как свидетельствует опыт многих стран, чем более обременительным становится для государства накопленный внешний и внутренний долг, тем активнее долговая политика включается во взаимодействие с функционированием экономики государства и её финансовой системы.

В западной литературе классификация государственных заимствований базируется на противопоставлении так называемой общественной задолженности (public debt) и частной задолженности (private debt). В общественную задолженность включаются все виды заимствований, должником при которых выступает общественный сектор экономики, прямо или опосредованно связанный с государственной властью разных уровней. Английский термин public debt является в определённой мере адекватным украинскому «государственный долг и долг органов местного самоуправления». Вторая часть совокупного долга – частный долг, т.е. долг негосударственных (частных) институтов. Традиционно он определяется как корпоративный долг. Однако в последнее время, учитывая новые тенденции на финансовом рынке, из общей суммы негосударственного долга выделяется долг финансовых институтов (банков и небанковских финансовых институтов).

Наиболее детальная классификация совокупного долга (суммарного долга в пределах народного хозяйства) предполагает наличие следующих составляющих:

- государственный долг (долг центрального правительства);

- муниципальный долг (долг органов местного самоуправления);

- долг нефинансовых организаций;

- долг финансового сектора (финансовых организаций).

В отдельных случаях в последние годы выделяют также в качестве составляющей части долга величину обязательств по договорам репо.

Таким образом, государственный и муниципальный долг, согласно классификации, сложившейся в развитых зарубежных странах, представляет собой долг органов государственной власти разных уровней перед другими секторами народного хозяйства. В общую сумму государственного и муниципального долга включается сумма задолженности одного государственного органа перед другим. В большинстве стран в сумму долга включается долг, который может возникнуть в будущем вследствие наличия обязательств органов государственной власти по гарантированным обязательствам третьих лиц.

Общественный долг разделяется на собственно государственный долг или суверенный долг и долг органов местного самоуправления – муниципальный долг (субсуверенный долг). Субсуверенный долг включает субфедеральный долг (если государство является федерацией) и муниципальный долг. Частный долг включает долг финансового сектора и долг нефинансового сектора.

Вся сумма непогашенных обязательств государства создает капитальный (накопленный) государственный долг. Расходы на его обслуживание создают текущий государственный долг. В зависимости от происхождения кредитных ресурсов государственный долг можно разделить на внешний и внутренний. Критериями такого разделения может быть вид заемщика (резидент или нерезидент), валюта займа или рынок размещения займа.

В мировой практике развития государственного кредита можно выделить 2 основные формы займов:

- несекьюритизированные кредиты (кредиты от международных финансовых институтов, не предполагают выпуска ценных бумаг);

- эмиссия долговых ценных бумаг.

В экономической литературе эти формы заимствований также называются безоблигационным и облигационным способами оформления государственной задолженности, которая отражается в книге регистрации государственного долга.

Рассматривая организационное обеспечение системы управления государственным кредитом, следует отметить, что в развитых зарубежных странах не существует единой (унифицированной) модели управления.

Можно выделить 3 основные модели институционального обеспечения управления государственным кредитом:

1) банковская модель: центральный банк страны осуществляет управление государственным долгом. Данная модель наиболее подлежит критике. Эта критика является результатом потенциального конфликта между целями монетарной политики и целями менеджмента государственных заимствований.

2) правительственная модель: управление государственным долгом осуществляет определённая правительственная структура, как правило, это Министерство финансов или Государственное казначейство.

3) агентская модель: отдельная структура (агентство) выбирает наиболее оптимальные методы управления государственным долгом. Хотя агентство, на первый взгляд, является достаточно независимым, оно должно придерживаться основных направлений долговой стратегии, установленных правительством.

Использование развитыми зарубежными странами соответствующих моделей управления государственным долгом отражает таблица 1.

Таблица 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: